Как известно, особенно опасна политическая коррупция, совершаемая путем внешне легитимного, а фактически неправомерного овладения денежными и товарными потоками, нецелевого использования бюджетных средств, получение финансовых средств (путем «черного» и «серого нала») на выборные кампании другие политические цели под будущие должности, финансовые льготы и другие привилегии. К политической коррупции следует отнести разнообразные формы изощрения и «грязных» избирательных технологий, реализуемых для непосредственной и опосредованной покупки голосов избирателей во время выборов, когда к власти в субъекте федерации приходит смехач, бывший директор столовой или капитан-дознаватель, не справившийся со своими обязанностями.
Поэтому тысячу раз прав наш Президент Владимир Владимирович о выборах предложенного главы субъекта федерации местным законодательным органам. Это предложение В. В. Путина было воспринято с раздражением правящей, так называемой «демократической, либеральной элитой», которая легко воспринимает западные образцы собственной свободы, но совершенно не желает принять демократические нормы контроля над собой.
Это подтверждается практикой Марий Эл. Когда действующим режимом применяется тактика выжженной земли. Оппоненты из числа мыслящих чиновников, общественных деятелей, под разными предлогами изгоняются из власти, из республики. В частности, главы Горномарийского, Звениговского районов, г.Волжска, руководители театра им. Шкетана, общественных организаций, оппозиционные издания.
Как отмечают аналитики, специалисты счетной палаты России, чем выше пост коррупционера, тем глубже он запускает руку в государственный карман, тем надежнее он защищен от наказания. Столетняя сентенция: «если ты украл булку хлеба - пойдешь в тюрьму, а если - завод, или железную дорогу, то станешь сенатором» - продолжает действовать. Поэтому единственно целесообразная реакция на негативные развития событий в России и Марий Эл - переосмыслить известное прошлое и намерения на будущее уже сегодня, сейчас, в настоящем.
Марий Эл является аграрной республикой. Наиболее резко за годы правления Маркелова (по меньшей мере на (289,8-264,8)=25,0 тыс. человек) уменьшилось сельское население.
Устойчивая и долговременная естественная убыль населения сложилась во всех районах республики. В сельской местности в 7 районах республики (Звениговском, Моркинском, Килемарском, Горномрийском, Новоторьяльском, Оршанском, Юринском) число умерших в 2,0-3,5 раза больше числа роившихся.
За годы управления республикой Маркеловым продолжительность жизни уменьшилась как минимум на один год.
Статистические данные наглядно показывают абсолютную, а не относительную динамику развития сельского хозяйства, его социальной инфраструктуры, демографическую ситуацию.
За годы управления Республикой Маркеловым Л.И., пашня уменьшилась на 72,9 тыс. га, возросло число убыточных хозяйств, уровень рентабельности сельхозпредприятий за 2003 год составил отрицательную цифру - 2,4. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 23, 7 тыс. голов, в т.ч. коров 10,0 тыс. голов, свиней 12,3 тыс. голов, овец вообще не осталось. Численность сельхозработников уменьшилась на 30% или на 13,3 тыс. руб., не хватает механизаторов, что особенно больно бьет по сельскому хозяйству.
Энергетические мощности в сельском хозяйстве уменьшились на 636 тыс. л.с., возросла нагрузка на 1 трактор, в тоже время соотношение зарплаты в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями составляет постоянную величину 48%, в то время как финансовых, страховых, кредитных отраслей зарплата выше, средне месячного по республике в 2,4 раза, в управлении 1,6 раза.
Основные фонды сельского хозяйства уменьшились на 1493 млн. руб., несмотря казалось бы на выделяемые деньги.
Идет наступление на образование в селе. Только за три последних года число общеобразовательных учреждений уменьшилось на 46, число киноустановок на 63 ед., число учреждений культурно досугового типа на 25 ед.
Население республики уменьшилось на 36,0 тыс. человек, уменьшилась продолжительность жизни. Резко возросла смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, в 1,9 раза растет динамика продажи алкогольных напитков, в 1,5 раза возросла численность работников в органах государственной власти Марий Эл.
Таким образом выявлена отрицательная тенденция развития села за годы управления Маркеловым Л.И. Это увеличение убыточности подавляющего большинства сельскохозяйственных предприятий, снижение доходов работников, занятых в сельском хозяйстве, обнищание крестьян, рост открытой и скрытой безработицы. Продолжает расти количество земель, вышедших из сельскохозяйственного оборота, зарастающих бурьяном и кустарником, ухудшается качественное состояние земельного фонда.
Нарастают социальные проблемы у крестьян, находящихся за чертой бедности. Официально закрыли за последние годы 46 общеобразовательных учреждений.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Маркелов Л.И., как президент не смог (или это не входило в его планы), создать сильную экономически развитую аграрно-промышленную республику Марий Эл.
В таких же рыночных условиях развиваются наши соседи. В Чувашии на селе строят благоустроенные коттеджи и передают их в собственность крестьянам с условием погашения стоимости в течении 15-25 лет, т.е. думают о будущем своих тружеников.
Есть положительные примеры развития села в Татарстане, Белгородской области и в других регионах России.
Почему же положение сельских жителей Марий Эл ухудшается?
Учитывая, что подавляющая часть сельчан республики марийцы, у которых зарплата составляет 48% от среднереспубликанской (для сравнения - у финансистов уровень зарплаты в 2,4 раза выше среднереспубликанской, управленцев в 1,6 раза), то обвинение руководством республики общественных деятелей марийского народа в национализме цинично, подло и попахивает провокацией.
Сельчане, независимо от национальности, должны получать за свой нелегкий труд адекватную оплату. Марийское село при Маркелове уверенно деградирует и его будущее под большим вопросом.