|
Кавказ
Исламский традиционализм на Северном Кавказе
|
Исламские традиционалисты выступают за сохранение той версии ислама, которая исторически сложилась на определенной территории, и противодействуют каким-либо переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни
|
 |
20 августа 2012, 09:00 |
Решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-методологическое значение. В основе этого решения лежит признание того объективного факта, что наряду с общеисламскими принципами, объединяющими весь мусульманский мир, существуют различные региональные формы бытования ислама. И именно через традиционалистский, а не догматический ислам в первую очередь формируются стереотипы поведения каждого конкретного мусульманина, который на бытовом уровне является членом своей этноконфессиональной общины и только на макроуровне - носителем ценностей и атрибутов мировой уммы. Подробности...
|
|
Гази-Мухаммад, а затем Шамиль и его наибы через насилие добивались утверждения шариата, они смогли привести кавказские народы к мысли восстановить в делах суда и расправы основной закон мусульман - шариат
|
Кавказ
Ислам и горские адаты на Северном Кавказе
13 авг 2012, 09:00
Столкновение ислама и кавказской культуры было не только военным противостоянием мусульманских завоевателей и горцев, но и взаимодействием разных культур, в ходе которого сформировался новый тип смешанной симбиозной культуры
Кавказцы по своему образу жизни, социальному устройству, нормам общежития, являют историко-культурный тип, совершенно отличный от культуры народов Аравийской пустыни периода зарождения и распространения ислама. Именно поэтому утверждение ислама среди народов Северного Кавказа происходило через столкновение и борьбу с горскими адатами - системой обычного права горцев, регулирующей социально-экономические, семейно-бытовые и духовно-нравственные отношения. Первоначальное неприятие ислама кавказскими горцами во многом объясняется значительным расхождением образа жизни, социального устройства, нравственно-этических норм, их мировосприятия от форм социокультурного бытия, духовных воззрений арабов-завоевателей.
Подробности...
|
|
Дагестан - самый южный пограничный регион России, через который осуществляются экономические и иные связи с закавказскими республиками, а также с зарубежными странами через Каспийское море
|
Кавказ
Геополитический потенциал Дагестана
30 июл 2012, 09:00
В случае потери Дагестана Россия рискует потерять весь Северный Кавказ, отсюда непосредственно вытекает значение Дагестана как бастиона российской геополитики в этом нестабильном регионе
Регионы Северного Кавказа, в особенности Дагестан, находятся в особом геополитическом положении. Здесь пересекаются интересы как регионального, так и общемирового характера. В системе региональной геополитики Дагестан играет одну из центральных ролей, что обусловлено многими факторами. С военно-стратегической точки зрения значение Дагестана для Российской Федерации определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты ее стратегических и геополитических интересов, обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, сохранения своего влияния в обширном регионе, охватывающим весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию.
Подробности...
|
|
Именно на дефиците научного понимания культурно-исторической реальности Кавказа создается тот самый идеологический вакуум, который заполняется негативной информацией
|
Кавказ
«Вторая ядерная кнопка»: имидж региона
9 июн 2012, 09:00
Имидж региона представляет собой сложный социально-психологический феномен, условием формирования которого являются восприятие и способность формирования ассоциативных представлений у потребителя информации
Характерной особенностью информационной эпохи является огромная роль в жизни общества средств массовой информации и, прежде всего «электронных» - телевидения и радиовещания. Посредством современных СМИ быстро формируется устойчивое общественное мнение, если надо, ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, иначе говоря, формируется имидж того или иного объекта. Также СМИ оказывают сильное влияние на умонастроения людей, их отношения, поведение, направленность активности.
Подробности...
|
|
Силовые структуры должны стать службой, в которую идут идеалисты. А для этого нужно создать соответствующие предпосылки - чего, увы, не наблюдается
|
Кавказ
Средства против террора: идеализм и кровная месть
12 мая 2012, 09:00
В современных условиях мотивация действующих на Северном Кавказе террористов оказывается более действенной, нежели принципы противостоящих им правоохранителей
3 мая в Дагестане был совершен очередной террористический акт. Итак, несмотря на усилия правоохранительных органов, террористическая активность на Северном Кавказе не спадает. И связанно это, в первую очередь с тем, что на сегодняшний момент в регионе очень низок уровень доверия населения к силовым структурам и органам власти в целом. Происходит это во многом потому, что в Дагестане, как мы знаем, имеют место факты немотивированного или чрезмерного насилия, чрезмерных силовых действий в отношении населения со стороны правоохранительных структур. Это происходит на фоне тотальной коррумпированности чиновников, не дающей даже слабой надежды на торжество справедливости. Всё это и вызывает отторжение со стороны населения, уставшего от насилия, бесправия и отсутствия надежды на справедливость.
Подробности...
|
|
Распределять роли должны главные игроки. Фанатиков же, как всегда, заткнут за пояс, а тех кто истинно верил и боролся за чистоту религии, отправят шахидами в «лучшие пределы» - таков цинизм, коим пропитана политика
|
Кавказ
Кто хозяин на Северном Кавказе?
7 мая 2012, 09:00
До тех пор, пока Россия не соглашается принять план Запада по устранению Ирана из мировой политики, она будет иметь проблемный Северный Кавказ
Складывается впечатление, что в последнее время на Северном Кавказе ведутся поиски не иначе как «новой Чечни». Определенно, из спецопераций в Дагестане раздувается война - с группками боевиков, засевших чаще всего в квартирах или частных домах, ведутся самые что ни на есть военные действия, применяется различное вооружение, вплоть до тяжелого танково-артиллерийского. Дальнейшую фазу этой войны берут на себя профессиональные СМИ, точечно подавая информацию, представляя при этом объект преступной акции за целый субъект - причем федеративный. Ясно, что все это неспроста - здесь проявляется борьба различных спецслужб различных государств.
Подробности...
|
|
Наиболее характерным для современно исламского движения на Северном Кавказе, а шире - на всем Юге России, является его общая политизация и радикализация, наличие в нем квазиисламских структур
|
Кавказ
Ислам и квазиисламские организации на Юге России
4 мая 2012, 09:00
Декларации о потере остроты проблемы религиозного экстремизма в республиках Северного Кавказа наносят большой вред делу блокирования этого опасного социально-политического явления
Исламское движение на Юге России представлено разнородными общественно-политическими субъектами, которые отстаивают собственные интересы и цели. При этом последние несут исламскую религиозно-политическую окраску нередко номинально, тогда как сфера фактических интересов лежит в плоскости конкуренции региональных субэлитных групп. Главным действующим субъектом в исламском движении реально выступает традиционный ислам, который представляет собой совокупность традиционно-верующих мусульман, тех, кто отправляет традиционный для той или иной республики ислам на бытовом уровне, а также институциализированное мусульманское духовенство.
Подробности...
|
|
Опыт существования Российского государства дает пример преодоления парадигмы «столкновения цивилизаций», борьбы «креста и полумесяца»
|
Кавказ
Православный идеал: «А мы за вас стояти и от сторон беречи хотим»
3 мая 2012, 09:00
Укрепление позиций Русской Православной Церкви, ее взаимодействие с традиционными конфессиями Юга России являются одним из факторов гармонизации межэтнических отношений в регионе
Юг России, а именно - Южный федеральный и Северо-Кавказский федеральный округа - самый полиэтничный и поликонфессиональный регион России. Особенность конфессиональной ситуации состоит в том, что абсолютно доминирующей религией на Юге России является Православие, но в большинстве республик численность верующих-православных уступает и порой значительно числу мусульман или буддистов-ламаистов, что отражает этнодемографическую структуру населения южных субъектов Российской Федерации. При этом нельзя забывать, что кризис духовности, отсутствие высокой нравственной цели, которую невозможно заменить безудержным потребительством, всегда приводит к появлению того, что часть принимают за антиномичность русского национального русского национального характера.
Подробности...
|
|
Утвержденные законом РФ принципы организации местного самоуправления не могут работать без соответствующего уточнения и конкретизации в многонациональных субъектах Федерации на Северном Кавказе
|
Кавказ
Законодательные аспекты региональной безопасности
9 фев 2012, 09:00
Обеспечение региональной безопасности на Северном Кавказе во многом зависит от эффективности нормативно-правовой базы федерального и местного законодательств
В официальных документах, принимаемых органами власти северокавказских субъектов Российской Федерации и анализируемых учеными-экспертами, выделяются различные аспекты национальной безопасности. Построить их приоритеты в масштабах всего региона представляется затруднительным, поскольку каждый из субъектов Федерации обеспокоен теми проблемами, которые наиболее злободневны для него. Факт остается фактом: дестабилизирующую обстановку процессы на Северном Кавказе происходят на фоне снижения возможностей Российской Федерации по нейтрализации угроз ее национальной безопасности на южных рубежах и активизирующихся попыток выдавливания России с внешних границ бывшего СССР. В результате на Северном Кавказе происходит ослабление российской государственности.
Подробности...
|
|
Почти все современные города - экономические и культурные центры Северного Кавказа выросли из основанных русскими крепостей и укреплений
|
Кавказ
Русская армия на Кавказе
18 янв 2012, 09:00
Через призму судьбы русской армии на Северном Кавказе становится очевидным сложный и неоднозначный характер политики Российской империи в регионе
В XIX веке, как впрочем, и в последующие десятилетия, включая и начало XXI века, русской армии приходилось решать на Кавказе задачи значительно более широкие, чем собственные функции вооруженных сил. Однако, российская политика на Кавказе не сводилась к прямолинейному насилию. Неэффективность военно-репрессивных и уголовно-репрессивных методов подавления освободительной и социальной борьбы горцев всегда подталкивала к поиску других методов их предотвращения и умиротворения. Одной из целей национальной политики на Кавказе была постепенная интеграция народов региона в государственно-правовую и цивилизационно-культурную систему России.
Подробности...
|
|
Неспроста политика поднятия статуса русского народа началась при правлении кавказца Иосифа Сталина - он, как ни кто другой, осознавал необходимость престижа быть русским для успешного продвижения Имперского плана
|
Кавказ
Быть русским в России должно быть престижно
29 ноя 2011, 09:00
Для успешного продвижения Евразийской интеграции, а также для решения внутринациональных проблем России необходимо поднять престиж русского народа
С недавних пор Россия официально вступила в новую фазу взаимоотношений с бывшими союзными республиками, объявив и ратифицировав проект Евразийского экономического союза. Однако, данная инициатива является лишь началом пути, для успешного прохождения которого необходимо решить ряд серьезных вопросов. Прежде всего - поднять статус русского народа как народа-носителя Имперской идеи. Между тем, сегодня положение русского народа в России является откровенно катастрофическим. Русский народ, столетиями привыкший надеяться на власть в лице царя ли, генсека ли, президента ли, зачастую бывает не способен в одиночку справиться с вызовами современности.
Подробности...
|
|
А хотели ли кавказские традиционные этносы оцивилизовываться, русифицироваться, ассимилироваться в русскую культуру, хотели ли они индустриализироваться?
|
Кавказ
Назад в будущее: актуальность деиндустриализации Северного Кавказа
21 ноя 2011, 09:00
В создавшихся условиях практически полного оттока русских с Северного Кавказа единственным шансом на сохранение данного региона для России является его деиндустриализация
На сегодня отток русских с территории Северного Кавказа – уже устоявшийся тренд. При тех подходах к решению этой проблемы, которые мы наблюдаем сегодня со стороны Федерального центра, можно констатировать, что в ближайшие годы русских на Северном Кавказе не останется. Так как никакая программа по возвращению русских на Северный Кавказ не реализуется, а потеря Россией этого региона из-за сведения на нет культурного и стратегического контроля приведет к катастрофическим последствиям с точки зрения геополитики, то остается своего рода третий путь – развитие Северного Кавказа без русских. Это не лучший вариант, но это стратегия, основанная на реальном положении дел.
Подробности...
|
|
Русская община Абхазии способствовала провозглашению фактической независимости одного из автономных образований внутри Грузии, поддержав титульное меньшинство населения в борьбе за политическую власть
|
Кавказ
На пути к независимости
30 сен 2011, 09:00
Провозглашению независимости Абхазии предшествовали непростые отношения российского государства, абхазского народа и русской общины на территории региона
В результате целенаправленной переселенческой политики царского правительства России в XIX веке на территории современной Абхазии оформились пять самостоятельных этнических общностей – абхазская, грузинская, греческая, армянская и русская национальные группы. Однако, после Октябрьской революции и создания СССР этническая ситуация в Абхазии претерпела существенные изменения, что связано, прежде всего, с проводившейся Иосифом Сталиным и Лаврентием Берия национальной политикой, направленной на своеобразную «грузинизацию» местного населения и фактическую ликвидацию абхазов как самостоятельного народа.
Подробности...
|
|
Миграционный отток русских приводит к перераспределению социальных позиций титульных этносов, тем самым придавая проблеме политический оттенок
|
Кавказ
Стабильный процесс
22 сен 2011, 09:00
Ситуация в Карачаево-Черкессии осложняется нарушением социокультурной функции русского населения, заключавшейся в стабилизации государственной политики
Карачаево-Черкесия без преувеличения является одним из наиболее проблемных регионов России. Как свидетельствует опыт присутствия здесь русского этнического сегмента, в данном регионе постоянно воспроизводится начальная ситуация контакта. Впрочем, в более мягких формах эти тенденции возврата взаимодействия русской и северокавказской культур к состоянию середины XIX века характерны для всех национально-государственных северокавказских образований. Со второй половины 90-х годов прошлого века на Кавказе идет процесс архаизации социально-экономических отношений и, как следствие, усиление миграционных процессов населения нетитульных национальностей, прежде всего русских, в другие регионы России.
Подробности...
|
|
Дагестанцы получили возможность приобщиться к передовой русской науке, технике, культуре, просвещению, а через русский язык - к достижениям западноевропейской культуры
|
Кавказ
Этническая демография русских Дагестана
19 сен 2011, 09:00
Русские никогда не были самым многочисленным эносом Дагестана, однако именно они больше всего сделали развития данного региона
Русское население Дагестана является этнической группой, то есть частью русского этноса, живущей в отрыве от основной территории расселения и оказавшейся в дагестанской этнической среде. Впрочем, судя по тому, как обстоят дела сейчас, правильнее говорить «являлась». Для современного русского населения Дагестана характерны самые низкие показатели рождаемости и естественная убыль при резко возросшей миграции из республики во внутренние области России. Среди социально-экономических причин низкой рождаемости русских являются, прежде всего, неуверенность в будущем, социальную незащищенность при отсутствии внутриэтнической сплоченности и помощи родственников и общины, как это наблюдается у дагестанцев.
Подробности...
|
|
Может быть, действительно, Дагестану целесообразно отойти от России, обрести полную свободу и сменить свою политическую ориентацию на Запад, как это сделали Грузия и Азербайджан?
|
Кавказ
Россия - Дагестан: судьба и воля
7 сен 2011, 09:00
Развитие Дагестана в отрыве от России ведет в тупик колониального образования или чуждой квазирелигиозной формации
Из давних времен, из глубин истории идет линия совместной исторической судьбы России и Дагестана, русского и дагестанского народов. Вначале это были отдельные контакты, различные формы торгового и политического взаимодействия. Постепенно развивались и укреплялись разнообразные личные и официальные связи, расширялось пространство культурно-исторического взаимодействия. Все-таки изначально мы - соседи. И значит, обречены на решение проблем взаимоотношений, на соседское разбирательство. В ХIХ веке такое разбирательство превратилось в большую Кавказскую войну.
Подробности...
|
|
|