|
Кавказ
Конфликтологические характеристики геополитического положения Дагестана
|
Республика Дагестан - самый сложный субъект России с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности страны
|
 |
20 декабря 2012, 09:00 |
Уникальная комбинация исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических и иных факторов и их сложное взаимодействие определяют геополитическую динамику Республики Дагестан, как субъекта Российской Федерации. При этом доминирующим является фактор геополитического положения, полиэтничность и поликонфессиональность республики. При этом геополитическое положение Дагестана выступает как ведущий фактор конфликтологической характеристики геополитической динамики республики. Это связано с фундаментальными переменами, произошедшими на постсоветском геополитическом пространстве после распада СССР и социалистической системы в 1991 году. Оно и превращает территорию Дагестана в особо ответственную зону России, которая после коренных изменений сузилась в границах и потеряла значительный военно-экономический потенциал. Подробности...
|
|
«Синдром малочисленного народа» («боязнь империи») как феномен общественного сознания на Кавказе проявляется издавна - он порожден и объективными, и субъективными факторами
|
Кавказ
Соотношение дезинтеграционных и реинтеграционных процессов в политическом пространстве Кавказа
29 ноя 2012, 09:00
Анализ процессов политической реинтеграции на Кавказе необходимо осуществлять с позиций системного и комплексного геостратегического подхода, учитывая геополитические, геоэкономические и геокультурные факторы
Следует признать, что дезинтеграционные процессы, начавшиеся с рубежа 1980-1990-х годов, в кавказском регионе (как и в других «национальных окраинах» бывшего СССР) были обусловлены прежде всего фактором национального самоопределения. При этом важно осознание того, что этот фактор порожден не нищетой, культурной отсталостью и другими причинами социального характера, которые обусловливают лишь формы, динамику и некоторые другие параметры данного явления. Увлечение социальным детерминизмом в объяснении движений к национальному самоопределению опасно при выработке геостратегии - национальное самоопределение должно восприниматься не как положительное или отрицательное, а просто как естественное явление.
Подробности...
|
|
Военный быт вносил в жизнь свои элементы, из-за чего на Кавказе долго не могла установиться прочная оседлость, в которой заключались основы православного образа жизни
|
Кавказ
Русский период утверждения православия на Северном Кавказе
17 ноя 2012, 09:00
На северном Кавказе православная вера стала связующим звеном между кубанским и терским казачество, а также - с кавказскими горцами
Вся история русского народа есть история его движения на необжитые земли - в лес, степь, горы, тундру. На всей огромной территории России в процессе распространения христианства среди народов, которые были нехристианами, большую роль играла русская колонизация. В лице днепровских, донских и кавказских казаков русский народ имел своих первопроходцев. В истории развития христианства на Северном Кавказе отмечаются подъемы и падения. Но во всех случаях христианство возникало, так сказать, спорадически, временно существуя и временно угасая. Это объясняется особенностями местной истории. Край лежал на перепутье, по которому шли, боролись, покоряли друг друга и смешивались разные народы, стоявшие на разных ступенях развития культуры и исповедовавших различные религии.
Подробности...
|
|
Концепция джихада в исламе имеет довольно широкий спектр смысловых восприятий, в радикальном же салафизме наблюдался примат т. н. «джихада меча» в его диверсионно-террористической форме
|
Кавказ
Умеренные, радикалы и прочие: причины раскола салафитского движения Дагестана
9 ноя 2012, 09:00
Раскол в салафитском движении Дагестана в целом был обусловлен отсутствием жесткого единоначалия и размежевания методик и целей
В постсоветский период социальная обстановка в Дагестане на конфессиональном поле накалялась до предела. В салафитском, на первый взгляд монолитном организме, начали проявляться центробежные силы. В итоге, по мере развития и углубления противоречий, в 1995-1996 годах в движении произошел разлад. Раскол в дагестанском салафизме был вполне предсказуем и естественен, постольку полярность и социальная градация, так или иначе, привели бы к размежеванию. Другое дело, что это явление было не совсем адекватно и трезво воспринято сторонами.
Подробности...
|
|
Около половины юношей северокавказского региона отрицательно относится к карьерному росту женщин в «силовых учреждениях»
|
Кавказ
Этногендерная специфика экономических установок молодежи Северного Кавказа
1 ноя 2012, 09:00
В контексте актуализации на Северном Кавказе этнонациональных традиций, которые несут в себе антимодернистский потенциал, важным является анализ гендерной вариативности экономических ценностей молодежи
Современное пространство российского общества активно вовлечено в модернизационные процессы, подразумевающие развитие рыночных институтов, формирование правового пространства, навязывание ценностей либерализма и т. д. И, как правило, в качестве показателей интенсивности и глубины преобразований основной частью как теоретиков, так и управленцев рассматриваются происходящие изменения в институциональных и формально-правовых сферах. Между тем, для судеб модернизации являются в высшей степени значимыми и социетальные трансформации: появление автономной личности, формирование мотивационного комплекса, ориентированного на персональные достижения, готовность к переменам, ценности экономической активности.
Подробности...
|
|
Особое внимание руководство Южной Осетии уделяет возрождению православия и традиционных национальных верований
|
Кавказ
Религиозные верования осетин: прошлое и настоящее
31 окт 2012, 09:00
Осетины всегда были религиозным народом - через века они пронесли верность своим традициям
Религиозная деятельность в Южной Осетии является одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни республики, представляя собой весьма сложный и интересный объект научных исследований и являясь отражением духовного бытия народа. Достаточно отметить, что древнейшие верования осетин связаны с такими первобытными формами религии, как фетишизм, тотемизм, анимизм, аниматизм, магия, культ предков, система табу. Элементы этих воззрений дожили до наших дней. Об аниматизме свидетельствуют тексты осетинских нартовских сказаний, следы же тотемистических верований обнаруживаются и в памятниках культуры.
Подробности...
|
|
В переговорах обе стороны выступают за мир. Но когда начинаешь копать глубже, то выясняется, что каждая из сторон мир видит по-своему. Обе стороны объявляют о своей толерантности, но толком никто не может объяснить, что это такое
|
Кавказ
Процесс карабахского урегулирования - взгляд из Азербайджана
29 окт 2012, 09:00
Карабахская проблема заключается не в том, что у сторон разные взгляды на историю, причину и характер конфликта, а в том что обе стороны ошибочно убеждены в уникальности этого конфликта и во многом исходят из этого
Карабахский конфликт, безусловно, является наиболее серьезной угрозой и вызовом для безопасности Азербайджанской Республике. Как известно, война с Арменией за обладание Нагорным Карабахом в 1992-1994 годах закончилась поражением Азербайджана и потерей им, по официальным данным, до 12% территории. Кроме того, почти миллион граждан Азербайджанской Республики стали беженцами. Последовавшие переговоры по проблеме, в том числе и с участием посредников, к успеху не привели. Практика переговорного процесса по урегулированию Карабахского вопроса показывает, что президенты, имеющие проблемы в своих республиках, вряд ли решатся поставить под угрозу свою власть. Особенно это характерно для Азербайджана.
Подробности...
|
|
Все закавказские страны пытались освободиться от влияния Византийской Империи, но среди них лишь Абхазскому царству в конце VIII века удалось добиться этого
|
Кавказ
Начало абхазо-русских взаимоотношений
25 окт 2012, 09:00
Для восстановления подлинной истории абхазского народа нередко приходится уделять большое внимание развенчиванию «мифов», созданных грузинскими историками
Изучение истории Древней Руси дало историкам основание сделать вывод, что отношения Руси с Абхазией начались, очевидно, еще в IX веке, - во времена могущества Хазарского каганата, в зону влияния которого входили и Южная Русь, и Абхазия. К сожалению, никаких сведений о иверах и абхазах периода IX-X веков непосредственно в русских источниках не сохранилось. Однако, существует немало косвенных, но достаточно надежных доказательств тому, что не могло не произойти какого-то соприкосновения русских с абхазами и Абхазским царством в районе Таманского полуострова задолго до создания русского Тмутараканского княжества (965 года).
Подробности...
|
|
Несмотря на все коллизии и деформации, которым подверглась кавказская культура в течение последних столетий, она не перестала быть субъектом социокультурной жизни региона
|
Кавказ
Кавказ: идет процесс формирования новой культурной генерации
20 окт 2012, 09:00
Кавказ является средоточием не только геополитических противоречий, зоной столкновения ресурсных интересов ведущих стран мира, но также и местом напряженного взаимодействия различных культурно-цивилизационных образований
Борьба за изменение существующего ныне мирового порядка уже началась. Трудно пока судить, какую форму и характер примет эта борьба. Более ясно другое: в условиях наличия такого дестабилизирующего фактора, каким является борьба за новый передел мира, нам трудно ожидать наступления в скором времени привычного для нас и желаемого нами состояния социальной стабильности в мире. Формирование нового мирового порядка (системы) - это, как правило, сложный и болезненный процесс, который часто сопровождается обострением противоречий, а порой и столкновениями ведущих стран и цивилизаций.
Подробности...
|
|
Индивидуальность цивилизаций заключается, прежде всего, в особенностях мышления, восприятия окружающей среды, действительности, способах ее отображения, в ценностных приоритетах и социальной практике
|
Кавказ
Кавказская горная цивилизация как субъект цивилизационно-культурного взаимодействия
24 сен 2012, 09:00
При всей амбивалентности категории «цивилизация» ни одна из версий цивилизационного подхода применительно к Кавказу не позволяет концептуализировать его как единую цивилизацию
О человечестве на всех этапах его развития можно говорить как о сложной, но стремящейся к целостности надорганической системе. Ее подсистемами выступают относительно самостоятельные региональные и трансрегиональные цивилизации, которые в каждый момент исторического развития находятся на асинхронных стадиях. Это придает системной, но не унитарной общепланитарной цивилизации неопределенность функционирования и многовариантность развития. В этой системе можно выделить очаговую традиционную горскую цивилизацию. При этом с момента перехода к цивилизации Кавказ выступает в качестве контактной зоны нескольких региональных цивилизаций, а не становится месторазвитием общекавказской - что не отрицает влияния других цивилизационных кругов на Южный и Северный Кавказ.
Подробности...
|
|
Дагестан и Кавказ в мировоззрении «хазар-сионистов» - это «земля обетованная», которую необходимо если не вернуть, то подчинить своему влиянию
|
Кавказ
Второй Хазарии не будет - чужого не надо
21 сен 2012, 09:00
Контакты кавказской политической элиты с Израилем используются произраильскими кругами для дальнейшего проникновения в кавказский регион с целью установить над ним свой политический и экономический контроль
Израиль делает много для того, чтобы вернуть Кавказ в орбиту своего влияния, в том числе и посредством политического и экономического сотрудничества. Отсюда связи грузинских, азербайджанских, а в последнее время и дагестанских правящих кругов с Израилем. В условиях, когда мусульмане подвергаются агрессии со стороны сионистов, сотрудничество, тем более в сфере безопасности с Израилем само по себе невыгодно мусульманским республикам. Но если учесть, что радикалы от религии действуют в интересах Саудии и Катара, а те, в свою очередь, тесно завязаны с интересами США, то и этот поток событий, дестабилизирующих обстановку в Дагестане и на Кавказе, является частью одной геополитической игры.
Подробности...
|
|
Единственным логичным ответом было бы заключить стратегический альянс всех традиционных религий в борьбе с общим врагом - глобальной западной гегемонией, олицетворяемой дадджалом / антихристом
|
Кавказ
Евразийская стратегия общей победы (Обращение к суфийским кругам и представителям традиционного ислама Северного Кавказа)
18 сен 2012, 09:00
Одними призывами к миру и согласию, к толерантности и диалогу ситуацию не удастся разрешить: слишком остры спорные вопросы и в будущем их острота будет только нарастать
Недавнее подлое убийство суфийского кутба и лидера всего северо-кавказского суфизма Саида Афанди Черкейского показывает, насколько серьезная ситуация сложилась в этом отношении в Дагестане и на всем Северном Кавказе. Это ужасающее для религиозного баланса сил событие вписывается в общий контекст событий, которые развертываются во всем исламском мире и имеют прямое отношение к обостряющимся противоречиям между течениями ваххабизма и традиционного ислама (в первую очередь, суфийскими тарикатами). Снос суфийской мечети в Ливии, противостояние ваххабитов и остальных групп населения в Сирии, непрекращающиеся столкновения между талибами и иными направлениями в исламе в Афганистане и т. д. - все это единый глобальный процесс, перекинувшийся уже довольно давно и на Северный Кавказ, но сегодня приобретающий особенно драматический характер.
Подробности...
|
|
Принцип превращения людей в серую массу давно действует в рамках процесса космополитизации населения большей части Земли - то же самое сегодня происходит и в исламском мире
|
Кавказ
Покушение на Мир
12 сен 2012, 09:00
Обстановку на Северном Кавказе дестабилизируют ваххабиты - приверженцы учения, по сути своей идентичного американскому космополитизму, только с религиозным оттенком
Ситуация в кавказском регионе после гибели духовного лидера Дагестана шейха Саида Афанди Чиркейского претерпит изменения. Отдельные силы пытаются склонить чашу весов в пользу силового разрешения конфликта, однако, установление законности и порядка в кавказском регионе невозможно без нейтрализации действий зарубежных религиозно-политических группировок. Так что любые колонны бронетехники и отряды спецназа не изменят ситуацию на долгий срок. Необходима активная деятельность президента страны на международной арене, чего, к сожалению, сегодня мы не видим. Необходима открытая, ясная поддержка властью межконфессионального диалога в обществе.
Подробности...
|
|
Любой акт культурной коммуникации в рамках любой кавказской этнической культуры демонстрирует двойную направленность: вовне - на показ «своей» культуры и вовнутрь - на социализацию субъектов данной культуры
|
Кавказ
Модернизация на Северном Кавказе - ничто не мешает
6 сен 2012, 09:00
Коммуникативная культура кавказских этносов не только детерминирует процессы сложения этносоциальной общности, но и способна выступать как креативный фактор модернизации
Вульгарный экономизм либерал-реформаторов 90-х годов XX века и навязанных ими «сверху» реформ до сих пор является поводом к политическим недовольствам и источником социального напряжения. По сей день подвергаются жесткой критике и другие, столь же характерные особенности реформ того времени, в частности, их культурное невежество, которое проявлялось в высокомерном отношении стратегов этих реформ к любому неевропейскому социально-культурному контексту как к «отсталости», требующей преодоления, разумеется, на основе и посредством европейских форм. Достаточно очевидно, что до сих пор сохраняет свою актуальность проблема соотнесения целей модернизационных реформ и механизмов их реализации с различными локально-ареальными культурными контекстами российской цивилизации, что означает экспликацию их адаптивно-адаптационных ресурсов, сохраняющих действенность в современных условиях.
Подробности...
|
|
То, что салафийя при определенных обстоятельствах может быть нерадикальной, умеренной и вполне мирной, ясно было изначально. Однако, в порыве борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом этот факт был проигнорирован
|
Кавказ
О бедном салафите замолвите слово
5 сен 2012, 09:00
Убийство Саида Афанди есть не что иное, как эхо чудовищной ошибки дагестанских властей, на исходе XX века втиснувших все многообразие исламской жизни в узкое русло «аварско-гидатлинского» тариката
Дагестан никогда не был однородным ни в этническом, ни в политическом, ни в конфессиональном плане. Этническая пестрота горного края - одна из самых высоких не только в России, но и во всем мире. Но самый примечательный факт тот, что и исламское пространство в Дагестане, в отличие от других республик Северного Кавказа, никогда не было однородным. В религиозной культуре Дагестане устойчиво доминировали три типа религиозного восприятия: суфизм, школы шафиитских законников и салафийя (фундаментализм). Попытки же государства подчинить весь массив мусульман представителям одной национальности и одного направления в исламе вызывали ожесточенное сопротивление со стороны верующих.
Подробности...
|
|
«Эти ветры раздувает квазилиберальная клика, которая кличет на весь мир. А всё, что происходит в мире и в Дагестане в частности, представляет из себя отголоски этого зловещего клика»
|
Кавказ
Дагестан: «Ситуация - за критическую»
3 сен 2012, 09:00
Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского преследует одну единственную цель - нанести серьезный удар по целостности России
В последние годы убийства общественных деятелей и силовиков в Дагестане происходят настолько часто, что практически перестали восприниматься обществом и стали привычной частью новостных сводок. При этом, хотя формально в этой республике идёт - совсем как на заре советской власти - борьба с бандитами и преступными элементами, ни у кого уже давно нет никаких сомнений, что это есть не что иное, как война, в которой наличествуют как стороны конфликта, так и некоторые дополнительные, не совсем очевидные, однако, тем не менее, важные моменты. К сожалению, суть происходящего сегодня в Дагестане не исчерпывается одной лишь активностью бандитского подполья.
Подробности...
|
|
Особенно болезненно проблемы девиантного поведения молодежи проявляются на Юге России, где экономический кризис наряду со сложной этнополитической ситуацией в наибольшей степени сказывается на молодом поколении
|
Кавказ
Трансформация ценностей молодежи Юга России: конфликтологический аспект
29 авг 2012, 09:00
Массовая культура является ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на культурную самоидентификацию молодежи
Юг России является одним из наиболее сложных регионов Российской Федерации, и события равно как прошлого, так и настоящего, продемонстрировали наибольшую политико-правовую неустойчивость данного региона. Как известно, именно в кризисные периоды истории особую роль начинает играть этническая идентичность, а причиной религиозной, этнической нетерпимости, конфликтов и войн становится ксенофобия, а изменения, происходящие в системе ценностных ориентаций, перерастают в политический экстремизм и радикализм. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Подробности...
|
|
Семья есть отражение происходящих в обществе событий и трансформаций - это не застывшая окостенелая система, а живой социальный организм, который постоянно эволюционирует
|
Кавказ
Парадигмы современной идентичности северокавказской семьи
28 авг 2012, 09:00
Всплеск национальных фобий фрагментировал северокавказское пространство по этническому признаку, добавив эту фрагментацию к явно выраженной социальной дифференциации
Человек не может оставаться в ценностном вакууме, ему необходимы базовые ориентиры и та общность, которая способна взять на себя защитные и организационные функции. При этом немало важно то обстоятельство, что человеку необходима опора именно на ту группу, с которой бы он себя отождествлял. Специфика ментальности северокавказских народов позволяет утверждать, что подобной опорой для них может служить этнос и семья (род) - чувство общей этнической принадлежности, сопричастности к общему предку и общей истории придает им уверенность и гарантирует защиту.
Подробности...
|
|
Очевиден кризисный характер происходивших в Чечне процессов, которые отмечали сложные и болезненные качественные преобразования системообразующих основ функционирования данного этносоциального организма
|
Кавказ
Исторические и этносоциальные предпосылки «чеченской революции»
22 авг 2012, 09:00
Чеченское общество остро переживало процесс историко-культурной самоидентификации, актуализованный потребностью вписаться в современное «мировое сообщество»
Первая и Вторая чеченские кампании, равно как и сопутствовавшие им процессы в самой Чечне и в российском обществе, вызывали и до сих пор вызывают особый интерес представителей самых разных научных дисциплин. Представляется, что события в Чечне тех, казалось бы, давно минувших лет не могли возникнуть «из ничего», что они имели своего рода базу или исходный посыл, которые сложились в ходе предшествующей истории чеченского народа. Скорее всего, события в Чечне предопределила уникальная комбинация исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических и иных факторов в силу исторической случайности концентрированно проявившихся именно там. Но в подобной комбинации этноисторические предпосылки занимали далеко не случайное и не последнее место.
Подробности...
|
|
|