16 ноября, пятница | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

«Золотой миллиард» не возник из небытия
Можно сколь угодно долго критиковать «общество потребления», но отрицать, что в условиях современного способа производства потребительская модель стала общемировой, невозможно 7 апреля 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Идеи не существуют вне исторических условий - судить о прогрессивности или консерватизме той или иной идеи возможно, лишь исходя из конкретного исторического результата

Если государство имеет какие-либо политические, экономические и прочие интересы, отличные от интересов других государств, то ему необходима государственная идеология, в которой эти интересы могли бы получить системное изложение и теоретическое обоснование. Более того, без обоснования своих целей и задач государство представляет некую аморфную структуру с перманентными рисками распада, поскольку раз за разом будет возникать вопрос о смысле существования такой государственности.

Напоминание о событиях 90-х лишний раз констатирует факт, что без государственной идеологии даже в суррогатном виде ни одно государство существовать не может.

Очевидно, что с подобной проблемой столкнулись все образовавшиеся из бывших союзных республик государства после распада СССР. Бремя государственности свалилось на них в один момент и достаточно неожиданно. Единственное, что объединяло их на тот момент - это решительный отказ от коммунистической идеологии. Как известно, природа пустоты не терпит и «вакантные» места заняли либеральные идеи с изрядной долей национализма (бывшие прибалтийские республики), националистические идеи с некоторым налетом либерализма (Украина, Молдавия и бывшие республики Закавказья), национализм в сочетании с религиозным фундаментализмом (бывшие республики Средней Азии). В ельцинской же России доминировал либерализм западного образца. Напоминание о событиях 90-х лишний раз констатирует факт, что без государственной идеологии даже в суррогатном виде ни одно государство существовать не может.

Дальнейший ход исторических событий внес свои коррективы в понимание национальных и государственных интересов и приоритетов. Далеко не всегда эти коррективы носили безболезненный и мирный характер, и процесс этот продолжается по сей день. Соответственно, потребовались и изменения идеологических форм. Потребность в конкретизации общенациональных задач и перспектив, а также способов их реализации, породила на постсоветском пространстве череду проектов формирования «национальных идей». Однако, как правило, после активной рекламной кампании реальная деятельность в рамках этих проектов быстро сворачивалась, а авторы убеждались в неэффективности затраченных усилий и средств. Россия не осталась в стороне от этого процесса, но с тем же результатом: о широко анонсированном в свое время «Русском проекте» под эгидой партии «Единая Россия» сегодня уже мало кто помнит. Ставшая же актуальной в связи с событиями на Украине концепция «Русского мира», судя по всему, почила в бозе, даже не успев обрести какую-то официальную «упаковку».

На упомянутой Украине, кстати, тоже через это прошли. С горькой иронией можно заметить - с несколько большим «успехом». В конце 2008 года на страницах весьма солидного украинского делового еженедельника «Контракты» было анонсировано очередное начинание по формированию украинской национальной идеи под громким названием «Проект «Украина». При этом авторы проекта, основываясь на идеях западного либерализма, объявили евразийство своим основным идеологическим противником. Разумеется, евразийские идеи и личность профессора Александра Дугина были представлены в искаженном вульгарном виде. Утверждение, что евразийская теория основывается на формуле времен Ивана Грозного «Москва - Третий Рим, оба Рима пали, Четвертому не бывать», особой мессианской роли русского народа и изображении США в виде современного антихриста, является не чем иным, как сознательной попыткой опошлить евразийские идеи. При этом евразийство преподносилось тогда чуть ли не как официальная идеология Кремля. Что ж, как мы видим, в сторону евразийской идеологии, равно как и России Киев действительно не повернул - поэтому «Проект «Украина» и можно назвать «действенным». Однако на Запад Киеву при всем своем желании так и не удалось пробиться. Оказалось, одного желания мало: Запад попросту не пускает к себе, требуя от Украины все новых и новых жертв.

Впрочем, мы немного отвлеклись. Неудачи отечественных авторов проектов национальных идей происходят из-за ряда системных ошибок и пренебрежения фундаментальной теорией, которая говорит, что невозможно искусственно выработать национальную идею, тем более «навязать» ее национальному обществу, поскольку ее автором должно быть само общество, сам народ. Отдельные идеологемы, конечно, имеют конкретное индивидуальное авторство, но в своей совокупности, «овладев массами», по определению Карла Маркса, теряют индивидуальность. Срабатывает идеалистический подход к превращению идей в «материальную силу» исключительно средствами пропаганды. Следующей ошибкой является отождествление национальной идеи и государственной идеологии, нации и национальности.

Чтобы попытаться разобраться в государственной идеологии России, проведем краткий анализ общественно-исторического развития нашей страны со времен Петра I. Представители классического евразийства первой четверти XX века полагали петровские реформы отклонением от истинного исторического пути развития России, а все последующие общественные катаклизмы - прямым следствием этих реформ. Один из основоположников евразийства, князь Николай Трубецкой, имея ввиду Петра I, писал: «Ни одному из иностранных завоевателей еще не удавалось до такой степени разрушить национальную культуру и формировавшийся веками национальный уклад».

С точки зрения западных историков царю Петру не удалось сделать Россию «нормальным европейским государством» в смысле полного приведения общественных отношений к европейскому стандарту того времени. Но благодаря реформам Россия, до этого ассоциировавшаяся с Московской Русью, стала мировой державой, Европа была вынуждена начать считаться с Россией как с равноправным партнером. «Окно в Европу» было жизненно необходимо, не следует забывать, что вся кухня мировой политики того времени готовилась именно в Европе. И вывод может быть только один, тысячекратно сделанный и описанный: в исторической обстановке конца XVII - начала XVIII веков реформы Петра носили исключительно прогрессивный характер.

Другое дело, что эти реформы были половинчатыми, не затронули и даже законсервировали общественные отношения, ставшие тормозом социально-экономического развития России. Более чем 150 лет с петровских времен просуществовало крепостное право, более чем на 100 лет запоздала Россия с промышленной революцией. Что и предопределило к концу XIX - началу XX века ее отставание от других мировых держав, прежде всего в экономическом плане.

Сложно сказать, насколько оказалась бы возможна социалистическая революция в России, если бы Петру Столыпину удалось довести до конца земельную реформу, а Первая мировая война началась бы несколькими годами позже. В этом контексте весьма двусмысленно звучат слова другого видного представителя классического евразийства, Георгия Флоровского о том, что русская революция - это суд над послепетровской Россией.

Вышесказанное - не критика евразийства как такового, а констатация факта, что идеи не существуют вне исторических условий. Нет и не может быть абсолютной идеи на все времена! Судить о прогрессивности или консерватизме той или иной идеи возможно, исходя из конкретного исторического результата.

Реформы Петра Великого, несмотря на свою ограниченность, сделали Россию мировой державой, реформы же Бориса Ельцина, несмотря на их радикализм, привели не только к утрате этого статуса, но и разрушили экономику, поставили Россию на грань территориального распада. Хотя и те, и другие базировались на «западных», как сказали бы сегодня «либеральных» ценностях.

Вывод напрашивается, может и парадоксальный, но вполне соответствующий диалектическому ходу исторического развития: в современных исторических условиях либеральная идея, опирающаяся на принципы Французской революции XVIII века, утратила прогрессивность и превратилась в свою противоположность. Евразийство же, предтеча которого в XIX веке - славянофильство - играло роль консервативного начала, наоборот, становится прогрессивной идеологией.

Было бы крайне наивным и недопустимым ограничиться вышеприведенным выводом и на том успокоиться. Между научной теорией и идеологической моделью, взятой на вооружение государством и основывающейся на этой самой теории, существуют значительные различия. Для науки монополия на истину смерти подобна, равносильна застою и деградации. Научная дискуссия не только допустима, но и необходима. Идеология же государства не может базироваться на плюрализме мнений, разнонаправленные тенденции в руководстве - верный путь к хаосу.

Ряд исследователей весьма обоснованно указывают на сложность и абстрактность большинства формулировок в работах теоретиков евразийства. С одной стороны, это служит препятствием для широкого признания евразийских идей, с другой - позволяет идейным противникам препарировать евразийскую теорию в искаженном и опошленном виде. Тогда как формулировки положений государственной идеологической модели должны носить предельно краткий, в то же время четко выраженный и понятный массам характер.

Решить эту проблему не так уж и сложно - в частности, путем продуманной популяризации евразийских идей. Однако, не стоит впадать и в эйфорию по поводу одобрения политики Владимира Путина. Россию подстерегает ряд очень серьезных проблем, в том числе и идеологического характера.

Индивидуалистические либеральные идеи по-прежнему остаются притягательными для масс, апеллируя к высоким потребительским стандартам и материальному уровню жизни западного общества. Можно сколь угодно долго критиковать «общество потребления», но отрицать, что в условиях современного способа производства потребительская модель стала общемировой, невозможно. Пропагандистские усилия по противопоставлению духовного начала материальному изначально будут неэффективными, ибо невозможно объяснить человеку, почему он должен жить бедно, если он видит другие примеры и хочет жить богато и хорошо. Не стоит забывать и том, что на этом сломала шею коммунистическая идеология. Высокий материальный уровень жизни западного общества по сравнению с хроническим советским дефицитом сыграл большую роль в пропаганде «американского образа жизни», чем все мероприятия ЦРУ и Госдепа вместе взятые.

Какой выход можно предложить из этой ситуации?

Необходимо перенаправить пассивные ожидания благ и подачек со стороны Запада к осознанию того, что приблизиться к европейским стандартам жизни можно лишь потеснив Запад - отнять часть пирога, ибо добровольно им никто не поделится.

Во-первых, честно признать, что в настоящее время Россия не имеет ни достаточных материальных ресурсов, ни справедливого социального способа их распределения. Однако, альтернативы не существует - либеральная модель категорически неприемлема для России! Доказательство тому - экономический хаос, социальная напряженность и политическое унижение прошлого десятилетия.

Во-вторых, политическим и бизнес-элитам необходимо согласиться с тем, что путь России - это социально сбалансированная экономика и социально ориентированное общество. Задача не из простых и не из одномоментных, но тоже безальтернативная. Увеличение доли государственной собственности в народном хозяйстве и усиление государственного регулирования в экономике не подлежат сомнению, равно как и доминирование государства в социальной сфере. Средний класс в России без государственной поддержки - блеф чистой воды. Противоположные же тенденции - это постоянные угрозы социальных революций.

В-третьих, адепты либерализма и евроинтеграции не желают замечать, что набор идей западной модели преподносится во внешнем, так сказать «экспортном» исполнении. На самом деле «неконтролируемой» демократии нет нигде, если, конечно, таковой всерьез не считать разрешение однополых браков, легализацию марихуаны и рисование карикатур на пророка Мухаммеда. Впрочем, чем все это заканчивается, мы хорошо знаем.

Как-то упускается из виду, что страны «золотого миллиарда» не возникли из небытия, а прошли долгий и нередко кровавый путь развития, в котором были и жестокая эксплуатация колоний, и социальные революции, и борьба за права профсоюзов. И без всего этого не было бы и высокого уровня жизни. А знаменитый «скандинавский социализм» означает самый высокий в мире уровень налогов и жесткое государственное регулирование экономики, что никак не вписывается в либеральную концепцию свободного предпринимательства.

Кроме того, на Земле проживает еще пять миллиардов человек, которые тоже были бы не против воспользоваться благами цивилизации, и мешает им уж никак не упрямое нежелание принять «демократические ценности». Чем мы лучше этих пяти миллиардов? И как бы ни маскировались за высокопарными изречениями сторонники «европейского выбора», все равно отовсюду лезут иждивенческие ожидания и настроения. Мы хотим в Европу, потому что мы хотим жить как европейцы, палец о палец при этом не ударив!

Отсюда возникает пропагандистская задача: необходимо перенаправить пассивные ожидания благ и подачек со стороны Запада к осознанию того, что приблизиться к европейским стандартам жизни можно только потеснив страны Запада - отнять часть пирога, поскольку добровольно им никто не поделится.

В конце концов, не столь важно, будут ли положения теории евразийства официально провозглашены государственной идеологией. Существенным представляется последовательное продвижение по пути, выбранному Россией, четкая формулировка целей Российского государства и способов их достижения, что и составляет, собственно говоря, государственную идеологическую модель.


Георгий Андреев  
Комментарии:
Оставить комментарий (4)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru