14 июня, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Против «притворного патриотизма»


«Евразийцы» обосновали геополитическую незападную идентичность России, предложив позитивный идеал - «самостояние» России в мире, для чего нужна наивысшая концентрация власти и собственности в руках меритократической элиты 7 октября 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Концепция самобытного общественного развития России должна основываться на цивилизационном «ядре ценностей» нашего общества и учитывать позитивные исторические традиции

Современный мир пребывает в полосе системных преобразований, коренным образом меняющих облик человечества. Глобальное господство Запада в экономике, политике и информационном пространстве, «ренессанс» этнического и религиозного измерений общественной жизни, конфликт между глобализацией и регионализмом, - все эти явления меняют бытие и сознание. Политическое время и пространство «сжимаются» с нарастающей скоростью, что усиливает элементы турбулентности в противоречивых процессах общественного развития.

Общество понимается как сфера приложения воли Божьей в несовершенном мире, а не как самодостаточное воплощение человеческих желаний - групповые, а тем более социальные интересы первичны по отношению к индивидуальным.

Распад СССР и последовавшее создание «однополярной» системы межгосударственных отношений доказали беспомощность надежд на «общечеловеческие ценности». Жизнь подтвердила крах проектов стремительного прогресса России в рамках глобальной цивилизации. Доктрины «конца истории» (Фрэнсис Фукуяма) и «конфликта цивилизаций» (Самюэль Хантингтон) подтвердили эгоистичность Запада, позже воплощенную в экспансии НАТО на постсоветское пространство.

К середине 1990-х годов упрощенно-рационалистические подходы к политическому анализу в российском научном сообществе были изжиты. Стала общепризнанной точка зрения на идеологию как объективно необходимый компонент политического сознания любого общества и продуктивную форму выработки стратегических решений. Одновременно началась - и продолжается по сей день - дискуссия о возможности создания интегративной идеологии России, о соотношении традиций и инноваций в условиях модернизации страны - модернизации второй половины 90-х годов и нынешней.

В то время вырисовались три системообразующих направления, решающих данные вопросы в зависимости от своих методологических и политических принципов. Первое из них - либеральное. Его представители проводили и проводят рецепцию западных традиций либерализма и предлагают надеяться на ценностно нейтральную самоорганизацию российского общества. Сторонники второго направления предлагали модернизировать принципы и ценности социализма. Сейчас это направление практически сошло на нет. Третье направление - консервативное. Принципы и предлагаемые проекты развития консервативного свойства были и остаются разноречивы: от этнонационалистических до «евразийских», от радикального антимарксизма до социал-консерватизма.

Попытаемся обосновать выбор консерватизма как идеологии самобытного пути России в современных условиях. На наш взгляд, существующие обоснования пути России в ХХI веке можно классифицировать по двум «осям» координат, взаимосвязанных между собой. Первая из них выделена по признаку поддержки либо осуждения социального равенства. Она имеет крайние значения - идеологические направления коммунизма и либерализма. Вторая «ось» выделена по линии приоритета национального государства или глобального сообщества, что свойственно для ориентаций патриотизма и космополитизма.

Российский консерватизм, зародившийся во времена «просвещенного абсолютизма» как довольно поверхностное подражание европейским политическим учениям (Жозеф де Местр, Эдмунд Берк, поздний Жозеф Сийес), обрел к рубежу «Великого перелома» конца 1920-х годов черты концептуальной завершенности и своеобразия. Консерватизм «по-русски» создавался на основе православной социальной доктрины. Его исходные принципы таковы: общество понимается как сфера приложения воли Божьей в греховном несовершенном мире, а не как самодостаточное воплощение человеческих желаний - групповые, а тем более социальные интересы первичны по отношению к индивидуальным.

Государство в данной ценностной системе есть универсальная организация, способная обеспечить эффективное развитие общества и поддерживающая благотворную традицию. Новшества, тем более целенаправленные осознанные реформы, воспринимаются как нежелательное явление. Реформы допустимы только в русле цивилизационных ценностей страны.

Парадигма русского консерватизма нашла наиболее зрелое и аргументированное выражение в творчестве первого поколения мыслителей эмиграции - Ивана Ильина, «евразийцев», «сменовеховцев». Какие же принципы, ценности, способы аргументации могут быть с пользой восприняты современными консерваторами у своих предшественников?

Ильин, «сменовеховцы», «евразийцы» сходились в признании первоочередности воссоздания сильного государства. Они впервые в немарксистской политической мысли выдвинули задачу постсоветского национального примирения. Самоизживание коммунизма, по мнению Николая Устрялова, должно было идти «изнутри», под неотвратимым давлением нужд повседневной жизни России. Поэтому диктаторский режим 1930-х годов оценивался отнюдь не как каприз истории, а как закономерность «догоняющей» модернизации.

Ценность выводов мыслителей зарубежья именно в том, что они на ощупь начали преодолевать роковой круг спора между марксизмом и либерализмом. Общеизвестна критика «беспочвенности» и антигосударственности российской интеллигенции в «Смене вех». Но исследователи умалчивают о позитивном императиве: спасение интеллигенции - в том, чтобы творчески обосновать православную цивилизационную традицию и обеспечить ее жизнеспособность. В долгосрочной перспективе «сменовеховство» и «евразийство» оправдали себя как первая попытка отринуть меркантилизм монархического реставраторства, соблазн ускоренной вестернизации, марксистское уравнительство. Это была попытка сформировать интегративную идеологию самобытного развития России.

«Сменовеховцы» дерзнули предложить синтез внешне несовместимых ценностей ради более высоких целей - сохранения и упрочения идентичности цивилизаций. Ильин доказал непротиворечивость сочетания эффективного государства и легитимного правопорядка с отстаиванием национальных интересов на мировой арене. Применив метод сценарного прогнозирования, Ильин обосновал главную опасность посткоммунистического политического кризиса - распад России на враждующие этнократии. «Евразийцы» обосновали геополитическую незападную идентичность России. Они предложили позитивный идеал - «самостояние» России в мире, для чего нужна наивысшая концентрация власти и собственности в руках меритократической элиты.

Важнейшими факторами развития массового создания остаются нестабильность общественной системы, резкое социальное расслоение, слабость властных воздействий. В итоге растет разочарование граждан в политической системе.

«Россиецентричная» парадигма анализа нашей цивилизации, восходящая корнями к Николаю Данилевскому и Константину Леонтьеву, позволяет выявить своеобразную «матрицу» базовых политических ценностей: соборности, гармонического единства духовной и светской власти, морализма права, «добролюбия». Этот круг идей - не произвольное построение публицистов, а следствие природных и экономических условий бытия Северной Евразии. В основе политической структуры у нас не гражданское общество, как в Европе и Северной Америке, а «государство правды». Оно контролирует основные потоки власти и собственности, является (при конкретно-исторических ограничениях и исключениях из правил) надэтническим. Созидательный и умиротворяющий смысл имперства в России XV-XX веков - проявление положительной комплиментарности между «матрицами» ценностей России и традиционного Востока.

Закономерны возражения в русле доктрин глобализации и модернизации, часто истолковываемых упрощенно-пропагандистски. Но один из наиболее эрудированных творцов идей модернизации Шмуэль Эйзенштадт предостерегает: разрушение национальной общественной системы само по себе не ведет к жизнеспособности новой «общемировой». Напротив, часто разрыв многовековых социальных отношений рождает хаос. Западная по происхождению система ценностей, будучи внедряема принудительно, вступает в конфликт с «цивилизационным ядром» общества-реципиента и поэтому отторгается.

Более того, в 1980-х годах апологеты перехода от традиционных обществ к модерным признали эффективность синтеза национальных и общемировых ценностей в «переходных» обществах на основе самобытных механизмов регуляции. Отсюда - возможность успешной «модернизации в обход modernity», т. е. самобытной незападной основе. Глобализация может быть осмыслена как императив совершенствования российского общества, а не его цивилизационного коллапса и поглощения «совокупным Западом». Разумеется, здесь мы переходим из сферы объективированного исследования в область политического и нравственного целеполагания.

Современное кризисное состояние российского общества значительно деформирует исходные цивилизационные традиции, складывавшиеся на протяжении истории. Социальная аномия, присущая для межсистемных политических ситуаций, породила ярко выраженную «рыхлость» и амбивалентность бытующих ценностей и ориентаций деятельности. Важнейшими факторами развития массового создания остаются нестабильность общественной системы, резкое социальное расслоение, слабость и противоречивость властных воздействий. В итоге растет разочарование граждан во всей политической системе.

Базовые демократические ценности признаны значительной частью населения, но не воспринимаются в качестве эффективного способа улучшить жизнь общества. Сложилась знакомая по теории социокультурного раскола (Александр Ахиезер) обстановка затяжного кризиса, когда «маятник» инверсии не может надолго остановиться в зоне устойчивого равновесия. Именно эти обстоятельства делают эффективными технологии популизма, порождают широко распространенные надежды элит на «притворный патриотизм» как средство легитимации власти.

Концепция самобытного общественного развития России должна основываться на цивилизационном «ядре ценностей» нашего общества, учитывать позитивные исторические традиции и смягчать воздействие на социум негативных традиций - нетерпимости, конфликтности, сепаратизма, бюрократизма и других. России нужен союз традиционализма и разумного, созидательного обновления в интересах большинства граждан.

Среди предлагаемых ориентаций консервативного свойства можно выделить такие системообразующие компоненты, как смешанная модель «социальной рыночной экономики», экологизм, приоритет развития наукоемких и работающих на безопасность страны секторов хозяйства, протекционизм, согласование социальных и этнических интересов, поддержку элементов самоорганизации общества, соблюдение законности, уважение к религии.


Андрей Баранов  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru