Сепаратистские тенденции, одолевающие современный Китай, могут привести к тому, что в скором времени эта страна перестанет существовать в нынешнем виде
Сегодня, 1 октября, исполняется 60 лет со дня образования Китайской Народной Республики. Современный Китай являет миру феномен устойчивого поступательного развития, не остановленного даже всемирным экономическим кризисом. Но участившиеся в последнее время этнические волнения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и непрекращающиеся акции протеста в Тибете ставят вопрос о том, насколько реально отделение от Китая Синьцзяна и Тибета, равно как и других районов? И будет ли в 2049 году отмечаться 100-летний юбилей Китайской Народной Республики?
Под теорию «шага столиц» попадает и появление большинства столиц новых государств XXI века, например, Дили (Восточный Тимор), Сухуми и Цхинвал.
На этот счет существует множество прогнозов и аналитических разработок – как политических, так и геополитических. Предложим еще одну теорию, не связанную ни с политикой, ни с геополитикой. В свое время русский поэт и мыслитель ВелимирХлебников предложил концепцию образования столиц новых государств – так называемую формулу «шага столиц». Согласно ей «дочерние столицы» возникают на определенном расстоянии от старых «материнских столиц». По Хлебникову, эта величина равна приблизительно 1000 км.
Обобщив обширный исторический материал, связанный главным образом с распадом имперских образований, в своей книге «Рождение столиц: от прошлого к будущему», вышедшей в Харькове в 2008 году, мы проанализировали и развили эту теорию. По нашим уточненным расчетам в 70% случаев столицы возникают на расстоянии хлебниковского «шага столиц» с поправкой на коэффициент, равный 0,5n, где n – любое целое число. То есть в большинстве случаев новые столицы возникают на расстоянии, равном примерно 500, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 км и т. д.
Заметим, что речь идет только о новых столицах. Города, которые когда-то уже были столицами суверенных государств, включенные в состав других государственных образований путем аннексии или каким-то иным образом, снова могут стать столицами, но они не обязательно должны лежать на расстоянии «шага столиц» (ШС) от имперской столицы. Однако, если бывшая столица лежит на расстоянии ШС от имперской столицы, вероятность ее отделения увеличивается.
Столицы других союзных республик – Киев, Ереван, Тбилиси, Баку, Кишинев, Рига, Минск, Таллинн, Вильнюс, Ташкент образовались без «участия» Москвы, а иногда и задолго до образования самой Москвы, поэтому Москва не могла быть для них «материнской столицей». И когда создались исторические, политические, экономические и др. условия, они, естественно, отделились от столицы СССР.
Отметим, что под теорию «шага столиц» попадает и появление большинства столиц новых государств XXI века, например, Дили (Восточный Тимор), Сухуми и Цхинвал.
5. Урумчи (Синьцзян-Уйгурский АР) – 2409 км (2,5 ШС)
6. Куньмин (Юньнань) – 2084 км (2 ШС)
7. Ухань (Хубэй) – 1056 км (1 ШС)
8. Фучжоу (Фуцзянь) – 1559 км (1,5 ШС)
9. Харбин (Хэйлунцзян) – 1056 км (1 ШС)
10. Чэнду (Сычуань) – 1516 км (1,5 ШС)
11. Чунцин – 1455 км (1,5 ШС)
12. Шанхай – 1069 км (1 ШС)
Обратим внимание, что теория «шага столиц» показывает лишь теоретическую схему распада того или иного государства. Для ее реализации должны сложиться соответствующие этнополитические, экономические, культурные и другие реалии.
Еще Джон Стюарт Милль предостерегал, что та федерация, в которой один участник на два порядка или хотя бы на порядок превосходит по своему потенциалу всех остальных по отдельности, нежизнеспособна.
В настоящее время во всем мире провоцирующими факторами являются в основном этнические и религиозные конфликты, которые могут привести к конфликту цивилизаций. Подобные конфликты практически всегда являются следствием существования и деятельности сепаратистских движений.
В Китае с наибольшей вероятностью отделятся национальные автономные районы, имевшие в прошлом свою государственность и населенные по преимуществу не китайским этносом, который придерживается иных религиозных ценностей. Это Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), Тибетский автономный район (ТАР) и Гуанси-Чжуанский автономный район (ГЧАР). Далее Гонконг и Макао, только недавно присоединенные к КНР и имеющие статус особых автономных зон.
Вероятность отделения провинций и муниципалитетов от Пекина меньше, но здесь следует отметить, что на территории этих провинций в течение многовековой истории Китая существовали самостоятельные государства. В частности, только в XX веке Сычуань трижды (в 1911, 1915 и 1921 гг.) объявляла о своей независимости. А Юньнань была одной из первых областей, которые объявили о своей независимости от династии Цинь во время революции 1911 г. В марте 1916 г. Юньнань снова на короткое время заявляла о своем самоопределении.
Предотвратить или хотя бы оттянуть распад Китая может только реальная федерализация республики, но еще ДжонСтюартМилль предостерегал, что та федерация, в которой один участник на два порядка или хотя бы на порядок превосходит по своему потенциалу всех остальных по отдельности, нежизнеспособна. Поэтому распад КНР представляется неизбежным.
Главной причиной распада большинства имперских образований на наш взгляд является морально-этический аргумент: не может быть свободным народ, угнетающий другие народы. Как отмечает обозреватель «The Financial Times» ГидеонРахман в своей статье «Китай: империя отрицания», «жестокое подавление сепаратизма может быть какое-то время весьма эффективным. Но здесь возникает опасность появления недовольств и обид, которые будут подпитывать стремление к независимости на протяжении жизни многих поколений. Сегодня кажется, что активисты, проводящие кампании в поддержку Синьцзяна и Тибета, находятся в одиночестве и полностью побеждены. Именно такова зачастую судьба защитников безвестных и угнетенных народов. Изгнанники из стран Балтии и с Украины, поддерживавшие в советскую эпоху стремление своих стран к свободе, на протяжении десятилетий казались эксцентричными и безопасными чудаками. Они изначально были поборниками проигрышного дела. Но в один прекрасный день эти люди победили».
Робингуд(16 февраля 2011, 15:46)
Ни Синьцзян, ни Тибет, никогда непосредственно не принадлежали Китаю, но были неоднократно и незаконно оккупированы властями этой страны. Борьбу народов названных автономий за свою независимость можно считать вполне справедливой. Вопрос лишь - по какому пути развития пойдут эти народы став независимыми. Например в Синьцзяне живут мусульмане, и сюда могут устремиться исламисты - эта всепроникающая зараза бациллы средневековья. Для РФ желательно чтобы добившееся независимости уйгурское государство было светским и демократичным.
Сибиряк(7 октября 2009, 11:16)
Тут видимо некоторые думают, что мы все живем по воле стихии, но это не совсем так! Любая динамическая равновесная и неравновесная система, в том числе и социальная живет по законам природы, только в жизни любой системы наблюдаются циклы видимого закономерного развития (аттрактор) и точки (периода) бифуркации, когда случай и стихия берут верх. Сама бифуркация по историческим масштабам кратковременное явление, а аттракторное, то есть существование в закономерной системе намного длительней. Закономерности, возникающие в аттракторе люди, в общем, научились неплохо понимать, а вот бифуркация не всегда понятна из-за различного рода аберраций! Но в целом это вполне реальная закономерность!
Сибиряк(7 октября 2009, 11:02)
Лет сорок назад, да и совсем недавно, шёл в кинотеатрах и на телевиденье детский мультфильм. Там показывалась очень бедная индокитайская деревня, которую угнетал злой дракон. Слуги дракона ежедневно обирали жителей деревни, забирали последнее у тех, кто плачет и у тех, кто смеётся. Многие отважные воины пытались победить дракона и освободить людей от поборов его рьяных слуг. Казалось, многим это удавалось, но дракон всё же оставался живой и продолжал своё мерзкое дело. В один прекрасный день, доведённый до отчаянья, маленький мальчик, живущий в деревне, решил одолеть злого дракона. Для этого он отправился к старой черепахи, которая жила неподалёку в озере, поймал её, и она за своё освобождение поведала отважному герою, как победить угнетателя. Прежде всего, она подарила ему волшебный меч, но при этом сказала, что одного меча для победы над драконом будет не достаточно. Смотри в себя, смотри кругом, и ты поймешь, как одолеть дракона. Мальчик отправился в замок, где жил дракон, вызвал его на бой и одолел злого, жадного угнетателя. Когда победитель вошёл в замок и спустился в подвал, он увидел там горы золота и всякого добра. Невольно он стал перебирать руками это золото, любоваться им и другими сокровищами. Вдруг руки мальчика стали превращаться в лапы дракона и сам он увидел свое отражение в зеркале, оно ужаснуло его, на половину он превратился в дракона! Тогда он разрушил замок и разогнал слуг дракона! В этой притче, сказки приводится типичный пример, как сказали бы ученые, перехода благородной созидательной кинетической энергии в потенциальную энергию потребления. Пока наш отважный герой боролся с драконом, им владела положительная кинетическая энергия, как только он одолел злого, жадного и коварного угнетателя он овладел отрицательной, потенциальной энергией золота и сокровища. Таким образом, процесс замены отработавшей своё, правящей элиты, очень важный механизм в системе государственного устройства.
Сибиряк(7 октября 2009, 11:02)
Лет сорок назад, да и совсем недавно, шёл в кинотеатрах и на телевиденье детский мультфильм. Там показывалась очень бедная индокитайская деревня, которую угнетал злой дракон. Слуги дракона ежедневно обирали жителей деревни, забирали последнее у тех, кто плачет и у тех, кто смеётся. Многие отважные воины пытались победить дракона и освободить людей от поборов его рьяных слуг. Казалось, многим это удавалось, но дракон всё же оставался живой и продолжал своё мерзкое дело. В один прекрасный день, доведённый до отчаянья, маленький мальчик, живущий в деревне, решил одолеть злого дракона. Для этого он отправился к старой черепахи, которая жила неподалёку в озере, поймал её, и она за своё освобождение поведала отважному герою, как победить угнетателя. Прежде всего, она подарила ему волшебный меч, но при этом сказала, что одного меча для победы над драконом будет не достаточно. Смотри в себя, смотри кругом, и ты поймешь, как одолеть дракона. Мальчик отправился в замок, где жил дракон, вызвал его на бой и одолел злого, жадного угнетателя. Когда победитель вошёл в замок и спустился в подвал, он увидел там горы золота и всякого добра. Невольно он стал перебирать руками это золото, любоваться им и другими сокровищами. Вдруг руки мальчика стали превращаться в лапы дракона и сам он увидел свое отражение в зеркале, оно ужаснуло его, на половину он превратился в дракона! Тогда он разрушил замок и разогнал слуг дракона! В этой притче, сказки приводится типичный пример, как сказали бы ученые, перехода благородной созидательной кинетической энергии в потенциальную энергию потребления. Пока наш отважный герой боролся с драконом, им владела положительная кинетическая энергия, как только он одолел злого, жадного и коварного угнетателя он овладел отрицательной, потенциальной энергией золота и сокровища. Таким образом, процесс замены отработавшей своё, правящей элиты, очень важный механизм в системе государственного устройства.
Сибиряк(7 октября 2009, 10:58)
Уважаемый автор вы весьма однобоко, раскрыли тему жизни и стабильности империй. Тем паче, на примере Китая эта тема очень хорошо раскрывается! Если взглянуть на историю Китая то можно даже невооруженным глазом увидеть, что период прихода новой династии, строительства империи, её расцвет и крах в Китае составляет около трехсот лет. Цифра это имеет корреляцию в ту или иную сторону от 25 до 50 лет! Вы сами то истории Китая изучали? Главной причиной таких последовательных перемен является Вырождение старой и приход на её место новой элиты , её становление и её деградация! На заре своего становления, это часто люди из народных низов, затем по прошествии некоторого времени это уже правительственные чиновники и воины, а потом отъевшиеся и ленивые царедворцы, неспособные нести бремя управления страной! Правящая элита, совершив огромную работу по становлению империи, достигнув всех высот социальной пирамиды, становятся главным тормозом дальнейшего развития страны. Деградируя на вершине социальной пирамиды они провоцируют провинциальную элиту на сепаратизм и национализм. Особо следует отметить и изменение энергетического обмена между столицей и метрополией в течении всего этого периода. В самом начале становления империи осуществляется энергообмен в пользу метрополии. Проще говоря метрополия высасывает все ресурсы из провинций. Однако, постепенно этот процесс замедляется, затем переходит в простое перераспределение между провинциями, а на закате своего существования метрополия уже сама начинает осуществлять энергообмен в пользу провинций или по другому просто оставляет все ресурсы на местах или даже направляет дополнительные ресурсы из центра на периферию (Сейчас аналогичная ситуация в России) дополнительно провоцируя провинции к сепаратизму. Сегодня Китаю до очередного смутного времени или деградации ещё далеко! Возможно теперь все процессы пойдут быстрее, но очевидно, что Китай стабильно просуществует ещё как минимум 100- 200 лет ! Империи ещё займут в мире свое место!
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org" Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".