19 сентября, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Илья Дмитриев
Дмитриев Илья Борисович. Родился в 1982 году. Окончил среднюю школу в городе Дедовске Московской области. Студент философского факультета РГГУ, имеет неоконченное инженерное образование. Член ЕСМ с 2006-го года. Автор и ведущий программы «Диагноз недели» на канале Евразия-ТВ, лидер рок-группы «Ниргуна». С 2007 года – автор портала «Евразия».

Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
Прибалты, особенно эстонцы, стали испытывать неприязнь к русским только лишь в позднесоветское время. После того, как территории нынешних Эстонии, Латвии и Литвы вошли в состав Российской империи, никто из русских мыслителей и литераторов не зафиксировал Почему прибалты невзлюбили русских
Мечта и утопия"
«Майский указ», Традиция, Белгородчина «Майский указ», Традиция, Белгородчина
Солидарность ради будущего"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"

Критика геополитического концепта неснимаемости дуализма Суши и Моря
Тот факт, что планета поделена между силами суши и моря, которые в действительности ведут между собой борьбу, означает лишь то, что так исторически сложилось 23 февраля 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Казус «постгеополитики» оказался возможным благодаря дискуссионности, которая была присуща структуре самой классической геополитики

Экстравагантные концепции «постгеополитики» вроде тех, что представлены в исполнении Геароида ОТуатайла и его единомышленников, можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых – это самый простой и, пожалуй, наименее продуктивный путь – можно отнестись к этому как лишь к одному из девиантных проявлений посмодернистской культуры.

Весьма сомнительными представляются соображения о том, что такая характерная черта либерального общества как индивидуализм могла развиваться на базе отношений, которые складываются коллективе корабельной команды.

Можно – это уже более интересно – квалифицировать их как новое издание «теории конвергенции», чья подоплека может быть сведена к формуле: невидимый триумф талассократии, обставленный как бесконфликтное снятие геополитической оппозиции. Но еще более важной и интересной представляется возможность рассмотрения подобных экспликаций как своего рода выход наружу той дискуссионности, которая была внутренне присуща уже самой классической геополитике.

Вопрос о силе, фундаментальности, обязательности утверждения геополитического дуализма отнюдь не нов. Несколько забегая вперед, в качестве примера достаточно упомянуть, что тезис «постгеополитиков» о том, что дуализм был актуален своему веку и только ему, мы находим и у такого авторитетного классика как Карл Шмитт - хотя вспоминаем об этом не часто.

Теоретический синтез на основе классических геополитических и протогеополитических концепций, в рамках которого во главу угла ставится «основной закон геополитики» о не снимаемом противоборстве сил Моря и сил Суши, не лишен проблематичности. Это, с моей точки зрения, важно принимать во внимание и тем, кто, как и мы, настаивает на актуальности сухопутно-морского противостояния наступившему веку. И особенно важным представляется тот разворот проблемы, в котором речь заходит о выстраивании идентичности от геополитики. Нам, пожалуй, следовало бы заново определить для себя, где заканчивается элементарная геостратегия и начинается этносоциология или мировоззренческое кредо – для того, чтобы давать взвешенные и эффективные ответы на проблему субъектно-политической реализации геополитической стихийности в современных условиях.

Александр Дугин в своем капитальном своде «Основы геополитики» пишет: «Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в противопоставлении "теллурократии" (сухопутного могущества) и "талассократи"» (морского могущества). Характер такого противостояния сводится к противопоставлению торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и цивилизации военноавторитарной (Рим, Спарта). В иных терминах, дуализм между "демократией" и "идеократией"».

В этой формулировке мы видим характерное для классической геополитики смелое обобщение, в котором выказывает себя стремление к фундаментализации некоторой тенденции, некоторой формы отношений, усматриваемой в - и выводимой из - различных контекстов, как то: военно-стратегический, цивилизационный, социально-психологический.

Я отмечу два направления, на которых может развиваться критика данного сверхобобщения. Первое из них касается тех источников, из которых складывается геополитическая картина в изводе Дугина: здесь я обращаю внимание на некоторые нюансы построений классиков геополитики, которые как будто закладывают концептуальные основы для осмысления двух базовых геополитических субъектов и их взаимоотношений. Второе тесно связано с первым и касается трактовки соотношения географической пространственности с одной стороны и реального сознания субъектов макрополитических отношений – с другой.

Итак, первое: представление о сущности теллурократии и талассократии, претендующее на некую результирующую завершенность и всесторонний охват, находится в довольно неоднозначном отношении к тем концепциям, которые являются его источниками. Вот как вкратце описывает Дугин субъект сухопутного могущества: «"Теллурократия", "сухопутное могущество" связано с фиксированностью пространства и устойчивостью его качественных ориентаций и характеристик. На цивилизационном уровне это воплощается в оседлости, в консерватизме, в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные объединения людей: рода, племена, народы, государства, империи. Твердость Суши культурно воплощается в твердости этики и устойчивости социальных традиций. Сухопутным (особенно оседлым) народам чужды индивидуализм, дух предпринимательства. Им свойственны коллективизм и иерархичность».

Проблематичным здесь является, во-первых, соотношение пар морской силы и сухопутного могущества с одной стороны и оседлости и кочевничества – с другой. Известно, что автор концепции «географической оси истории» Хэлфорд Макиндер, выделяя тип «разбойника суши», говорил именно о чуждых статике кочевниках. При этом их роль в судьбе цивилизации – и это уже касается второго направления критики – по Макиндеру является чисто механической.

Теория Макиндера об определяющем влиянии «разбойников суши» на развитие цивилизации выглядит достаточно убедительной, учитывая то, какие колоссальные культурно-цивилизационные последствия имело европейское «великое переселение народов», спровоцированное натиском всадников с Востока, из недр континента. Однако влияние это опознается как чисто механическое. Природа этого импульса была не культурной, но стихийной. Выстроить на такой основе сухопутную идентичность не представляется возможным.

Что же касается, собственно, культурно-цивилизационных аспектов сухопутной идентичности, взятых уже на основе усмотрений более поздних авторов, то здесь также следовало бы проявить осторожность, дабы воздержаться от поверхностных спекуляций. Так, «гипероседлый» архетип «осажденной крепости», столь привычно ассоциируемый с идеалом консервативно-реакционного «сухопутного» государства и, кроме того, православно-мессианским концептом «катехона», оказывается структурно аналогичным модели платоновского государства, чьим символом и истоком в сфере воображения является как раз корабль посреди бушующих вод.

Далее, весьма сомнительными представляются соображения о том, что такая характерная черта либерального общества как индивидуализм могла развиваться на базе отношений, которые складываются коллективе корабельной команды. В ситуации, когда группа людей нуждается в четкой согласованности действий и однозначности коммуникации в режиме противостояния враждебной стихии, развитие индивидуалистического паттерна с трудом представляется возможным - разве что речь шла бы о ситуации свершившегося кораблекрушения…

Давая же не предвзятый срез комплекса классической геополитики с учетом всех нюансов дискуссии на тему географической детерминации, мы найдем в ее центре окказионалиста - Шмитта, который показывает себя как некое «все».

Возвращаясь к Макиндеру, уместно также отметить, что его тезис о «географической оси истории» в основе своей имеет довольно прозаическую экспликацию. Макиндер говорит о непрерывном пространстве транзита в перспективе развития железнодорожных сетей как о стратегическом преимуществе государства, занимающего срединное положение. В этом соображении о выгоде срединного положения коренится и его формула: «кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир». Здесь он не принимает в расчет те преимущества, которые дает державе развитие мореплавания. Уже установка Альфреда Мэхана является полностью противоречащей установке Макиндера.

Если по Макиндеру главным приоритетом является срединное положение государства, то по Мэхану – его морская мощь. Аргументация Макиндера обнаруживает свою привязку к историческому моменту. Таким образом, он упускает, а упуская сам, обнаруживает для нас значение фактора научно-технического развития в истории отношений общества и пространства.

Теперь обратимся к определению Морской силы – так, как оно сформулировано автором «Основ геополитики»: «"Талассократия", "морское могущество" представляет собой тип цивилизации, основанной на противоположных установках. Этот тип динамичен, подвижен, склонен к техническому развитию. Его приоритеты - кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индивидуального предпринимательства. Индивидуум как наиболее подвижная часть коллектива возводится в высшую ценность, при этом этические и юридические нормы размываются, становятся относительными и подвижными. Такой тип цивилизации быстро развивается, активно эволюционирует, легко меняет внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность общей установки».

Опять же, спору нет, что нечто, соответствующее этому описанию, имеет место. Однако вопрос квалификации этого явления – другое дело.

Сам Карл Шмитт, во многом «одушевивший» силы Суши и Моря, придав им животный статус и назвав их Бегемотом и Левиафаном, предостерегает нас от попытки внеисторической фундаментализации сухопутно-морского дуализма и рассмотрения его в синхронистском разрезе. Шмитт настаивает: тот факт, что планета поделена между силами суши и моря, которые в действительности ведут между собой борьбу, означает лишь то, что так исторически сложилось. И Великобритания на определенное время стала воплощением талассократии не потому, что была предопределена к этому своим географическим положением (иначе – почему ничего подобного не произошло, например, с Японией), а потому, что оказалась к этому готова в силу сочетания исторических обстоятельств и волевого фактора, которому Шмитт, как известно, отводит решающую роль.

Далее, целый ряд существенных признаков, определяющих по Шмитту «номос земли», делают более чем проблематичным его ассоциацию с традиционным обществом и «Востоком» дугинского результирующего ассоциативного ряда Суши. Так, военный аспект «сухопутного закона» предполагает, во-первых, строгую определенность и принципиальную роль государственных границ, во-вторых, наличие регулярной армии и определенных правил военной игры, призванных обеспечить невовлечение гражданского населения в военные действия. Тот очевидный факт, что ничто из перечисленного не было свойственно системе отношений в мире традиционных обществ, делает невозможным утверждение о том, что «номос земли» был присущ всем политическим образованиям древности.

Таким образом, получается, что комплиментарным и шмиттовскому видению геополитической реальности, и, кстати, евразийской концепции месторазвития (Петр Савицкий), является геополитический поссибилизм, развивавшийся в свое время во Франции (Видаль де ля Блаш) и в некотором смысле являющийся предтечей современных экстравагантных теорий.

«Критика чрезмерного возвеличивания пространственного фактора у Ратцеля привела Видаля да ля Блаша к выработке особой геополитической концепции поссибилизма», - дает на этот счет краткую справку Дугин. «Согласно этой концепции, политическая история имеет два аспекта: пространственный (географический) и временной(исторический). Географический фактор отражен в окружающей среде, исторический в самом человеке. Видаль де ля Блаш считал, что ошибка немецких "политических географов" в том, что они считают рельеф детерминирующим фактором политической истории государств. Тем самым, по мнению де ля Блаша, принижается фактор человеческой свободы и историчности. Сам же он предлагает рассматривать географическое пространственное положение как "потенциальность", "возможность", которая может актуализоваться и стать действительным политическим фактором, а может и не актуализоваться. Это во многом зависит от субъективного фактора от человека, данное пространство населяющего».

Принимая во внимание справедливость сказанного, следует отметить, что при всей эвристической ценности геополитических моделей, построение идентичности от геополитики оказывается делом если и не бесполезным, то скорее опасным, чем обязательным – в силу того, что чревато оно с одной стороны парализующим политическое воображение географическим детерминизмом, с другой – основанными на неадекватных трактовках и историософских предрассудках спекуляциями.

Давая же не предвзятый срез комплекса классической геополитики с учетом всех нюансов дискуссии на тему географической детерминации, мы найдем в ее центре именно окказионалиста - Шмитта, который показывает себя как некое «все», из которого могут черпать и от которого могут отталкиваться как «дуалисты», так и «постгеополитики».


Илья Дмитриев  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru