30 сентября, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Сейчас, в судьбоносные для нашего народа дни, внимание многих, вдруг пробудившихся от повседневной дрёмы, людей приковано к смерти. С обеих сторон ведут подсчёт убитых: сочувствующие Украине заявляют о 4000 тысячах убитых русских воинах, Министерство Обор Приказа умирать не было
Солдат и смерть
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Мы не сможем выиграть у Запада, играя по его правилам. Почему МВФ управляет нашим ЦБ, почему там Набиулина до сих пор, а не Глазьев или Геращенко? Сейчас наши предприятия готовы расширять производство, набирать новых рабочих, им как воздух нужен кредит, н Хватит мямлить! Вырабатывайте командный голос!*
Полумерами отделаемся
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
На Украине принято иронизировать, когда происходящее в этой стране сравниваешь с событиями Великой Отечественной войны, а действия украинских «патриотов» с действиями немецких нацистов. При этом они, не стесняясь, используют нацистскую эстетику, символику Трибунал за геноцид: как открыть миру глаза на происходящее в Донбассе
Накануне прозрения
Война в Донбассе намного серьёзнее, масштабнее, кровопролитнее, кровожаднее. Если, в Абхазии, допустим, какие-то запрещённые вещи применялись – игольчатые или нервно-паралитического действия, лишь бы человека обездвижить, то здесь применялся фосфор. Я уже Боец «Пятнашки»: «В Абхазии и Донбассе – один и тот же сценарий, только разные масштабы»
Добить врага
21 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялась Международная конференция «Доказательства массовых военных преступлений вооруженных сил и нацподразделений Украины». Мероприятие прошло по инициативе российских и зарубежных правозащитников. На конфе Военные преступления Киева: грядёт трибунал
Трибунал для Киева
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Проблема свободы слова является актуальной многие годы, и в наше время ничего не изменилось. Достижение Российской Федерацией своих национальных интересов дает нам возможность взглянуть на эту проблему под другим углом в режиме реального времени. Данную п Свобода слова теперь в прошлом
Где демократия?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Северный Кавказ: недоразвитая система


На Северном Кавказе невозможно эффективно использовать западные либеральные институты для организации гражданского общества и эффективной системы зашиты прав личности 6 июля 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Недостаточная теоретическая разработанность вопроса о наиболее оптимальной идеологии для правящих этнических кругов не позволяет создать на Северном Кавказе систему реагирования на актуальные вызовы

Северный Кавказ продолжает оставаться зоной межэтнической напряженности и конфликтов. Неконтролируемая миграция, криминализация общества и распространение оружия - вот далеко неполный перечень современных проблем, с которыми приходится сталкиваться этническим элитам в северокавказских республиках. Помимо общероссийских трудностей экономического и социального характера, преломляющихся на Северном Кавказе с учетом местной специфики и культурного своеобразия, помимо продолжающихся «тлеющих» этнополитических конфликтов, большое отрицательное воздействие на перспективы выхода северокавказского региона из затяжного кризиса оказывает отсутствие сколько-нибудь четких взглядов у правящих кругов.

Часто неудачи в проведении либеральных реформ в субъектах Кавказского региона объясняются недостаточным учетом местной специфики и своеобразия.

Точнее сказать, эти взгляды, в том виде, в котором они проявляются в управлении отдельными регионами, а также во взаимодействии с федеральными органами власти, представляют собой довольно беспорядочные «метания» из стороны в сторону - от провозглашаемых либеральных взглядов до создания откровенно авторитарных режимов, от заявляемого равенства всех граждан, вне зависимости от национальной принадлежности, до планомерной политики, пусть даже вслух и не заявляемой, выдавливания русскоязычного населения, от стремления полностью механически перенять западные институты и традиции (главным образом на формально-поверхностном уровне) до возникновения традиционно-ориентированных социальных структур.

Подобный «разброд» в умах властей приводит к точно такой же неопределенности у населения Северного Кавказа, которое фактически разделено на множество групп, отстаивающих свои взаимоисключающие цели - «модернизация» по западному образцу и возвращение к традиционным ценностям ислама. Расколотость общества, отсутствие четкого ответа на вопрос «какими должны быть социальные изменения?», «туманность» взглядов этнических элит - тех, у кого эти взгляды «по определению» должны быть четкими и последовательными, - порождает идеологию сиюминутного прагматизма и цинизма у все большей части социальных слоев общества, что продолжает разрушать и без того хрупкую стабильность на Северном Кавказе.

При этом необходимо учитывать главную задачу развития любой системы, в т. ч. и общественной, которая заключается в поиске оптимума изменчивости и устойчивости. Считается, если система не способна изменяться, осуществлять необходимую перестройку, она может разрушиться от «вызова» извне. Если же склонность к изменениям слишком велика, она может «расшатать» систему изнутри и разрушить ее.

Применительно к Северному Кавказу это означает, что постконфликтное развитие общества предполагает не просто отсутствие прямых вооруженных столкновений между противоборствующими сторонами и не конфликт в «подавленном» состоянии, а разрешение и изменение тех противоречий, которые лежат в основе этнополитических столкновений. Поэтому актуальность поиска системы концептуальных идей, которая смогла бы обеспечить необходимое изменение сложившейся ситуации, достаточно велика.

Однако недостаточная теоретическая разработанность вопроса о наиболее оптимальной идеологии для правящих этнических кругов в современных условиях не позволяет создать реально действующие практические рекомендации относительно того, какая система взглядов будет в наибольшей степени соответствовать современным вызовам на Северном Кавказе и окажется наиболее эффективной. Возникает необходимость включения в общественную систему собственного механизма саморегуляции, способного противостоять разрушающим социальным тенденциям.

Часто неудачи в проведении либеральных реформ в субъектах Кавказского региона объясняются недостаточным учетом местной специфики и своеобразия. Другой крайностью являются призывы со стороны некоторых радикально настроенных представителей этнических элит вернуться к традиционализму в чистом виде. Наблюдается политическая поляризация, в которой заметную роль играет отсутствие единых взглядов у правящих кругов. Поэтому актуальность поиска единой идеологии достаточно велика.

Таким образом, исследуемая задача состоит в том, чтобы сформулировать концепцию, которая смогла бы послужить «золотой» серединой политической действительности, т. е. необходимо попытаться установить оптимальное сочетание либеральных ценностей и обращения субъектов власти к авторитету прошлого, учитывая критическое переосмысление опыта, а также отбор не потерявших свое значение политических норм и традиций, ценностей и моделей поведения.

В этом отношении несомненный интерес представляет собой политический консерватизм, воспроизводящий традиции порядка и стабильности как политических регулятивов для обеспечения исторически сложившейся общественной системы и являющийся необходимым условием постепенной ее трансформации на более качественный уровень.

Для преодоления отрицательных тенденций правящая северокавказская элита должна быть заинтересована в стабильном обществе и его поступательном развитии, в осуществлении сопротивления внешним раздражителям.

В течение всего периода своего существования российский политический консерватизм стремился противопоставить себя любым крайним формам экстремизма, выступая за сохранения в государственном плане единой и неделимой России, а в духовном - за сохранение религиозной константы (часто православной). Консерваторы в России пытаются найти компромисс с происходящими в стране переменами и, стараясь сохранить сущностные основы традиционной системы отношений, одновременно стремятся разработать программы конкретных действий и системы практических мер, а также предложить целостную политическую модель общественного переустройства России, которая позволит осуществить плавный переход к новым социально-экономическим отношениям без революций и потрясений.

В условиях быстро меняющегося мира они стремятся обосновать преимущества российских традиций. В этом, несомненно, положительная роль консерватизма. Однако на практике проведение реформ и преобразований зависит, главным образом, от политических предпочтений, установок и норм поведения местных управляющих элит. Особенно такая ситуация характерна для Северного Кавказа, в котором традиционно этнические элиты играют особую роль.

Анализируя мировоззренческие установки правящих кругов в северокавказских республиках, необходимо заметить, что в этом регионе царствует диспозиция почвенническо-консервативных и либеральных ценностей. С другой стороны, территориальная локализация этносов на Северном Кавказе, преимущественно аграрный сектор занятости в экономической сфере, сохранение элементов традиционно-общинного способа организации жизни, механизмов этносоциального протежирования у этнических элит (большая поддержка и льготирование «своих» в предоставлении ресурсов, способствующих продвижению на более высокие социально-политические позиции) приводит к тому, что консервативные взгляды у определенной части руководителей национальных субъектов Северного Кавказа преломляются в виде традиционализма или традиционного консерватизма (прежде всего, это ориентация на традиционные ценности, национальное обособление и восстановление (реанимация) традиций предшествующих эпох).

Под традиционным консерватизмом на Северном Кавказе понимается прежде всего традиционный ислам. Его сторонники противодействуют каким-либо значительным переменам как в религиозной жизни, так и в общественной жизни и выступают за сохранение исламских ценностей в том виде, в котором они сложились в северокавказском регионе. Учитывая эти тенденции, можно прийти к выводу, что на Северном Кавказе невозможно эффективно использовать западные либеральные институты для организации гражданского общества и эффективной системы зашиты прав личности. Поэтому в большинстве федеральных субъектов попытка модернизации общества по западному образцу приводит к противоположному результату - архаизация, возрождение традиционных форм самоорганизации и права.

Тем не менее, представляется некорректным ставить знак равенства между кавказским традиционализмом и консерватизмом в его российском варианте. Наиболее существенным отличием является характер обращения к ценностям прошлого - в то время, как традиционалисты живут в относительно замкнутом мире и развитие происходит как бы по кругу, опираясь на религиозные ценности, на авторитет старейшин, на землячество и кровно-родственные связи, российский консерватизм предполагает социальные изменения и развитие в рамках, однако, определенных «вечных» основ.

Еще одной особенностью является двойственный характер кавказского традиционализма - если для основной массы российских регионов (прежде всего краев и областей) это «движение назад», то для этнических элит такие традиционные политические проявления как ваххабизм являются очередной попыткой приспособиться к влиянию глобальных ценностей и осуществить модернизацию, если не по «западному» варианту, то «по восточному».

Разочаровавшись в скомпроментированных ценностях советского строя и понимая, что на практике заимствование либеральных институтов часто приводит совсем не к тому результату, которого ожидали, приводит к выбору этническими элитами традиционного консерватизма.

Следует отметить, что сложный и неоднородный характер идейных ориентиров у этнических элит влияет на разнонаправленность развития соответствующих этносов. Поэтому современный социум расколот по ценностным основаниям на несколько слабо взаимодействующих частей, что приводит к особой ожесточенности этнополитических конфликтов, когда стороны отстаивают свои интересы и ценностные ориентиры, разговаривая практически на «волнах разной длины». В результате они не столько не в состоянии договориться между собой, сколько просто услышать друг друга и понять.

Для преодоления отрицательных тенденций правящая северокавказская элита должна быть заинтересована в стабильном обществе и его поступательном развитии, в осуществлении сопротивления внешним раздражителям региона в виде идей, чуждых для устойчиво стабильного политического консерватизма, она должна преодолеть усилившееся за последнее время пренебрежительное отношение к ценностям российской культуры, к русским обычаям и языку. Только такая элита сможет добиться гражданского согласия среди различных политических сил в регионе. В противном случае нельзя исключить новые этнополитические потрясения.


Максим Барбашин  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru