Для продвижения своих идей антирусское крыло крымско-татарского движения искажает историческое наследие некоторых крымско-татарских интеллектуалов
В конце XIX – начале XX века имя Исмаила Гаспринского (по крымско-татарски Исмаил Мустафа оглы Гаспыралы) было известно во всем тюркском мире – от Крыма до Ирана и Средней Азии. Просветитель, издатель тюркской газеты «Терджиман» («Переводчик»), писатель, педагог и политик в одном лице, Гаспринский всю свою жизнь посвятил служению не только своему народу, но и мусульманскому населению России. Известность ему принесли его новаторские идеи в области педагогики (т. н. джадидизм), при этом, к сожалению, очень часто упускаются из виду его геополитические идеи, изложенные в статьях «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения» и «Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания».
Органичное наложение двух образов – христианско-мусульманской России и мусульманско-христианской Турции давали в итоге полнокровный геополитический макет славяно-тюркского господства.
Анализируя положение тюркских народов Российской империи, прозорливый мыслитель видел их силу только в единении с русским народом и их общей исторической судьбе. Главные тезисы его геополитических работ заключались в следующем:
- Россия – это христианско-исламская держава и именно как христианско-исламская она получит решительное право голоса при развязывании политических проблем в православной Европе и магометанской Азии;
- европоцентричная политика Санкт-Петербурга не позволяет России реализовывать весь свой потенциал;
- русский народ по складу своего характера, традициям и свойственному глубинному миролюбию к иноверцам гораздо ближе к Востоку, чем к Западу;
- тюрки-мусульмане имеют гораздо больше шансов сохранить свой национальный облик в составе России, чем под влиянием европейских государств;
- в интересах российских тюрок стремиться к «нравственному обрусению» («Объединяйтесь в языке, делах и мыслях»);
- союзнические отношения двух традиционных антагонистов, России и Турции, выгодны обеим странам: слушая советы из Европы и воюя с Турцией за доступ к Босфору и Дарданеллам, Россия «оказалась от них дальше, чем сто лет тому назад».
Касаясь отдельно вопроса турецко-российских отношений, Гаспринский утверждал, что Запад всегда стремился к взаимному ослаблению Турции и России, а курс на сближение двух стран способен перепутать «карты, которыми привыкли играть в Европе». Откровенно протурецкие взгляды Гаспринского не мешали ему выступать за укрепление союзнических отношений России с Турцией, и его «протурецкость» не противоречила его «пророссийскости». Напротив, органичное наложение двух образов – христианско-мусульманской России и мусульманско-христианской Турции давали в итоге полнокровный геополитический макет славяно-тюркского господства.
Гаспринский полагал, что без обширных пространств мусульманской Средней Азии Россия будет представлять собой неполноценный геополитический организм. Поэтому вхождение в состав Российской империи среднеазиатских территорий должно было стать завершающим штрихом в укреплении политического симбиоза русских с тюрками: «…Пока русские границы, как наследие татар, не дойдут до исторических, естественных пределов их поселений, они не могут быть прочны. Граница, черта, разделяющая Туркмению и Среднюю Азию на две части – русскую и нерусскую, – может быть, политически необходима в настоящее время, но она неестественна, пока не обхватит все татарские племена Азии».
Фигура Гаспринского не совсем удобна для антирусского крыла крымско-татарского движения. В то же время оно не может отказаться от столь масштабного деятеля крымско-татарского возрождения.
Гаспринский ясно осознавал положительную миссию России на востоке (пусть не без ошибок и перегибов) и призывал российских мусульман к «нравственному обрусению». «Нравственное обрусение» способно оставить нетронутыми традиционные уклады мусульманской жизни и вместе с тем открыть российским тюркам интеллектуальный путь наверх, к вершинам знаний. «Света, света дайте нам, старшие братья, иначе мы задохнемся, будем разлагаться и заразим местность. Мы, мусульмане, – еще дети, так будьте же разумными педагогами», – взывал Гаспринский.
Сегодня Крым, как важный стратегический плацдарм в Черноморском бассейне, находится на пересечении интересов международных «тяжеловесов» – США, ЕС и России. Европейцы и американцы делают ставку прежде всего на крымских татар, которые уже представлены в Организации непризнанных народов и наций со штаб-квартирой в Гааге, т. е. теоретически имеют право на собственную государственность.
Крымско-татарская община испытывает внешнее воздействие со стороны Вашингтона, Брюсселя и ряда исламских государств, в т. ч. радикальной Саудовской Аравии. Взращивание русофобии – так можно охарактеризовать главное направление работы иностранных держав с крымско-татарским населением. Поэтому не удивительно, что сегодня именем Гаспринского в Крыму жонглируют в своих интересах крымско-татарские и украинские русофобы.
Недалеко от могилы Гаспринского в «Зынджырлы-медресе» захоронен фашистский пособник Мустафа Кырымал, как равнозначная историческая личность, бренные останки которого импортировали из Германии. Дошло до того, что некоторые украинствующие субъекты предлагают видеть в Гаспринском интеллектуального предтечу идей единения крымских татар и независимой Украины в их борьбе против России, ставя его в один ряд с Номаном Челебиджиханом и Джафером Сейдаметом - политическими партнерами националистической Украинской Народной Республики!
Фигура Гаспринского не совсем удобна для антирусского крыла крымско-татарского движения. В то же время оно не может отказаться от столь масштабного деятеля крымско-татарского возрождения и пытается обыграть его образ в выгодном для себя русле. Крымско-татарская молодежь считает Гаспринского и Кырымала равнозначными историческими персонажами и по их политическим взглядам, и по их вкладу в дело возрождения крымско-татарского народа, хотя речь идет о примитивном историческом подлоге.
Zulf(3 мая 2011, 16:42)
Удивительно, что находятся историки, которые называют Эдиге Шинкевича коллаборационистом. Но ведь даже по формальным признакам этот человек не может так именоваться! Коллаборационизм - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству. Эдиге Шинкевич имел цель хоть как-то быть полезным крымским татарам, не нанося ущерба «своему государству». А своим государством для него была, между прочим, Польша… Впоследствии Эдиге Шинкевич, взявший имя Кырымал, проживал в ФРГ, работал в Институте по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене. Так что, правда только в том, что литовский татарин Эдиге Шинкевич (Кырымал) был озабочен судьбой попавших в жернова войны крымских татар. И нет оснований молодого человека Эдиге Шинкевича, которому в год открытия Курултая было 7 лет, который перед началом Второй мировой войны проживал у своего дяди в Польше, называть «авторитетным деятелем крымскотатарской эмиграции, вернувшимся в Крым на штыках Вермахта». Если он и был эмигрантом, то по месту рождения и проживания был польским эмигрантом в Берлине! Только после войны в середине 50-х годов Эдиге Кырымал своей патриотической деятельностью добился авторитета и известности. Сегодня крымские татары уважают Эдиге Кырымала за то, что он в жестоких условиях нацизма проявлял активность, пытаясь обеспечить защиту для крымских татар, за его активную борьбу за восстановление прав депортированных крымских татар, за его труды по истории Крыма.
Zulf(3 мая 2011, 15:44)
Удивительно, что находятся историки, которые называют Эдиге Шинкевича коллаборационистом. Но ведь даже по формальным признакам этот человек не может так именоваться! Коллаборационизм - осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству. Эдиге Шинкевич имел цель хоть как-то быть полезным крымским татарам, не нанося ущерба «своему государству». А своим государством для него была, между прочим, Польша… Впоследствии Эдиге Шинкевич, взявший имя Кырымал, проживал в ФРГ, работал в Институте по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене. Так что, правда только в том, что литовский татарин Эдиге Шинкевич (Кырымал) был озабочен судьбой попавших в жернова войны крымских татар. И нет оснований молодого человека Эдиге Шинкевича, которому в год открытия Курултая было 7 лет, который перед началом Второй мировой войны проживал у своего дяди в Польше, называть «авторитетным деятелем крымскотатарской эмиграции, вернувшимся в Крым на штыках Вермахта». Если он и был эмигрантом, то по месту рождения и проживания был польским эмигрантом в Берлине! Только после войны в середине 50-х годов Эдиге Кырымал своей патриотической деятельностью добился авторитета и известности. Сегодня крымские татары уважают Эдиге Кырымала за то, что он в жестоких условиях нацизма проявлял активность, пытаясь обеспечить защиту для крымских татар, за его активную борьбу за восстановление прав депортированных крымских татар, за его труды по истории Крыма.
Zulf (3 мая 2011, 15:43)
Совершенно безосновательно некоторые авторы стараются сегодня представить родившегося в 1911 году в Литве и прожившего в детстве полтора десятка лет в Крыму Эдиге Шинкевича (Кырымала) неким чудовищем коллаборационизма. В 1932-м году Эдиге Шинкевич оказался в Турции, в 1934 году переехал к своему дяде Якупу Шинкевичу в Вильнюс (входивший тогда в Польшу), где обучался в университете. После совместного вторжения в Польшу немецких и советских войск в сентябре 1939-го он уехал в Берлин. Так что перед войной этот молодой человек никак не мог быть деятелем крымскотатарской эмиграции, тем более «ведущим». С началом войны Германии с Советским Союзом и оккупации Крыма польский эмигрант Эдиге Шинкевич прилагает усилия для объединения немногих оказавшихся в Берлине этнических крымских татар, чтобы пытаться облегчить участь крымскотатарских военнопленных и «восточных рабочих», вывезенных в Германию. В ноябре-декабре 1942-го года Эдиге Шинкевич получил разрешение посетить ненадолго Крым. Здесь он увидел воочию тяжелое положение народа. Он вошел в состав Симферопольского мусульманского комитета, чтобы легализовать свою гуманитарную деятельность в Берлине. Это менее чем двухмесячное пребывание молодого патриота на своей исторической родине дало основание некоторым сегодняшним авторам утверждать, что Эдиге Шинкевич приехал в Крым, чтобы служить немцам. Абсурдно! Активная самоотверженная деятельность Эдиге Шинкевича, рискующего свободой и жизнью, привела, наконец, к тому, что немцы в январе 1943-го года признали его представителем крымских татар в Берлине, но не более чем в сфере экономических и гуманитарных интересов – и никакой политики! Однако деятельность группы берлинских крымских татар не привела к улучшению положения находящегося под оккупационным режимом народа.
правда(30 апреля 2011, 23:47)
почему жиды лезут в историю крымскотатарскогоони сами решат кто у них вляется исторической личностью,благодаря жидам крымцев выселили из их исторической Родины
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".