Коллеж социологии - так назывался уникальный кружок, существовавший в Париже с 1937 по 1939 год. Это сообщество интеллектуалов ставило перед собой не только научные, но и политические цели. Олье Дени, составитель наиболее полного сборника выступлений в Коллеже, заметил: «30-е годы прошли под знаком "ни вправо, ни влево" в поисках какого-то третьего пути. Следуя своим предшественникам, Коллеж скорее настроен на поиски четвертого». В 1935 году, один из будущих основателей Коллежа Жорж Батай вместе с группой своих единомышленников обозначил свою позицию как совокупность идей, «радикально противостоящих фашисткой агрессии, безоговорочно враждебных господству буржуазии, не способных доверять коммунизму». В поисках четвертого пути Коллеж обращается к проблеме сакрального - для того, чтобы «определить точки соприкосновения между навязчивыми фундаментальными тенденциями индивидуальной психологии и направляющими структурами, которые возглавляют социальную организацию и руководят революциями». Что такое сакральное? В определении понятия сакрального деятели Коллежа следуют в русле классической французской социологической школы, связанной с именами Эмиля Дюркгейма и Марселя Мосса. Сакральное понимается как фундаментальная реальность, создающая единство между людьми в гораздо большей степени, чем те формы солидарности, которые основываются на разделении труда, специализации и функционализации. Сакральное - это то, что в своей основе предлагает феномен причастия. Сакральное присуще обществу как «сложному существу», которое всегда больше, чем сумма его членов. Подробности...
|