24 января, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Самым важным событием уходящей рабочей недели для всего Русского мира стал указ президента Российской Федерации Владимира Путина № 657 от 15 ноября 2021 о гуманитарной поддержке жителей Донецкой и Луганской народных республик. Согласно тексту документа, п Россия послала Киеву сигнал: Донбасс сдан не будет!
Товарам из Донбасса - зелёный свет
Военная обстановка в Донбассе остаётся напряжённой. Очередное обострение, которое было начато Украиной в октябре 2021 года, уже повлекло за собой серьёзные потери как среди военнослужащих, так и среди мирного населения ДНР и ЛНР. В очередной раз регион за Игра в молчанку: почему Москва не спешит на помощь Донбассу
Нужен ли России Русский мир?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Рассмотрим одну из граней проблемы, которая (грань) представляет интерес для всех, кроме, пожалуй, жителей США. Рассмотрим её не как внутриполитическую или вообще политическую, т.е. связанную с обладанием властью. Она, скорее, имеет экзистенциальный харак Кто мы такие? Грань экзистенциальной проблемы
Идентичность или Кондолиза Райс?
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Церковь взялась за «меч» PRа


«Трудно не любить свою Родину, я вам скажу. И мы видим, что наш народ действительно жил любовью к своей родине» 14 октября 2008, 16:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов своей деятельностью налаживает надежный мост между церковью и миром

В последние годы наряду с отчетливыми политическими изменениями в России наблюдается и возрастание спроса на то, что в широком смысле можно назвать идеологией. Более интересной, более востребованной становится проблематика историко-культурной идентификации, большое внимание уделяется пи-ару (здесь мы употребляем это слово без негативных коннотаций) государственной власти. Интерфейс подключения граждан к широкому политическому и историческому контексту требует насыщения содержательными смыслами и большими целями, верность которым могла бы разделить большая часть населения.

Современная концепция прав человека не только оправдывает потворство греху, но и несет в себе потенции самого настоящего ущемления прав верующих.

Естественно, что по мере отрезвления от опасной увлеченности Западом эти поиски все больше и больше входят в консервативное русло. И власть, и общество интуитивно ищут опору в исторической памяти народа, в его традиции. В процессе этих поисков закономерным образом встает вопрос о возвращении Православной Церковью себе роли важной инстанции в этом искомом ансамбле социо-культурных ориентиров и авторитетов. Речь идет о функции, которую церковь исполняла на протяжении веков, не только обеспечивая устойчивый фон нравственной жизни и всего общественного сознания, но и будучи тесно связанной с политикой.

Однако, прежде чем ставить вопрос о возможности возвращения церкви на утраченные позиции, следует выяснить, насколько церковь и церковная жизнь в их нынешнем состоянии готовы к такому изменению своего статуса. Не отвыкла ли церковь от той значительной роли, которая признавалась за ней прежде, не утвердилась ли безвозвратно в статусе своеобразного бюро ритуальных услуг?

Конечно, ответ на этот вопрос не может быть односложным, более того, время его выяснения - это и время, за которое сама церковь могла бы разыскать внутри себя ресурс, реализация которого позволила бы говорить о новом статусе. Параметров же оценки состояния церкви в указанном нами смысле существует множество. Оно – это состояние – определяется в том числе и тем, как уже сейчас церковь способна проявить себя через участие в разного рода общественных инициативах, и тем, находятся ли в ней люди, способные успешно заниматься общественной деятельностью, служить мостом между церковью и миром.

Эти два аспекта выделены нами недаром. Первое, что приходит нам в голову, когда мы задумываемся о действиях на границе внутрицерковного и широкого общественного кругов вопросов, это заявления и документы, сделанные и принятые Московской Патриархией по итогам последнего Архиерейского Собора РПЦ. Конечно, самым ярким и запомнившимся из них стал документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Именно он в первую очередь ассоциируется с таким поведением церкви, о котором можно говорить как о первых шагах в сторону широкой вовлеченности в общественные процессы.

Этот же эпизод церковной жизни дает повод поговорить и о втором отмеченном нами аспекте. Ведь вполне естественно, что в разработке и принятии данного документа приняли участие люди, ориентированные именно на позиционирование церкви в широком общественном, современном, если угодно, контексте.

В рамках данного очерка мы хотели бы уделить внимание одному из таких людей. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов давно и основательно подвизался на ниве сношений РПЦ с «внешним миром». Помимо этого он обладает рядом замечательных качеств, позволяющих характеризовать его как практикующего православного интеллектуала.

Рано выбравший для себя духовную стезю, Алексей Осипов посвятил молодые годы духовному образованию, последовательно пройдя все его ступени и став преподавателем Московской духовной академии. Уже в шестидесятые годы он начал принимать активное участие в жизни церкви по линии культурной и общественной деятельности, а также межконфессионального диалога. В период с 1995 по 2008 годы Алексей Ильич участвовал в разработке новой системы богословского образования и Основ социальной концепции РПЦ. Как уже было сказано, «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека», составленные при непосредственном участии профессора Осипова, стали настоящей вехой в новейшей истории общественного позиционирования церкви.

Впрочем, своим студентам Алексей Ильич известен прежде всего как глубокий знаток богословия и истории церкви, оригинальный христианский мыслитель. Затрагивая в своих выступлениях и лекциях те или иные темы, отвечая на вопросы слушателей Академии и посетителей своего интернет-ресурса, профессор не стесняется касаться различных, в том числе и самых острых вопросов истории, социальной практики и политики. Именно в его рассуждениях мы можем усмотреть зарождение того интегрированного дискурса, которого так не достает сегодняшним церковникам для полноценного включения в жизнь современного российского общества.

Анализируя этот дискурс, важно отметить, что с точки зрения профессора Осипова стояние в вере не совместимо с потаканием нравственным тенденциям современного мира. Так, он, в частности, открыто высказывается, что современная концепция прав человека не только оправдывает потворство греху, но и несет в себе потенции самого настоящего ущемления прав верующих. Религиозные устои и социально-гендерный порядок, установленный церковью, имеет, как показывает профессор, такую специфику, что в условиях насаждения идеологии прав человека, религиозная практика и жизнь по религиозным нормам становится затруднительна для члена современного общества. Такое положение дел во многом и стало побудительным мотивом для церкви к тому, чтобы сформулировать свою собственную позицию касательно достоинства и свобод личности.

Следует понять и то, насколько трудной будет борьба церкви за отстаивание своей интерпретации общественно-политических реалий перед лицом господствующих представлений.

Не скрывает Алексей Осипов и своего отношения к политическим тенденциям последнего времени. «Явление глобализации, конечно, не является новым», - говорит профессор в одном из своих выступлений. – «Этот процесс начался раньше, но сейчас он проводится со все большим ускорением. Я не сомневаюсь в том, что эта глобализация осуществится, потому что иначе антихристу нельзя будет явиться, иначе Христос не придет. Обязательно должно быть единое царство, охватывающее весь земной шар. Научно-технические средства к этому уже все есть или почти все - они уже разрабатываются. Мы от этого никуда не уйдем - это уже логический процесс научно-технического прогресса. Вопрос только в том, как нам к этому относиться. В той мере, в которой мы видим, что мы что-то можем сделать в рамках закона - я считаю, что нужно этому противостоять. Потому что это процесс подготовки царства антихриста - в этом нет сомнения. Скоро будут контролировать жизнь каждого человека, а потом и управлять. Это рабство. Глобализация - это процесс, от которого мы, увы, никуда не уйдем, он - один из мощных предвестников наступающего конца мира».

Итак, отношение теоретика православия к основным векторам развития современного общества, усиленно транслируемым с Запада, очевидно. Традиционные же ценности, такие как любовь к своему отечеству, напротив, рассматриваются им как органичная и неотъемлемая часть мировоззрения русского православного человека. Так, на вопрос одного из своих слушателей «В какой мере христианину стоит переживать за судьбу Родины?» профессор отвечает: «Как мы переживаем за другого человека? - в зависимости от степени любви к этому человеку. Если он нам чужд, мы не переживаем. Это все зависит от любви. Мне кажется, тот, кто не любит свою Родину - это уже человек больной. Трудно не любить свою Родину, я вам скажу. И мы видим, что наш народ действительно жил любовью к своей родине. Сейчас выбивают это все, опошлили само слово «патриотизм» даже. С иронией произносят: «патриот». Как воспитывают: на Западе, оказывается, все хорошо! Патриотизм - это нормальное, здоровое христианское чувство, и беда - если его не остается в человеке».

В целом пример Алексея Осипова дает нам хорошее представление о том, насколько серьезно, насколько принципиально противоречие между религиозным отношением к действительности и отношением, диктуемым современными социальными и нравственными трендами. А, осознавая это, следует также понять и то, насколько трудной будет борьба церкви за отстаивание своей интерпретации общественно-политических реалий перед лицом господствующих представлений.

Итак, если речь идет о роли церкви в жизни общества, о возрождении ее влияния на воспитание нации, то нужно понимать, что, прежде всего, этот процесс затрагивает сферу сознания, сферу базовых установок и ориентиров. И первый вопрос, который следует задать гражданину, должен касаться не того, насколько сильно должна церковь вмешиваться в политику, а того, готов ли он сам организовать свою личную, а затем уже и общественную жизнь в соответствии с постулатами веры. Конечно, сопротивление этому процессу изменения общественного сознания в консервативно-религиозном русле будет, и будет оно не малым. Однако, как нам известно, выздоровление никогда не бывает быстрым и легким.


Илья Дмитриев  
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru