27 марта, понедельник | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Черные клобуки пришли на Русскую землю и, на деле доказав ей свою преданность, были приняты как равные. Потомки их, помня добро, когда-то оказанное им славянами, неуклонно следовали традиции, заложенной предками Воины с Поросья: верой и правдой Русскому миру
Вся история России сделана казаками"
Современным политическим «лисам» не обязательно иметь живого прибалтийского тигра, достаточно использовать его шкуру в целях своих информационных манипуляций Удобная шкура мертвого тигра
Запад отделывается от проблем Прибалтики"
Курдам необходимо стремиться к цивилизованному способу создания своей государственности и своими мирными намерениями и поступками привести к этой мысли власти Турции и Ирана Курдский мир
Во имя своего государства курдам не следует враждовать с Турцией"
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
Информационные методы воздействия включают в себя использование информации и информационных технологий как основного средства воздействия на противника Стратегия ведения информационной войны
Промывка мозгов становится главным оружием"
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Достаточно очевидно, что центральные СМИ транслируют преимущественно модернизационную культуру в целом, а также ценности современной политической культуры Дискретность информационного пространства Юга России
Политика СМИ не согласована с регионами"
Лига исламского мира стоит за распространением по миру идеологии и практики ваххабизма - формы ислама, выступающей в качестве государственной идеологии в Саудовской Аравии Экзогенные факторы, определяющие исламистско-террористические угрозы и вызовы Югу России
Саудовская Аравия планирует завоевать Россию"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
Итоги переговоров по Сирии ещё раз подтвердили, что если где и может быть решено будущее Ближнего Востока, так это только в Астане. Именно этот формат, максимально удалённый от американского влияния, от уходящей администрации Обамы-Клинтон, от попыток исп Астана надежды нашей
Астана надежды нашей"
Под конец уходящего 2016 года неожиданно среди обсуждаемых в СМИ и экспертном сообществе тем оказалось создание «российской политической нации». Ранее этот вопрос поднимался на редко получавших широкое освещение круглых столах и конференциях, в том числе «Россиянство»: опасность простых решений
Россия – это сложно!"
14 декабря 2016 года функционер так называемого «Совета муфтиев России», настоятель Соборной мечети Москвы Ильдар Аляутдинов сделал громкое заявление о якобы имеющем место угнетении мусульман Мьянмы. «Мы с ужасом наблюдаем массовое угнетение мусульман и т Казус Мьянмы
Казус Мьянмы"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"
Сегодня, 27 января 2017 года, в возрасте 62 лет ушел от нас великий мыслитель, русский философ, знаток права, член Союза писателей России, поэт и режиссер Владимир Игоревич Карпец. Выражаем соболезнования семье, близким и друзьям Владимира Игоревича. Владимир Карпец: Защитник идеи Русской Монархии, Русского Царства, Третьего Рима
Умер Владимир Карпец"
В середине ноября была затронута в СМИ скользкая тема, основанная на сюжете английского военкора, ставшего родным за время войны в Донбассе Грэма Филлипса о ростовских настроениях и взглядах обывателя по поводу происходящего противостояния жителей шахтерс Опасная «глухота»
Опасная «глухота»"
Джонс: Мир готов к переменам Джонс: Мир готов к переменам
После Обамы"
Когда во главе России встанет человек, который скажет, что Россия создана русскими, их невероятными жертвами - тогда можно будет сказать, что произошел патриотический переворот Шафаревич: Русский - по определению и без определения
Интервью с философом, академиком РАН Игорем Шафаревичем"
Томилав Сунич: Евроcоюз - один из показушных проектов Томилав Сунич: Евроcоюз - один из показушных проектов
Евросоюз - показуха!"
18 марта 2017 года, мы отмечаем третью годовщину «Русской Весны». Отмечаем и вспоминаем с противоречивыми чувствами. С одной стороны, это день настоящего единения русского народа, русской цивилизации. В самой России, в Крыму и на Донбассе, Днепропетровске В ожидании Русской весны
Русская весна - будет!"
В сети разгорелись не слабые споры по материалу военкора Дмитрия Стешина «Донбасс – муки за всех»,  на тему: почему Россия не смогла адекватно ответить Украине после очередного ее расстрела Донбасса. Руслан Ляпин Не надо себе врать
Украина - БУ. Или нет?"
Стараниями «оранжевых властей» Украины темные фигуры украинской истории были возвращены из мрака прошлого и попытались взять реванш у внуков страны, участвовавшей в разгроме фашизма Степан Бандера: искусство мифологизации и героизации
Холуй нацистов ухитрился стать героем Украины"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
В свое время один из основателей геополитики Карл Хаусхофер настаивал на необходимости популяризации этой науки, да еще так широко, чтобы о ней говорили на улице Противостояние будет вечным
История доказывает, что Европе верить нельзя"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Финляндия: между Востоком и Западом
Мудрость финнов состоит в балансе - это ключ к финской идентичности, воспеваемой на разные лады в «Калевале»: если нечто подталкивает тебя вправо, сделай шаг влево 22 мая 2014, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Политическая элита превращает финский фронтир в санитарный кордон, призванный не плавно соединять Россию-Евразию с континентальной Европой, но быть камнем преткновения для своих западных и восточных соседей

Финляндия - это этно-культурная и цивилизационная зона, которая относится одновременно к Скандинавии и к Балтийскому региону. Отсюда геополитическая двойственность этого региона. Финляндия - это фронтир на границе двух геополитических пространств: норманнской Скандинавии и особого культурного пространства Балтии, которое на разных исторических периодах структурировалось балтийскими этносами, немцами, позже евразийской Россией. С этнической точки зрения, Финляндия - часть огромного финно-угорского мира, простирающегося от Эстонии и Венгрии вглубь евразийского континента: большинство финно-угров проживает на территории России и много веков назад интегрировалось именно в русский культурный круг, став важнейшим компонентом этногенеза великороссов.

Границы культур качественно отличаются от границ между государствами: это не линии, а пояса, где смена идентичности происходит не резко, а постепенно, размыто, даже незаметно. Это и есть фронтир: граница не как линия, а как пояс.

Финны, как и близкие им эсты и карелы на Востоке, относительно мирно уживались и с германцами и с русскими, прочно сохраняя свою особую идентичность, тесно сопряженную с уникальностью духовной традиции, особенностями культурного ландшафта и хозяйственной практики. Финны относятся к особому поясу Европы, где пролегает граница между Европой и Евразией.

Но границы культур качественно отличаются от границ между государствами: это не линии, а пояса, где смена идентичности происходит не резко, а постепенно, размыто, даже незаметно. Это и есть фронтир: граница не как линия, а как пояс. Если болгары и румыны суть такой фронтир на Юге, венгры, поляки и балты - в центре, то финны - на севере. Это совсем разные народы и культуры, но все они пограничны. В них есть что-то от Евразии (у болгар и поляков - славянство, у румын - Православие, у венгров и финнов - евразийские корни и родство с угро-финскими этносами России). Но что-то и от Европы - интенсивные контакты с западно-европейскими народами, долгие периоды вхождения в состав западно-европейских государств, католицизм у чехов, венгров, словаков и поляков, протестантизм - у финнов. Этим определяется вся история народов европейско-евразийского фронтира, и соответственно, история финнов.

Финны - народ с древней и чрезвычайно укорененной духовной традицией, уходящей корнями в древнейшие эпохи Евразии. Финский фольклор содержит в себе архаические мотивы, общие не только с древними славянами, но и с еще более древними этносами Евразии: тюрками, монголами и кочевыми иранскими племенами (скифов, сарматов и т. д.). Финская, тюркская, иранская, монгольская и славянская культуры составляют общую парадигму евразийско-туранской духовной ойкумены, качественно повлиявшей на идентичность всех этих народов, и отчасти сохраняющих свое влияние до настоящего времени.

Все эти культуры - туранского типа, хотя в них различаются не только этнические и лингвистические круги, но и кастовые предилекции: финно-угры - преимущественно охотники и собиратели, славяне - земледельцы, тюрки, монголы и кочевые иранцы - скотоводы и воины. Суперпозиция этих слоев давала многообразие туранских обществ: элита была воинской (тюркско-монгольской и скифо-сарматской к Востоку и германской к Западу), средний пласт - земледельческий, а на периферии в болотах, лесах и тундре обитали охотники-собиратели. Территория современной Финляндии - часть лесного, озерного, охотничьего мира древних финно-угров, охотников, рыболовов, собирателей.

Большинство финно-угорских народов не имели своих собственных государств, так как воинская элита, центральная для создания государства, чаще всего состояла из иных этнических групп. Единственное исключение - это финно-угорские воины Атиллы, потомками которых являются современные венгры: это пример финно-угризации (быть может, только на лингвистическом уровне) воинственных туранских кочевников-скотоводов. Финны же, напротив, типичные представители финно-угорской группы - мирный народ, занятый охотой и собирательством.

Финны с XII века оказались под влиянием германской Швеции, но имели большую степень автономии. Шведы в ходе Реформации приняли протестантизм и распространили его на финнов. Это обусловило процесс интеграции финнов в западно-европейский культурный круг, а также сказалось на определенной скандинавизации и германизации финнов. В конце XVI века они стали герцогством в составе Швеции и оставались в этом качестве вплоть до начала XIX века.

Здесь важно провести различие между Венгрией и Финляндией: эти два этнически близких народа финно-угорской группы имели принципиально разный этносоциологический статус: венгры были изначально военным сообществом, склонным к созданию политических форм (государств), финны - охотники и собиратели, тяготеющие к мирному труду и адаптации к тем политическим формам, которые им навязывали более активные и воинственные соседи, в частности, шведы. При этом финны упорно сохраняли свое своеобразие - язык, культуру, хозяйство, мифы, - и отстояли на всех этапах свою идентичность.

В XIX веке в ходе русско-шведской войн территории Финляндии перешли к Российской Империи. Здесь финны оказались в другом культурном круге - православном, евразийском, туранском. Российская Империя вплоть до конца XIX века, однако, не стремилась к русификации финнов, предоставляя им возможность жить в согласии со своими традициями, а финская интеллигенция имела возможность знакомиться с современными тенденциями в открытом и территориально близком финнам Санкт-Петербурге. В XX веке при поддержке России развивался финский язык, начались систематизированные усилия по собиранию мифологии и фольклора. Россия подготовила финнов к созданию собственной государственности, что и произошло в 1917 году при большевиках, когда Российская Империя распалась.

После обретения независимости в Финляндии возобладала прогерманская ориентация, берущая начало от бело-финнов. Германия видела в Финляндии антироссийский плацдарм. Но значительная часть финнов поддерживала и красно-финнов, которые выступали за союз с большевистской Россией. Это интересная деталь: бело-финны осмысляли финскую идентичность в западно-европейских терминах, ориентируясь на Скандинавию и Германию, красно-финны были ближе к евразийской ориентации, хотя и в особом идеологическом выражении. Граница проходила не только в умах и в идеологических предпочтениях, но и в географии: территория нынешней Финляндии - зона преобладания европейского вектора, Карелия, населенная практически тем же в этносом, - евразийского вектора.

В Великой Отечественной войне Финляндия выступила на стороне Гитлера, однако после ее завершения выбрала очень интересную позицию: она не сделала решающего шага в сторону СССР, но отказалась и от ускоренной интеграции в евро-атлантический блок. Это даже стало основой для особого политологического термина: «финляндизация». С геополитической точки зрения это значит: ни капиталистический атлантистский Запад, ни большевистский евразийский Восток. Баланс, равновесие, спокойствие и мягкий отказ от больших политический амбиций: разумный выбор древнего народа охотников и собирателей, тонко и глубинно вписывающихся в холодный и очаровательный северный ландшафт.

Финский опыт европейско-евразийского баланса представлял собой не только пример гармоничной и взвешенной организации фронтира, но и возможный образец для всей континентальной Европы, распятой между двумя сверхдержавами - США и СССР. Сама Европа подумывала в 60-е годы о «финляндизации», то есть от распространении финского опыта - «ни Восток, ни Запад» - на весь Старый Свет. Многие европейцы считали, что ядерная дуэль между англо-саксонским американоцентричным ультракапитализмом и советским коммунизмом - не их игра. Успехи же мирной и гармонично развивающейся северной Республики Урхо Кекконена давали пример того, что можно приобрести благодаря мудрой и мирной взвешенной политики «финляндизации». Сама Европа могла стать широким фронтиром. Но… этого не произошло. В конце 80-х годов СССР стал стремительно распадаться и в 1991 году рухнул.

Финляндия, утратив восточный противовес, вынужденно качнулась к Западу, то есть к бело-финнской идентичности. С этого начинается новая волна европеизации и атлантизации Финляндии: в 1995 Финляндия вступив Евросоюз, хотя в отношении НАТО страна по-прежнему сохраняла нейтралитет, продолжая быть все той же прежней мирной Финляндией, «финской Финляндией».

Что мы видим в современной Финляндии? Эта страна существенно сместилась к Западу. Отсюда следует, что политическая элита Хельсинки мыслит страну как северо-восточное продолжение евро-атлантического пространства, а следовательно, евразийская Россия мыслится «противником» и даже «врагом». Так, антироссийские мифы, искусственно воссозданная мстительность за период «имперского господства русских», вопросы о этническом воссоединении с Карелией и активная деятельность в направлении раздувания финно-угорского национализма внутри самой России становятся привычными для проамериканских стран фронтира расхожими клише. Таким методом фронтир превращается в санитарный кордон, призванный не плавно соединять Россию-Евразию с континентальной Европой, но быть камнем преткновения для своих западных и восточных соседей. Именно такую политику проводят и другие страны фронтира, чьи элиты ориентированы на Вашингтон: Польша, нынешняя Румыния, Украина после свержения Януковича. Перед мнимой российской угрозой раздаются все чаще призывы Финляндии вступить в НАТО. В целом западная составляющая финской идентичности претендует на эксклюзивность.

Но Финляндия - страна намного более сложная. И народ ее не может быть отнесен однозначно ни к европейскому Западу (скандинавскому или германскому), ни к русскому Востоку. Мудрость финнов состоит в балансе. Это ключ к финской идентичности, воспеваемой на разные лады в «Калевале»: если нечто подталкивает тебя вправо, сделай шаг влево. Это экологическая мудрость народа, который живет на земле очень долго и хочет жить еще как минимум столько же. Тот, кто жарко горит, быстро сгорает. Тот, кто увлекается одним, подвергается риску быть сломанным со стороны другого. Идея только одной половины финской идентичности - будь то западная (бело-финская) или восточная (евразийская, красно-финская) - противоречит сущности Финляндии как особого этно-культурного социально-политического образования. Истинная Финляндия обладает гипнотическим искусством превращать тину в оружие, а оружие - в тину (как Вейнемяйнен). В ее чародейной природе горячее остывает, а холодное, напротив, вскипает. Восток здесь превращается в Запад, а Запад в Восток. Это тайна финского фронтира, самого волшебного из всех возможных.

В этой парадигме стоит вопрос об идентичности финнов сегодня: слишком много Запада исказит филигранность финского баланса. Равно как и слишком много Востока. Но поскольку Востока как раз сегодня в Финляндии не достает, то русофильских тенденций, вполне родных и органичных для финского целого, в ней найти не так уж и просто.

Мы ничего не хотим от Финляндии, напротив, нам очень нравится эта страна. И она отлично существует вне России, поэтому совершенно не нуждается в том, чтобы ее «покорять», «оккупировать» или «подавлять».

Самое время сказать, что русские думают о Финляндии. Атлантистский мир и следующие за ним европейские проамериканские элиты традиционно изображают русских и особенно русских патриотов, и еще более резко - русских евразийцев, таких как я, империалистами, шовинистами, противниками малых культур, проводниками жесткой русификации. Даже если я не сказал ни единого слова о финнах или литовцах, вообще никакого - ни хорошего, ни плохого - меня политические элиты стран фронтира, следующие в фарватере глобализации, либерализма и США, обязательно представят как «злейшего врага финнов, литовцев, румын и т. д.»

Более того, этот ярлык будет приклеен даже в отношении тех народов, культурой которых я искренне и открыто восхищаюсь (например, я испытываю настоящий восторг в отношении румынской духовной, философской и эстетической традиции). Но все-таки, прекрасно понимания, что шансов быть услышанным по-настоящему у меня нет, я все же скажу: Россия относится к финнам очень спокойно, даже немного по-фински. Мы ничего не хотим от Финляндии, напротив, нам очень нравится эта страна. И она отлично существует вне России, поэтому совершенно не нуждается в том, чтобы ее «покорять», «оккупировать» или «подавлять».

При этом она может в принципе относиться к России, как хочет - по бело-фински, так по бело-фински, мы сами больше не коммунисты и вопрос с собственной историей у нас пока не решен. Но если финны решат вернуться к гармоничному нейтралитету, займут критическую дистанцию в отношении ультра-атлантистских русофобских западных сил и будут заботиться только о своем собственном благе, о своем народе, о своей культуре, о своей экологии и своей экономике, то Россия может стать твердым и надежным искренним другом Финляндии.

Россия сейчас возвращается в истории. Нам очень трудно. И тем ценнее всякий дружественный жест в нашу сторону. Трудно себе представить, как изменилось в России отношение к венграм после прихода к власти Орбана и партии Йоббик. Поняв, что Будапешт настроен дружественно, сердца русских политиков оттаяли. И это дорогого стоит. Но если Финляндия по-настоящему вспомнит о тех эпохах, когда мы жили вместе в одном обществе и в целом прекрасно друг друга понимали, а также если финны всерьез зададутся вопросом о своих евразийских корнях, о своих связях с финно-угорскими народами России - от Карелии до Мордовии и Удмуртии, то мы обнаружим столько общего - и духовно, и социально, и исторически, что наша дружба принесет колоссальные плоды и вам, и нам.

Москву не особенно пугает даже прозападная атлантистская Финляндия - неприятно, конечно, но пережить можно. Нейтральная Финляндия вообще была бы успехом и отличным партнером. Но евразийская, глубинная, дружественная Финляндия - это обещание новой, крепкой, настоящей дружбы, которая может все изменить к лучшему. Это важно для Москвы именно сейчас.

Нам очень трудно выдерживать яростные атаки США, которые не хотят прощаться со своей гибнущей гегемонией. Они в агонии, и пытаются свалить все это на нас. Сейчас самый лучший момент, чтобы Хельсинки сделал евразийский жест. Но нас устроит и нейтралитет. А так как между нашими странами и в XIX веке и во второй половине ХХ, и сейчас отношения все же были очень близкими и в целом хорошими, то не сильно мы обидимся и на холод и отчуждение. Вы - полностью суверенное состоявшееся государство, и внешняя политика есть ваше полное и законное право, на которое мы ни в коей степени не посягаем.


Александр Дугин  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий

Александр

Валерий

Валерий

Валерий

Александр

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

информационное агентство Новороссия

МИА Новороссия


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Rambler's Top100