16 июня, среда | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

В людях


По большому счету идеологической атаке ваххабитов со стороны многочисленных суфиев Дагестана ничего противопоставлено не было 14 апреля 2010, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Изолированное существование суфийских общин и их оторванность от социальной жизни способствует распространению в Дагестане идеологии ваххабизма

Суфизм проник в Дагестан еще в раннее средневековье. Принято считать, что распространение ислама в Дагестане происходило именно в рамках суфизма. Во всяком случае суфийские общины действовали в Дербенте с ХI века, о чем свидетельствует монументальный энциклопедический труд Абу Бакра Мухаммада ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»).

Исходя из своей структуры, суфийские общины предпочитают действовать самостоятельно. При этом их взаимоотношения друг с другом характеризуются «тихой конкуренцией».

Говоря же о конкретных суфийских учениях, то накшбандийский тарикат (братство, орден – «путь познания Бога») действует в Дагестане с первой половины ХIХ века (через Мухаммада-Эфенди ал-Яраги), кадирийский - со второй половины ХIХ века (через Кунта-Хаджи Кишиева) и шазилийский - с начала ХХ века (через Сайфулла Кади Башларова).

В современном Дагестане продолжают действовать все эти разновидности тарикатов. Особенностью нынешнего суфизма в республике является то, что некоторые влиятельные шейхи модернизируют идеологию суфизма, выступая в роли шейхов не одного, как обычно, а двух - накшбандийского и шазилийского тарикатов. При этом замечена тенденция, что главы суфийских братств отводят на второй план авторитет и учения первых дагестанских шейхов накшбандийского тариката. Другая специфика современного суфизма в Дагестане заключается в том, что суфийские общины имеют, в основном, мононациональный состав.

Что касается национального состава, то накшбандийский тарикат исповедуют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, кадирийский - чеченцы, андийцы, тогда как шазилийский тарикат распространен среди аварцев и в меньшей степени - кумыков.

Общее число мюридов («учеников») разных тарикатов в современном Дагестане составляет 25-30 тысяч человек. Но эта цифра весьма приблизительная. Получение же точных данных практически невозможно из-за того, что каждая суфийская община - это закрытое для непосвященных корпоративное объединение. Кроме того, их представители преувеличивает число своих сторонников в несколько раз.

Исходя из своей структуры, суфийские общины предпочитают действовать самостоятельно. При этом их взаимоотношения друг с другом характеризуются «тихой конкуренцией». Хотя существенных различий в стилях руководства, идеологиях, организационных структурах и стратегиях между суфийскими общинами Дагестана в принципе не наблюдается, попыток их объединения в единые тарикатские организации пока не было.

Даже перед лицом опасности со стороны ваххабитских организаций, с которым дагестанский суфизм впервые столкнулся в конце 80-х годов, - призывов к такого рода объединению не прозвучало. Поэтому «теоретической» атаке ваххабитов по большому счету ничего не было выставлено.

В условиях Дагестана, как и в некоторых других регионах своего распространения, суфизм стал своеобразной народной религией.

Что касается «претензий» к суфизму, то один из тогдашних идеологов ваххабизма Багаутдин Магомедов подвергал критике следующие культовые и догматические положения суфизма: во времена пророка и праведных халифов не было суфизма; суфии не знают тайн, неведомых простым верующим; шейхи, устазы суфизма присваивают себе качества, признаки и эпитеты Аллаха (в частности, «Мюрид» - одно из имен Аллаха); утверждение о том, что отдельным суфиям с неба поступает вахъю (знамение) является ложным; введение всех этих бида (новшеств) в ислам является большим грехом.

Дополнительными же факторами, препятствовавшими объединению суфийских общин, также являлись традиция изолированного существования от общества, амбиции лидеров и мононациональный состав самих общин.

Лишь после военного поражения передовых сил ваххабитов в августе-сентябре 1999 года в ходе вооруженного нападения на Дагестан, суфийская идеология получила определенное превосходство в распространении. Однако, его нельзя назвать стабильным и прочным – ваххабиты не дремлют.

В последнее время наряду с практической стороной суфизма, ориентированной главным образом на удовлетворение духовных запросов рядовых суфиев, получила развитие и интеллектуально-эзоретическая сторона суфизма – в результате было издано несколько работ, где обосновывается мистическая практика и переживание как способ постижения тайн бытия, недоступный рациональному и традиционалистскому знанию.

Примечательно, что концепции суфизма получили в прошлом и получают в последнее время отражение не только в теоретических трактатах, но и в многочисленных поэтических произведениях дагестанских авторов. Суфийская символика, образы и мотивы пронизывают всю дагестанскую поэзию, как религиозную, так и светскую. Появились и прозаические произведения дагестанских авторов, где обыгрываются суфийские образы и мотивы.

Говоря же в общем, в условиях Дагестана, как и в некоторых других регионах своего распространения, суфизм стал своеобразной народной религией.

Насущной задачей изучения суфийской идеологии и культа в современном Дагестане является анализ места и роли суфизма в современной исламской мысли народов, населяющих эту кавказскую республику. В создавшихся социальных и политических условиях только суфизм может остановить неумолимое распространение ваххабитской идеологии. Что бы не предпринимала власть и администрация Дагестана, лишь религиозное противостояние будет достойным ответом чуждому вероучению. Суфии должны не только забыть о соперничестве между собой, но сделать шаг еще дальше – пойти в общество и вытеснить ваххабизм.


К. М. Ханбабаев  
Комментарии:
Абай (25 апреля 2010, 03:36)
Камиль, а как они вычисляют ваххабитов? берут анализ мочи или что?
Абай (25 апреля 2010, 03:33)
Походу суфии на финансирование расчитывают. Так сказать ненавязчиво напрашиваются.)
Камиль (17 апреля 2010, 20:12)
что касается численности мюридов, то никто точного количества не знает. Но если учитывать тот факс, что каждую неделю самому так сказать главному шейхи приходит несколько десятков человек, а к другому шейху, который является ректором исламского университета, каждый год на учебу поступает около 1000 учеников каждый год, то уже если считать количество мюридов только двух шейхов, то уже выходет приличное количество. А истинных шейхов на сегодня в Дагестане 7 (если я конечно же не ошибаюсь). Также хочу заявить, что духовное управление делает всё возможное чтобы разоблачить ваххабитов. И в отличии от автора статьи, муфтият делом занят, а не пустословьем.
Камиль (17 апреля 2010, 19:58)
Продолжу.
Также автор статьи пишет,что придают забвению шейхов тарикатов прошлого,вот тут явная ложь, все шейхи имеют бесконечный авторитет и почти каждый мюрид знает обо всех шейхах прошлого и их историю и их высказывания. Суфизм в Дагестан пришел не в 10 веке, а в 7 веке, тоесть в 1 веке хиджри. Суфизм от Ислама не разделим, те кто его разделяют в явном заблуждении. Также хочу отметить тот факт, что прежде чем вступись на путь накшбандийского тариката, необходимо пройти путь шазалийского тариката.
Камиль (17 апреля 2010, 19:43)
Не полностью согласен со статьей. Так как статья написана человеком не совсем хорошо знакомый с суфизмом. Во первых, никакого соперничества среди суфиев нет. B Дагестане имеется не мало муташейхов (лже шейхи), и соперничество в скорей всего видит автор статьи именно в этом, но это не так, так как я сам знаком с мюридами лже шейхов и никаких споров между нами нет. И никакой монопольной национальной приверженности к тому или иному тарикату нет. Автор статьи говорит, что шейхи нынче ведут сразу два тарикату, чего якобы раньше не было. Смею напомнить, что Сайфулла Кади имел разрешение на 40 тарикатов.
Не мусульманка (14 апреля 2010, 23:40)
Автор! Вы хоть одно произведение суфиев читали? Что называется, "слышал звон..."
"народная религия"... Если народ состоит из таких людей как Ходжа Нассредин, тогда да, народная.
А в вашем случае "Народ - это сброд, который послушно за тираном идет. Учите матчасть, аффтор...
Оставить комментарий (6)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru