15 августа, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Сейчас, в судьбоносные для нашего народа дни, внимание многих, вдруг пробудившихся от повседневной дрёмы, людей приковано к смерти. С обеих сторон ведут подсчёт убитых: сочувствующие Украине заявляют о 4000 тысячах убитых русских воинах, Министерство Обор Приказа умирать не было
Солдат и смерть
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Мы не сможем выиграть у Запада, играя по его правилам. Почему МВФ управляет нашим ЦБ, почему там Набиулина до сих пор, а не Глазьев или Геращенко? Сейчас наши предприятия готовы расширять производство, набирать новых рабочих, им как воздух нужен кредит, н Хватит мямлить! Вырабатывайте командный голос!*
Полумерами отделаемся
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
На Украине принято иронизировать, когда происходящее в этой стране сравниваешь с событиями Великой Отечественной войны, а действия украинских «патриотов» с действиями немецких нацистов. При этом они, не стесняясь, используют нацистскую эстетику, символику Трибунал за геноцид: как открыть миру глаза на происходящее в Донбассе
Накануне прозрения
Война в Донбассе намного серьёзнее, масштабнее, кровопролитнее, кровожаднее. Если, в Абхазии, допустим, какие-то запрещённые вещи применялись – игольчатые или нервно-паралитического действия, лишь бы человека обездвижить, то здесь применялся фосфор. Я уже Боец «Пятнашки»: «В Абхазии и Донбассе – один и тот же сценарий, только разные масштабы»
Добить врага
21 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялась Международная конференция «Доказательства массовых военных преступлений вооруженных сил и нацподразделений Украины». Мероприятие прошло по инициативе российских и зарубежных правозащитников. На конфе Военные преступления Киева: грядёт трибунал
Трибунал для Киева
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Проблема свободы слова является актуальной многие годы, и в наше время ничего не изменилось. Достижение Российской Федерацией своих национальных интересов дает нам возможность взглянуть на эту проблему под другим углом в режиме реального времени. Данную п Свобода слова теперь в прошлом
Где демократия?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Нация гаст-блуда


Те этнологи, которые горячо отстаивает термин «российская нация», вроде бы стремясь вести Россию в европейскую и мировую «цивилизацию», на самом деле вольно или невольно уводят Россию от ее истинных основ 21 марта 2009, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Термин «американская нация» служит веским аргументом для создания безликого конгломерата под вывеской «российская нация»

В последнее время в сознание нашего народа активно внедряется термин «российская нация». Все чаще можно услышать о том, что сегодня это уже «состоявшийся проект». Директор Института этнологии и антропологии Российской Академии наук Валерий Тишков, один из наиболее активных идеологов данного новшества, категоричен в своем утверждении: «Только малая просвещенность, узколобый национализм или политические амбиции стоят за утверждением о провале проекта гражданской российской нации».

Еще в 1977 году Верховный Совет СССР на внеочередной седьмой сессии отказался ввести понятие «единая советская нация», считая недопустимым искусственно форсировать сближение наций.

Но сама новость о том, что «проект» состоялся, пока еще сильно преувеличена. Хотя бы потому, что далеко не самые худшие умы России возражают против данного понятия и делают это едва ли только по причине своей «узколобости» или «политических амбиций». Скорее, из-за опасения того, что политический проект официальных этнологов, стремящихся быть «открывателями» хотя бы чего-то нового в теории, может разрушить или, по меньшей мере, покорежить естество бытия людей разной этнической принадлежности на одной земле.

Вряд ли какими-то «политическими амбициями» или тем более «узколобым национализмом» руководствовался в самом конце жизни Александр Солженицын, не скрывавший своих переживаний о народе: «Сегодня та же память «мы – русские» снова стала раздражать слух в обществе. Впрочем, запретность легла не на нас одних: и всякое упоминание о национальной принадлежности считается ныне позорным. Только народу, сохранившему органическую духовную связь с наследием предков, – доступно обогатить и мировой духовный опыт. Нам теперь настойчиво вталкивают рекомендоваться: «мы – россияне». То есть найти себе опору не в духовном наследном сознании, а – по признаку теперешней федеральной принадлежности?»

Благо ли для многонациональной, тем и самобытной, тем и сильной России, что ее сущностью станет обезличенный субъект под названием «российская нация»? Для обезличенного субъекта, скорее, все равно – российская она, или германская, или американская «нация».

Именно «американскую нацию» авторы проекта чаще всего приводят в качестве аргумента актуальности своего новшества. Но американцы стали нацией уже после обретения страны, возведенной на земле, откуда были не просто изгнаны, но и истреблены многие ее коренные обитатели – индейцы. Оставшиеся индейцы, загнанные завоевателями в резервации, даже не признавались частью «американской нации». А народы России родились и формировались на этой земле задолго до возникновения самой России. И они, уже являясь народами, признали Россию своей Родиной. Если отцы-основатели США притесняли и уничтожали индейцев (так формировалась «американская нация»), то Россия творила себя за счет сохранения всех коренных народов – как государствообразующих – на своей территории.

А Солженицын беспокоился не случайно, потому что существует серьезный повод для тревоги. Россию в глобальном мире способен укрепить не безликий суррогат, созданный в «этнологических» лабораториях, а братство народов, ощущающих свое историческое национальное достоинство и этническую самодостаточность. И позицию всемирно известного писателя вряд ли можно называть «малой просвещенностью» или, тем более, «узколобым национализмом», что, кстати, красноречиво звучит на устах человека, считающего себя профессиональным этнологом.

В Россию ее народы входили не для того, чтобы исчезнуть, а для того, чтобы сохраниться, став составной, обязательной частью единого народа страны. И Россия сохранила практически все свои народы, никого не растеряла, потому что историческая сущность России возможна при наличии тверди в виде национально-культурного многообразия и духовного единства. А эффективное взаимодействие, что доказано историей, многих культур на одной земле, обозначенной государством, и обеспечивает единую духовную основу для жизни народа России.

Многообразие национальных энергий требовалось и требуется России для государственной, державной самореализации, а это значит – для выживания и существования на необъятных просторах, предписанных ей исторической судьбой. Для России всегда было жизненно необходимо, чтобы разные племена считали ее своей Родиной, следовательно – искренне дарили свои энергии, аккумулированные самыми разными духовными источниками, самыми разными ландшафтами и просторами для самостояния своей Родины.

Потому и самой России нужны ее сохранившиеся народы, а не исчезнувшие, не потерявшие не только свои языки, но и даже свои имена. Потому что имя задает вектор национального развития, имя направляет народ или в сторону исторической культурной бесконечности, или в исторический тупик. Значительная часть гуманитарной интеллигенции, должно быть, потому и опасается термина «российская нация», что он может отправить наши народы в сторону как раз исторического тупика, где вряд ли людям будет до державного созидания. Державу строят не безликие толпы, а самодостаточные люди, которым держава как раз и нужна для защиты свободы и достоинства в глобальном, совсем не ласковом мире, где никогда не прекращается конкуренция национальных достоинств. А конкурентоспособной может быть не обезличенная «российская нация», а народ, опирающийся в своей жизни на национальное многообразие, данное природой.

Что будет делать Россия в глобальном мире с народом, который не опирается на сотни древних философий, на сотни вековых традиций и языков, созидающих единую любовь к Отчеству? Не только Отечество нам даровано судьбой, но и наши философии, победы и поражения, радости и беды, традиции, языки и культуры, укрепляющие нас в веках, дарованы вместе с нами нашему Отечеству – для укрепления его в огромном мире. России необходимо осознанное единство своего многонационального народа.

Потому «проект», который его создатели спешат назвать «состоявшимся», противоречит истинному укреплению России – как единого государства многих народов. На вопрос о том, кто тот или иной человек «по национальности», вряд ли кто-то здравомыслящий будет говорить, что он «россиянин по национальности».

Историк Николай Карамзин называл нас «российским народом», но это вовсе не есть «российская нация». Слово «народ» в отличие от «нации» определяет то главное, что нас объединяет, – общую Родину, на которой мы живем и развиваемся. Наш народ живет – на Родине и разговаривает на языках многих и многих наций, что свидетельствует о многогранной, оттого и великой, культурной сущности России…

Не должна идеология противоречить правде бытия; не может по-настоящему серьезная гуманитарная наука противоречить (да это и бессмысленно) самой природе-матери, сформировавшей на нашем ландшафте национально-культурное многообразие. Вот в чем суть нашего возражения авторам проекта – не противостоять природе, не поворачивать вспять реку исторического бытия народов, подобно вчерашнему повороту сибирских рек. Не должна идеология идентичности опираться на культурно-научную пустоту, призванную утверждать в нашем сознании существование искусственного явления.

Да, наша Родина – Россия, но как она может быть и нашей национальностью?

Единство нашего многонационального народа держится не на пустой надстройке в виде навязываемого термина «российская нация», оно опирается на общую землю, очерченную границами великого государства, на строительство которого отданы энергии и судьбы многих племен и народов.

Может, проще и удобнее было бы иметь в государстве единую «нацию», но историческая реальность и природная этническая правда в России – другая. И невозможно развивать страну вопреки исторической данности, когда надстройка противоречит базису. Понятие «дружба народов» отвергается авторами проекта как социальный атавизм, но именно оно точнее всего выражало наиболее эффективное в истории нашей древней страны социальное взаимодействие самодостаточных народов. И дружба народов единого мощного государства была надежнее для жизни сотен миллионов людей, чем «нация», когда появились бездомные «мигранты» и голодные «гастарбайтеры», которым негде голову приклонить на своей родине, на той земле, где было разрушено их великое государство. И разве не «дружба народов» продолжает сохранять свои миротворческие функции на постсоветском пространстве?

При этом еще в 1977 году Верховный Совет СССР на внеочередной седьмой сессии отказался ввести понятие «единая советская нация», считая недопустимым искусственно форсировать сближение наций. И неужели народы, испытавшие особый рост национального самосознания в целях исторического самосохранения, после разрушения крупной державы, вдруг, как в сказке, стали «единой нацией»? Потому гуманитарной науке следует быть не просто справедливой по отношению к исторической реальности, но и политически ответственной…

Отдельные политики часто пугают нас возможностью «этнического сепаратизма» в национальных республиках Российской Федерации. Но достойное национально-культурное существование каждого народа, прежде всего, развитие и сохранение языков – будет самой эффективной защитой от «сепаратизма», когда отпадет необходимость даже в мысли о национально-территориальном обособлении. И, напротив, не подобные ли «проекты», представляющие собой поверхностное и тенденциозное восприятие исторической реальности, но реализуемые от имени государства и попирающие саму природу народного бытия, как раз и способны порождать национально-этническое недовольство?

Проект «российская нация» придуман еще и для того, чтобы реже произносить слово «русский» (в жесткой геополитической борьбе это было бы выгодно нашим мировым оппонентам) и решить все «национальные проблемы».

Людям важно знать, что их национальность, их корни не противоречат единой гражданской общности, что государство не стесняется их происхождения, не стремится их национальные имена прятать под маской явно нежизнеспособного понятия «российская нация». Это необходимо знать людям каждый день и каждый час, и как раз это и способно питать российский патриотизм. Выдающийся патриот России Федор Тютчев из XIX века нас учит: «Единство, – возвестил оракул наших дней, – быть может спаяно железом лишь и кровью...» Но мы попробуем спаять его любовью, – а там увидим, что прочней...» А проект «российская нация» вряд ли способен культивировать любовь к единству у тех людей, имена чьих народов данный термин незаметно отправляет в историческое небытие. Единство тем более невозможно спаять идеологической, якобы научной, химерой.

Каждому человеку, принадлежащему тому или иному народу России (будь то русский человек, представляющий наиболее многочисленный народ, или представитель самого малочисленного народа Севера), необходимо знать, что не только он не чужой своей стране, но и его предки – не чужие, потому история его предков стала историей России. И культурно-историческая данность каждого народа – достояние России, а не балласт, от которого она хотела бы избавиться с подачи современных этнологов. И национальному самосохранению народов нисколько не противоречит то, что они впитывают русскую культуру, расширяя тем самым свои культурные и исторические горизонты. Более того, человеколюбивая русская культура, сама впитавшая философскую мощь культур народов России и более укрепившаяся от этого, способна в ответ укреплять и уже укрепляет национально-культурное бытие в современном мире всех сущих народов России. Культуру, на которой держится духовная мощь России, создает именно многонационально единый народ.

А какую культуру может создать «российская нация»? Она едва ли может создавать серьезную культуру, разве что сленг, попсу, боевики, черный квадрат Малевича, потому может ли она сохранить Россию? Понятие «российская нация» исключает культуру, которая, по сути своей, национальна, потому отвергает саму Россию. На что тогда опираться России, если ее культура извечно состоит из национальных культур и самобытных художественных мировоззрений? Опираться реально можно только на эти культуры, тогда о какой «российской нации» может идти речь?..

Те этнологи, которые горячо отстаивает термин «российская нация», вроде бы стремясь вести Россию в европейскую и мировую «цивилизацию», на самом деле вольно или невольно уводят Россию от ее истинных основ. Только сохранив себя на своих уникальных культурных основах, Россия и будет конкурентоспособной державой в мировой цивилизации, а не жалкой подражательницей чужих традиций. А держится Россия на братстве не безликих, а культурно и исторически самодостаточных людей, признающих корни и культурную самодостаточность и величие друг друга. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Михаил Шолохов, Сергей Есенин – разве «российские» писатели? На каком «российском» языке они писали? Это – русские писатели, потому что писали на русском языке, тем они и уникальны в мировой культуре; на уникальность русской литературы в значительной мере опирается самостояние как русских, так и всего нашего многонационального народа. Красноречиво признание классика татарской литературы Габдуллы Тукая: «Пушкин, Лермонтов – два солнца – высоко вознесены. Я же свет их отражаю – наподобие луны». А в создании единой духовной основы в виде русской литературы, как известно, участвовали многие российские народы – не только усиливая ее художественными и философскими энергиями, но и непосредственно отдавая из своей среды выдающихся творцов русской литературы.

Может быть, проект «российская нация» придуман еще и для того, чтобы реже произносить слово «русский» (в жесткой геополитической борьбе это было бы выгодно нашим мировым оппонентам) и решить все «национальные проблемы»? Но это могло бы стать зарыванием проблем в песок, а не их решением. Люди, забывшие свое родство, не смогут быть созидателями великого государства. России нужна не политика унификации и усреднения народов (реальное действие проекта именно таково, хотя его авторы и говорят об обратном), а нужна великая политика всемерного национально-культурного развития.

Надо ли форсировать эволюционные события на этнической карте, надо ли вмешиваться в эволюцию этнического сознания, подталкивать его к саморазрушению? Помогать следует – развитию, а не исчезновению народов с этнической карты планеты. Важно, чтобы все языки славили Россию, потому едва ли целесообразно сталкивать преподавание родных языков в общеобразовательных школах России на обочину единого федерального образовательного стандарта. Если и это узаконенное новшество является частью проекта по созданию «российской нации», то, тем более, проект сделает нашей стране только медвежью услугу.

Духовные, политические, социальные последствия этого не научного по сути своей, а политического новшества могут быть негативными, если вдруг наш многонациональный народ будет жить «в навязанном образе». В результате Россия может лишиться своей многовековой опоры на национально-культурное многообразие. Но этого произойти не может, Россия научилась сохранять себя, никогда не отрываясь от своей исторической природы. В бесконечном пространстве своего национально-культурного многообразия, в сотнях сущих языков Россия спасает свою истинность от жизни в резервации искусственного образа.


Камиль Тангалычев, заслуженный писатель Республики Мордовия  
Комментарии:
Оставить комментарий (6)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru