29 января, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Самым важным событием уходящей рабочей недели для всего Русского мира стал указ президента Российской Федерации Владимира Путина № 657 от 15 ноября 2021 о гуманитарной поддержке жителей Донецкой и Луганской народных республик. Согласно тексту документа, п Россия послала Киеву сигнал: Донбасс сдан не будет!
Товарам из Донбасса - зелёный свет
Военная обстановка в Донбассе остаётся напряжённой. Очередное обострение, которое было начато Украиной в октябре 2021 года, уже повлекло за собой серьёзные потери как среди военнослужащих, так и среди мирного населения ДНР и ЛНР. В очередной раз регион за Игра в молчанку: почему Москва не спешит на помощь Донбассу
Нужен ли России Русский мир?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Рассмотрим одну из граней проблемы, которая (грань) представляет интерес для всех, кроме, пожалуй, жителей США. Рассмотрим её не как внутриполитическую или вообще политическую, т.е. связанную с обладанием властью. Она, скорее, имеет экзистенциальный харак Кто мы такие? Грань экзистенциальной проблемы
Идентичность или Кондолиза Райс?
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Вдохновлённые Россией: немецкие национал-революционеры ХХ века Эрнст Никиш и Эрнст Юнгер


Никиш, так же как и Юнгер, занят выяснением «фигуры», образа или «формы» (Gestalt), «которую в данную историческую эпоху должна обрести власть и доминация». Новое действующее лицо истории - это Рабочий или Труженик 26 ноября 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Являясь сторонниками активных революционных преобразований в общественной жизни, национал-революционеры просто не могли оставить без внимания опыт советской России

Отношения между Россией и Германией стали улучшаться с 1920 года, когда франко-бельгийские войска оккупировали Рур, а Россия направила официальную декларацию о солидарности с Германией и признании её жертвой международной агрессии [1]. На этом фоне возникают движения, пропагандирующие идею Восточной ориентации (Ostorientirung) во внешней политике. Каждое движение раскрывало разные аспекты данной идеи. Например, Восточная ориентация Артура Мёллера ван ден Брука касалась культурной политики. Он руководствовался, прежде всего, любовью к русской литературе: «Мы нуждаемся в Германии в безусловности русской культуры. Мы нуждаемся в ней как в противовесе западничеству, чьё влияние мы прервём, как его прервали в России» [2].

Эрнст Никиш более других консервативных революционеров исходит из обстоятельств «реальной политики», его идеи предельно прагматичны и близки к актуальной реальности.

Несколько иначе видел целесообразность Восточной ориентации Эрнст Никиш. Для него геополитический выбор был социальным выбором. Никиш видел в большевизме ту «форму, в которой русский народ только и смог утвердить свою самостоятельность» [3]. В 1934 году выходит его работа Die dritte imperiale Figur (Третья имперская фигура), в которой окончательно оформляется концепция Восточной ориентации в самой радикальной форме: «Мы должны провести полное отделение от Запада. Мы объявляем себя сторонниками законов и ценностей стран восточней Эльбы. В странах Запада к немцам относятся как к неполноценным, на Востоке же они - ведущая сила. Тем, чем был Рим для Запада, должен стать Потсдам для Востока. Мировое господство всего римского прошло, на очереди - Восток» [4]. В этой книге приобретает законченный вид национал-большевистская идеология: ориентация на Восток и уничтожение буржуазии в самой Германии [5].

Эрнст Никиш более других консервативных революционеров исходит из обстоятельств «реальной политики», его идеи предельно прагматичны и близки к актуальной реальности. Он не склонен к романтическим поискам вечной истины, его вдохновляет опыт нового большевистского государства. У Германии и у СССР есть безусловные общие внешнеполитические интересы. Они «должны объединиться, чтобы образовать единый фронт против западных держав европейского континента» [6]. Именно в этом проявляется «общность судеб» (Schicksalgemeinschaft) двух народов. В концепции Никиша большевистский дух смыкается с прусским стилем: мобилизация народа на борьбу с внешнеполитическим врагом смыкается с призывом к подавлению классов-паразитов и уничтожению буржуазии. Интересно, как здесь звучит вопрос о технике - один из центральных вопросов Консервативной революции. Для Никиша техника не является безусловным злом. Техника, по Никишу, должна быть поставлена на службу тотальной мобилизации, потому что является объективацией воли новой «фигуры» - общности, составленной из людей другого типа, наделённых другой моралью.

Философия техники Консервативной революции тесно вплетена в немецкую философию техники первой половины ХХ века. За пятьдесят лет она существенно трансформируется и фактически распадается на две линии. Один способ понимания техники связан с осмыслением результатов Первой мировой войны. В этот период укрепляются технократические настроения, инструментальное отношение к природе, на индустриализацию возлагаются большие надежды. По-другому техника начинает пониматься после окончания Второй мировой войны - происходит определённое отрезвление от будоражащих иллюзий, формируется общий экологический дискурс, мысль возвращается к взаимовлиянию техники и природы. Но авторы не обращаются к традиционной культуркритике, характерной для философии жизни, которой Консервативная революция во многом наследует. Вместо этого ведётся разработка альтернативного пути - «героического реализма», в рамках которого мыслители преодолевают критику, не противопоставляя ей мифы прогрессистского мышления, а вместо старого, консервативного, пессимизма избирают «решительный пессимизм» [7].

В эссе «Совершенство техники» (1946) Фридрих Георг Юнгер рассматривает проблему глобальной технизации. Автор констатирует общее разочарование в эмансипирующей миссии техники: она не освобождает, а порабощает. Не увеличивает досуг, не сокращает рабочее время, не создаёт новых богатств, а лишь формирует новые потребности. Человек, постоянно ощущающий определённую недостаточность своих физических возможностей, нехватку сил, испытывающий чувство голода, прикрывает свою неполноценность техническими средствами. Именно этот неустранимый фундаментальный недостаток человеческой природы позволяет технике стремительно развёртывать себя. Техника существует в собственной логике, которая не принадлежит ни экономической, ни хозяйственной сфере. Это логика бесконечного совершенствования, прогресса и самовоспроизводства. В конечном счёте, машины начинают производить другие машины. Затем, машины начинают оценивать другие машины. В конце концов, машины организовывают и регулируют рабочий процесс. Могущество, которое сулит техника, оборачивается против того, кто на него претендует. Постепенно органическая сущность замещается техническим автоматизмом и стандартизацией. Части целого превращаются в «детали», наделённые чёткими неорганическими функциями. Рабочий постепенно превращается в деталь. Как только человек оказывается слаб и теряет контроль, тотальная мобилизация, как и любая стихия, являет свою «обратную сторону». Управится с техникой под силу только титанам. Но титаны, в понимании Юнгера, не имеют ни человеческих, ни божественных черт. Это те, кто противостоит и человеческому, и божественному - узурпаторы и накопители богатств, воители, лишённые этики.

Взгляд Эрнста Юнгера на индустриализацию первоначально не был столь непримиримым. В 30-е годы он создаёт две чрезвычайно важные для Консервативной революции концепции: идею Рабочего как человека нового типа и идею Тотальной мобилизации - стихии индустриального мира, которую Рабочий подчиняет себе. Книгу Юнгера «Рабочий» (1932) Никиш назвал одной из лучших книг автора: «в ней он перевёл духовное содержание русской революции и большевизма в немецкий способ мировосприятия и образ мышления» [8].

В свою очередь, Юнгер пишет о Никише: «Если суммировать программу, которую Никиш развивает в "Сопротивлении" [9] в одной фразе, то это могло бы быть: против буржуа и за Рабочего, против западного мира и за Восток» [10]. Хотя Юнгера нельзя назвать национал-большевиком, можно сказать совершенно точно, что к взглядам Никиша он относился с большой симпатией. В «Рабочем» (1932) Юнгер отождествил боевой фронт и трудовой и вывел фигуру того, кто в состоянии охватить этот объединённый фронт полностью, что очень созвучно идеям национал-большевизма.

Безусловно, «Рабочий» - значительное сочинение, оказавшее огромное влияние на современников, и Никиш не был исключением. Надо сказать, что оба автора с большим вниманием и интересом относились к политическим событиям, происходящим в СССР. Э. «Без русской революции эта книга никогда бы не возникла, она была бы просто невозможна», - пишет Никиш о «Рабочем» [11]. Юнгер сочиняет фигуру того, кто в состоянии совладать с техницистскими стихиями индустрии. Рабочий сможет установить «рабочий мир», имеющий абсолютно новую ценностную иерархию. Гештальт - это специфическая юнгеровская оптика, позволяющая разглядеть «целое, которое больше составляющих его частей», показать «невидимое, которое таится за видимыми хаотичными переменами» [12].

Раннего Юнгера, как и Никиша, отличает жажда революционных преобразований, ему также близка идея ориентации на советский опыт. Это характерно и для других авторов, которых позже Армин Моллер причислит в своей монографии к «национал-революционерам». Такой тип национализма ещё получит название «солдатский». Разделять его будут, во-первых, фронтовики, во-вторых, интеллектуалы, концентрирующиеся на методах достижения целей Консервативной революции. Война оказала решающее влияние на национал-революционеров. Для Эрнста Юнгера военный опыт оказался самым впечатляющим. Боевые действия стали наглядной иллюстрацией для ницшевской «генеалогии морали»: больше нет абстрактного доброго человека и абстрактного злого человека - и по ту, и по эту сторону фронта есть сильные и есть слабые. Во «всегда священном» бою воин, ведомый чистой яростью, без ненависти и злобы, сталкивается с противником и, преодолевая смерть, пролагает себе путь к господству. Юнгер осмысляет войну как явление, в котором возникает человек новой породы, «твёрдой как сталь». Исходя из логики «другой морали» он оспаривает тезис об «ударе в спину» (Dolcgstoss), нанесённый Германии Ноябрьской революцией. Он видит революцию как поле для проявления солдатской доблести, что кажется его собратьям по националистическому сообществу парадоксальным. «Поражение следовало принять в целях трансмутации почти в алхимическом духе; фронтовой опыт надо было "трансмутировать" в новый жизненный опыт ради возрождения нации. Такова была основа "солдатского национализма"» [13]. Война должна быть прочувствована, потому что рационального объяснения ей дать нельзя. «Только тогда он осознает, куда привел его атакующий шаг, осознает множество опасностей, которых он избежал, и бледнеет. Только за этой гранью начинается мужество» [14]. Переход от частичной мобилизации к тотальной напрямую связан с идеей прогресса. Усовершенствование личного оружия косвенным образом ведёт к ослаблению монархической власти. Если залп олицетворяет командную власть, то индивидуальное оружие помогает оттянуть часть власти солдату на себя. Энтузиазм на войне не приветствуется, как известно, его проявляет тот, кто претендует на власть.

Никиш, так же как и Юнгер, занят выяснением «фигуры», образа или «формы» (Gestalt), «которую в данную историческую эпоху должна обрести власть и доминация». Новое действующее лицо истории - это Рабочий или Труженик. Такой образ воздвигнут к жизни «русско-азиатским элементом», он призван утвердить новую форму господства - «не метафизическую или экономическую, но техническую, не национальную, но имперскую» [15]. Никиш на протяжении всей жизни размышляет над этим образом. Интересно проследить, какие изменения за двадцать лет претерпевает «фигура» нового типа, на которую так уповали консервативные революционеры.

На примере того, как советский рабочий подчиняет себе машинное производство, Юнгер и Никиш сочиняют образ Рабочего, человека нового типа, существующего свободно в стихии Тотальной мобилизации.

Работа Эрнста Никиша «Клерк», вышедшая в 1956 году, относится к его поздним работам, посвящённым критике современной европейской цивилизации. В ней содержится описание тех изменений, которые коснулись способа бытия промышленного рабочего в середине ХХ века. «Клерк» - это тот, кого Мартин Хайдеггер называет «das man», пишет Никиш. Это человек, «который не стремится к самобытности и даже не догадывается, что есть какая-то "самобытность"». Автор указывает на то, что в процессе «клеркизации» человек начинает «с жуткой силой ощущать свою ничтожность», что подспудно проявляется в утрате им способности принимать самостоятельные решения. «Клеркизация» понимается как окончательное снятие антагонизма между буржуазией и пролетариатом. Высокоиндустриальное американское общество сделало всё, чтобы подогреть этот процесс. В результате исчезает граница между пролетарием и мелким буржуа, но исчезает и прежний буржуа, опускаясь до уровня клерка - так формируется новая широкая прослойка. «Общество благоденствия», таким образом, есть закономерное развитие идеи «буржуазного социализма».

Никиш не уделяет достаточно внимания критическому анализу массовой культуры, но указывает на повсеместное торжество «однообразия». «Это однообразие - одна из отличительных черт усиления предметных связей, которые предъявляют к индивиду свои требования», пишет Юнгер уже в 30-е. Он достаточно подробно проанализировал разные сферы культурной и общественной жизни, меняющейся у него на глазах: кино пришло на смену театру, фотография - на смену живописному портрету, униформа сменила бюргерский сюртук, типизировались мимика, жесты, выражения лиц. На всё легла печать однообразия и однозначности. На смену стихийной массе пришла стандартизированная «органическая конструкция» [16].

Никиш проводит сравнение между американским и советским клерком. В этом чувствуется определённое разочарование, поскольку те надежды, которые он возлагал на советскую систему, на плановую экономику не оправдались. «Стандартизированная органическая конструкция» вытеснила героический тип рабочего, советское общество преобразовалось в общество клерков и функционеров. Стихия техники приспособила под себя массу, воссоздала «человеческую машину», способную бесперебойно функционировать в мире машин. Никиш признаёт: скептический взгляд на технизацию себя оправдал. Романтическая попытка покорить стихию оказалась неудачной.

Очевидно, «клерк», изображенный Никишем спустя двадцать лет после выхода книги Юнгера, во всём противопоставлен «рабочему». Если рабочий - это солдат, «носитель фундаментальной героической субстанции, определяющей новую жизнь», действующий в стихийном пространстве войны и техники, то «клерк - это солдат холодной войны, которому уже не обязательно иметь настоящие человеческие качества и который тогда лучше всего выполняет поставленную перед ним цель, когда в нём самом ничего не остаётся, кроме пустоты» [17]. Рабочий находится в соприкосновении с такими стихиями, о которых буржуа, бюргер, предпочитает даже не думать, поскольку для него высшей ценностью является безопасность. «Победа техники здесь - всегда победа комфорта, а вмешательство стихий регулируется экономикой», отмечает Юнгер. Рабочий - носитель мощного языка; клерк, являющий собой жалкую тень буржуа, - нем. Никиш, таким образом, подводит своеобразный итог и юнгеровским размышлениям, и собственным надеждам.

Национал-революционеров отличает особое внимание к российско-советскому опыту. В отличие от младоконсерваторов, апеллирующих к русской литературе, они пристально изучают советскую политику, опыт ведения хозяйства и организацию общества. Являясь сторонниками активных революционных преобразований в общественной жизни, национал-революционеры просто не могут оставить без внимания опыт советской России. Проблемы, связанные с индустриализацией и стремительной сменой структуры человеческих отношений, волнуют не только авторов Консервативной революции, но их мысль органично вплетается в общую философию техники. На примере того, как советский рабочий подчиняет себе машинное производство, Юнгер и Никиш сочиняют образ Рабочего, человека нового типа, существующего свободно в стихии Тотальной мобилизации. Человек нового типа героически сражается сразу на двух фронтах - военном и трудовом. Он сам приобретает качества снаряда и станка - только так возможно бытийствовать в новой реальности, оставаясь непобеждённым.

Национал-революционеры провозглашают идею Восточной ориентации, вслед за консерваторами продолжая вдохновляться русским опытом. Советская Россия, изменив форму государственного устройства, продолжает продуцировать новые смыслы. Только теперь на смену Достоевскому и Толстому пришли Платонов и Катаев.

(Фрагмент из работы «Консервативная революция: формы общественной и академической репрезентации в России»)


[1] Мёллер ван ден Брук А., Васильченко А. Миф о вечной империи и Третий рейх. - М.: Вече, 2009. С. 85.

[2] Цит. по: Мёллер ван ден Брук А., Васильченко А. Миф о вечной империи и Третий рейх. - М.: Вече, 2009. С. 88.

[3] Никиш Э. Жизнь, на которую я отважился. «Владимир Даль». СПб. - 2012 г. С. 217.

[4] Никиш Э. Жизнь, на которую я отважился. «Владимир Даль». СПб. - 2012 г. С. 217.

[5] Цит. по: Лапейр Ф. Судьба Никиша - судьба Германии. Элементы №8.

[6] Лапейр Ф. Судьба Никиша - судьба Германии. Элементы №8.

[7] Михайловский А.В. Философия техники Ханса Фрайера.

[8] Никиш Э. Жизнь, на которую я отважился. «Владимир Даль». СПб. - 2012 г. С. 295.

[9] «Сопротивление» - политическое движение, возглавляемое Э.Никишем, а также выпускаемый им журнал.

[10] Цит. по Бенуа А. Эрнст Юнгер и «Рабочий», по пер. Игнатьева А.

[11] Никиш Э. Жизнь, на которую я отважился. «Владимир Даль». СПб. - 2012 г. С. 295.

[12] Михайловский А. Миф, история, техника: размышления Эрнста Юнгера у «стены времени» [Электронный ресурс] URL: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp15/5.pdf (дата обращения: 22.11.2015)

[13] Бенуа А. Эрнст Юнгер и «Рабочий», по пер. Игнатьева А.

[14] Юнгер Э. Борьба как внутренне переживание.

[15] Лапейр Ф. Судьба Никиша - судьба Германии. Элементы №8.

[16] Никиш Э. Клерк // Политические сочинения. «Владимир Даль», СПб.- 2011г. С.188.

[17] Никиш Э. Клерк // Политические сочинения. «Владимир Даль», СПб.- 2011г. С. 374.


Дарья Дорохина  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
25 января 2022, 23:02

вааааыыввв

Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru