23 октября, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Рассмотрим одну из граней проблемы, которая (грань) представляет интерес для всех, кроме, пожалуй, жителей США. Рассмотрим её не как внутриполитическую или вообще политическую, т.е. связанную с обладанием властью. Она, скорее, имеет экзистенциальный харак Кто мы такие? Грань экзистенциальной проблемы
Идентичность или Кондолиза Райс?
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Кровавая бойня в песочнице


Ничего плохого в том, что часть молодежи выбирает в качестве досуга уличные драки, нет - другое дело, что на этом не должны спекулировать сомнительные политические силы 19 февраля 2010, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Анализ социально-политической платформы антифа-движения в России показывает, что его нынешняя антиправительственная деятельность закономерна, но не безвариантна

Найти в сети и прессе объективный и непредвзятый материал по антифа-движению в России весьма затруднительно по ряду причин. Во-первых, антифа - это явление общественной жизни, развивающееся на стыке политики и молодежной субкультуры, а субкультура разнообразна, постоянно развивается, представители различных внутрисубкультурных течений характеризуются весьма разнообразными поведенческими моделями, эстетическими и социокультурными установками.

Преклонение части радикальных националистов перед Третьим Рейхом зачастую заключается не в признании идеи сильного централизованного государства, а носит откровенно эпатажный характер протеста.

Для того, чтобы полностью ориентироваться во всех этих тонкостях, необходимо не только чтение литературы, но и длительное общение с представителями субкультур. Из этого возникает вторая сложность: большинство грамотных материалов по вопросу написаны людьми, разделяющими либо фашистские, либо антифашистские взгляды, и потому являются либо одой антифа-движению, либо злым его обличением. Подобное эпигонство порождает у обывателя неверное представление об антифа-движении, рождает множество социальных мифов.

Для начала следует отметить, что в разных странах антифа, в зависимости от внешних экономических и политических условий, культурных особенностей и стереотипов, присущих данной цивилизации, может принимать совершенно разные формы и включать в себя людей совершенно разных социальных слоёв и политических убеждений. Объединяя под своими знаменами любого, кто готов вести активную борьбу с неонацизмом на политическом и субкультурном уровнях, движение в разные времена включало себя и рабочих скинхедов из восточного Лондона, недовольных засилием ультраправой политики на сцене и в культуре, и немецких студентов-автономов, для которых борьба с фашизмом является частью леворадикальных убеждений, и болельщиков какого-нибудь европейского футбольного клуба, например, «Барселоны», «Олимпик» или «Ливорно», подводящих под свою неприязнь к фанатам команд-соперников ещё и политическую базу.

Из этого следует, что, изучая антифа-движение, не стоит зацикливаться на изучении борьбы с неонацизмом внутри одной субкультуры и уж тем более не следует проводить какую-то четкую классификацию представителей различных субкультур, описывая «виды скинхедов, виды панков» и пр. Границы субкультур размыты, наблюдается взаимное проникновение различных течений, постоянно появляются новые музыкальные стили и движения, субкультурные течения не имеют четких уставов, принципов.

Для стороннего исследователя задача разделения течений субкультуры по видам и классам равнозначна задаче для домохозяйки нарезать ровными квадратными дольками кастрюлю компота. Разумнее будет указать на общее направление развития движения и выявить закономерности этого развития. Антифа-активистом зачастую может быть и человек, не отождествляющий себя с той или иной субкультурой, хотя подобное явление всё же редкость [1].

В политическом плане не следует отождествлять антифа-движение исключительно с ультралевой идеологией. Да, левые составляют значительную часть антифашистов по всему миру, но кроме них существует ещё и условно-аполитичный сегмент движения - большая часть активистов во многих странах являются именно аполитичными. Кроме того, именно внутри условно «аполитичной» части движения порой делаются попытки построения идеологической альтернативы левакам на основе здорового патриотизма и консерватизма.

Так, например, американские SHARP’ы, прославившиеся «прыжками» на левые демонстрации и конфликтами с «комми» и анархистами, декларируют любовь к своей стране, неприязнь к левым и нелегальным иммигрантам. Подобные «аполитичные» скинхеды с консервативным мировоззрением есть и во многих европейских странах. Стоит заметить, что там, где неонацизм становится маргинальным явлением, а неонацистские активисты уходят в подполье, «аполитичные» субкультурщики как правило разрывают с антифа-активизмом, занимаясь исключительно музыкой, общением с друзьями и неидеологизированным (например, околофутбольным) насилием, оставляя борьбу с неонацизмом всевозможным левакам.

Да и внутри левого движения всё не так однозначно. «Левак» леваку рознь, и, если в северной и западной Европе среди левых антифа преобладают всевозможные «неавторитарные» течения, то в Испании и Латинской Америке довольно много позитивно относящихся к советскому опыту построения социализма «сталинистов». Кроме того, именно в Латинской Америке антифа-движение является одной из немногих сил, сдерживающих беспредел полувоенных ультраправых проамериканских формирований, т. н. «парамилитарес»; убийства и посадка в тюрьму на большие сроки в этом регионе далеко не редкость, противостояние антифашистов и фашистов предельно политизировано и жестоко. Хэдлайнер колумбийской антифа-сцены, группа Komintern 43, чей солист с ноября 2008-го года находится в тюрьме за нападение на ультраправого активиста и связь с террористами из РВСК, в текстах своих песен выражают восхищение советским опытом построения социализма, поют оды Сталину и боливарианским режимам Венесуэлы и Боливии [2].

Т. о. видно, что антифа-движение весьма неоднородно по всему миру, а декларируемое антифашистами «юнити» зачастую так и остаётся на уровне деклараций. В представлении американского скинхеда-антирасиста какой-нибудь защищающий геев и иммигрантов европейский анархист-«автоном» является просто сумасшедшим и клоуном, в представлении европейского автонома американский скинхед в свою очередь одурманенное «империалистической» пропагандой быдло. А с точки зрения колумбийского «красного скина», американец с его патриотизмом вообще злейший враг, ибо та страна, любовь к которой так активно декларирует американский скин, причастна посредством поставок оружия и денег к произволу полувоенных формирований неонацистов на родине колумбийца.

Неудивительно, что и у нас в стране антифа-движение в своём развитие приобрело ряд специфических черт и особенностей, качественно отличающих российских антифа от своих собратьев как на Западе, так и в Латинской Америке.

Но для начала следует дать общую картину изменения социального состава и общей политической, идеологической и культурной направленности среди всех социально-активных групп населения за последние десять лет. Политика Путина, заключавшаяся в ущемлении сырьевых олигархов, проникновении государства в добывающую сферу и перераспределении дохода от продажи ресурсов на социальные и экономические нужды, приведшая в итоге к стабилизации уровня жизни и снижению смертности, привела к отчуждению широких народных масс от участия в активной политической деятельности.

Сформировалось политически пассивное, относительно лояльное режиму большинство. Одна из ошибок режима состоит в том, что он так и не смог это большинство организовать, активизировать. Провластные взрослые и молодежные организации в итоге превратились в клубы молодых карьеристов, реагирующие на «сигналы» сверху. При наличии пусть малочисленной, но всё же идейной, пассионарной оппозиции, отсутствие «пассионарных лоялистов» может сыграть с режимом злую шутку.

Различная же оппозиция, лишенная массовой поддержки населения, но сплотившая вокруг себя группы студенчества, городского среднего класса, интеллигенции и маргиналитета, также существенно изменилась за последние десять лет по сравнению с 90-ми годами. Появился целый либеральный сектор в оппозиции, обслуживающий интересы желающей выйти из-под столь активной государственной опеки, вернуть свободный рынок 90-х годов крупной буржуазии, и именно либеральная оппозиция является на данный момент наиболее организованной и активной.

Кроме того, мировоззрение левой и националистической оппозиции также существенно сдвинулось в антигосударственническую, деструктивную сторону, пошло на сближение с либеральным мировоззрением. Русский национализм постепенно от имперских, государственнических идей переходит в область ксенофобии европейского типа, по сути ведущей к децентрализации и местечковому сепаратизму, развиваются всевозможные «национал-анархистские», национал-либеральные его ответвления. Преклонение части радикальных националистов перед Третьим Рейхом зачастую заключается не в признании идеи сильного централизованного государства, а носит откровенно провокационный, эпатажный характер протеста против традиционных культурных установок.

В левой среде в свою очередь культивируются всевозможные анархистские и троцкистские идеи с их антипатриотизмом, маниловскими мечтаниями о светлом будущем всего человечества, объявленном с сегодня на завтра, антииндустриализмом, защитой откровенно дегенеративных слоёв общества (геи, иммигранты, больные СПИДОМ, художники-авангардисты и пр.).

На поведенческом уровне среди оппозиционеров оторванность от широких масс населения породила чувство ложного элитаризма в виде немотивированного противопоставления себя «обывательской» массе, склонность к пустопорожнему критиканству и правовой нигилизм, парадоксально сочетающийся с стенаниями о «беспределе правоохранительных органов», «отсутствии гражданских свобод» и пр.

К сожалению, антифа-движение в итоге также оказалось инициировано в этот процесс разложения социально-активного меньшинства. Появившись на рубеже 1990-2000-х годов, оно изначально включало в себя как и малочисленных на тот момент анархистов (в начале 2000-х анархистский журнал «Автоном» регулярно посвящал свои статьи антифа-активизму, истории скинхед и панк-культур, анархисты издавали и распространяли через самодеятельные дистро диски с музыкой всевозможных зарубежных панк, ой, хардкор-групп), так и «аполитов», пришедших к антифа-активизму из панк-культуры, «околофутбола» и мотивирующих своё желание встать на борьбу с неонацизмом либо стремлением «очистить субкультуру», остановить неонацистский произвол [3], либо часто просто желанием экстремально развлечься.

К слову, попытки консолидироваться с антифа со стороны либеральной оппозиции предпринимались и раньше, однако, первоначально успеха не имели по причине нежелания большинства антифа-активистов «ввязываться в политические игры».

Аполитичность на ранних этапах доминировала в движении, само оно было малочисленным (в районе полусотни-сотни человек по Москве и ещё нескольких десятков по разным городам), и активизм сводился к организации концертов и локальным городским потасовкам. Зачастую даже участвовавшие в движении анархисты предпочитали отделять свой политический активизм от «антифашистского».

Политизация движения, изначально носившего субкультурно-эскапистский характер и сконцентрированного на музыке и уличных драках, принявшая на данный момент ярко выраженный негативный, проатлантистский характер, проходила в несколько этапов и имела ряд причин.

Во-первых, анархисты изначально составляли пусть не основную, но всё же значительную часть движения. И, что более важно, в отличие от большинства антифа-активистов, они имели сколько-нибудь сформулированную позицию и не стеснялись её высказывать. В отличие от многих «аполитов», презрительно относившихся к «интернет-болтунам», анархи активно пропагандировали антифа-идеи в собственных интернет-блогах, писали статьи, создавали сайты. Впоследствии пиаром антифашистской темы в интернете и СМИ занялись «старые анархисты», не относящиеся изначально к антифа-движению, многие из которых били фашистов разве что в собственных ночных грёзах.

Подобная форма пиара рождала в глазах непосвященных обывателей представление об антифа именно как об анархистах и только анархистах. Не случайно, когда противоположная сторона, неонацисты, пытаются создать карикатурно-отрицательный образ антифа-активиста, они переносят тот комплекс идей, который проповедуют именно анархии (например, борьба за права сексуальных меньшинств, доведенный до абсурда интернационализм, экологический антииндустриализм и пр.), на всех антифашистов.

К слову в аполитичной среде периодически пытаются создать некую альтернативу ультралевому дискурсу, апеллируя к здоровому патриотизму, мачизму, воспеванию дружбы и взаимовыручки. В качестве примера можно привести известный слоган, использованный в качестве эмблемы аполитичной антирасистской группой Moscow Trojan Skinheads – «100%Patriot, 100%Antiracist!», творчество московской рэп-«группировки» Moscow Death Brigade, призывающей «гордиться своей страной»; или прошедший 4-го ноября прошлого года митинг под лозунгом «русские против фашизма». Однако, в силу с одной стороны низкого теоретического уровня и каши в голове «аполитичных» антифа, отчасти в силу внешних причин, толкающих всё движение в сторону «либерастии» и евролевачества, подобные «патриотические» инициативы либо не идут дальше фразерства, либо принимают комические, нелепые формы.

Во-вторых, политика государства и тактика правоохранительных органов по отношению к конфликту не отличалась последовательностью. С одной стороны, налицо декларация необходимости борьбы с фашизмом и реальные посадки по серьёзным статьям ряда националистических активистов. С другой стороны, периодически можно наблюдать заигрывание государственных структур с националистическими организациями, энтризм националистов во властные структуры и правоохранительные органы.

Однако, здесь следует иметь в виду, что русский национализм имеет под собой серьёзную почву в виде поддержки отдельных своих идей широкими массами населения, недовольными наплывом иммигрантов и не оправившимися от того национального унижения, которому подверглась широкая масса коренного населения, культурно идентифицирующая себя с русским народом, в 90-е годы. Государство просто не может не считаться с националистами и, понятное дело, что «Русский марш», на который придёт несколько тысяч человек, разрешат куда с большей вероятностью, чем шествие нескольких сотен леваков и либералов, для которых вовсе необязательно перекрывать движение в час пик в оживленной части города.

Наличие же националистов в правоохранительных органах зачастую объясняется не столько сознательным энтризмом, сколько объективными причинами, толкающими рядовых сотрудников в сторону национализма. Например, командировками на Кавказ или близким знакомством с беспределом этнокриминала.

Тем не менее, на фоне перехода нового поколения неонацистов к тактике небольших децентрализованных групп, занимающихся убийствами (в том числе и убийствами антифашистов), репрессивных мер по отношению к товарищам и равнодушия большинства населения страны к проблеме, антифа стремительно «политизируется». В сознании до этого не интересовавшихся политикой антифашистов начинает рождаться ощущение ненужности, покинутости и противостояния «режиму». С готовыми ответами тут же приходят анархисты, судящие о развитии страны и мира по полуграмотным статьям в модных самиздатовских зинах. Отсюда и стремительное «полевение» некогда аполитичного движения. Более или менее самостоятельные по мировоззрению «аполиты» возвращаются в «мирную» жизнь, остальные в той или иной степени проникаются левачеством. Неофиты же, пришедшие в движение за последние год-два, изначально тяготеют к анархизму.

В-третьих, на антифа давно уже обратили внимание представители «либеральной» оппозиции, которым катастрофически необходима «отмороженная» массовка для своих малочисленных акций. В последние несколько лет наблюдается сращивание антифа и либералов посредством информационной поддержки (через РЕН-ТВ, «Эхо Москвы» и «Новую газету»), правозащитного прикрытия («Мемориал» и пр.) и, по некоторым нашим данным, оказания финансовой помощи некоторым «неформальным лидерам» антифа-движения. Прошедший 19 января марш памяти убитых Маркелова и Бабуровой наглядно показывает, что либеральная оппозиция в лице антифашистов нашла прекрасное мясо для ОМОНа, пришедшее на смену выродившимся нацболам.

К слову, попытки консолидироваться с антифа со стороны либеральной оппозиции предпринимались и раньше, однако, первоначально успеха не имели по причине нежелания большинства антифа-активистов «ввязываться в политические игры». Однако, как мы видим, посредством систематической правозащитной и информационной поддержки, господа либералы в итоге «развели» малолетних антифашистов на подобную связь.

В завершение хотелось бы наметить некоторые возможные пути выхода из всё более и более обостряющейся критической ситуации. В первую очередь, правоохранительным органам необходимо выработать определенную тактику удержания молодежного насилия в умеренных границах. В частности, необходимо научиться работать с автономными националистическими группами, сведя к минимуму убийства на расовой и политической почве.

Ничего плохого в том, что часть молодежи выбирает в качестве досуга уличные драки, нет. Наоборот, это явление позитивно. В советское время те, кто в юности «ходил за район», в итоге становились вполне достойными членами общества. Те же, кто мало дрался и рос в тепличных интеллигентских условиях, в конце концов отпускали патлы и эмигрировали к нашим врагам за океан. Другое дело, что на этом не должны спекулировать сомнительные политические силы и «градус напряженности» в подобном досуге не должен подниматься до уровня регулярных убийств и жестокого членовредительства.

Со стороны же всевозможных общественных организаций и публицистов необходимо формирование здорового патриотического молодежного дискурса, понятного и близкого широким слоям социально активной молодежи, но в то же время той «искусственности» и казенщины, которая проглядывается порой в активизме прокремлёвских организаций.

* * *

[1] Внутри движения бытует разделение на милитантов (сторонников насильственных акций) и пацифистов (сторонников цивилизованной борьбы с фашизмом). Впрочем, как и любое разделение, оно условно и размыто.

[2] Следует заметить, что отсыл к творчеству музыкальных групп корректен, когда пишешь о субкультурах. Музыке в этой среде уделяется куда большее внимание, чем написанию умных статей в журналах и интернете. Зачастую именно развитие музыкальной сцены и политические взгляды музыкантов позволяют судить о многочисленности и степени политизированности движения в регионе.

[3] К слову, в первой половине 2000-х наци-скинхеды зачастую использовали мирных неформалов в качестве объекта для избиений в развлекательных целях. Многие сегодняшние активные антифашисты начинали свой путь именно в «неагрессивных» субкультурах, под напором нацистов будучи вынуждены объединяться и учиться отвечать насилием на насилие.


Кирилл Захаров  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru