22 ноября, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм

Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства

Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами

Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?

Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю

Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»

Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA

Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам

Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба

Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями

Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина

К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора

«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов

Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях...

Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд

Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд

«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим

Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?

Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего

Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё

...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем

Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?

«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество

На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!

Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти

Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме...

Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50

Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь

 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Телевизор против семьи: ценностный кризис


«Обряд инициации» на целом ряде этапов был отдан на откуп самой молодежи, а, точнее, социальным силам, заинтересованным в появлении в России поколения, неспособного к подчинению дисциплине модернового общества 12 ноября 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Социокультурная динамика современного общества демонстрирует два пункта возможного разрыва поколений: переход от традиционного общества к индустриальному и формирование потребительских ценностей

Жизнеспособность любой социальной системы непосредственно зависит от ее ценностного восприятия молодежным сегментом конкретного общества. Поэтому важнейшей функцией любого общества выступает социализация молодого поколения в духе сложившихся культурно-исторических ценностей. Однако, в России, в постепенно начавшийся с развалом Советского Союза и более или менее успешно продолжающийся по сей день период модернизации социальной системы, выявился ценностный разрыв между поколениями. В этом процессе можно выделить две фазы, первая из которых связана с разрушением определяющего влияния семьи на личностное формирование детей, вторая - с утверждением доминанты потребительства.

«Общим у бэби-буммеров на разных континентах был не Вьетнам, а воспитание, взращенное изобилием свободомыслия - и пример телевидения: в детстве у них была телевизионная нянька, с которой было куда веселее, нежели с родителями».

Естественно, современная Россия - вовсе не первая и не единственная страна, которая прошла по этому тернистому пути. Даже более того, в конце XX века российское государство вовсе не в первый раз начало узнавать все прелести проблемы разрыва поколений. Впрочем, анализировать этот процесс мы хотели бы начать с примера Соединенных Штатов - до сих пор все складывается так, что эта проблема там рассмотрена более детально, нежели у нас.

Первую фазу процесса модернизации подробно описывает американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер: «Когда господствовало сельское хозяйство, люди обычно жили в больших семьях, включавших в себя несколько поколений, ...причем все они обитали под одной крышей и работали вместе как производственная ячейка... Когда экономическое производство сместилось с поля на завод, семья утратила возможность работать вместе как производственная ячейка. Чтобы получить рабочих для фабричного производства, ключевые функции семьи были распределены между новыми специализированными учреждениями. Воспитание ребенка было передано школе, забота о пожилых людях перешла в ведение приютов для бедняков, домов для престарелых или частных лечебниц. Помимо всего этого, новому обществу была нужна мобильность. Ему требовались рабочие, которые могли бы в поисках работы переезжать с места на место. Перегруженная престарелыми родственниками, больными и увечными, а также большим количеством детей, традиционная многочисленная семья была чем угодно, но только не мобильной ячейкой. Поэтому постепенно и весьма болезненно структура семьи начала меняться. Разорванные миграцией в большие города, сотрясаемые экономическими бурями, семьи освобождались от нежелательных родственников, становясь меньше, мобильнее и все более приспособленными к потребностям новой техносферы».

Второй, более глубокий этап ценностного разрыва поколений, в западном обществе обнаружился во второй половине ХХ века, особенно ярко он проявился в тех же США. В свое время Патрик Джозеф Бьюкенен, идеолог крайне правой фракции Республиканской партии, трактовал эту новую редакцию старой проблемы следующим образом: с 1945 по 1965 год в Америке (и в странах Запада вообще) длился бэби-бум. «Золотой век семейной жизни» проявлялся в резком снижении брачного возраста у мужчин и женщин, в заключении брака 95% населения страны и, конечно, в высокой рождаемости. Однако, дальше произошел катастрофический спад.

«Бэби-буммеры появились в университетских кампусах осенью 1964 года. Это было первое поколение американцев, обладавшее полной свободой в выборе жизненного пути. В 1930-е годы колледжи считались привилегией элиты... Сыновья и дочери безработных не могли даже мечтать о получении образования - им приходилось бросать школу и устраиваться хоть на какую-то работу, чтобы прокормить остальных членов семьи. Десятки миллионов молодых людей по-прежнему жили на фермах, где первые признаки Депрессии стали ощущаться задолго до того, как случился крах на Уолл-стрит в 1929 году. После Перл-Харбора молодежи стало не до колледжей: война и военная экономика требовали вступления в армию. "Молчаливое поколение" пятидесятых еще уважало родителей, учителей и священников. Лишь в 1957 году профессор Гэлбрэйт обнаружил, что мы живем в обществе изобилия», - писал Бьюкенен.

Почему «молчаливое поколение» Америки не смогло воспроизвести свои базовые ценности в поколении своих детей? Как указывает политик, «родители, пережившие Депрессию и войну, продолжали считать, что "их дети не должны испытать ничего подобного". Поэтому детей поколения бэби-буммеров воспитывали иначе: они проводили перед телевизором почти столько же времени, сколько и в школе. К середине 1950-х годов телевидение успешно боролось с родителями за детское внимание, выступало как остроумный и отнюдь не занудный союзник подростков в вековом конфликте отцов и детей - и как убежище, в котором можно было укрыться от родительских претензий. Ребята живо впитывали информацию с телевизионных экранов, в особенности рекламу».

Результатом вхождения этого поколения во взрослую жизнь стали небывалые по масштабу молодежные волнения как в странах Запада, так и в Восточной Европе. Рок-культура, тесно связанная с ней пропаганда свободного секса и употребления наркотиков, отказ американской молодежи идти воевать во Вьетнам, подобно тому, как их отцы уходили на войну с Японией, и, прежде всего, установка на Великий Отказ от оков индустриальной цивилизации - все эти изменения говорили о том, что молодежь не воспроизводит ценности своих родителей, «когда те были молодыми», а вырабатывает свою программу «раскованного участия» в социальной жизни.

«Общим у бэби-буммеров на разных континентах был не Вьетнам, а воспитание, взращенное изобилием свободомыслия - и пример телевидения: в детстве у них у всех была телевизионная нянька, с которой было куда веселее, нежели с родителями. А у этой няньки, спрятавшейся под личиной телеприемника, всегда был один ответ на любые просьбы: "Хочешь - бери!"» - сетовал Бьюкенен.

Иными словами, по свидетельству американского политика, разрыв поколений произошел по линии доминантных ценностей: для старшего поколения в этом качестве выступали трудовые и достигательные ценности, для молодежи - ценности развлечения и неучастия. Таким образом, социокультурная динамика современного общества демонстрирует два пункта возможного разрыва поколений: переход от традиционного общества к современному (индустриальному), и формирование в рамках современного общества ценностей потребительского общества.

Переход России к модернизации в начале ХХ века, сопряженный с революционной ломкой социально-экономической системы и разломом социетальной сферы общества, которые в совокупности вызвали гражданскую войну, также привел к разрыву поколений. Однако этот разрыв имел космический характер и стабилизировался на новом основании социального функционирования. На всем протяжении советского периода развития российского общества единство ценностей всех социально-экономических и социально-демографических групп строго контролировалось.

Молодежь все же готова подчиняться, но только той власти, которая гарантирует ей защиту; готова интериоризировать национальные интересы - но только те, которые позволяют ей реализовать свой потенциал.

Значительно более глубокий разрыв по отношению к опыту предшествующих поколений был осуществлен в России на рубеже 80-90-х годов ХХ века, когда в условиях нового системного кризиса, благодаря информационной открытости российского общества, до него докатилась гедонистическая революция постмодерна. Наиболее важное противоречие данного социокультурного сдвига заключалось в том, что ориентация на ценности развлечения и рекреации утверждалась в обществе с минимальным объемом прибавочного продукта, воспроизводящегося в традиционно суровых климатических и опасных геополитических условиях. Объективация «принципа удовольствия» выражается в росте потребительских индивидуалистических настроений, которые, как нам представляется, находятся в конфликте с функционированием в этом обществе государственных институтов.

В индустриально развитой части России молодежь на протяжении ХХ века последовательно прошла оба этапа ценностного разрыва поколений. Несколько иной социальный опыт можно наблюдать во взаимодействии поколений в аграрных регионах России, в особенности, в этнонациональных.

В частности, на Северном Кавказе межпоколенное взаимодействие имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что население этого региона в целом не прошло периода индустриализации, который задает изменения на уровне социальной организации жизни, типа семьи, смыслов социального взаимодействия. Информационный поток, направленный СМИ, и особенно телевидением, на пропаганду принципов общества потребления, ценностей рекреации, а не труда, обрушился на общество, не утратившее полностью традиционные способы организации социума.

Вместе с тем, ситуация глубокого экономического кризиса, со всеми присущими ему характеристиками (безработицей, низким уровнем заработной платы, бедностью, низким уровнем здравоохранения и пр.), а также политической нестабильностью и близостью военных действий, требует высокой консолидированности всего общества и доверия со стороны молодежи к управленческим органам.

Здесь следует отметить, что восстановление экономического потенциала Северного Кавказа напрямую связано с усилением интеграции региона в общероссийское пространство. Между тем, достаточно очевидно, что в северокавказских республиках существует влиятельная прослойка элиты, заинтересованная в сохранении как можно большей свободы действий по отношению к федеральной власти.

Стремление элиты к «свободе» от «диктата» Федерального центра, коррелирующее со стремлением молодежи к «свободе» от потребностей общества, в комплексе дают рост прослойки молодых людей, испытывающих трудности с нахождением своего жизненного пути, что опять-таки коррелирует с наличием у республик Северного Кавказа сложных перспектив нахождения в общероссийском экономическом пространстве.

Неясность перспектив развития региона, расплывчатость видения будущего, - все эти недостатки политической сферы проецируются и на самосознание молодежи. Она слабо ориентирована на интересы как региона, так и страны в целом, в значительной степени и потому, что эти интересы до сих пор четко не сформулированы социально-политической элитой.

Между тем, требуется не просто публично заявлять цели государственного строительства, но и внедрять в общественное сознание населения, особенно его молодежного сегмента, правовые ценности и правовые модели поведения, т. к. именно право выступает механизмом государственного контроля, который должен быть интериоризирован на индивидуальном уровне и стать привычным (повседневным) механизмом мотивации.

Иными словами, государственное строительство - это не только учреждение определенного набора организационных структур (правительство, парламент, правоохранительные органы и пр.), но создание и воспроизводство определенных схем (установлений) поведения повседневной жизни людей. Наиболее эффективно функционируют институты при их соединении с организациями, которые юридически закрепляют сложившиеся неформально правила социального взаимодействия.

Период социализации сегодняшней молодежи характеризовался крайним ослаблением законопорядка в стране. Закономерно, что в этом процессе молодежь, благодаря своей маргинальной позиции между настоящим и будущим, четко уловила как негативную, так и «позитивную» стороны социальных перемен. «Позитив» заключался в создании этой ситуацией целого ряда шансов, позволяющих подрастающему поколению всячески ослаблять бремя социализации. «Обряд инициации», проходивший ранее под жестким контролем целого ряда государственных институтов (школа с ее полномочиями на вмешательство в семейную жизнь и даже производственную деятельность родителей; политические организации детей и молодежи; милиция и т. д.), на целом ряде этапов был отдан на откуп самой молодежи, а, точнее, социальным силам, заинтересованным в появлении в России поколения, неспособного к подчинению дисциплине модернового общества.

Вбрасывание в общественное сознание молодежи «принципа удовольствия» натолкнулось как в российском социуме в целом, так и в отдельных его сегментах на наличие целого комплекса проблем, нерешенность которых блокирует возможность его реализации в повседневной практике. Речь идет, как минимум, о преодолении проблемы бедности, безработицы и обеспечении безопасности жизни населению, что требует сильной государственной власти.

Кроме того, кризис институтов социализации, который может восприниматься ребенком как «свобода» от социальных обязанностей (прежде всего от обязанности хорошо учиться и трудиться), для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, оборачивается своей второй стороной - «необходимостью» самостоятельно, без всякой надежды на помощь общества, наращивать свой социальный капитал, чтобы в этом обществе выжить.

Говоря в общем, следует заметить, что молодежь все же готова подчиняться, но только той власти, которая гарантирует ей защиту; готова интериоризировать национальные интересы - но только те, которые позволяют ей реализовать свой потенциал.


Виталий Уланов, Инна Петрулевич  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru