18 сентября, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Камиль Тангалычев
Камиль Абидуллович Тангалычев родился в 1968 году в Мордовии. Окончил Мордовский государственный педагогический институт. В его трудовой биографии – районная, многотиражная, республиканские общественно-политические газеты и федеральная «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ). Заслуженный писатель Республики Мордовия, победитель Всероссийского журналистского конкурса «Золотой Гонг», лауреат еженедельника «Литературная Россия», автор сборников стихов «Рябиновые бубенцы», «Мой поводырь», «Ближняя деревня», «Дорога в Казань», «Избранное», «Наизусть», книг эссе «Лунная мастерская», «Грядущая земля», философских сочинений «Стихия», «Ягода репейника». Член Общественной палаты Республики Мордовия.

Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Главный режиссер - народ


Хор есть и сама жизнь народа, в том числе - и борьба народа за существование, которая бывает успешной только в гармоничном единстве людей, не оторвавшихся от природы 13 ноября 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Если театр отдаляется от народа и его политических чаяний, выраженных в художественных образах, то он теряет свою эволюционную функцию, следовательно - основу своего существования в культуре

Театр - не просто голос народа, театр - уникальное общественно-политическое явление, выражающее сокровенную народную волю через красоту. Об этом с новой силой мне напомнил прошедший 29 октября - 2 ноября в Саранске Всероссийский фестиваль национальных театров «Штатол» («Родовая свеча») - значительное событие в культурной жизни страны.

Национальный театр не просто укрепляет политическую народную волю, но являет ее в зримой и убедительной метафоре и самому народу, и миру.

Театр с древнейших времен сопровождает каждый народ на его историческом пути. Существование народа как такового есть политика. Быть чувашем, мордвином, татарином, русским, калмыком, даргинцем, марийцем, башкиром - это грандиозное политическое действо на сцене истории, продолжительность которого зависит как раз от воли народа к базовым, вековым традициям. Именно свою политическую истину бытия народ несет из глубины веков, что и является условием сохранения каждого культурно самобытного народа.

И исчезает народ - теряя политическую волю к жизни, к раздумьям о своем и только своем месте в огромном мире, к совместному действию, каковым и являлся театр еще в Древней Греции и каковым, по существу, остается сейчас. Национальный театр не просто укрепляет политическую народную волю, но являет ее в зримой и убедительной метафоре и самому народу, и миру.

Лучший, по всеобщему признанию, спектакль фестиваля - «Араш» Калмыцкого национального драматического театра имени Б. Басангова (режиссер Борис Манжиев) показывает вселенскую волю калмыков к выживанию. В декабре 1943 года калмыцкий народ Указом Президиума Верховного Совета СССР в 24 часа был отправлен с родной земли в районы Сибири, Дальнего Востока, Заполярья, острова Сахалин. Калмыцкий народ за тринадцать лет разлуки со степью потерял половину своего населения, но все равно выжил - как народ. Спектакль рассказывает о мальчике по имени Араш, ежедневно встречающем эшелоны с фронта, надеясь дождаться своего отца. Араш теряет не только отца, но и мать, и многих других родственников.

В спектакле показано, что с калмыками и на холодной чужбине остается их степь с тюльпанами, в которую они надеются вернуться. И в чужом краю издалека их хранит родная земля, которую они самоотверженно считают своей.

Красноречив образ русской женщины Степаниды, которая по-своему заботится о калмыцкой семье. И калмыки любят ее - как родную. Власть, изгнавшая калмыков с отчей земли, для них не ассоциируется с русском народом. Эта мудрость калмыцкого народа впоследствии и станет залогом выживания и нового утверждения в своем государстве, когда-то несправедливо обидевшем калмыков.

Спектакль выражает боль изгнанного народа. Но в сердце калмыков нет абсолютизации боли. Народ живет вопреки боли и благодаря своей природной мудрости. Борис Манжиев художественно соединил в спектакле судьбу народа с той политической стихией, которая и правит нашей жизнью. Спектакль позволяет лучше понять и чеченцев, и крымских татар, да и русских, которые уже в конце XX века были вынуждены бежать из иных республик бывшего Советского Союза…

А много ли политики в русской классической драматургии? Безусловно, много. Например, «Вишневый сад» Антона Чехова показывает, как дворянский класс добровольно отказывается от великой роли в сохранении России, продает ее, олицетворенную в образе вишневого сада, заведомо для вырубки.

Русскую классическую пьесу - «Власть тьмы» Льва Толстого - представил Мордовский государственный национальный драматический театр, возглавляемый идейным вдохновителем и главным организатором фестиваля Евгением Пуловым. Пьеса Толстого, прозвучав на мордовском-эрзя языке, явила уже много веков естественный и для русской художественной ткани национально-культурный колорит мордовского быта и бытия. Спектакль тоже убедительно выразил политическую волю мордвы - жить и оставаться в истории, не переставая задавать себе вечные вопросы о добре и зле, убеждая себя в том, что невозможно благородно существовать без Бога в сердце. Спектакль, поставленный актрисой Тамарой Весеньевой, отличается и точностью подбора характерных актеров для исполнения ролей в классической пьесе.

А вот Марийскому государственному национальному театру драмы имени М. Шкетана, показавшему спектакль «Девичьи посиделки», не хватило как раз вдумчивого взгляда героев в свою судьбу. Без этого нет и никогда не было театра, как не было и спектакля, который состоял лишь из однообразия песен, плясок и какой-то предпраздничной, малозначительной суеты, какой-то бездумной жизни. Образ марийского народа, чья борьба за существование и в настоящее время еще связана с борьбой за традиционные верования, за утверждение божественной связи с природой, в спектакле не был явлен в неповторимой, цельной метафоре, в убедительном взаимодействии, гармонии и конфликте характеров.

Национальный театр показывает не только прошлое и настоящее народа, но и организует его будущее, непременно связанное с историей, с сиянием «родовой свечи», с самобытным национальным миропониманием народа.

Национальный театр может быть только народным. Однако, на фестивале «Штатол», призванном показать уникальный образ счастливого и трагичного народного бытия, даже Татарский государственный академический театр имени Г. Камала показал лишь наивную, в чем-то карикатурную комедию «Зятья Гэргэри», связанную с обрядом сватовства у крещеных татар, по пьесе Туфана Миннуллина. Взыскательные зрители ждали от знаменитого Камаловского театра более серьезного, конкурентоспособного фестивального представления, соответствующего сложной и великой исторической судьбе татарского народа, а не просто веселое этнографическое зрелище, хотя и с вполне искусной игрой актеров. Дело даже не в изначально легком жанре комедии, поскольку и в этом жанре Мольер, Грибоедов и Гоголь умели рисовать глубокие, пронзительные и даже трагические образы народа.

А вот национальный молодежный театр имени Мустая Карима из Башкортостана в спектакле «Лавина», поставленном Линасом Мариюсом Зайкаускасом, показал историю преодоления человеком страха перед природой. Без преодоления страха перед грозным могуществом стихии невозможно было бы устроение народом своей жизни, обретения географического пространства для существования под солнцем. Герои спектакля, боясь звуковых волн, способных вызвать сход снежных лавин, разговаривают лишь шепотом. Ровно девять месяцев в году они должны жить бесшумной жизнью. Нельзя даже рожать, потому что крик младенца может вызвать гнев природы. Встает тот же глобальный, всемирный политический вопрос - быть или не быть? - из драматургии Шекспира. Молодая пара в «Лавине» все-таки рожает ребенка «преждевременно» - и ничего страшного в природе не происходит.

Преодоление страха всегда сопряжено с болью, подобной боли героини пьесы «Лавина» при родовых схватках. Так и воспроизводство культуры, новых моделей жизни сопряжено с преодолением страха отказаться от старых стереотипов. Но без этого не было бы развития народа. Человек борется - и побеждает, ребенок рождается. Природа любит человека, любит за мудрое мужество, за целомудренную борьбу. Спектакль показал, что человека, борющегося за новую, вновь рождающуюся жизнь, природа признает своей органичной частью. А какая в этом политика? Такая политика, что народ отстаивает право на жизнь в том естественном контексте, который его и сберег на свете.

Даргинцев берегут их горы, их горные традиции, которые, по сути, являются и общечеловеческими. Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая Республики Дагестан (главный режиссер - Мустафа Ибрагимов) привез в Саранск драму «Завещание», поставленную Муслимбеком Кемцуровым, который сам сыграл и главную роль отца семейства. В традиционном конфликте отцов и детей явлен конфликт душевности и псевдодушевности. Истинную любовь и преданность отцу и родному очагу проявляет вроде бы «блудный» сын, а не якобы образованные и успешные сыновья. Благодаря искренней душевности таких «блудных» детей сохраняются и народы в истории, и государства, и родные очаги не гаснут.

Театр чувашского народа восходит к Уяву - весеннему девичьему хороводу. Хор есть и сама жизнь народа, в том числе - и борьба народа за существование, которая бывает успешной только в гармоничном единстве людей, не оторвавшихся от природы. И «серебряное войско», состоящее из женщин (а женщину в чувашском миропонимании олицетворяет серебро), - как хоровод, как созвучие энергий, как трагическая гармония. Без этого созвучия нет мужества и нет победы. Мужество - не хаос, а всегда хоровод, всегда поэма.

Драматург Марина Карягина и режиссер Станислав Васильев создали красивую поэтическую трагедию о сохранении чувашского народа в истории. Спектакль «Серебряное войско» - о родовом племени, которое в результате набегов чужеземцев осталось без мужчин. И воинами стали женщины, которые защитили свою землю.

Национальный театр показывает не только прошлое и настоящее народа, но и организует его будущее, непременно связанное с историей, с сиянием «родовой свечи», с самобытным национальным миропониманием народа. Причем, участником действия является и зритель, чью сокровенную политическую идею национального существования в мире разыгрывает театр. Так театр задуман социальной эволюцией, культурой.

И если он отдаляется от народа и его политических чаяний, выраженных в художественных образах, уходит в «самовыражение» творческой индивидуальности, а нередко и человеческих комплексов отдельно взятого актера или режиссера, то он теряет свою эволюционную функцию, следовательно - основу своего существования в культуре. Главный режиссер театра - народ. Это не изменилось со времен первых древнегреческих театров…


Камиль Тангалычев  
Другие материалы этого автора
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru