23 марта, суббота | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Аналитика | Интервью | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Камиль Тангалычев
Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году в Мордовии. Окончил Мордовский государственный педагогический институт. В его трудовой биографии – районная, многотиражная, республиканские общественно-политические газеты и федеральная «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ). Заслуженный писатель Республики Мордовия, победитель Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг», лауреат еженедельника «Литературная Россия», автор сборников стихов «Рябиновые бубенцы», «Мой поводырь», «Ближняя деревня», «Дорога в Казань», «Избранное», «Наизусть», книг эссе «Лунная мастерская», «Грядущая земля», философских сочинений «Стихия», «Ягода репейника». Член Общественной палаты Республики Мордовия.

Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"

Ангел в заточении
И настолько было траурным страдание души, что даже цветные краски казались угольками сожженного храма 6 мая 2010, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Рублев успел открыть семь замков сияющим ключом кисти и освободить ветхозаветных путников из догматической неволи

Монах, черный, словно тень многовекового горя, писал икону. И настолько было траурным страдание души, что даже цветные краски казались угольками сожженного храма. Монах писал икону молчаливо, но подмастерья понимали мастера без слов; мастер был верен обету молчания. Не молчали только глаза, видевшие то, что не видел никто. Мастер по-своему узрел Бога, потому невозможны были слова.

Прекрасно, что случаются на земле нашей вселенские художники, чтобы Россия не была похожей только на блаженную девочку - и ужасно, что Россия собственноручно же их ослепляет.

А за стеной монастыря, на земле Рублева, шилом выкалывали зодчим глаза. Огромная Русь, в рот набрав слезы, наблюдала, как из глаз мастеров выкалывали чудное видение земли. Наказуемо демоном видение Родины такой, какой могли видеть ее мастера, – лунной, звездной, космической. Только ползучий край был по нраву демону. Но край жертвенно не мирился с этой долей, потому в глуши обрек себя на заточение светлый ангел кисти. На заточение, ведь за окнами кельи шла война. В это время Русь сражалась не только с Золотой Ордой. Более всего – сражалась с собою, захлебывалась в крови междоусобиц, задыхалась в дыму братосжигающих костров и все дальше и дальше от горнего сияния уходила в дебри непросвещенности.

Темнота освещалась военными кострами, и некуда было заглядывать божественному космосу, кроме как в окна мастерской Рублева, где трепетно горела лучина. Небо диктовало мастеру образы, потому и следовало молчать, потому и надобно было дать обет безмолвия. Тот же, наверное, обет, который дали Творцу вестники, изображенные в «Троице», предостерегающие своих последователей от кровавого крестного пути, явившие собой образ мирового согласия. И вот поныне три таинственных путника, известившие в свое время Авраама о рождении сына, не покидают рублевскую землю. И обет молчания ими дан для того, чтобы иметь возможность вечно говорить с рублевским краем, ведь он вечно сбивается с пути. Почему сбивается – об этом даже путники не ведают. Ведает только провидение. Когда Русь не поддалась безмолвному увещеванию кисти, оно послало этой земле вещую литературу.

Рублев успел открыть семь замков сияющим ключом кисти и освободить ветхозаветных путников из догматической неволи. Это были космические путники, пришедшие сделать Русь мировой, звездной державой. Бог весть, о чем могут говорить молчаливые путники после извещения Авраама, главное – незримо падает лунный свет, который и после великого сообщения не изменился. Но он изменил мир, изменил землю. И это изменение отразила иконопись.

Чем является иконопись Рублева: искусством в небе или небом в искусстве? Картина молчаливого монаха Андрея, этого ангела в заточении, как бы вытягивает и русскую землю на ветхозаветную вершину.

Воистину чудеса творились тогда в монастырской глуши лесов. Будто провидение в демоническую годину затаилось в сумрачном краю. И в солнечном сумраке кельи Рублев рукотворно мастерил русский космос. Вокруг был огонь, горела земля оттого, что князья в безумстве бросали ее в пламень ада. И, как ни парадоксально, иноземный огонь, окруживший монастырь Рублева, хранил величественный русский космос. Хранил от русской же междоусобицы, и в этом парадоксе была воля Божья, ибо космос неделим, и дух русский должен был кем-то оберегаться от греховной жажды дробления. Эта жажда и сегодня восстает из исторического тлена, но, даст Бог, ничьей помощи более не понадобится в укрощении огня. А тогда один космический пламень хранил другой высший пламень на земле. Словно это были одноименные звездные заряды, и их отталкивание можно считать сближающим отталкиванием. Золотая Орда принесла Руси, заточенной тогда в темень лучезарных монастырей, свечение степного простора, устремленного ввысь.

На иконе Рублева виден багровый отсвет тогдашнего военного пламени. Оно проклято Пушкиным и Блоком потому, что оно до сих пор ослепляет. Но ведь совсем не так, как ослепляла тогда же сама Русь своих зодчих. Это пламя озарило искусство Руси, совесть ее и душу. Даже Пушкин признавал: «Духовенство, пощаженное удивительной сметливостию татар, одно – в течение двух мрачных столетий – питало бледные искры византийской образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную летопись». А еще – рисовали, и духовная жизнь народа, несмотря на иное утверждение Пушкина, развивалась, а сам Пушкин явился после летописцев и иконописцев потому, что Русь уже переставала внимать великому безмолвию.

Биография Рублева – в сущности, предание. И оно подарено родине для взлета в космос духа. Для ангельского взлета, ведь и у ангела нет биографии. И появиться Рублев мог только в то время, когда жертвенное космическое племя, само в итоге ставшее преданием, обращало Русь в лунную веру. Разжигая на русской земле костры, племена иноземцев создавали огонь, которого чуть ли не впервые по-настоящему испугался дьявол, ведь в этом огне было пламеневшее соединение горечи двух стихий: древней Руси и великой Степи. Ну а принятие дочерью хана Узбека христианства олицетворяло соединение радостей тех же двух стихий и небесную предначертанность этого соединения.

И будто звездные знаки, будто метеориты, присланные на землю, чеканились при Дмитрии Донском монеты. На одной стороне была русская надпись с именем и титулом великого князя, на другой – арабская надпись с титулом золотоордынского хана и мусульманским благопожеланием ему. Это были неразменные монеты, и, наверное, только за них небеса могли уступить земле этой величие, красоту и поэзию. Величие духа, красоту храмов, поэзию кроткой любви к Отечеству.

Наверное, многое можно было купить на эти монеты, но они вряд ли попадали в протянутые шапки незрячих зодчих, просящих на хлеб и вино. Лишь медяки звенели, лишь медяки. И звенели незряче, звенели глухо. Не демон ли это руками государя ослеплял художников, как это описано в поэме Дмитрия Кедрина «Зодчие», «дабы белого света видеть они не могли», дабы дьявольские дела на земле оставались незамеченными, дабы, наконец, не узрели художники лунную сущность этой земли? Это дьявол был полон страсти разрушать, подавлять народы на земле. Только безмолвие русское оставалось непослушным, только поэзия проявляла непокорность, только монастыри были необузданны и как бы отрывались от земли в звездном рвении, наверное, вслед за только ими видимыми ангелами. И на земле их, небесных, могли удерживать только ангелы заточенные.

На Руси есть место, где стоит таинственный дом, в котором молчаливо сидят путники. Тысячу лет сидят. Потому земля Рублева все равно – космическая, богоизбранная, богоугодная. На Руси путники, на Руси!

...Возможно, это была ночь накануне явления Троицы. В лампаде догорало масло. Рублеву не спалось от луны: она, врывающаяся в окно кельи, казалось, вот-вот испепелит если не само жилище инока, так его душу. Тем более, душа и сама необыкновенно горела в эти ночи. Не военные костры, полыхающие вокруг, воспламенили ее. Военные костры, напротив, горели для того, чтобы демон не затмил свет луны, чтобы не подошел близко. И в эту тревожную ночь тень рублевской молитвы лунно коснулась черной стены. Тень молитвы двигалась по чистой стене, на которую ложились очертания Троицы. Луна тревожно смотрела с востока, и чудесные очертания становились более отчетливыми. Рублев взмолился, и его безмолвная страсть в это время была ведома только трем оказавшимся в его келье путникам. Но ни они, ни Андрей Рублев не нарушили обета молчания.

Потом начались труды, полные скорбной радости. Монаху помогало светило, что и поныне рисует Троицу на здешней земле. Рисует космической кистью. Труд, начатый луной и продолженный Рублевым, оказался вечным. Во всяком случае, то и дело требуется реставрация: то полчища немцев и французов варварской тенью затмят лик иконы, то большевики засыпят ее золой сожженных монастырей, то снова неугомонные немцы нагрянут.

Рублев спрашивал уже ушедшего во вселенскую даль Феофана Грека: долго ли так будет на Руси? И мастер отвечал: «Не знаю, наверное, всегда...». Феофан Грек, символ всемирности, говорил, что на том свете совсем не так, как здесь об этом себе представляют. Но не уточняет Феофан – как там. Судя по всему, там лунно и звездно, потому и на этом свете следует жить так же, коли вера наша держится на страхе перед высшим судом. Если все человечество, по мысли Достоевского, на высшем суде предъявит роман Сервантеса «Дон Кихота», то Русь, наверное, – иконы Андрея Рублева. Мол, вот мы верили в космос, в нас была вера, ведь именно с нас срисованы три путника, ведь они пришли по Млечному пути, что упирается в русскую степь. Во всяком случае, поэты заметили призрачное соединение неба и степи. Если еще не заметили, то непременно заметят. Это будут поэты земли Рублева.

Кисть Рублева бродила по лунным следам единственной правды, как пророки, взяв дорожный посох, отправлялись по тропе лунных мыслей. И о высшем суде художник думал бесконечно, возможно, зная, что на этом суде родина в качестве оправдания предъявит и его иконы. Скорее всего – покрытые траурной тканью, какой в дни скорби покрывают в домах зеркала. Если это произойдет, то – лишь потому, что Богу, скорее всего, не важно видеть лица своих путников: он их и так знает. Что же касается земли Рублева, то в образе его творений она предъявит на суде высокое безмолвие. Пушкин, Лермонтов, Блок, позже нарушившие обет молчания, будут оправданы творчеством Андрея Рублева.

Правда, могут и его самого на суде спросить:

– А где ты, раб, мог видеть Бога, чтобы рисовать его портрет?

Рублев, скорее всего, ничего не ответит, и ангелы тихо затрубят русскому миру оправдание...

Но это будет потом. А до того, как икона вознесется ко Всевышнему, на родине Рублева горели костры, кочевники жгли землю. Но они не бросали в ад монастыри. Потому, если они и были палачами, то наказывали демона, который мог бы помешать Андрею Рублеву сотворить великое безмолвие. Мог бы демон сорвать с его уст слово, дабы за самонадеянные слова потом отдать его на ослепление жестокому царю. Но нечисть боится огня, который тогда являлся охранным для русского края Вселенной. Пушкин прав в том, что завоеватели не принесли Руси «ни алгебры, ни Аристотеля», но они хранили монастыри, в которых, подобно солнцу на предутреннем Востоке, таилось будущее восхождение поэзии.

Кочевники жертвенно сгорели в Руси, стали ею, но сделали Русь другой: мировой, космической, ведь и бесконечность степи списана с бесконечности Вселенной, и желтые степные пески – лунны. Кочевники еще и потому не принесли в Русь нового Аристотеля, что сами уже являлись поэзией и философией, сгорели для поэзии, которая теперь уже никогда не будет без степи. И душа уже не будет без космической бесконечности...

Бесконечно мятежной душе вряд ли на «том свете» может быть легче, чем на этом. А где покоится ныне Андрей Рублев? Наверное, там его могила, где его земля соприкасается со Вселенной. Ни плиты там нет, ни памятника. И если даже метеориты, пролетая над Русью, сверкают над этим местом, никто во всем мире этого не видит. Зрима только икона. И если икона Рублева однажды опустеет, это будет означать, что Троица ушла возвещать иным мирам о радости вселенской, что мировая Русь наконец-то одарена звездным откровением.

Но Рублев рисовал Бога. Наверное, потому, что хотел отраженной в Его глазах увидеть родную землю.

Космические путники на картине Рублева безмолвствуют, держа вселенский обет молчания. Это так похоже на всемирный язык, на котором, единственном, выражена правда о земле. Рублев, безмолвно работавший над «Троицей», и сам похож на одного из путников, а более всего похож на горнюю Русь, давшую обет всемирности, который – как затмение луны перед ее грандиозным восхождением. Но есть и Русь земная, Русь иная. На кого она похожа? Может быть, на ту блаженную немую девочку, которую Рублев вытащил из горящего города и держал в монастыре, но которая, плюнув Рублеву в лицо, покинула его, стоило лишь кочевникам поманить блаженную в седло. И такой, что поделаешь, родина бывает, когда она тяжело больна, когда ее лихорадит, когда она бьется в бреду, когда сходит с ума от отчаяния. Прекрасно, что случаются на земле нашей вселенские художники, чтобы Россия не была похожей только на ту блаженную девочку. И ужасно, что Россия собственноручно же их ослепляет, часто не смея ослушаться сатаны.

На Руси, ослеплявшей своих зодчих, Рублеву ничего не оставалось, как онеметь, чтобы сохранить зрение. Вот она, несравненная ценность художественного обета молчания, ведь ужасно, если земля окажется такой, какой ее могут видеть только незрячие глаза.

Но на Руси есть место, где стоит таинственный дом, в котором молчаливо сидят путники. Тысячу лет сидят. Потому земля Рублева все равно – космическая, богоизбранная, богоугодная. На Руси путники, на Руси! Третьего ли тысячелетия ждут, или же в глуши заблудились... И ходят возле их светлицы мастера, просят на хлеб и вино. Слепые, не могут увидеть, к кому пришли. А те молчат, не смеют нарушить обет...


Камиль Тангалычев  
Другие материалы этого автора
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Buy cryptocurrency instantly and profitably В· Suex Exchange Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru