15 апреля, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Русский период утверждения православия на Северном Кавказе


Военный быт вносил в жизнь свои элементы, из-за чего на Кавказе долго не могла установиться прочная оседлость, в которой заключались основы православного образа жизни 17 ноября 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
На северном Кавказе православная вера стала связующим звеном между кубанским и терским казачество, а также - с кавказскими горцами

Вся история русского народа есть история его движения на необжитые земли - в лес, степь, горы, тундру. На всей огромной территории России в процессе распространения христианства среди народов, которые были нехристианами, большую роль играла русская колонизация. В лице днепровских, донских и кавказских казаков русский народ имел своих первопроходцев.

В конце XVIII века турки распространили ислам в горах Северного Кавказа. По правую же сторону реки Кубани, как единственная в этом месте религия, было закреплено христианство. Добились этого кубанские казаки.

Этногенез казачества - длительный и сложный процесс, в результате которого на территории войсковых областей Юга России в ходе смешения этнических корней (прежде всего русского и украинского) с народами Северного Кавказа и Калмыкии сформировалась уникальная этнокультурная общность людей с ярко выраженными социальными отличиями (военизированный быт, особое землепользование и самоуправление). В рамках казачьего субэтноса в составе российского суперэтноса сложилась определенная культура, нашедшая отражение в быту, образе жизни и самосознании казаков. Важную роль в формировании менталитета казаков сыграла православная вера.

Теоретически осмыслить роль проникновения православия в нерусские районы России попытался британский историк Арнольд Тойнби. Он, в частности, писал: « В России… впервые за всю историю цивилизаций, оседлому обществу (удалось) не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников и даже не просто побить их…, но и достичь действительной победы, изменив лицо ландшафта и преобразовав, в конце концов, кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу, были пограничниками русского православия…».

С конца XVIII века степи Северного Кавказа с бассейнами рек Терека, Кумы и Кубани оказались заселенными русскими колонистами. К военным поселениям, крепостям и казачьим станицам притекало все больше выходцев из Центральной России. Это были беглые, недовольные прикреплением к земле крестьяне, казаки и раскольники. Появились села с мирным земледельческим населением. От церкви теперь требовалась совместно с официальной властью защищать государственные интересы на Кавказе через религиозное просвещение местных жителей, управлявшееся Синодом Русской православной церкви.

До открытия Кавказской епархии Северный Кавказ входил сначала в состав Сарайской епархии (1261), Астраханской (1723), а затем - Донской епархии (с 1829 года) с центром в Новочеркасске. Черномория со времени заселения ее запорожцами находилась в ведении Екатеринославской епархии, с открытием же Донской епархии вошла в состав последней вместе с другими частями Северного Кавказа. В результате в управлении церковными делами отсутствовала преемственная связь, которая могла бы направить религиозно-нравственную жизнь народа на ту высоту, на какой она должна была находиться при совместной жизни русских с горцами и другими народами Северного Кавказа.

С 1723 года Гребенская диния официально подчинялась Астраханской епархии, которую возглавляли епископы: Лаврентий - 1723-1727 годы, Варлаам - 1727-1731 годы, Илларион - 1731-1751 годы, Мефодий - 1751-1776 годы, Антоний -1776-1786 годы, Никифор - 1786-1792 годы. Так как управление епархии находилось в значительном удалении, а путешествия в ее пределы были опасными, архиереи посетили Терек всего четыре раза. Поэтому было назначено духовенство, «доверия достойных». Их называли заказчиками, т. к. они отвечали за определенный район - заказ. Инструкция, выданная в 1732 году, давала заказчику широкие полномочия; в обязанности же их входило следить за ходом церковной жизни. В среде терского казачества институт заказчиков просуществовал до 1779 года.

Приток в среду духовенства из сословия недуховного звания был крайне низок, что объяснялось экономическими трудностями. У правительства были опасения за прочность приобретения края. Только по настоянию генерал-фельдмаршала Павла Потемкина Святейший Синод разрешил возводить храмы на Азовско-Моздокской линии.

В утверждении православия огромную роль сыграло образование в Кизляре в 1745 году Осетинской духовной комиссии. Некоторые коренные жители сами шли навстречу христианству, как, например, владелец малой Кабарды Корго-Кончокин, принявший христианство с частью своих подданных. С именем этого владельца малой Кабарды связывается основание Моздока. Обратившись в христианство со своими подданными, Коргоко, в крещении князь Андрей Иванович Черкасский-Кончокин, обратился к русскому правительству с просьбою о дозволении ему поселиться на левом берегу Терека. Ему было предоставлено право выбрать для поселения место, какое пожелает, и он избрал урочище Моздок. В 1763 году на этом месте возникает форпост и при нем селение с православной церковью. Подданные Кончокина составили основу Горского казачьего линейного полка, названного так потому, что он первоначально образовался из горцев-кабардинцев и других народностей Кавказа, так как Моздок долгое время служил убежищем для всех переходивших на сторону христианства кабардинцев, осетин, чеченцев и для всех вообще страдавших от гнета мусульман, даже грузин и армян, выселявшихся по временам из Грузии и Армении.

В начале сороковых годов XVIII века в Москву прибывают грузинский архиепископ Иосиф и архимандрит Николай, чтобы познакомить русскую церковь с религиозно-нравственным положением дел среди осетин. Многие из осетин, по словам Иосифа и Николая, попали под влияние мусульманства, а многие готовы были к ним примкнуть. К этому моменту Грузинская церковь перестала влиять на осетинское население Кавказа. Она сама нуждалась в помощи - и материальной, и духовной.

В 1771 году Кавказская миссия была преобразована. Во главе ее был поставлен русский протоиерей Лебедев, в помощники даны четыре священника: двое из них были русские и двое - грузины. Также даны были три диакона: двое русских и один грузин; пять причетников и один переводчик. Этой миссии было дано название Осетинской духовной комиссии. Святейший Синод дал ей определенную инструкцию, в которой вменялось в обязанность избегать насильственных действий в отношении к осетинам и другим горцам, «крестить только по надлежащем испытании их и по удостоверении в искреннем желании их сделаться христианами». Местонахождением миссии стал город Моздок, в котором была православная церковь.

Для того чтобы миссия успешно работала, открыли епархию на правах Астраханского викариатства. Открытие епархии состоялось в 1792 году в Моздоке. Главой епархии был назначен Гай (грузин по национальности), ему присвоено звание Моздокского и Мажарского епископа. За время работы миссии, с 1771 по 1825 год, в христианство было обращено 53000 человек. Это свидетельствует о постепенном распространении христианства в центре Кавказа.

В истории развития христианства на Северном Кавказе отмечаются подъемы и падения. Но во всех случаях христианство возникало, так сказать, спорадически, временно существуя и временно угасая. Это объясняется особенностями местной истории. Край лежал на перепутье, по которому шли, боролись, покоряли друг друга и смешивались разные народы, стоявшие на разных ступенях развития культуры и исповедовавших различные религии.

В конце XVIII века турки распространили ислам в горах Северного Кавказа. По правую же сторону реки Кубани, как единственная в этом месте религия, было закреплено христианство. Добились этого кубанские казаки, заселяя эти земли с конца XVIII века.

Казачество переселялось без духовенства, т. к. последнее осталось при храмах, возведенных за Бугом. При переселении они взяли с собой одну походную церковь, подаренную Войску князем Потемкиным. Пока Войско частями передвигалось на жалованные земли, кошевой атаман Чепига и войсковой судья Головатый пытались найти священников вне Войска. С просьбой о присылке пастырей обратились они к епархиальным властям. В 1793 году по просьбе Головатого Феодосийский епископ Иов прислал в Войско иеромонаха Исаию. Тогда же, 8 октября, иерей Солоневский прислал в Войско священника с письмом Чепиги, выразив надежду, что он «не окажется отвратителен».

Дело в том, что при отсутствии храмов и духовенства ослабевала религиозность населения. Вдобавок к этому, в южной России бродили исключенные из духовного звания лица и самозванцы, выдававшие себя за священников. Именно эти лица сеяли в рядах переселенцев раскольничьи настроения, играя на вольнолюбивых чувствах казачества. Епископ Феодосийский Иов и митрополит Екатеринославский и Херсонский Гавриил предупреждали об этом войсковое начальство и советовали спрашивать у этих бродяг паспорта, архиерейские грамоты и удостоверения епархиальных властей. Чтобы выйти из этого положения, черноморцы на казачьих радах образовали свое собственное казачье духовенство. В этом случае они поступили так же, как первые христиане.

В сентябре 1794 года Головатый советовал Чепиге воспользоваться предполагаемым приездом епископа Иова в Тамань и представить ему к рукоположению в священники избранных для того казаков. Но Иов отказался сделать это, считая себя не уполномоченным на это действие. Он обратился в Святейший Синод. Последний поручил обер-прокурору доложить о просьбе казачества императрице Екатерине II. Результатом этого доклада был указ Синода от 12 января 1794 года о причислении Черномории к Феодосийской епископской кафедре как ближайшей и предписании епископу Иову разрешить постройку церкви в Черномории и посылать к ним священников и церковнослужителей, извещая об этом Войско.

Синод, со своей стороны, поручил епископу Иову: «1) рукоположить в священники столько лиц, сколько потребуется, и одного диакона; 2) устроить при церквах для духовенства особые дома; 3) назначить постройку церквей только в селениях, имеющих не менее 100 дворов; 4) требовать отвода для каждой церкви, согласно 69 пункту межевой инструкции от 13 февраля 1766 года, не менее 33 десятин земли». C получением этого указа началось формирование Черноморского казачьего духовенства.

Являясь порой единственными центрами православия, первые монастыри с трудом выполняли поставленные здесь перед ними задачи: связано это было с низким уровнем морали и образования.

В XIX веке русское население на Северном Кавказе выросло до полумиллиона. Оно представляло странную смесь странных нравов и обычаев. На Кавказе сходились между собой выходцы из разных концов Руси: с Урала, Волги, Дона, Малороссии и даже центральных русских губерний. По составу своему оно во многом напоминало приграничное население русских окраин XVI-XVII столетий. Военный быт вносил в жизнь свои элементы, из-за чего на Кавказе долго не могла установиться прочная оседлость, в которой заключались основы православного образа жизни. Казаки постоянно отрывались войной от семьи и домашнего хозяйства, крестьяне часто с оружием в руках должны были отстаивать свое имущество. От такого населения нельзя было ожидать нравственно-назидательного воздействия на местных жителей.

К началу XIX века православная церковь испытывала большие трудности в распространении христианства на Северном Кавказе. Они были обусловлены отсутствием должного внимания к вопросам миссионерства в регионе со стороны государства. Постоянное вмешательство светской власти в дела церкви все больше превращало церковную организацию в разновидность государственного аппарата.

Частый передел границ Северо-Кавказской епархии привел к тому, что влияние церкви на жизнь всего Северного Кавказа было практически устранено. Этим объясняется решение черноморского казачества выбирать духовенство из своей среды, а не ждать назначения из Астраханской или Донской епархий, как это происходило среди терского казачества.

Слабая поддержка официальной церковью духовенства Северного Кавказа привела к сокращению числа православных церквей в станицах с традиционным вероисповеданием. Православное влияние на казачество ослабевало. Многие начали склоняться к вероучению раскольников и сектантов, бежавших в начале XIX века на Северный Кавказ от преследования властей.

Влияние православной церкви ослабила и начавшаяся Кавказская война (1817-1864).

Важным этапом в становлении православной церкви на Северном Кавказе стало открытие Кавказской епархии (16 января 1843 года). С открытием епархии с центром в Ставрополе церковная власть убедилась в пагубности отсутствия должного внимания в вопросах вероисповедания.

Положение православной церкви на Северном Кавказе усугубили неприязненные отношения между казаками Гребенского полка и преосвященным Иеремией, митрополитом Кавказским и Черноморским. Власти поручают Святейшему Синоду отделить войсковое духовенство от епархиального с целью устранения противоречий в вопросе вероисповедания и пагубного влияния на казачество во время военных действий, жертвуя православной церковью ради своих военных задач.

Несмотря на трудности, православная церковь крепла. Первостепенным становится вопрос распространения православной культуры. Необходимо было вести работу в двух направлениях: первое - среди казачества, второе - среди коренного населения Северного Кавказа. Здесь епархиальное руководство сталкивается с трудностями, обусловленными слабой подготовкой священников. Принимается решение о замене полуграмотных священников образованными, для чего при Ставропольской духовной семинарии открываются курсы, где особое внимание уделяется подготовке священника как в вопросе богослужения, так и в подъеме его нравственного и образовательного уровня.

С окончанием Кавказской войны государство требует от церкви усилить свое влияние на жителей Северного Кавказа. В 1867 году Святейший Синод по просьбе епархиального руководства воссоединяет церкви казачьего войска с Кавказской епархией. Таким образом, начинается сближение между военной и гражданской частью епархии.

Православная вера должна была стать связующим звеном между кубанским и терским казачество, а также - с кавказскими горцами. Лица коренной национальности бесплатно принимались в Ставропольскую духовную семинарию, им выплачивалась государственная стипендия. По указу Синода разрешено проводить церковную службу на языках народов Кавказа. Это, в свою очередь, требует от священнослужителей знания горских языков. Многие из них приступают к созданию письменности, что, в свою очередь, подталкивает образованную часть коренных жителей к созданию алфавита родного языка.

На данном этапе церковь выступает как миротворческая организация. С воссоединением церквей количество приходов в Кавказской епархии увеличивается. Ведущей становится роль рядового священника: от него требуется не формальное служение среди прихожан, а активная работа в вопросе упрочения православной веры. Священник становится активным борцом с раскольниками и сектантами.

Заслугой православной церкви на Кавказе является то, что в XIX веке повышается статус женщины в казачьей среде. Церковь ставит перед собой задачу образования женщины: в 1875 году в Ставрополе открывается Кавказское женское епархиальное училище.

Для привлечения широких масс прихожан к борьбе с расколом и сектантством в 1873 году в Ставрополе создается Свято-Андреевское братство, которое поступает в распоряжение епархиального управления и выполняет связующую роль между церковью и членами раскольничьих сект, одновременно влияя на них.

После открытия Кавказской епархии власти ощутили недостаток в таких учреждениях как монастыри. Являясь порой единственными центрами православия, первые монастыри с трудом выполняли поставленные здесь перед ними задачи: связано это было с низким уровнем морали и образования.

В ХIХ веке монастыри становятся духовной силой в деле освоения южных пределов империи. На них возлагается роль центров православного вероисповедания. В монастырях вырабатывается духовный опыт русского народа, который помогает жить в согласии с законом духовной и светской жизни.


Сергей Раздольский  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru