19 июня, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Аналитика | Интервью | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Камиль Тангалычев
Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году в Мордовии. Окончил Мордовский государственный педагогический институт. В его трудовой биографии – районная, многотиражная, республиканские общественно-политические газеты и федеральная «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ). Заслуженный писатель Республики Мордовия, победитель Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг», лауреат еженедельника «Литературная Россия», автор сборников стихов «Рябиновые бубенцы», «Мой поводырь», «Ближняя деревня», «Дорога в Казань», «Избранное», «Наизусть», книг эссе «Лунная мастерская», «Грядущая земля», философских сочинений «Стихия», «Ягода репейника». Член Общественной палаты Республики Мордовия.

Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"

Красная строка поэта
Стихи Такташа были соразмерны с бурей, потому и по звучанию, по ритмике они были похожи на стихию - и родная природа помогала поэту величественно выражать его эпоху 20 февраля 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Память о своем поэте необходима каждому народу для сохранения национального достоинства, для сохранения цельности в истории

В январе и феврале 2011 года широко отмечалось 110-летие классика татарской литературы, евразийского поэта Хади Такташа, родившегося в самый первый день XX века. Читая лучшие стихи и поэмы Такташа, убеждаешься в том, что его поэзия в значительной мере связана с родной землей, ее людьми, живущими в эпоху бури, с образами матери и отца. Для него было важно ощущать себя их посланником в поэзии.

А поэзия Хади Такташа главным образом посвящена революционному обновлению жизни человека, торжеству социальной справедливости на земле. Без этой темы, искренне раскрытой в стихах и поэмах, Хади Такташа не было бы как заметного явления в истории. Величия этого поэта не было бы без величия его эпохи. И замечательно, что в той грандиозной, драматической эпохе у татарского народа был Хади Такташ.

Невозможно жить – любя только себя. Надо, чтобы тебя и другие полюбили. Лишь тогда по-настоящему окрепнут татары, русские и мордва. Такой любви можно достичь через любовь к поэтам, прославившим общую для всех землю.

Это оказалось необходимым для эволюции народа, который не может миновать этапов исторического развития. Потому историческая судьба татарского народа во многом зависела от того, кто был поэтом от татар в той эпохе. Татарам, идущим по истории, в тот переломный момент потребовались пронзительные стихи Хади Такташа – поэта, способного соединить рациональное и духовное начала, политику и поэзию, выразить революционное мировоззрение татар в стихах на родном языке. Татарский народ вместе со своими поэтами проходил исторический путь в Отечестве, укреплял духовную и политическую зрелость, твердо стоял – как цельный народ – на своей земле.

Воспевание красной эпохи не было романтическим заблуждением Хади Такташа. Это было смыслом его жизни, способом реализации его природных художественных способностей. Вот признание самого поэта: «Ведь сколько бы я ни лгал в анкетах, Не лгал я в песнях никогда!». (Здесь и далее – переводы Леонида Мартынова). Красная эпоха была выдающимся поэтическим образом Хади Такташа. Будто вместе с ветром, врывавшимся в ветхие избы деревни Сыркыды, в темные лачуги сельчан и дома горожан в свое время врывались и сверкающие стихи Такташа на татарском языке. В стихотворении «Проездом» Такташ пишет: «Вот они идут – все эти люди, – В рваных шапках, в стоптанных лаптях: Все они мне дороги и любы. Я у каждого бывал в гостях – Это все хорошие знакомцы! Говорю не их ли языком?..». Их языком говорил Такташ, порыв их сердец он превращал в поэзию.

Такие поэты, как Хади Такташ, стихами воздействовали на эволюционное развитие общества. Да, было такое время, когда стихи оказывали воздействие на эпоху, были соразмерны с самой революцией. Стихи Такташа были соразмерны с бурей, потому и по звучанию, по ритмике они были похожи на стихию. И родная природа с ее ветром, вьюгой, лунным сиянием, шумом белых берез – помогает Такташу величественно выражать его эпоху. И природа возле поэта – переживает о человеке, и природа вместе с поэтом бунтует против социальной несправедливости. Хади Такташ был общим избранником природы, наделившей его талантом художника, и истории, подарившей поэту грандиозную тему – свои социальные потрясения.

Анна Ахматова писала о поэзии: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда...». Стихи Хади Такташа росли из бури, из метели, из бурьяна, из бедного деревенского детства, из следов от помещичьей плетки на мальчишеской спине. Стихи Такташа росли из книг, которые в детстве покупала ему мать, продавая для этого свои украшения. И спустя годы, он уже во весь голос обращался к отцу, свидетельствуя о том, что озорной деревенский мальчик стал большим поэтом.

Народ, рождающий больших поэтов в деревенских мальчишках, и сам взрослеет в истории вместе со своими поэтами. Герои поэтических произведений, особенно – когда они взяты поэтом из реальной жизни, впоследствии становятся основой народа. И во многом благодаря такой своей основе народ сохраняется в мировой истории. Герои искренних поэм непременно становятся людьми незабвенными. Таковы и герои стихотворных произведений Хади Такташа: старик Шахми, Мокамай, политрук Махмут, Мухтар-бабай, Алсу или влюбленная в наборщика Махмуда Зубэйда. Через всю поэзию Хади Такташа ярко и размашисто проходит и лирический герой, в котором поэт изображает себя – избранника времени и народного заступника.

Защищая обездоленных людей, Такташ защищал божественную справедливость. И не имеет значения, что он часто писал богоборческие стихи. Этими произведениями, может, и не ведая того, Такташ как раз утверждал, что Бога нет и не может быть вне народа, когда народ унижен и оскорблен. В «Трагедии сынов земли» Такташ изображал тирана в образе Бога. Всевышний, должно быть, позволял поэту такую вольность, поскольку заботился об освобождении людей из-под гнета дьявольской тирании, протестовал против унижения человека человеком, во имя этого жертвовал даже своим образом.

Поэты, конечно же, идеализировали революцию. «Пора! Разобьем эту жизнь гнилую, Она доживает последние дни… Слышу: идут молодые силы – Все ближе, ближе они!». Так писал Такташ в стихотворении «Казань».

И было это тогда во благо народу – чтобы народ не разбил душу, споткнувшись о камень политической прозы. Ведь что такое в реальности революция? Грубый захват власти, военно-политический переворот, погромы, буйство толпы. Но на то и поэзия, чтобы сказать по-другому: «Старое умирает. Мы – могильщики старого. Гаснут огни старины. Мы – зажигатели новых огней. Мы – дети бури. Мы – вечность». Таковы строки поэмы Такташа «Деревня Сыркыды».

Многие произведения Хади Такташа связаны с родным краем. Вместе с тем значительное место в его творческой и человеческой судьбе занимает город Казань. Хотя Такташ смотрел на Казань не только восторженными глазами. В 1923 году, вскоре после переезда в этот город, Такташ писал: «Казань! Как больно мне, что сегодня Тепла здесь душевного не нахожу, Холодно мне в духоте мещанства – Будто осенний цветок дрожу…».

Тем не менее, именно в Казани, куда Такташ приехал, пожив до этого в Туркестане, Москве и Оренбурге, он полноценно проявил себя как поэт, глубже приобщился к выдающейся культуре и истории татарского народа, обнародовал свои произведения. Можно сказать, именно в Казани Хади Такташ вошел в историю.

Образ поэта – уже сам по себе как историческая поэма. Огромностью пространства поэта вызвано то, что к этому пространству тянутся и «белые», и «красные», независимо от того, что о них было написано в самих стихотворных произведениях, например, в той же поэме «Деревня Сыркыды»: «А вот с торговли Нуркай плетется. В снежный сугроб залез, вылезти он не может. Пусть провалится! Ветер поможет!». Многих людей даже своим классово негативным к ним отношением поэт вобрал в единый контекст, так как все они – один народ. Всё, к чему прикасается поэт, обретает свое место в истории.

Последний раз, в 1931 году, Хади Такташ с тяжелым сердцем покидал родную деревню Сыркыды. Как раз в эти дни здесь вспыхнул невиданный пожар, в котором сгорело 250 домов. Такташ вместе с земляками пытался противостоять огню, заходил в горящие избы, вытаскивая оттуда детей и стариков. Такташ покидал деревню Сыркыды потрясенным.

По мотивам этого события в жизни Хади Такташа я написал в 2001 году стихотворение «Родина поэта»: «Село татарское горело... И зная, как его спасти, Господь вручил его поэту, Велел до рая донести. И из огня свое селенье Поэт за пазухой унес. Господь вослед ему заплакал – И светом путь его зарос. Теперь вот стены мирозданья Нездешним пламенем горят. И как тогда окно лачуги, Поэт рукой разбил закат. Из полыхающей Вселенной Он вынес весь простор земной. Не зная, где его оставить, Забрал в скитания с собой. Когда остынут головешки, Пройдя по темному селу, Придет сюда навек Всевышний, Чтоб ночи разгрести золу... На пепелищах его руки Нежданно обожжет зола – Дотла заботливое сердце Поэту родина сожгла. Село татарское горело... И зная, как его спасти, Господь вручил его поэту, Велел до рая донести».

В декабре 2000 года в Мордовии, куда ныне входит родная деревня поэта, торжественно и широко отмечалось 100-летие со дня рождения Хади Такташа. Во время юбилейных мероприятий мы смогли по-новому открыть поэта нашим землякам разных национальностей. Татары и так его знали, но после юбилейных торжеств его лучше узнали и другие народы. Это очень важно. Невозможно жить – любя только себя. Надо, чтобы тебя и другие полюбили. Лишь тогда по-настоящему окрепнут татары, русские и мордва. Такой любви можно достичь только через любовь к народным поэтам, прославившим общую для всех землю. Своими поэтами надо делиться друг с другом.

Такташ служил великим целям того века, в котором ему суждено было родиться и жить, и при этом – боролся за достоинство брата-человека, воспевал его как поэт, потому и остался в истории – как яркое и неповторимое явление.

Столетие Хади Такташа отмечалось и в деревне Сыркыды – на родине поэта. Дорога в сторону того места, где предположительно стоял родовой дом поэта, была занесена снегом, даже «уазики» – вездеходы не смогли проехать. Не тот же ли ветер из поэмы Такташа «Деревня Сыркыды», сочиненной еще в 1924 году, старательно потрудился? «Ветер нынче – герой труда. Ветер на улице снег метет, Разгребает сугробы ветер...». Для чего старался тот поэтический ветер? Не для того ли, чтобы не смогли сюда добраться казанские писатели, не смогли увидеть запустение и репейники на этом священном месте? Но – они добрались, чуть ли не по колено в снегу шли по запустевшей улице. Добрались – и смиренно опустились на колени перед тем местом, где родился поэт. Скромная деревня Сыркыды – это родина всех тех, кому дорога поэзия, кому дорога поэтическая история родной земли – как и Кырлай и Кушлауч Габдуллы Тукая, как и Константиново Сергея Есенина...

Такташ в своей поэме «Деревня Сыркыды» беспокоился: «Пурга начинает выть, снежную пыль крутить. Путники могут сбиться с пути». Тогда этими путниками были приехавшие поклониться поэту, и они не сбились с пути. Они искали землю поэта. Ведь земли, где рождаются поэты, вечно светятся тайным огнем, даже из-под бурьяна, даже из-под бурана.

Тогда не было здесь не только памятника Хади Такташу, не было даже таблички, говорящей о том, что здесь родился и вырос выдающийся татарский поэт. Но в 2005 году в родном селе Хади Такташа был открыт дом-музей в специально построенном здании, возле которого установлен и бюст поэта. А к 110-летию Такташа в Саранске выпущен сборник его избранных произведений «Ак каеннар» («Белые березы»). В эту книгу, составленную мной, включена и лирика Хади Такташа, прежде всего – его ранняя поэма «Лесная девушка», свидетельствующая о том, что любовь способна преобразить и укрепить человека. Татарскую национальную поэзию невозможно представить и без пронзительной «Исповеди любви» Хади Такташа. Образы природы, помогающие Такташу выразить политические воззрения, он использует и для сочувственного описания страданий девушки по имени Зубэйдэ, обманутой любимым человеком: «Леса большие, Зори с соловьями Ее любви украсить не могли, И в честь ее на вешнем синем небе Красивые созвездья не взошли. А просто на работе, на собраньях Ее любовь под осень расцвела, весна души девичьей отшумела, Когда пурга по улице мела».

Однако подобного рода проникновенные стихи Хади Такташа были своеобразными «лирическими отступлениями» от его политической поэзии. Тема революционного обновления жизни и духовного совершенствования человека всегда оставалась главной темой для поэта. Общечеловеческая идея социальной справедливости в начале XX века с каждым народом говорила на его родном языке.

В каждом произведении Хади Такташа дышит история, чему бы ни посвящались эти произведения – диким гусям, летящим на теплое озеро, воинам революции, прекрасной девушке Алсу, молодому политруку комсомольцу Махмуту или же старику-односельчанину Шахми – герою поэмы «Деревня Сыркыды», который в студеную январскую ночь сторожит ветхое здание сельсовета. А с ним всегда рядом «друг его мудрый, очень знакомый – Ленин!». Такташ изображает людей, истосковавшихся по свету, по торжеству справедливости, по торжеству взаимного братства. Эти искренние, обездоленные люди поверили, что кроме Революции долгожданный свет им никто не принесет.

Говоря о творчестве Хади Такташа, невозможно обойти вниманием его «Письма в грядущее», написанные уже на закате жизни поэта. Это – исповедальное произведение, которое призвано донести выстраданное откровение поэта о том, что он был честен перед историей Отечества, он был чист перед соотечественником. Он говорил от имени всего своего поколения, обращаясь к людям XXI века: «И люди нашего столетья Забудутся. И повторять Не будете порывов наших – Не ими будете пылать. Иные страсти разгорятся. И не поймете вы – о нет! – Всех внутренних противоречий Людей великих наших лет. В огне порывов небывалых Бой мы великий повели За обновленье Человека И обновление Земли».

Хади Такташ, как и многие другие классики литературы, сам оценил свою поэзию, рожденную в грозовые годы, сам определил свой исторический феномен поэта: «На классовую борьбу я Смотреть всегда привык всерьез: За каждый шаг, за песнь любую Сполна ответственность я нес».

Дорог Хади Такташу образ крестьянина Мухтар-бабая – героя «Писем в грядущее». Мухтар-бабай находится между двух эпох, как между молотом и наковальней, но мы видим, как куется цельный и величественный характер героя нового времени.

Особое место в творчестве Хади Такташа занимает трогательная поэма «Мокамай». «Карабкались на белые березы, Чтоб мир увидеть с высоты. И я увидел красоту вселенной; Все выше к свету я дорогу брал, А ты, мой милый, не сумел подняться, Ты затерялся, ты пропал!..». Так Хади Такташ обращался к другу детства – сыну бедняка. Нужда часто подталкивала мальчика к воровству. Однажды сельчане заподозрили Мокамая в краже колес от арбы, избили, посадили в подпол, где он от отчаяния и обиды зарезался. Такташ написал о своем жертвенном друге светлую поэму, одно из лучших своих произведений. Поэт сожалел о том, что его лучший друг не пошел за ним, стремившимся к светлым идеалам, в вышину, а остался в социальной трясине, остался в сумерках. Образ Мокамая сопровождал Такташа всю жизнь, и это не случайно. Ведь, наверное, трагическая судьба Мокамая ждет и народ, который не идет за поэтами, зовущими его к добру, к духовным высотам, к просвещению. И наверное, такая же судьба несчастного Мокамая ждет народ, отвергающий традиции, веру и идеалы своих предков, растаптывающий историю своего Отечества. Но наши поэты не дают нам становиться таким народом – потому мы и не отпускаем своих национальных поэтов в историческое небытие!

В 2001 году я написал еще одно стихотворение, посвященное памяти Хади Такташа, – «В деревне Сыркыды»: «А Сыркыды Давно по миру Кочует, с места не сходя... Старик Шахми из сельсовета Унес домой портрет вождя. Гремело Солнце, в мрак спускаясь По крыше запертой избы Как будто колесо катилось, Украдкой снятое с арбы. Катилось В подпол к Мокамаю, Чтобы не в небе ночевать. Ненастным утром в краже солнца Мальчишка будет виноват. А Мокамай Догнать поэта Хотел на сломанной арбе. Колеса громко покатились По миру сами по себе. Да и коня Давно с ночного Угнало время-конокрад. И время буйное хотело Поэта своего догнать. В бурьяне Острый полумесяц Оставил до утра Алла. Сюда, чтобы скосить репейник, Придет из рая Хайрулла. Вовеки Старая береза Не перестанет здесь рыдать, Что перед родиной поэта Не может на колени встать...».

Хади Такташ соединился с порывом истории, не противоречил эволюции, не отверг свое место в истории. Он был уверен в существовании в истории именно его места.

Николай Некрасов писал: «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата-человека, Только тот себя переживет...». Хади Такташ о том же сказал по-своему: «Но я иду. А я не кто иной, Как злой бунтарь, взволнованный ходатай униженного темного народа». И Такташ служил великим целям того века, в котором ему суждено было родиться и жить, и при этом – боролся за достоинство брата-человека, воспевал его как поэт, потому и остался в истории – как яркое и неповторимое явление.


Камиль Тангалычев  
Другие материалы этого автора
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Buy cryptocurrency instantly and profitably В· Suex Exchange Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru