18 августа, четверг | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Сейчас, в судьбоносные для нашего народа дни, внимание многих, вдруг пробудившихся от повседневной дрёмы, людей приковано к смерти. С обеих сторон ведут подсчёт убитых: сочувствующие Украине заявляют о 4000 тысячах убитых русских воинах, Министерство Обор Приказа умирать не было
Солдат и смерть
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Мы не сможем выиграть у Запада, играя по его правилам. Почему МВФ управляет нашим ЦБ, почему там Набиулина до сих пор, а не Глазьев или Геращенко? Сейчас наши предприятия готовы расширять производство, набирать новых рабочих, им как воздух нужен кредит, н Хватит мямлить! Вырабатывайте командный голос!*
Полумерами отделаемся
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
На Украине принято иронизировать, когда происходящее в этой стране сравниваешь с событиями Великой Отечественной войны, а действия украинских «патриотов» с действиями немецких нацистов. При этом они, не стесняясь, используют нацистскую эстетику, символику Трибунал за геноцид: как открыть миру глаза на происходящее в Донбассе
Накануне прозрения
Война в Донбассе намного серьёзнее, масштабнее, кровопролитнее, кровожаднее. Если, в Абхазии, допустим, какие-то запрещённые вещи применялись – игольчатые или нервно-паралитического действия, лишь бы человека обездвижить, то здесь применялся фосфор. Я уже Боец «Пятнашки»: «В Абхазии и Донбассе – один и тот же сценарий, только разные масштабы»
Добить врага
21 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялась Международная конференция «Доказательства массовых военных преступлений вооруженных сил и нацподразделений Украины». Мероприятие прошло по инициативе российских и зарубежных правозащитников. На конфе Военные преступления Киева: грядёт трибунал
Трибунал для Киева
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Проблема свободы слова является актуальной многие годы, и в наше время ничего не изменилось. Достижение Российской Федерацией своих национальных интересов дает нам возможность взглянуть на эту проблему под другим углом в режиме реального времени. Данную п Свобода слова теперь в прошлом
Где демократия?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Введенный для искоренения


Археомодерн не укладывается в логику смены парадигм, согласно которой структура последовательно вытесняется керигмой – в нем структура и керигма сосуществуют единовременно 17 апреля 2008, 15:17
Версия для печати
Добавить в закладки
Учение об археомодерне истолковывает трагедию русской идентичности как историю противоборства рациональной и архетипической тенденций субъекта в его классическом картезианском понимании

С момента краха советской системы вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы движемся?» зазвучали в российском обществе с пронзительной остротой. Русский человек, привыкший воспринимать режим идеократии как норму, совершенно справедливо полагает, что без историософской базы, без привязки к наиболее глобальной и всеобъемлющей системе бытийных ориентаций никакой внятный общественно-политический проект невозможен. Именно этим объясняется возросший за последние годы спрос на «национальную идею».

Археомодерн не укладывается в логику смены парадигм, согласно которой структура последовательно вытесняется керигмой. В археомодерне и структура, и керигма сосуществуют единовременно, вне концептуального соподчинения.

В условиях идеологического междуцарствия философ и политик Александр Дугин, как никто другой осознающий неразрывность связи между мыслью и властью, неустанно работает над возведением собственной идейной конструкции, в которой эвристический потенциал неотделим от оперативной мощи. Венчает это внушительное здание учение об археомодерне, которое, по убеждению Дугина, способно открыть нам глаза на последнюю обстоятельную правду нашего назначения и стать отправной точкой для конструктивного и всеобъемлющего национального проекта. При этом одним из наиболее ценных достоинств дугинского подхода является то, что он, не побоимся этого слова, научно истолковывает трагедию русской идентичности и природу той почти мистической тревоги, которая сопровождает поиски русским народом своего исторического пути.

 

Археомодерн – это особое философское понятие, введённое Александром Дугиным с целью эффективного описания ситуации, сложившейся в России на онтологическом, гносеологическом и всех нижестоящих уровнях, включая социальный и политический. То есть археомодерн – это именно то, с чем нам приходится иметь дело. Сам термин «археомодерн» базируется на академическом парадигмальном методе, представляющем историю человечества как путь от премодерна (традиционного общества) через модерн к постмодерну. Этот термин описывает особую аномальную ситуацию, которая не соответствует нормальным параметрам ни одной из трёх вышеозначенных парадигм, но и не означает какой-то особой четвёртой парадигмы.

 

Определение археомодернистической специфики российской действительности требует от философа более строгого уточнения базовых парадигмальных параметров. Всматриваясь в границу между премодерном (ахаикой) и модерном (новым временем), Дугин устанавливает, что принципиальным признаком модерна является отнюдь не модернистическая атрибутика и технический прогресс – это-то как раз вторично – а наличие рационально-волевого «картезианского» субъекта, улавливающего мир сетью своих рациональных стратегий. «Модерн – это понятие, которое связано с появлением субъекта. Там, где есть субъект в его классическом картезианском понимании, там есть модерн. А там, где субъекта нет, там и модерна нет», - утверждает Дугин.

 

Субъект по мысли философа возникает в процессе «расколдовывания мира», является итогом «систематического сомнения», результатом «освобождения мира от сакрально-мифологического начала, светового измерения». С целью корректного научного описания процесса «расколдовывания мира» Дугин вводит пару понятий – керигма / структура – и на их основе выстраивает логику смены парадигм. «Рефлексивная сторона субъекта – это керигма, а иррефлексивная сторона – это структура», - говорит Дугин, поясняя, что первая соответствует рациональному – научному, философскому, бытовому – дискурсу, вторая – миру архетипов, мифов, сновидений. «Между ними в разных культурах, в разных обществах существуют различные отношения», - продолжает он, при этом давая понять, что архаическое общество соответствует области доминации структуры, а современный мир – засилью керигмы.

 

Основываясь на дуализме структуры и керигмы, можно описать процесс модернизации как прогрессирующую керигматизацию мира. Однако, само по себе наличие керигмы ещё не означает наступления модерна как такового. Наступление модерна характеризуется протекающей по определённым правилам борьбой между структурой и керигмой, когда последняя стремится полностью устранить структуру как иррефлексивное начало из сферы действия субъекта: «Когда модерн наступает как модерн, он ставит перед собой задачу – отменить структуру, потому что структура – это и есть архаика в чистом виде, и заменить ее керигмой». Цивилизационный процесс в Западной Европе является в этом смысле эталонным, однако парадигмальный анализ российской действительности открывает нам совершенно иную картину. И здесь мы вплотную подходим к определению того, что есть археомодерн.

 

Философ определяет археомодерн как «наложение, суперпозицию двух парадигм – модерна и премодерна – без их концептуального соотнесения, то есть, без выстраивания между ними внятного логического переходника, некого модуля». Археомодерн не укладывается в логику смены парадигм, согласно которой структура последовательно вытесняется керигмой. В археомодерне и структура, и керигма сосуществуют единовременно, вне концептуального соподчинения, их конфликт в ситуации археомодерна – совсем не тот конфликт, который протекает при последовательной смене парадигм. Такая специфическая ситуация складывается исторически - в результате наложения на русскую структуру чуждой, привнесённой извне керигмы. Результатом вестернизации российского общества, то есть усвоения культурно-цивилизационного влияния Запада, стало то, что на заколдованный российский мир была наложена агрессивно-модернистическая западно-европейская керигма, развившаяся на совершенно иной почве. В итоге обе составляющие оказались лишены своего контекста и взаимодействуют в совершенно аномальном, парадигмально не обусловленном режиме, вне каких бы то ни было правил и даже не будучи друг другом опознаны.

Только консервативная революция - модернистический в парадигмальном смысле, но ориентированный на структуру как ценность проект, покоящийся на перекрестии рассудка и воли, является достаточным условием для разрешения ситуации в пользу русской судьбы.

Вот как сам филосов живописует реальность русского археомодерна: «Модерн в России победил, но он победил ценой того, что он перестал быть модерном. Вместе с тем, у нас сохранилась и архаика, но она сохранилась ценой того, что она перестала быть настоящей архаикой. Структура сама сдала себя в плен чуждому керигматическому сознанию, которое в свою очередь само стало пленником этой структуры. Археомодерн – это такое состояние, когда архаика и модерн берут друг друга в плен. При этом никто не повелевает, каждый пытает другого». И далее: «Самое неприятное в археомодерне то, что это состояние глубочайшего, но при этом неосознаваемого конфликта. Археомодерн – это конфликт противоположностей, которые не сняты в синтезе, не гармонизированы, но даже и не противопоставлены ясно друг другу. Археомодерн является острым метафизическим, философским, парадигмальным заболеванием, самым серьезным, самым страшным и самым опасным, а эстетически самым отвратительным. Оно состоит в наложении друг на друга автохтонного иррефлексивного, то есть структуры (коллективного бессознательного), и псевдо-рефлексивного в качестве чуждой, навязываемой извне керигмы».

 

Данное обстоятельство обуславливает всю травматичность русского исторического опыта и все несуразности русского политического проектирования. Вся протяжённость российской истории последних веков представляет из себя скорбное блуждание в бреду археомодерна, и всякий истинно ценный идейный или политический порыв в сторону русской утопии сущностно связан с императивом к преодолению археомодерна. Археомодерн подлежит искоренению. Однако, поскольку некоего внешнего по отношению к ситуации археомодерна парадигмального контекста в принципе не существует, то не существует и предусмотренного рецепта исцеления. Вернее, их существует как минимум два. Один – со стороны и в пользу керигмы, другой – со стороны и в пользу структуры.

 

Александр Дугин обращает на эту двойственность особое внимание и предлагает рассматривать весть интеллектуальный процесс в России как историю противоборства этих двух тенденций, которые в наиболее чистом виде были выражены русскими славянофилами и противостоявшими им западниками.

 

Прямыми наследниками последних в сегодняшних условиях являются поборники либеральной демократии, однозначной прозападной ориентации и политической десуверенизации России. Подход этих людей жесток, но разумен и парадигмально выверен – говорит Дугин. Его целью является выхолащивание русского структурного содержания и триумф претендующей на универсальность западной керигмы.

 

Но на общественном, политическом и интеллектуальном поле действует и иная сила. Это те, кто также осознают безысходность археомодерна, но становятся в этом сомнамбулическом поединке на сторону структуры. Историю русской болезни они представляют следующим образом: «Виновата в этом не структура (бессознательное, народ, сновидения, традиция), а носители нерусской керигмы, реформаторы петровской эпохи, сам Петр и другие западники XVIII века, которые загнали русскую структуру в подполье и тем самым создали археомодерн». Их призыв – обращение к структуре, доверие структуре, принятие структуры как ценности. «Засучив рукава, славянофилы принялись лечить, как и их прямые последователи в ХХ веке, евразийцы тоже лечили – лечили археомодерн русского народа», - говорит Дугин. – «Так сложилось наиболее адекватное направление русской политико-консервативной философии – от Киреевского, Хомякова и Аксаковых через Достоевского, Гоголя, Самарина, Леонтьева и Данилевского вплоть до Трубецкого, Савицкого, Алексеева и Гумилева. Все оно проникнуто одной главной задачей: стремлением излечить русских от археомодерна».

 

Однако, если с западниками в данной ситуации всё более или менее ясно, то фигура поборника структуры представляет собой загадку и экзистенциальную задачу. Ведь если со стороны керигмы действует субъект, сознательно взыскующий политического триумфа, то структура, которая по определению не знает субъекта, сама себя перед его лицом защитить не может. Все так называемые «всплески» русской структуры и все вдохновлённые ими конфигурации государственной власти, включая большевиков и современный «путинский» строй, являются абсолютно археомодернистическими по своей сути. Вся механика современной российской власти – это воспроизведение археомодернистического статус-кво, вяло, хмуро и бессистемно сопротивляющегося попыткам западников его «излечить».

 

Перед представителем противоположного по отношению к керигматикам полюса стоит поистине колоссальная задача – совершить, если угодно, тактическую модернизацию, то есть выпестовать в себе субъекта, который, во-первых - смог бы настигнуть противника на его собственной территории для того, чтобы поединок-таки состоялся, во-вторых – встать у истоков создания аутентичной русской керигмы.

 

Это – принципиальный момент и единственно возможное решение. Невнятное, внерациональное поведение структуры и одержимых структурой форм сознания принципиально не позволяет им встать в позицию, из которой археомодерн может быть осознан как таковой, а значит – не предусматривает возможности разрешения этой ситуации. Только то, что называется консервативной революцией, то есть модернистический в парадигмальном смысле, но ориентированный на структуру как ценность проект, покоящийся на перекрестии рассудка и воли, свободном выборе субъекта и ответственном целеполагании, является достаточным условием для возможного разрешения ситуации в пользу русской структуры, глубинной русской идентичности, русской судьбы.

 

«Вы знаете, какую энергию мы освободим, когда сделаем хотя бы один шаг в этом направлении? Первый шаг по-настоящему в этой политико-философской евразийской практике? То, что вы не видите этой энергии, означает, что мы еще этого шага не сделали», - патетически провозглашает Дугин, приглашая своих последователей к намеченной работе.

 

Эта колоссальная по своей сложности и по своему значению операция, совершаемая в точке пересечения философии и политики, знания и власти, является единственным необходимым на сегодняшний день национальным проектом. Всё остальное – либо окончательная, незавершённая в 90-е либерализация по плану Ходорковского и полноценная евро-интеграционная лоботомия, либо – бесконечное и беспросветное блуждание в бреду путинско-медведевского археомодерна со всеми его электоральными рекордами, американскими партнёрами, бессильными озабоченностями и суверенными демократиями.


Илья Дмитриев  
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru