18 сентября, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Камиль Тангалычев
Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году в Мордовии. Окончил Мордовский государственный педагогический институт. В его трудовой биографии – районная, многотиражная, республиканские общественно-политические газеты и федеральная «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ). Заслуженный писатель Республики Мордовия, победитель Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг», лауреат еженедельника «Литературная Россия», автор сборников стихов «Рябиновые бубенцы», «Мой поводырь», «Ближняя деревня», «Дорога в Казань», «Избранное», «Наизусть», книг эссе «Лунная мастерская», «Грядущая земля», философских сочинений «Стихия», «Ягода репейника». Член Общественной палаты Республики Мордовия.

Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Проповедь стихии


Современный человек, которому было позволено взлететь в космос, поставил себя над природой - к сожалению, только этот урок он извлек из религиозных учений, обращенных к его достоинству и силе 25 апреля 2009, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Земля состоит из человека, а человек состоит из земли и всего, что есть в ней. Но состоят ли из животворящей земли мысль человеческая и дух человеческий?

Кажется, свою наболевшую философию Земля настойчиво доносит до человечества на языке участившихся стихийных бедствий. Что в себе таят метафоры землетрясений, ураганов, наводнений? О чем тревоги бунтующих океанов, смывающих за считанные минуты цветущие прибрежные города? Может ли человечество как-то смягчить сердце безудержной стихии? Даже лидер США – в свое время самой могучей державы мира, накануне необратимого урагана «Рита» публично уповал на молитву, способную предотвратить катастрофу. Наверное, впрямь только молитву и может слышать стихия, только с молитвой она и может считаться.

Философия есть восхождение ростка на свет, шевеление ветки на дереве, течение реки, выход птенца из яичной скорлупы, шумные удары дождевых капель по жестяной крыше, отсвет звезд на воде...

Несомненно то, что современное откровение природы – тревожное, знаки, которые она подает – это знаки не только физического, но и метафизического бедствия, надвигающейся катастрофы. И кто сегодня в состоянии перевести тревоги природы на язык людей? Естественно-техническая мысль? Философия? Богословие? На мой взгляд – только поэзия! Лишь с поэтической метафорой будет говорить метафора природы, лишь поэту вверит она свое откровение.

С появлением этикоцентричных религий (православия, ислама, буддизма) человек отделил себя от природы, над ней устремил свой взгляд в райское будущее, в бесконечность. И тем самым перестал вглядываться в бытие природы, а в ней за последние столетия многое изменилось. Следовательно, многое изменилось и в самом человеке, ведь он, несмотря на приверженность новым религиозным учениям, отвергающим «язычество», не перестал быть частью природы. И отводя взор от «окружающей среды», человек отвел взор и от самого себя, от сущности своей.

Человек ступил на зыбкую виртуальную почву, которая высится над природой. В действительности такой почвы не существует, она – производная этического самообмана. Потому, если мы продолжим свой грядущий путь по этому же виртуальному ландшафту, окончательно перестанем слышать голос реальной почвы, животворящей земли, мы можем прийти к тупику.

Причем голос земли важно слышать – в своем времени, в своей жизни. Современный голос земли лично я слушаю в книге «Стихия» (2004 год), слушаю – как писатель, слушаю – своей любовью к каждой травинке, песчинке, росинке. Это от самого творящего Мироздания слышу я строгие слова: «А слово обо мне будет произносить дерево – крича; травинка – рыдая; камень – не умея ни кричать, ни рыдать, ни смеяться... Мой камень слышит меня; мой поэт видит меня. Но я даже одному камню своему говорю о себе столько, сколько не говорю о себе за целую вечность всему человечеству».

Современный человек, которому было позволено взлететь в космос, поставил себя над природой - к сожалению, только этот урок он извлек из религиозных учений, обращенных к его достоинству и силе. В итоге человек поставил себя над природой, а не над собственными низменными страстями, не над алчностью и чревоугодием. Но мы слушаем язык земли, вглядываемся в ее грозные метафоры – и понимаем: божественно кроткая природа возвращает свою божественно всемогущую власть, оказавшуюся под ногами у человечества. И сегодня этой своей властью природа уже не возвышает человека над былинкой и песчинкой. И природа этим невозвышением спасает человека.

Земля говорит о себе, что она и есть творец бытия. «Потому – не себя я унизил, оказавшись у вас под ногами. Но я вас возвысил, прежде возвысив мои травы и деревья, растущие из моего сердца. В какую бы из сторон света ветер ни наклонил мои травы, они, даже послушные ветру, будут оставаться в моем сердце, в истине о том, что земля – это я. И в любой из сторон света, куда наклонятся травы, они будут возвещать этому свету об одном: я есть земля» («Стихия»).

Более того, и откровения существующих религий природа не возвышает над истиной травинки, ягоды, степи, горы или оврага.

Свирепый океан – смывающий с земли города, небоскребы, храмы, библиотеки – не зализывает ли по-своему раны на земном теле великой истины, исковерканной, оплеванной, оклеветанной и растоптанной? И не обветшавшие ли каноны, кандалами гремящие на ногах истины о том, что творение мира не прекращается никогда, время от времени смывает свирепый океан?

Земля состоит из человека, а человек состоит из земли и всего, что есть в ней. Но состоят ли из животворящей земли мысль человеческая и дух человеческий? Состоит ли из земли – наша философия бытия? Пока еще не состоит, но – впереди торжество новой истины, которую, повторим еще раз, убедительно и достойно выразит только поэзия. Речь не столько о стихотворной культуре, сколько о парадоксальной философии, которая видит землю – живой и мыслящей. Только поэзии вверит себя природа – после великой и отверженной эпохи язычества.

Но Творец вновь, уже в который раз и неизменно, не оставляет человека одного в пустоте; Он дает человеку твердь – себя, воплощенного в земной тверди.

Нам необходимо слышать то, что земля сама воплощается в истине, воплощается в мысли; в откровении о том, что если не перестают восходить травы, волноваться океан, рождаться люди и звери – значит, творение мира воистину не прекращается. Истина – постоянна и тверда, как земля. Но та истина, в которой воплотилась сама земля, не закостенела, не окаменела.

Сегодня поэтическое знание являет нам предельную простоту, ясность, основательность и неизбежность истины: земля есть воплощение самого Творца. Прозрачность философии, ее несочиненность способно нам являть поэтическое знание.

Мы видим: философия не есть просто изворотливые движения человеческой мысли. Философия есть восхождение ростка на свет, шевеление ветки на дереве, течение реки, выход птенца из яичной скорлупы, шумные удары дождевых капель по жестяной крыше, отсвет звезд на воде...

Все это – само по себе есть истинная мысль Творца, мысль Бога. Слышим ли мы эту мысль? Видим ли того, кому она принадлежит?

Спасаемся ли возле этой мысли – не отвергающей святые писания прежних пророков, не отвергающей и те пустыни, горы, города, селения, где им снились священные сны?

Книга бытия не перестает писаться; и книга эта – поэтическая, то есть обозревающая творящийся мир не стандартно, а парадоксально. Поэтическая книга бытия видит Творца, из чьей плоти состоит белый свет и все сущее на белом свете.

Но сегодня – время поэтического слова, писательского откровения. Наверное, в современную эпоху можно говорить и о новой священной миссии, возложенной историей на литературу. Более того, сегодня именно на литературе – священная миссия. На новое – планетарное! – служение история призывает поэзию.

И вновь на особое служение история призывает и поэта, которому вверено воплощать тревогу земли в понятные для мира слова.

Племя поэта нужно истории, чтобы оно внимало Творцу, внимая голосу земли. Сегодня этот голос отдельные люди слушают – укрывшись в храмах, потому что и там не перестает звучать голос земли, ведь и там прославляется – Творец. Но литература слушает этот голос – выйдя из храма, под открытым небом, под солнечным и лунным светом, под животворным дождем, под пречистым снегом.

Поэзия слышит голос земли; а в родной поэзии этому голосу сосредоточенно внимают многие поколения людей, которые в глубине души всегда знали, кто есть их земля. Называли ее матерью, гибли за нее в сражениях.

Язычники молились ее деревьям, камням. И камни, деревья, грозы, пески, воды – разговаривали с язычниками, то есть – с нашими предками, увидевшими землю раньше нас, как с родственниками. Будто в гостях друг у друга были люди и природа – на непрекращающемся пиру единства. И самым почитаемым на этом пиру был – Творец. Это сегодня мы возомнили себя главными на свете и своим вероломством расстроили священный пир единства.

Творец говорит голосом земли; земля говорит голосом творца. И поэзия слышит это! Слышали Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Михаил Пришвин, Сергей Есенин, Лев Гумилев, Владимир Вернадский, Лев Толстой, будто до сих пор идущий по борозде за сохой.

Лучшие стихи и романы в нашей многовековой литературе будто до поры еще боялись знать о том, кто есть наша земля. Но уже эта боязнь литературы знать об истине очевидное и неизбежное делала нашу литературу божественной, могучей; эта трепетная и чистейшая боязнь делала нашу литературу пронзительной, делала нашу литературу близкой – людям и Богу, родной – травам и пескам.

Стихия создает великую гармонию между землей и небесами. Они навсегда поняли и приняли друг друга – неизменными. И человеку – завещано быть солидарным с волей и истиной земли, единой с небесами вселенной. Быть солидарным – с травинкой, песчинкой, деревом, ручьем, муравьем.

Мы молимся Творцу; но и деревья, травы, пески и воды тоже молятся сотворившему их. Их молитва, быть может, скорее доходит до Творца. Потому любить природу – значит, не прерывать их молитву, которая – и о нашем бытии тоже. Наше бытие живо, может, лишь молитвами трав и песков...

Говорят, что в современном мире понизился статус литературы – по сравнению с советским временем. Но это литература до поры затаилась накануне своей грандиозной эпохи. Литература – как отшельник в пустыне – уединенно, в посту, молитвах, самоотверженно соблюдая обет безмолвия, очищает себя для истины.

Книга бытия не перестает писаться; и книга эта – поэтическая, то есть обозревающая творящийся мир не стандартно, а парадоксально. Поэтическая книга бытия видит Творца, из чьей плоти состоит белый свет и все сущее на белом свете.

Почему поэзия во все века велика, недосягаема; почему истинных поэтов на земле всегда меньше, чем пророков? Потому что поэзия слышит и видит непрекращающееся творение мира; и Творца мира всегда, со времен предвечности до нынешнего мгновения, видит в лицо, видит неизменным. И откровение его о том, что он сам есть весь белый свет, поэзия слышит от него самого.

Несомненно, наша литература сегодня вновь ответственна за духовное и этическое мироустройство. Впрочем, за это всегда и была ответственна только литература, потому что лучшие произведения человеческого духа, помогавшие миру оставаться собой, всегда – поэзия.


Камиль Тангалычев  
Другие материалы этого автора
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru