24 октября, воскресенье | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Рассмотрим одну из граней проблемы, которая (грань) представляет интерес для всех, кроме, пожалуй, жителей США. Рассмотрим её не как внутриполитическую или вообще политическую, т.е. связанную с обладанием властью. Она, скорее, имеет экзистенциальный харак Кто мы такие? Грань экзистенциальной проблемы
Идентичность или Кондолиза Райс?
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

«Жесты» - открытие Гинтовта


Если каждый может сегодня позволить себе «Черный квадрат», то мой эон располагается по ту сторону квадрата, он овеществляется человеческим присутствием 20 сентября 2013, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
В «Крокин-галерее» идет выставка ранних работ художника-евразийца Алексея Беляева-Гинтовта «Жесты»

Когда речь идет о так называемых «ранних работах», часто имеются в виду эскизы, не обладающие ни стройностью мысли, ни качеством формы будущего «зрелого мастера». И сохраняется-то их мало - чердаки горят, подвалы заливает, художник живет сейчас, ему не до архивного крючкотворства.

«Жесты» Алексея Беляева-Гинтовта разбивают этот стереотип. Перед нами - не эскизы, а, скорее, некая концептуальная изнанка, пренатальная матрица сегодняшних работ художника. Кроме того, «Жесты» обозначают место и роль Гинтовта в довольно богатом и разнообразном направлении романтического концептуализма. Это направление существовало, как известно, параллельно концептуализму аналитическому и здравствует ныне, иногда под названиями «новый ритуал» или «новая мистерия».

Ни фигуратив, ни абстракция для романтизма не самоценны - важен проникающий свет трансформации, стирающий грань между «черным» и «белым», «своим» и «чужим».

Вместе с графикой на выставке представлен архивный видеоряд, обнажающий и намерения, и взгляд, и язык, и метод Гинтовта и его друзей, включая гениального Сергея Кускова, чьи комментарии не менее бесценны, чем его «необудетлянский манифест». Видео содержит редкие кадры выставки в Музее Революции: мы видим, как отпечатки ритуального танца на стенах импровизированной пещеры окружают источник жизни - пророщенный живой зеленью многообразный медиаформат. Коллектив новых шаманов (Гинтовт-Кускова-Преображенский) носит характерное название «Лаборатория мерзлоты».

До сего момента о «Жестах» знали немногие, теперь Гинтовт будто впустил Москву в свою алхимическую лабораторию. Галерея принимает по предварительной договоренности, чтобы избежать зевак, но открывается выставка в полной мере, как всякая герметичная реальность, лишь тем, кто либо хорошо знаком с творчеством московских романтиков, либо сам - органический носитель романтической матрицы. О ней сказано достаточно, в том числе - в упомянутом «Необудетлянском манифесте», так что позволю себе лишь некоторые комментарии о самой выставке.

«Жесты» - документальные отпечатки загадочных ритуальных действий - задевают структурностью, энергией и сакральностью одновременно. Взорванное катастрофой тело хранит память о сильнейшем духовном императиве. Как если бы Везувий находился внутри жителя Помпей. Образ для романтизма в высшей степени характерный (а уж во время развала Нерушимого Союза и вовсе неизбежный), но открытие Гинтовта - не в рентгено-, не в коллаже-, а именно в дактилоскопии, в магическом обращении кожи в кость.

Ни фигуратив, ни абстракция для романтизма не самоценны - важен проникающий свет трансформации, стирающий грань между «черным» и «белым», «своим» и «чужим». Открытие Гинтовта - в концептуальном смешении техник отпечатка и зачистки, а также в создании диаметрально противоположных идеологических образов с помощью одной и той же дактилоскопической субстанции. Свет и тьма на листе с Евразийской картой равны свету и тьме на листе с черепом фашиста. А портрет Ленина на плакате равен портрету императора Николая II. Этот идеологический момент, наряду с уникальной фактурой отпечатка рук, держит зрителя в постоянном бессознательном напряжении. Мы помним это состояние по работам художника последних лет. Теперь видно, как достигается этот эффект.

Романтическая оптика - изнутри и сверху, шифровка имен и формул - все это присутствует в «Жестах» сполна. Однако «ручная» графика будто приземляет, предельно прагматизирует и документирует эту оптику, заставляя буквально кожей чувствовать ткань обратной перспективы. Вспоминая нынешних - открытых и простых пернатых тотемов Гинтовта, понимаешь, что заглянул в глаза обратной стороне маски, прикоснувшись щекой к невыразимой и для многих невнятной, а для Гинтовта - материальной русской Традиции.

Романтизм отождествляет искусство и жизнь, заставляя прибегать к термину «арт-практика». Открытие Гинтовта в том, что он избежал и ухода в личный ритуал или карнавал. Это пока единственный представитель романтического концептуализма, прорастивший искусство в политику - евразийское движение. Столь же эксклюзивна, впрочем, и роль самого евразийства, которое я также сочла бы концептуальным политическим романтизмом. Если для большинства авангардистов обеих волн важнее всего было «всечество», то Гинтовт, вслед за Маяковским, принимает на себя роль хранителя и опричника красноправославной Империи. Его «жесты» в натуральную величину - останки некоего антиэтноса, антибиоса или, как говорит сам художник - антиматерии. В алхимических ее поисках Гинтовт сам не раз горел, а когда нашел, развесил своих антропоморфов на веревке на Крымском мосту и, увидев всех, перерезал нить. Романтики часто жгут или топят свои работы, но лишь Гинтовт превратил грозную «новгородскую» казнь в благословение: этнос растворился в водах Москвы-реки, омывая берега будущей «Сверхновой Москвы».

Романтики - противники тиража. Но внутренняя метафизика доводит их язык до эха, сэмпла, ритма. И точно так же, как поглощает объект пространство, вмещает, не добиваясь сходства, икона своего адепта. «Я себя под Лениным чищу», - не простая метафора, а точная романтическая проекция Маяковского. Гинтовт панибратствует с Маяковским, как Пригов или Осмоловский: два романтика - вечный и живой просто молчат вместе. Но если большинство романтиков создает объект для медитации, то открытие Гинтовта - в ее злободневности. Ритм отпечатков жестов напоминает и рабочий станок, и крестьянскую пахоту, и самобичевание. Заполняющая пустоты советских плакатов дактилографика рождает новый вид императива - эсхатологические окна РОСТа, по ядерной невозмутимости очень напоминающие горячие иконостасы Смутного времени: во всех случаях здесь и сейчас отвоевывается, пробивается, горит и воскресает Универсум. «Запрещенный Гинтовт» 80-х оказывается подпольным, грунтовым, но не оторванным от Земли.

Снайперский прицел на действие заставляет пристально оценить собственное социальное поведение. Чему способствует и выбор медиа: сочетание «Жестов» на стене и хроника на экране. И тут готового к редимейду зрителя ждет еще одно открытие Гинтовта: превращение заурядного документа в бьющий наотмашь императив. Последний видеосюжет - телепередача 91-го. В студии - ведущий, историк-эмигрант Александр Янов и куратор Ольга Свиблова рассуждают о путче, о русском пути, о современном искусстве. Мы слышим, как стучатся об экран и прорастают правдой звонки из глубинки: почему какая-то кучка людей думает, что у страны нет и не может быть своего пути? Отчего святые ценности непременно должны быть средствами «оболванивания быдла»? В чем радость «свободы выбора», когда страшно выходить на улицу и нечего есть? Зрители добры, вежливы и милосердны.

Они еще не возмущены, а просто крайне удивлены способностью эфирной элиты легко перечеркивать историю, разрушать экономику и уравнивать Сталина и Кашпировского.

Сегодня, по прошествии двадцати лет, зрители уже не так безобидны. Да и не так наивны, чтобы клевать на площадной эпатаж с «колючкой» на гусиной коже. Им нужны задубевшие пятки блудного сына Рембраднта, горящие торсы Чахала, неумолимые всадники Дюрера и упрямые жесты Гинтовта.

Несколько вопросов художнику.

- Как вы пришли к отпечаткам?

- Бесконечный графический эксперимент 85 года приобрел новое качество. Пометки на полях, случайные и даже, как казалось, вредоносные, превратились в одну из фактур. Потом, с развитием интереса к авторскому жесту и, как это ни странно, и даже печально, концептуализации бытия и жеста, превратились в самостоятельное высказывание - высказывание жеста.

- А в чем печаль?

- Я всегда отделял себя от серой концептуалистской массы. И не дружил ни с одним из концептуальных художников, если не считать Тимура Новикова - врага концептуализма. И не соотносил себя с современниками. Более того, не всегда называл эту свою деятельность искусством.

- И как бы вы назвали это сейчас?

- Я бы сказал, что некоторое, из того, что здесь висит, к искусству приближается.

- Ну вот, удобный момент для собственного определения искусства.

- В те годы я ограничил себя предельно - по аналогии с Ларсом фон Триером («Догма») - манифестом «Доктрина», который подразумевает, во-первых, классический жанр и классический вид искусства, во-вторых, классический тип исполнения, в-третьих, прямое обращение к зрителю, то есть, никакие трансляции и проекции для меня таковыми не являются.

Традиционалисты не признают восходящую, линейно эволюционирующую историю. Для нас убывание Золотого века к неминуемому концу является подразумеваемым.

- То есть, никакая «дополненная реальность» вас не устраивает.

- Совершенно верно. Другое дело, что я, как и Ларс фон Триер, многократно нарушал собственный манифест. Однако предельная ограниченность в средствах выражения позволяет мне говорить о том, что искусством является.

- Каков путь от отпечатков к оперению и броне героев «Сверхновой Москвы»?

- Тогда мир рассыпался до атомарного состояния, и в какой-то момент я стал собирать его заново, поставив перед собой задачу собрать фигуратив из того, что имеется...

- Есть среди ваших работ лист, заполненный дактилоскопической биомассой, напоминающей кракелюры «Черного Квадрата».

- Традиционалисты не признают восходящую, линейно эволюционирующую историю. Для нас убывание Золотого века к неминуемому концу является подразумеваемым. Таким образом, «Черный квадрат» является вехой в судьбе Малевича, но для меня ни в коем случае не является стратегической линией истории.

- Это симптом упадка?

- Нет, это следующий уровень: немо говорящий ужас. Если каждый может сегодня позволить себе «Черный квадрат», то мой эон располагается по ту сторону квадрата, он овеществляется человеческим присутствием, где я растворяю частные линии жизни, символизирующие индивидуальное, в целостном фигуративном образе. Это промежуточный этап между отпечатком и образом.

- Квадрат пророс?

- Пророс. Замечу, что моя красная звезда в золотом окладе - тоже квадратная. Это следующая ступень возвращения к фигуративу.

- В поздних и ранних работах вы будто избегаете и объема, и прямой перспективы.

- Да, и я всегда оставляю просвечивающий фон - напоминание о том, что это не есть имитация реальности, это археология и реконструкция.

- Вот и отпечатки - в человеческий рост…

- Да, это контур реального человека. Мы выдыхаем воздух постмодерна, но степень преодоления его есть моя стратегическая задача. Попытка воссоздания трехмерной иллюзии предпринята, но до конца это невозможно. Поэтому вместо зияющих пустот теперь - золотой свет.

- Он и есть, получается, объективная реальность?

- Да. Реальность перехода в посмертное существование объективна. Остальное обсуждаемо.


Юлия Квасок  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru