18 июня, вторник | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Аналитика | Интервью | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Сильное обычное право
В начале XXI века на фоне слабости официального ислама в республике возросло число сторонников ваххабизма, что, как это понятно, рано или поздно должно было о себе дать 1 сентября 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Издревле укоренившееся среди адыгов обычное право не позволило им подвергнуться исламизации, как это произошло с другими северокавказскими народами

Около половины населения Кабардино-Балкарской Республики исповедует ислам. При этом древнейшей формой религии у кабардинцев, которых, следует отметить, в современной республике проживает гораздо больше, нежели балкарцев, было язычество с его непременными атрибутами - многобожием, почитанием «священных мест», культом природных стихий, верой в загробную жизнь, культом предков и домашнего очага.

В первой половине XIX века балкарцы уже были полностью исламизированы. Но об ортодоксальности их верований тоже не приходится говорить, так как и у них новая религия наслоилась на пережитки язычества и христианства.

Предки кабардинцев поклонялись многочисленным божествам, совершали в их честь различные обряды, в святилищах. Как и у других народов, исповедовавших языческую религию, у кабардинцев можно выделить три основных слоя божеств: общенациональные, региональные и племенные, семейные.

Общенациональными божествами у адыгов были великий бог Тхашхо (ТхьэшхуЗ) - демиург, создатель Вселенной, бог неба Уашхо (Уащхъуэ), бог души Псатха (ПсэтхьЗ), бог плодородия Тхагаледж (Тхьэгьэлэдя) бог огня и патрон кузнецов Тлепш (Лъэлщ), бог леса и покровитель охотников Мазитха (МэзытхьЗ), покровитель наездников Зекотха (Зэк1уэгхьэ), покровитель овец Амыш (Амыщ) и другие.

Особое место в пантеоне адыгских божеств отводилось богу молнии и грома - Шибла (ЩыблЗ). Почитание этого бога и страх перед ним предки сегодняшних кабардинцев выразили в словах: «Если бог Шибла рассердится, то вряд ли Тхашхо найдет себе место, куда бы укрыться». Обряд почитания этого бога сопровождался танцем в его честь, а человек или животное, пораженные молнией, признавались священными. Их трупы не подвергались захоронению, но в особых гробах вывешивались на деревьях, под которыми люди веселились и праздновали тризну в течение трех дней.

В свою очередь предки балкарцев исповедовали религию, сходную в общих чертах с язычеством древних адыгов. Верховное божество называлось Тейри, а все вышеперечисленные адыгские божества имели балкарских аналогов, которые выполняли те же функции и даже обликом не различались. Приведем некоторые соответствия: Тлепш - Тейри, Амыш - Аймуш, Тхагаледж - Даулет и Эрирей.

Длительное совместное проживание оставило глубокий след в культуре балкарцев и кабардинцев, не обойдя стороной и религиозную составляющую. С древнейших времен у адыгов и тюрок начало складываться обычное право - адыгэ хабзэ или адат, которое регулировало взаимоотношения между людьми. До сих пор обычное право горцев оказывает большее влияние на их поведение, чем религиозные и правовые предписания более позднего неавтохтонного происхождения. Несмотря на попытки некоторых современных авторов возвести религию древнейших тюрок в статус монотеистической религии - тенгрианства, оснований для столь широких выводов нет, а язычество с известными отличиями у разных народов Кавказа все же было в основе своей общекавказским феноменом.

Начиная с IV века из городов Таманского и Крымского полуостровов к адыгам стали проникать христианские проповедники. Христианская Грузия также прилагала немалые усилия по распространению православия среди северокавказских горцев. Но главная заслуга в распространении христианства в адыгской среде принадлежит, бесспорно, Византии. На рубеже VII и VIII веков центром одной из христианских епархий Константинопольского патриархата стал город Никопсия, находившийся на территории расселения прибрежных адыгов - зихии. Лишь два века спустя появились первые обращенные адыги. Однако христианская проповедь имела небольшой успех у приморских адыгов-зихов, и весьма эффективно распространялась в среде закубанских адыгов-касогов.

Дополнительным импульсом, обеспечившим распространение православного христианства среди адыгов, стала Тмутараканская Русь. Тем не менее, далеко не все адыги исповедовали христианскую религию, несмотря на широкое проникновение ее в их ареал проживания; христианство у них в значительной степени сочеталось со старыми, языческими представлениями.

Упадок православия пришелся на XIII-XV века, что можно объяснить резким сокращением контактов с христианскими странами - Грузией, Русью и Византией.

Справедливости ради необходимо отметить, что католики тоже пытались распространить свою проповедь среди адыгов. В 1320 году Папа Иоанн XXII утвердил в Каффе (ныне - Феодосия) епископскую кафедру, что стало началом распространения католицизма среди народов Северного Кавказа. С 1439 года в городе Матреге (ныне - станица Таманская Краснодарского края) проживал католический архиепископ, которому подчинялись две епископские кафедры. Однако захват Османской империей генуэзских владений в Крыму в 1475 году обрек попытку распространения католицизма на Кавказе на полную неудачу.

Следы христианства, между тем, продолжали бытовать у горцев Кабардино-Балкарии. Вплоть до середины XIX века в Кабарде и Балкарии можно было обнаружить евангелия, а до конца XIX века перед домом и другими хозяйственными постройками ставили крестообразное изображение (пып-хэ, бодуркъУ), которое делало их, по народным представлениям, неприкосновенными.

Название отдельных дней недели у кабардинцев и балкарцев также свидетельствуют об остатках христианства. Особое уважение оказывалось христианскому св. Георгию, именем которого балкарцы называли вторник (балк. геуургв кюф). А именем Девы Марии назван не только день недели - пятница (каб. л/эрей), но и многие места, почитавшиеся священными. Летом деве Марии посвящали особый праздник, а пятница считалась у кабардинцев и балкарцев нерабочим днем.

Упадок христианства облегчил проникновение в среду адыгов ислама. На территорию Кабардино-Балкарии он проник уже к XIV веку. Об этом свидетельствуют руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети ХIII-ХIV веков с остатками минарета и погребальным склепом под полом, значительные размеры которой позволяют считать ее соборной. Интенсивное проникновение ислама связано с усилением крымского влияния в регионе. Крымские ханы Девлет-Гирей и Хаз-Гирей распространяли магометанскую веру «огнем и мечом». В XVIII веке ислам стал господствующей религией кабардинцев.

В связи с тем, что в адыгской среде регулирование многих общественных отношений осуществлялось на основе обычного права - адыгэ хабзэ, исламу не было позволено вторгаться в те сферы жизни и быта, которые традиционно и довольно успешно им регулировались. Поэтому-то народы адыго-черкесской группы так и не стали ортодоксальными мусульманами, как это имело место в других регионах Северного Кавказа.

Проникновение ислама в Балкарию произошло гораздо позже - во второй половине XVIII века. А в первой половине XIX века балкарцы уже были полностью исламизированы. Но об ортодоксальности их верований тоже не приходится говорить, так как и у них новая религия наслоилась на пережитки язычества и христианства.

Фундаменталисты действуют не только чисто исламскими средствами, но используют и идеологию пантюркизма - в ее специфическом обличий тюрко-исламского синтеза.

Кроме того, проповедники ислама в Кабарде и Балкарии следовали положениям ханафитского мазхаба, который в качестве одного из источников права использует урф - местный обычай. В рамках этого мазхаба местным обычаям придавалась более значительная весомость там, где исламом не предписывалось никаких обязательных правил, а потому, благодаря практическому применению этого принципа, различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри исламского мира вошли в правовые системы различных стран, и, как сетует один из современных последователей фундаменталистского ислама Абу Амина Биляль Филипс, стали ошибочно считаться Исламскими. Многие требования кабардинского адыгэ хабзэи и балкарского адег (ада-ты) оказались интегрированными в состав шариатских предписаний.

XIX век вошел в историю народов Северного Кавказа под знаком Кавказской войны, в которой народы Кабарды и Балкарии в основном участвовали на российской стороне. Установление российской государственности не принесло сколь-либо заметных изменений в повседневный образ жизни северокавказских мусульман. Были сохранены адатные суды, традиционная система образования (мектебы и медресе). Более того, царское правительство полагало, что, поддерживая традиционную для горцев религию, оно обеспечит себе стабильность. Так, если в 1912 году в Кабарде и Балкарии было 66 школ-медресе, в которых обучался 151 человек, а спустя два года количество медресе увеличилось до 97, а контингент учащихся в них возрос до 1500 человек.

Положение мусульман Кабардино-Балкарии изменилось в годы Советской власти. Большевики не скрывали, что ислам, как и любая другая религиозная система - «опиум для народа», а потому, несмотря на объявленную в стране свободу совести, повсеместно начались гонения на религиозных деятелей и простых мусульман, многие из которых угодили под каток репрессий. Еще больший урон нанесла высылка балкарцев с мест своего проживания на Урал и в Среднюю Азию в 1944 году. Этот тяжелый опыт заставил многих балкарцев повернуться к исламу в поисках утешения.

«Перестройка» и первое десятилетие после развала Советского Союза ознаменовались для Кабардино-Балкарии своеобразным мусульманским ренессансом. В декабре 1989 года в результате раскола ДУМ Северного Кавказа было создано Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарской республики. Масштабные же преобразования в религиозной сфере в Кабардино-Балкарии начались с 1991 году, когда в Нальчике открылась первая официальная школа-медресе, переименованная в 1993 году в Исламский институт.

Большую поддержку возрождению и развитию ислама в КБР оказали арабские страны. Около сотни студентов из Кабардино-Балкарии получили возможность получить образование в исламских центрах Саудовской Аравии, Египта, Сирии, Иордании. Некоторые студенты обучаются в Турции и Пакистане.

Определенную поддержку мусульманским общинам республики оказали «благотворительные» арабские организации, такие как Международная организация «ал-Игасса» (Саудовская Аравия), Всемирная ассамблея исламской молодежи «ан-Надва» и др. При содействии саудовского правительства в Нальчике был создан Центр исламской молодежи и отделение известной своим радикализмом Международной организации по спасению ислама «Да'уат». На деле все эти организации не столько преследовали цель возрождения ислама, сколько пытались создать в республике непримиримое к российской действительности экстремистское подполье, готовое выполнять требования зарубежных заказчиков.

В начале XXI века на фоне слабости официального ислама в республике возросло число сторонников ваххабизма, что, как это понятно, рано или поздно должно было о себе дать. Примечательно, что ваххабиты располагают существенными материальными ресурсами, а официальная религия живет на пожертвования прихожан и таких средств не имеет.

«Вершиной», если можно так выразиться, деятельности исламистов в Кабардино-Балкарии стало нападение на столицу республики Нальчик 13 октября 2005 года. Ответственность за это террористическую акцию взяла на себя группировка «Кавказский фронт», базировавшаяся, между прочим, в Чечне. Впрочем, руководство нападавшими осуществлял лидер ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии Анзор Астемиров.

Следует отметить, фундаменталистская проповедь находит больший отклик в балкарской среде, нежели в кабардинской. Дело в том, что фундаменталисты действуют не только чисто исламскими средствами, но используют и идеологию пантюркизма - в ее специфическом обличий тюрко-исламского синтеза.


С. Е. Бережной  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Buy cryptocurrency instantly and profitably В· Suex Exchange Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru