|
Кавказ
Процесс карабахского урегулирования - взгляд из Азербайджана
|
Карабахская проблема заключается не в том, что у сторон разные взгляды на историю, причину и характер конфликта, а в том что обе стороны ошибочно убеждены в уникальности этого конфликта и во многом исходят из этого
|
 |
29 октября 2012, 09:00 |
Карабахский конфликт, безусловно, является наиболее серьезной угрозой и вызовом для безопасности Азербайджанской Республике. Как известно, война с Арменией за обладание Нагорным Карабахом в 1992-1994 годах закончилась поражением Азербайджана и потерей им, по официальным данным, до 12% территории. Кроме того, почти миллион граждан Азербайджанской Республики стали беженцами. Последовавшие переговоры по проблеме, в том числе и с участием посредников, к успеху не привели. Практика переговорного процесса по урегулированию Карабахского вопроса показывает, что президенты, имеющие проблемы в своих республиках, вряд ли решатся поставить под угрозу свою власть. Особенно это характерно для Азербайджана. Подробности...
|
|
Все закавказские страны пытались освободиться от влияния Византийской Империи, но среди них лишь Абхазскому царству в конце VIII века удалось добиться этого
|
Кавказ
Начало абхазо-русских взаимоотношений
25 окт 2012, 09:00
Для восстановления подлинной истории абхазского народа нередко приходится уделять большое внимание развенчиванию «мифов», созданных грузинскими историками
Изучение истории Древней Руси дало историкам основание сделать вывод, что отношения Руси с Абхазией начались, очевидно, еще в IX веке, - во времена могущества Хазарского каганата, в зону влияния которого входили и Южная Русь, и Абхазия. К сожалению, никаких сведений о иверах и абхазах периода IX-X веков непосредственно в русских источниках не сохранилось. Однако, существует немало косвенных, но достаточно надежных доказательств тому, что не могло не произойти какого-то соприкосновения русских с абхазами и Абхазским царством в районе Таманского полуострова задолго до создания русского Тмутараканского княжества (965 года).
Подробности...
|
|
Несмотря на все коллизии и деформации, которым подверглась кавказская культура в течение последних столетий, она не перестала быть субъектом социокультурной жизни региона
|
Кавказ
Кавказ: идет процесс формирования новой культурной генерации
20 окт 2012, 09:00
Кавказ является средоточием не только геополитических противоречий, зоной столкновения ресурсных интересов ведущих стран мира, но также и местом напряженного взаимодействия различных культурно-цивилизационных образований
Борьба за изменение существующего ныне мирового порядка уже началась. Трудно пока судить, какую форму и характер примет эта борьба. Более ясно другое: в условиях наличия такого дестабилизирующего фактора, каким является борьба за новый передел мира, нам трудно ожидать наступления в скором времени привычного для нас и желаемого нами состояния социальной стабильности в мире. Формирование нового мирового порядка (системы) - это, как правило, сложный и болезненный процесс, который часто сопровождается обострением противоречий, а порой и столкновениями ведущих стран и цивилизаций.
Подробности...
|
|
Индивидуальность цивилизаций заключается, прежде всего, в особенностях мышления, восприятия окружающей среды, действительности, способах ее отображения, в ценностных приоритетах и социальной практике
|
Кавказ
Кавказская горная цивилизация как субъект цивилизационно-культурного взаимодействия
24 сен 2012, 09:00
При всей амбивалентности категории «цивилизация» ни одна из версий цивилизационного подхода применительно к Кавказу не позволяет концептуализировать его как единую цивилизацию
О человечестве на всех этапах его развития можно говорить как о сложной, но стремящейся к целостности надорганической системе. Ее подсистемами выступают относительно самостоятельные региональные и трансрегиональные цивилизации, которые в каждый момент исторического развития находятся на асинхронных стадиях. Это придает системной, но не унитарной общепланитарной цивилизации неопределенность функционирования и многовариантность развития. В этой системе можно выделить очаговую традиционную горскую цивилизацию. При этом с момента перехода к цивилизации Кавказ выступает в качестве контактной зоны нескольких региональных цивилизаций, а не становится месторазвитием общекавказской - что не отрицает влияния других цивилизационных кругов на Южный и Северный Кавказ.
Подробности...
|
|
Дагестан и Кавказ в мировоззрении «хазар-сионистов» - это «земля обетованная», которую необходимо если не вернуть, то подчинить своему влиянию
|
Кавказ
Второй Хазарии не будет - чужого не надо
21 сен 2012, 09:00
Контакты кавказской политической элиты с Израилем используются произраильскими кругами для дальнейшего проникновения в кавказский регион с целью установить над ним свой политический и экономический контроль
Израиль делает много для того, чтобы вернуть Кавказ в орбиту своего влияния, в том числе и посредством политического и экономического сотрудничества. Отсюда связи грузинских, азербайджанских, а в последнее время и дагестанских правящих кругов с Израилем. В условиях, когда мусульмане подвергаются агрессии со стороны сионистов, сотрудничество, тем более в сфере безопасности с Израилем само по себе невыгодно мусульманским республикам. Но если учесть, что радикалы от религии действуют в интересах Саудии и Катара, а те, в свою очередь, тесно завязаны с интересами США, то и этот поток событий, дестабилизирующих обстановку в Дагестане и на Кавказе, является частью одной геополитической игры.
Подробности...
|
|
Единственным логичным ответом было бы заключить стратегический альянс всех традиционных религий в борьбе с общим врагом - глобальной западной гегемонией, олицетворяемой дадджалом / антихристом
|
Кавказ
Евразийская стратегия общей победы (Обращение к суфийским кругам и представителям традиционного ислама Северного Кавказа)
18 сен 2012, 09:00
Одними призывами к миру и согласию, к толерантности и диалогу ситуацию не удастся разрешить: слишком остры спорные вопросы и в будущем их острота будет только нарастать
Недавнее подлое убийство суфийского кутба и лидера всего северо-кавказского суфизма Саида Афанди Черкейского показывает, насколько серьезная ситуация сложилась в этом отношении в Дагестане и на всем Северном Кавказе. Это ужасающее для религиозного баланса сил событие вписывается в общий контекст событий, которые развертываются во всем исламском мире и имеют прямое отношение к обостряющимся противоречиям между течениями ваххабизма и традиционного ислама (в первую очередь, суфийскими тарикатами). Снос суфийской мечети в Ливии, противостояние ваххабитов и остальных групп населения в Сирии, непрекращающиеся столкновения между талибами и иными направлениями в исламе в Афганистане и т. д. - все это единый глобальный процесс, перекинувшийся уже довольно давно и на Северный Кавказ, но сегодня приобретающий особенно драматический характер.
Подробности...
|
|
Принцип превращения людей в серую массу давно действует в рамках процесса космополитизации населения большей части Земли - то же самое сегодня происходит и в исламском мире
|
Кавказ
Покушение на Мир
12 сен 2012, 09:00
Обстановку на Северном Кавказе дестабилизируют ваххабиты - приверженцы учения, по сути своей идентичного американскому космополитизму, только с религиозным оттенком
Ситуация в кавказском регионе после гибели духовного лидера Дагестана шейха Саида Афанди Чиркейского претерпит изменения. Отдельные силы пытаются склонить чашу весов в пользу силового разрешения конфликта, однако, установление законности и порядка в кавказском регионе невозможно без нейтрализации действий зарубежных религиозно-политических группировок. Так что любые колонны бронетехники и отряды спецназа не изменят ситуацию на долгий срок. Необходима активная деятельность президента страны на международной арене, чего, к сожалению, сегодня мы не видим. Необходима открытая, ясная поддержка властью межконфессионального диалога в обществе.
Подробности...
|
|
Любой акт культурной коммуникации в рамках любой кавказской этнической культуры демонстрирует двойную направленность: вовне - на показ «своей» культуры и вовнутрь - на социализацию субъектов данной культуры
|
Кавказ
Модернизация на Северном Кавказе - ничто не мешает
6 сен 2012, 09:00
Коммуникативная культура кавказских этносов не только детерминирует процессы сложения этносоциальной общности, но и способна выступать как креативный фактор модернизации
Вульгарный экономизм либерал-реформаторов 90-х годов XX века и навязанных ими «сверху» реформ до сих пор является поводом к политическим недовольствам и источником социального напряжения. По сей день подвергаются жесткой критике и другие, столь же характерные особенности реформ того времени, в частности, их культурное невежество, которое проявлялось в высокомерном отношении стратегов этих реформ к любому неевропейскому социально-культурному контексту как к «отсталости», требующей преодоления, разумеется, на основе и посредством европейских форм. Достаточно очевидно, что до сих пор сохраняет свою актуальность проблема соотнесения целей модернизационных реформ и механизмов их реализации с различными локально-ареальными культурными контекстами российской цивилизации, что означает экспликацию их адаптивно-адаптационных ресурсов, сохраняющих действенность в современных условиях.
Подробности...
|
|
То, что салафийя при определенных обстоятельствах может быть нерадикальной, умеренной и вполне мирной, ясно было изначально. Однако, в порыве борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом этот факт был проигнорирован
|
Кавказ
О бедном салафите замолвите слово
5 сен 2012, 09:00
Убийство Саида Афанди есть не что иное, как эхо чудовищной ошибки дагестанских властей, на исходе XX века втиснувших все многообразие исламской жизни в узкое русло «аварско-гидатлинского» тариката
Дагестан никогда не был однородным ни в этническом, ни в политическом, ни в конфессиональном плане. Этническая пестрота горного края - одна из самых высоких не только в России, но и во всем мире. Но самый примечательный факт тот, что и исламское пространство в Дагестане, в отличие от других республик Северного Кавказа, никогда не было однородным. В религиозной культуре Дагестане устойчиво доминировали три типа религиозного восприятия: суфизм, школы шафиитских законников и салафийя (фундаментализм). Попытки же государства подчинить весь массив мусульман представителям одной национальности и одного направления в исламе вызывали ожесточенное сопротивление со стороны верующих.
Подробности...
|
|
«Эти ветры раздувает квазилиберальная клика, которая кличет на весь мир. А всё, что происходит в мире и в Дагестане в частности, представляет из себя отголоски этого зловещего клика»
|
Кавказ
Дагестан: «Ситуация - за критическую»
3 сен 2012, 09:00
Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского преследует одну единственную цель - нанести серьезный удар по целостности России
В последние годы убийства общественных деятелей и силовиков в Дагестане происходят настолько часто, что практически перестали восприниматься обществом и стали привычной частью новостных сводок. При этом, хотя формально в этой республике идёт - совсем как на заре советской власти - борьба с бандитами и преступными элементами, ни у кого уже давно нет никаких сомнений, что это есть не что иное, как война, в которой наличествуют как стороны конфликта, так и некоторые дополнительные, не совсем очевидные, однако, тем не менее, важные моменты. К сожалению, суть происходящего сегодня в Дагестане не исчерпывается одной лишь активностью бандитского подполья.
Подробности...
|
|
Особенно болезненно проблемы девиантного поведения молодежи проявляются на Юге России, где экономический кризис наряду со сложной этнополитической ситуацией в наибольшей степени сказывается на молодом поколении
|
Кавказ
Трансформация ценностей молодежи Юга России: конфликтологический аспект
29 авг 2012, 09:00
Массовая культура является ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на культурную самоидентификацию молодежи
Юг России является одним из наиболее сложных регионов Российской Федерации, и события равно как прошлого, так и настоящего, продемонстрировали наибольшую политико-правовую неустойчивость данного региона. Как известно, именно в кризисные периоды истории особую роль начинает играть этническая идентичность, а причиной религиозной, этнической нетерпимости, конфликтов и войн становится ксенофобия, а изменения, происходящие в системе ценностных ориентаций, перерастают в политический экстремизм и радикализм. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
Подробности...
|
|
Семья есть отражение происходящих в обществе событий и трансформаций - это не застывшая окостенелая система, а живой социальный организм, который постоянно эволюционирует
|
Кавказ
Парадигмы современной идентичности северокавказской семьи
28 авг 2012, 09:00
Всплеск национальных фобий фрагментировал северокавказское пространство по этническому признаку, добавив эту фрагментацию к явно выраженной социальной дифференциации
Человек не может оставаться в ценностном вакууме, ему необходимы базовые ориентиры и та общность, которая способна взять на себя защитные и организационные функции. При этом немало важно то обстоятельство, что человеку необходима опора именно на ту группу, с которой бы он себя отождествлял. Специфика ментальности северокавказских народов позволяет утверждать, что подобной опорой для них может служить этнос и семья (род) - чувство общей этнической принадлежности, сопричастности к общему предку и общей истории придает им уверенность и гарантирует защиту.
Подробности...
|
|
Очевиден кризисный характер происходивших в Чечне процессов, которые отмечали сложные и болезненные качественные преобразования системообразующих основ функционирования данного этносоциального организма
|
Кавказ
Исторические и этносоциальные предпосылки «чеченской революции»
22 авг 2012, 09:00
Чеченское общество остро переживало процесс историко-культурной самоидентификации, актуализованный потребностью вписаться в современное «мировое сообщество»
Первая и Вторая чеченские кампании, равно как и сопутствовавшие им процессы в самой Чечне и в российском обществе, вызывали и до сих пор вызывают особый интерес представителей самых разных научных дисциплин. Представляется, что события в Чечне тех, казалось бы, давно минувших лет не могли возникнуть «из ничего», что они имели своего рода базу или исходный посыл, которые сложились в ходе предшествующей истории чеченского народа. Скорее всего, события в Чечне предопределила уникальная комбинация исторических, социально-экономических, этнических, демографических, психологических и иных факторов в силу исторической случайности концентрированно проявившихся именно там. Но в подобной комбинации этноисторические предпосылки занимали далеко не случайное и не последнее место.
Подробности...
|
|
Объектом общественного спасения является именно община, руководствующаяся шариатом, которая уже в силу этого не может ошибаться, и вне общины для мусульманина невозможны служение Богу и выполнение его предписаний
|
Кавказ
Исламский традиционализм на Северном Кавказе
20 авг 2012, 09:00
Исламские традиционалисты выступают за сохранение той версии ислама, которая исторически сложилась на определенной территории, и противодействуют каким-либо переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни
Решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-методологическое значение. В основе этого решения лежит признание того объективного факта, что наряду с общеисламскими принципами, объединяющими весь мусульманский мир, существуют различные региональные формы бытования ислама. И именно через традиционалистский, а не догматический ислам в первую очередь формируются стереотипы поведения каждого конкретного мусульманина, который на бытовом уровне является членом своей этноконфессиональной общины и только на макроуровне - носителем ценностей и атрибутов мировой уммы.
Подробности...
|
|
Гази-Мухаммад, а затем Шамиль и его наибы через насилие добивались утверждения шариата, они смогли привести кавказские народы к мысли восстановить в делах суда и расправы основной закон мусульман - шариат
|
Кавказ
Ислам и горские адаты на Северном Кавказе
13 авг 2012, 09:00
Столкновение ислама и кавказской культуры было не только военным противостоянием мусульманских завоевателей и горцев, но и взаимодействием разных культур, в ходе которого сформировался новый тип смешанной симбиозной культуры
Кавказцы по своему образу жизни, социальному устройству, нормам общежития, являют историко-культурный тип, совершенно отличный от культуры народов Аравийской пустыни периода зарождения и распространения ислама. Именно поэтому утверждение ислама среди народов Северного Кавказа происходило через столкновение и борьбу с горскими адатами - системой обычного права горцев, регулирующей социально-экономические, семейно-бытовые и духовно-нравственные отношения. Первоначальное неприятие ислама кавказскими горцами во многом объясняется значительным расхождением образа жизни, социального устройства, нравственно-этических норм, их мировосприятия от форм социокультурного бытия, духовных воззрений арабов-завоевателей.
Подробности...
|
|
Дагестан - самый южный пограничный регион России, через который осуществляются экономические и иные связи с закавказскими республиками, а также с зарубежными странами через Каспийское море
|
Кавказ
Геополитический потенциал Дагестана
30 июл 2012, 09:00
В случае потери Дагестана Россия рискует потерять весь Северный Кавказ, отсюда непосредственно вытекает значение Дагестана как бастиона российской геополитики в этом нестабильном регионе
Регионы Северного Кавказа, в особенности Дагестан, находятся в особом геополитическом положении. Здесь пересекаются интересы как регионального, так и общемирового характера. В системе региональной геополитики Дагестан играет одну из центральных ролей, что обусловлено многими факторами. С военно-стратегической точки зрения значение Дагестана для Российской Федерации определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты ее стратегических и геополитических интересов, обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, сохранения своего влияния в обширном регионе, охватывающим весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию.
Подробности...
|
|
Именно на дефиците научного понимания культурно-исторической реальности Кавказа создается тот самый идеологический вакуум, который заполняется негативной информацией
|
Кавказ
«Вторая ядерная кнопка»: имидж региона
9 июн 2012, 09:00
Имидж региона представляет собой сложный социально-психологический феномен, условием формирования которого являются восприятие и способность формирования ассоциативных представлений у потребителя информации
Характерной особенностью информационной эпохи является огромная роль в жизни общества средств массовой информации и, прежде всего «электронных» - телевидения и радиовещания. Посредством современных СМИ быстро формируется устойчивое общественное мнение, если надо, ломаются устоявшиеся и создаются новые стереотипы, эталоны поведения и отношений, иначе говоря, формируется имидж того или иного объекта. Также СМИ оказывают сильное влияние на умонастроения людей, их отношения, поведение, направленность активности.
Подробности...
|
|
|