Проблема согласования федеральных и региональных интересов является ключевой для российской государственной политики
Российское общество и по сей день, начиная с «лихих 90-х», отличается неустойчивостью, нестабильностью во всех основных областях социальной жизни. С определенной долей уверенности можно сказать, что и сегодня ситуация в России характеризуется высоким уровнем социальной напряженности и конфликтогенности.
Разработка теоретических проблем согласия не соответствует возросшим потребностям общества и социализации современного человека.
Проблема заключается в том, что достижение т. н. «гражданского согласия» состоит не только в идеологической аргументации его необходимости. Жизнь показывает, что указами и постановлениями воплотить идею согласия в реальность невозможно. Согласие предполагает общность точек зрения, убеждений и действий по важнейшим общественным проблемам. Общественное согласие - это такие взаимоотношения между различными социальными субъектами, которые подчинены общим жизненно важным целям. Согласие проявляется в поддержке со стороны широких народных масс общественных преобразований, государственной власти, социальной политики и т. д. Согласие цементирует общественные отношения.
Разработка теоретических проблем согласия не соответствует возросшим потребностям общества и социализации современного человека.
В науке такие понятия как «консенсус» и «согласие» часто рассматриваются как синонимы. «Консенсус» происходит от латинского «consensus», что в переводе означает согласие, общее мнение; единомыслие, единодушное стремление, единогласное решение. ВладимирДаль под согласием понимает «соразмерность, взаимное соответствие частей целого, сообразность, симметрия, или пропорциональность». СергейОжегов дает следующее определение: «согласие - это разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественные отношения, единодушие; стройность, гармония».
В современном экономическом словаре консенсус (согласие) трактуется «как договоренность, согласие по поводу условий осуществления операции, деятельности, в которых заинтересованы несколько сторон». Большой юридический словарь в понятие «консенсус» вкладывает следующий смысл: «принятие решения или текста договора на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума.
Предпринятые попытки поиска согласия в разных сферах жизнедеятельности общества дают основание для вывода об универсальном характере согласия. Его проявления обнаруживаются в законах механики, физики и химии, в астрономии и минералогии. Согласие обнаруживается в эволюции живой материи от низших форм к высшим, в естественном отборе, взаимодействии, наследственности и среды обитания.
Человек постоянно живет в состоянии согласования своих чувств, желаний, представлений, знаний, действий с себе подобными, с общественным укладом жизни, нормами и пороками своего социума, класса, национальности, к которым принадлежит; вместе с тем он постоянно согласовывает все свои преднамеренно, со своей биологической природой, социальной сущностью, с государственными властями, политическим режимом, нравственными нормами, идеалами и запретами, достоинствами и пороками своего существования.
Таким образом, объем понятия «согласие» достаточно обширен. Во Вселенной нет какого-либо тела или процесса, которые не находились бы в отношениях согласия-несогласия.
Разрозненные идеи, мысли, суждения о согласии, содержатся в трудах философов Древности, Средневековья и Нового времени, в частности Цицерона, Платона, Аристотеля, Гераклита, Шеллинга, Роттердамского, Гегеля, Фрейда, Юнга, Шопенгауэра, Бердяева, Чичерина, Бонхеффера, Лоренца и многих других. ТомасГоббс в работах «О гражданине» и «Левиафан», ФрансуаВольтер в работе «Метафизический трактат», Жан-ЖакРуссо в «Общественном договоре», РеньярдВормс в «Общественном организме», ПольГольбах в работе «Об обществе», ИммануилКант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» высказывают принципиальные в теоретическом плане, но разрозненные идеи о роли согласия во всемирной общественной истории.
Подход ОгюстаКонта к согласию как систематизирующей основе общества не получил прямого продолжения в социологии. РобертПарк и ЭнтониБерджесс изучали свойства согласия в межличностном общении людей, находящихся в социальном коллективе. «С точки зрения коллективного поведения, - утверждают авторы, - все элементы культуры, обычаи, нравы, навыки и идеалы могут быть сведены к одному понятию "согласие"».
Вмешательство государства ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, неадекватности управленческих воздействий, их двойному подчинению.
ТеодорНьюком дает одно из немногих определений понятия «согласие» в мировой социологической мысли: «Под понятием "согласие" я подразумеваю не больше и не меньше, как существование между двумя или более личностями сходных ориентации по отношению к чему-нибудь».
Одним из теоретиков, которые включили согласие в теорию равенства и справедливости, является ДжонРоулс. Его книга «Теория справедливости» (1971) открыла согласие в обществе как важнейший фактор гражданского мира.
О фундаментальном значении согласия в рамках человеческой коммуникации говорит ЭрвинШрёдингер, соотнося его с единством мира. При этом он не видит противоречия между всеохватностью согласия и плюрализмом личных позиций.
Идея согласия проникает и в научную литературу современного периода. Как отмечает ТониМайер в работе «Либерализм и социализм», «определенная минимальная форма синтеза социалистических и либеральных представлений о взаимоотношениях индивида, государства и общества и социальных основах индивидуальной свободы, - эта форма синтеза стала своего рода базовым консенсусом (согласием) западных демократий».
Категориальное поле согласия образуют следующие понятия: единство, мера, интеграция, солидарность, сплоченность, стабильность, устойчивость. порядок, партнерство, целостность. В качестве универсального определения можно принять следующее: согласие - это состояние, признак и процесс взаимодействия различных элементов системы, находящихся в единстве ценностей, интересов, целей, потребностей, при которых система обладает солидарностью, сплоченностью, интеграцией, упорядоченностью, стабильностью, сохраняется как целостность.
Целостность государства покоится на четырех китах: 1) территориальная целостность; 2) системообразующем единстве пространства (в правовом, экономическом, социальном и во всех других смыслах); 3) территориальная интеграция; 4) общенациональная идеология.
Целостность российского государства складывается из целостности региональных систем, а именно способности каждого их элемента согласованно реагировать на внешние и внутренние воздействия.
Современные региональные социальные процессы в России имеют ряд тенденций. С одной стороны, наблюдается слабость центральной власти и непродуманность стратегии. С другой - государство все же выступает главной общественной силой и время от времени прибегает к регламентации тех областей региональной жизни, которые с позиции конституционного права должны бы находиться в компетенции региональных властей.
Вмешательство государства ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, неадекватности управленческих воздействий, их двойному подчинению (региональному и федеральному), что усложняет структуру управления и процесс принятия решений. Поэтому проблема согласования федеральных и региональных интересов является ключевой для российской государственной политики.
Вершинин Владимир(20 июня 2010, 01:12)
(4) Автор написала: "Вмешательство государства ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, неадекватности управленческих воздействий, их двойному подчинению (региональному и федеральному), что усложняет структуру управления и процесс принятия решений." - То есть приоритет не в усилиях по обеспечению ЦЕЛОСТНОСТИ государства, а в МИНИМИЗАЦИИ издержек системы управления - рыночные критерии, "слепые" в отношении не-рыночных целей. К тому же, это не соответствует тому, что было показано еще Н.Винером: наиболее вероятным состоянием, к которому стихийно стремятся все сложные системы, является ХАОС, который сам собой возникает, как только мы ослабляем нашу активность по производству системообразующего порядка. Но предлагаемое Автором региональное невмешательство российского государства СООТВЕТСТВУЕТ плану реализации "Геостратегии для Евразии" З.Бжезинского, в которой России "предначертано" такое будущее: "Это будет скорее похоже на регион, в котором СЛАБОЕ ГОСУДАРСТВО готово платить определенную мзду с учетом интересов, позиций и ожидаемой ответной реакции ДОМИНИРУЮЩЕЙ ТАМ ДЕРЖАВЫ". Но что значит Россия как слабое государство по Бжезинскому? Там же читаем: "Так сказать, СВОБОДНО КОНФЕДЕРАТИВНАЯ Россия придет к выводу, что ей будет легче поддерживать тесные экономические связи с соседями... В свою очередь, ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ Россия будет МЕНЕЕ склонна к проявлению имперских амбиций [в противовес "доминирующей державе", как следует из предыдущей цитаты]". То есть Бжезинский понимает важность для России СИЛЬНОГО государства. В отличие от Автора, следующей небезызвестному докладу ИНСОР юргенсов и гонтмахеров.
Вершинин Владимир(20 июня 2010, 01:11)
(3 - окончание) Дальше в лес - больше дров: "Слабым местом глобальной защиты прав человека является отсутствие исполнительной власти, которая в случае надобности могла бы путем вмешательства в осуществление верховной власти национального государства создать условия для соблюдения Всеобщей декларации прав человека. Так как во многих случаях права человека пришлось бы утверждать вопреки желанию национальных правительств [то есть вопреки гражданским обязанностям и долгу], то необходимо пересмотреть международно-правовой запрет на интервенцию". "Совет Безопасности мог бы быть расширен до дееспособной исполнительной власти по образцу брюссельского Совета Министров. Впрочем, свою традиционную внешнюю политику государства лишь в том случае начнут согласовывать с императивами мировой внутренней [?!] политики, если Всемирная Организация сможет под собственным командованием применять вооруженные силы и осуществлять полицейские функции". "Только государства первого мира могут себе позволить до определенной степени согласовывать свои национальные интересы с теми нормативными аспектами, которые сколько-нибудь определяют всемирно-гражданский уровень требований Объединенных Наций". Следующие строки А.Блока исчерпывающе характеризуют такое "согласие": "...Но тот, кто двигал, управляя // Марионетками всех стран, - // Тот знал, что делал, насылая // Гуманистический туман...".
Вершинин Владимир(20 июня 2010, 01:08)
(3 - начало) Автор написала: "Одним из теоретиков, которые включили согласие в теорию равенства и справедливости, является Джон Роулс. Его книга "Теория справедливости" (1971) открыла согласие в обществе как важнейший фактор гражданского мира." - Во-первых, понятия "перекрывающего консенсуса" (Дж.Ролз) и "коммуникативного разума" (Ю.Хабермас, комментирующий Ролза) уже анализировались различными авторами. Здесь намеренно укажем на представителя России - А.С.Панарина, старательно обходимого отечественными либеральными интеллектуалами. Во-вторых, "гуманистический" пафос Хабермаса вполне проявляется в его книге "Вовлечение другого...", где, например, читаем: "Применение военной силы определено уже не одним только в сущности партикуляристским государственным мотивом, но и желанием содействовать распространению неавторитарных форм государственности и правления". То есть, либерально-демократические индивидуалисты в своей борьбе с "местным" коллективистским авторитаризмом имеют право призывать себе на помощь внешние силы, а Запад имеет право на военное вмешательство в пользу этих адептов "прав человека".
Вершинин Владимир(20 июня 2010, 01:07)
(2) Автор написала: "Предпринятые попытки поиска согласия в разных сферах жизнедеятельности общества дают основание для вывода об универсальном характере согласия. Его проявления обнаруживаются в законах механики, физики и химии, в астрономии и минералогии. Согласие обнаруживается в эволюции живой материи от низших форм к высшим, в естественном отборе, взаимодействии, наследственности и среде обитания." - Все это - архаика внутренне противоречивого ОБЪЕКТИВИЗМА наивного материализма XVII века. Так как во всем, что ОБЪЕКТИВНО (то есть не зависит от человеческого сознания) - в вещах, в предметах, в объектах, в процессах "самих по себе", - нет и, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, не может быть никакой "логики", именуемой автором "СОГЛАСОВАННОСТЬЮ". Которая потому есть лишь такая же МЕТАФОРА, как "ПОЭЗИЯ элементарных частиц" или "РОМАНТИКА природных явлений". Есть СТРУКТУРЫ - физические, мифические, математические, исторические, биологические, социальные и т.п., - как некоторые типы УПОРЯДОЧЕННОСТИ. То есть перед нами не "хаос", а нечто УСТОЙЧИВО устроенное. Но если уж мы ХОТИМ усмотреть некую логику, то необходимо учесть СУБЪЕКТА, нуждающегося в ОБОСНОВАНИИ своих теоретических рассуждений. Не учтя этого, мы уподобим такого субъекта "глазу", который не видит себя и не знает, что его определенное устройство ВЛИЯЕТ и на то, что он видит: этому "глазу" кажется, что то, как ОН видит, и есть "вИдение вообще", "вИдение как таковое", не допускающее никакой альтернативы.
Вершинин Владимир(20 июня 2010, 01:05)
(1 - окончание) Нетрудно усмотреть, что "согласие" есть лишь ФОРМА для определяемого принципами (и соответствующими им правилами) реального социального СОДЕРЖАНИЯ, например, отношения к СОБСТВЕННОСТИ и СОЦИАЛЬНЫМ ПРАВАМ (на труд, образование, социальное продвижение, равное достоинство, не зависящее от социальных и национальных различий). Суть и значение "продвигаемого" автором НОМИНАЛИСТИЧЕСКОГО американского изобретения - "социального дизайна", - состоит в том, чтобы формировать "ценностно нейтральное" сознание, довольствующееся формой ("согласием"), но не реальным социальным содержанием человеческих отношений. Теперь нетрудно понять, что удовлетвориться социально (и ценностно) нейтральной формой "согласия" в современных исторических условиях может лишь МЕНЬШИНСТВО новых космополитических собственников, ожидающих от государств их пребывания лишь те "указы и постановления", которые не нарушают внутреннего "согласия" формируемого глобального "гражданского общества".
Вершинин Владимир(20 июня 2010, 01:04)
(1 - начало) Автор написала: "...достижение т. н. «гражданского согласия» состоит не только в идеологической аргументации его необходимости. Жизнь показывает, что указами и постановлениями воплотить идею согласия в реальность невозможно. Согласие проявляется в поддержке со стороны широких народных масс общественных преобразований, государственной власти, социальной политики и т. д." - Чтобы не быть пустышкой, любая идеологическая аргументация предлагает ПРИНЦИПЫ общественного устройства (например, частная или общественная собственность на средства производства). Эти принципы определяют ПРАВИЛА поведения/взаимодействия людей, как раз и формулируемые в виде различных правовых актов, в частности, "указов и постановлений". То есть "указы и постановления" внедряют не "идею согласия", а принципы общественного (ВОС)ПРОИЗВОДСТВА, выражающие СУТЬ (СМЫСЛ) "общественных преобразований и социальной политики", главный СУБЪЕКТ которых - государственная власть. Согласие общества с принципами жизнеустройства влечет его согласие с соответствующими этим принципам правилами поведения/взаимодействия, что и проявляется в согласии между людьми. Именно это показывает исторический опыт.
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".