19 октября, вторник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Абсурдная логика конфликта


Состояние разочарования, неосуществления значимых для человека, целых этносов и наций целей, напряжение и тревога перед будущим являются основными факторами конфликтных столкновений 6 февраля 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
В современном мире конфликт - в том числе и этнический - реализуется как реакция на абсурдность ситуации, создаваемой общественными процессами

В процессе социального взаимодействия отдельные индивиды, социальные группы, общности исходят из своего жизненного мира, жизненного опыта как наиболее твердого и устойчивого, а следовательно, и наиболее надежного эмпирического базиса социальной ориентации. Именно жизненный мир задает индивиду основные значения и очевидности, выстраивающиеся в непрерывную жизненную связь, в историческую горизонтность. Поэтому для исследования тонкостей и нюансов социального взаимодействия, особенно конфликтного, исходить надо прежде всего из жизненного мира субъектов этого взаимодействия. Именно здесь кроются истинные мотивы, цели тех или иных поступков и действий агентов конфликта.

Без учета национально-этнических притязаний уже невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы как внутри национально-государственных образований, так и в глобальных масштабах.

Среди причин конфликтов, как правило, выделяют невозможность (или подавление) удовлетворения базовых потребностей субъектов, неравенство возможностей, т. е. жизненных шансов различных субъектов, неодинаковый доступ к ресурсам развития. В состоянии стабильности, в период устойчивого развития общественной системы существуют определенная и относительно устойчивая структура интересов различных социальных групп, отдельных индивидов, а также институциональные формы выражения этих интересов как неких объективно заданных параметров, детерминированных социальным положением субъектов. Здесь конфликтов не бывает или, если они и возникают, то гасятся, иногда подавляются правовыми или насильственными способами, специально для этого созданными институтами власти.

В нестабильном состоянии общественной системы, в ее кризисный период, наблюдается диффузия интересов, обусловленная неустойчивостью социального положения субъектов. Здесь на первый план выступает не выражение интересов, а их полагание и декларирование, реляция, притязание на жизненные шансы, доступ к ресурсам. Отсутствие же или слабость правовой системы, призванной регулировать социальные отношения, обеспечивать институциональные формы удовлетворения потребностей и интересов, приводит к тому, что притязания субъектов сталкиваются, что и порождает многочисленные конфликты.

В современных условиях все мы стали свидетелями того, как высокий уровень национально-политизированных взаимодействий между субъектами социума все более явно начинает выступать на авансцену современного политического процесса. Нация становится главным персонажем не только этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом: без учета многочисленных национально-этнических притязаний уже невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы как внутри национально-государственных образований, так и в глобальных масштабах.

Явно наблюдающийся рост национального и этнического сознания, развитие национальных движений различного характера и оттенков, обострение межнациональных и межэтнических противоречий, вплоть до кровавых конфликтных столкновений, является неотъемлемой частью современной ситуации. Следует признать, что национально-этнические процессы, происходящие на постсоветском пространстве, отличаются неуправляемостью, непредсказуемостью. Отдельные фрагменты этих процессов порой являются переплетением рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, прорыва на первый план биологических мотивов в поведении и поступках их субъектов.

Здесь привычные для нас формально-логические связи и зависимости не работают, и не случайно при попытках анализа той или иной межнациональной или межэтнической конфликтной ситуации все чаще и чаще, хотя и не всегда осознанно, употребляется понятие нонсенса, абсурда. Нарастание чувства абсурдности бытия у современного человека, очевидно, связано с глубинными особенностями современной цивилизации, с ее негативными по отношению к человеку сторонами, которые достаточно убедительно раскрыты и продолжают раскрываться в творчестве многих философских школ и течений. Состояние разочарования, неосуществления значимых для человека, целых этносов и наций целей, напряжение и тревога перед будущим, а для многих и безысходность, т. е. то, что 3игмунд Фрейд называет фрустрацией, являются основными факторами конфликтных столкновений, в которых раскрывается ужасающая бесчеловечность.

Неравномерное протекание процесса модернизации, обусловленное неравенством стартовых возможностей в этом процессе, порождает в этнических и национальных сообществах многочисленные конфликты.

Конфликт выступает как реакция отдельных индивидов, групп, наций, государств на абсурдность ситуации, создаваемой современными общественными процессами. Прежде всего речь идет о многомерных изменениях общества в экономическом, технологическом, экологическом, демографическом, социальном и психологическом отношениях – так называемой социальной модернизации, приобретающей глобальный характер. Модернизация стимулировала раскрытие потенциала конфликтных отношений между неравномерно развитыми этническими и национальными группами. Многие нации и народности, населяющие социальное пространство в обществах переходного типа, под напором модернизации вынуждены переходить из традиционного общества в индустриальное.

Этот переход сопровождается ломкой жестких социально-культурных peгламентаций, переменой их социального статуса, изменением в отношениях между центром и периферийными этносами, расами и религиозными группами. Это означает замену всей традиционной системы отношений и нормативно-ценностной структуры сообщества. Это, в свою очередь, создает крупные проблемы в ориентации повседневного поведения, так как традиционная и современная культуры задают индивиду противоположные ориентации.

Неравномерное протекание процесса модернизации, обусловленное неравенством стартовых возможностей в этом процессе, порождает в этнических и национальных сообществах многочисленные конфликты между притязаниями этнических групп и между отдельными нациями и государством. В модернизирующихся национально-этнических группах происходит неравномерное формирование политического и правового сознания, а в наиболее политизированных национальных сообществах возникает неудовлетворенность государственным центром как гарантом правовой защиты. В условиях социальной дезинтеграции, распада традиционных структур и отношений между ними, национализм начинает выступать заменителем традиционных ценностей, утративших свое значение.

В национальных сообществах скапливаются элементы агрессивности по отношению к соседям и центральной власти. В этот период возрождаются архаические представления о том, что представитель чужой нации - явный источник опасности для жизни и дальнейшего развития. Ожидание от другого этноса враждебных действий несет в себе нравственную санкцию на собственное насилие над ним, что порождает эскалацию насилия, цепную реакцию кровавых столкновений, не имеющих под собой рациональной основы.

Как отмечают исследователи-аналитики межэтнических и межконфессиональных конфликтов, у каждой нации или каждого представителя определенной веры есть масса исторических фактов, преданий и воспоминаний, травмирующих их историческую память и способных поддержать атмосферу враждебности к представителям другой нации или религии. Большая часть таких болезненных воспоминаний берут начало в семейных традициях или в политической пропаганде и имеют солидную историческую почву. Но при всем том извержение насилия, резня, погромы были санкционированы авторитетными деятелями, стоящими во главе государства, этнических или религиозных групп, национальных движений.

Именно авторитетные лидеры национальных сообществ, религиозных групп способствуют своими словами и действиями возрождению подобного рода иррациональных, импульсиво-стихийных действий, исходящих из этнических архетипов, и эффективно эксплуатируют архаичный потенциал своих конфессиональных и этнических групп, прикрываясь национальной риторикой и фразеологией.

Этнизация сознания - это форма отчуждения личности, потеря человеком свободы. Националистическая идеология подавляет все индивидуальные, личностные особенности человека. Индивид отождествляется, растворятся в национальном или этническом сообществе, а национализм в своих программных установках всегда направлен на усиление этого отождествления.

В условиях социальной дезинтеграции, ухудшения экономической жизни, социально-психологического дискомфорта, чувствуя свою сопричастность к общей и безликой духовной силе, какой представлен ему национализм, человек полагает, что он обрел себя. Его эмпирическая незначительность как индивида, социального «атома», песчинки в огромном мире восполняется причастностью к «общей» судьбе нации, национальной группы под давлением националистической идеологии.

Судьба нации превращается для него в высшую моральную и политическую программу, реализация которой мыслится только за счет интересов других наций и этносов. И если дело дошло до насильственного конфликта при решении такого рода задач, то разумная аргументация, основанная на логике, моральных критериях, становится невозможной.

В националистической идеологии конечными аргументами в общественно-политических дискуссиях или конфликтные столкновениях становятся те, которые направлены на обоснование и укрепление приоритета национальных интересов. «Национальная» аргументация является единственным высшим критерием оценки происходящих событии, а те критерии, которые не соответствуют укреплению национальных интересов, попросту отбрасываются.

Особенно это обстоятельство заметно в межэтнических конфликтах. Подобные конфликты являются таким типом социального взаимодействия, непременным условием которого представлена совокупность субъективных суждений оппонентов о себе (своих мотивах, целях, ценностях и т. п.), о противнике (его мотивах и целях), о социальной среде, в которой происходит конфликт. Именно эти образы, а не сама реальность являются непосредственными детерминантами конфликтного поведения участников.

История показывает, что во всех конфликтах как только начинаются перестрелки, контроль за событиями переходит из рук рационально мыслящих политиков в руки экстремистов. Логика войны и всеобщий хаос дают шанс военным лидерам и радикальным политикам действовать автономнее, самостоятельнее и более безнаказанно, чем в мирной обстановке.


Маркин А. В.  
Комментарии:
vladimir (14 февраля 2012, 23:46)
Ни у одного развитого народа нет никаких шансов избежать нацистского режима, если мы не предупредим болезнь действенным лекарством, если эгоизм, интегрально замыкающийся в себе, не получит исправления.
Чем притягателен нацизм и особенно фашизм? "Фашио" (fascio) по-итальянски означает связку, объединение. Это ответ на тягу народа быть единым целым. И потому он грозит именно развитым народам, у которых растет эго, которые начинают ощущать, что им надо объединиться, поскольку это заложено в программе природы.
Но действуют они силами эгоизма: люди отказываются от личных обретений и становятся единой нацией. Они хотят быть совершенно равны, если пока что не в сфере собственности, то в сфере всеобщего единения. И у деревенского жителя, и у премьер-министра одинаковая национальная гордость, которую они возвышают над другими народами.
Это и есть своего рода "народное единство", которого требует наше развитие, отклик на веление времени, не включающий исправление эгоизма. Говоря иначе, фашизм – это ответ на зов природы к объединению. Сам зов понятен, он ощущается своевременным и правильным, и чтобы укрепиться, люди начинают с пренебрежением смотреть на другие народы, которые в их глазах далеки от этого, не понимают и не чувствую этого, не готовы к этому.
Отсюда берутся все диктаторы, объединяющие народ, все нацисты и фашисты. По сути, они отвечают на некий вопрос. И потому опасность эта по-прежнему нависает над нами. Человечество еще не миновало ее, а события 20-го века были лишь маленькой "иллюстрацией" того, что может случиться. Фашизм и нацизм еще перед нами.
vladimir (14 февраля 2012, 23:43)
В современном глобально взаимосвязанном, взаимозависимом мире нет места для национальной идеи нормальному государству. Национальная идея противопоставляет государства друг другу.
В наше время мы вышли на уровень глобального развития человечества, его объединения в одно целое, и любое отделение противоположно природному развитию человечества, а потому обречено на неудачу. Глобализация, эмиграция показывает, что все сегодня люди могут прожить без государства, становятся гражданами мира.
Критически важные для сохранения людей как вида и его процветания проблемы - экономические, экологические, энергетические - могут решаться только в масштабах всего человечества.

Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru