ЕВРАЗИЯ http://evrazia.org/article/1103
Поднебесный развал
Вероятность отделения провинций и муниципалитетов от Пекина меньше, однако, на территории этих провинций в течение многовековой истории Китая существовали самостоятельные государства   1 октября 2009, 09:00
 
Сепаратистские тенденции, одолевающие современный Китай, могут привести к тому, что в скором времени эта страна перестанет существовать в нынешнем виде

Сегодня, 1 октября, исполняется 60 лет со дня образования Китайской Народной Республики. Современный Китай являет миру феномен устойчивого поступательного развития, не остановленного даже всемирным экономическим кризисом. Но участившиеся в последнее время этнические волнения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и непрекращающиеся акции протеста в Тибете ставят вопрос о том, насколько реально отделение от Китая Синьцзяна и Тибета, равно как и других районов? И будет ли в 2049 году отмечаться 100-летний юбилей Китайской Народной Республики?

Под теорию «шага столиц» попадает и появление большинства столиц новых государств XXI века, например, Дили (Восточный Тимор), Сухуми и Цхинвал.

На этот счет существует множество прогнозов и аналитических разработок – как политических, так и геополитических. Предложим еще одну теорию, не связанную ни с политикой, ни с геополитикой. В свое время русский поэт и мыслитель Велимир Хлебников предложил концепцию образования столиц новых государств – так называемую формулу «шага столиц». Согласно ей «дочерние столицы» возникают на определенном расстоянии от старых «материнских столиц». По Хлебникову, эта величина равна приблизительно 1000 км.

Обобщив обширный исторический материал, связанный главным образом с распадом имперских образований, в своей книге «Рождение столиц: от прошлого к будущему», вышедшей в Харькове в 2008 году, мы проанализировали и развили эту теорию. По нашим уточненным расчетам в 70% случаев столицы возникают на расстоянии хлебниковского «шага столиц» с поправкой на коэффициент, равный 0,5n, где n – любое целое число. То есть в большинстве случаев новые столицы возникают на расстоянии, равном примерно 500, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 км и т. д.

Заметим, что речь идет только о новых столицах. Города, которые когда-то уже были столицами суверенных государств, включенные в состав других государственных образований путем аннексии или каким-то иным образом, снова могут стать столицами, но они не обязательно должны лежать на расстоянии «шага столиц» (ШС) от имперской столицы. Однако, если бывшая столица лежит на расстоянии ШС от имперской столицы, вероятность ее отделения увеличивается.

Для иллюстрации рассмотрим пример распада СССР. Из 14 столиц союзных республик только 4 являлись «дочерними столицами» Москвы и находились от нее на расстоянии ШС:

1. Алма-Ата – 3099 км (3 ШС)

2. Фрунзе – 2986 км (3 ШС)

3. Ашхабад – 2508 км (2,5 ШС)

4. Душанбе – 2987 км (3 ШС)

Столицы других союзных республик – Киев, Ереван, Тбилиси, Баку, Кишинев, Рига, Минск, Таллинн, Вильнюс, Ташкент образовались без «участия» Москвы, а иногда и задолго до образования самой Москвы, поэтому Москва не могла быть для них «материнской столицей». И когда создались исторические, политические, экономические и др. условия, они, естественно, отделились от столицы СССР.

Отметим, что под теорию «шага столиц» попадает и появление большинства столиц новых государств XXI века, например, Дили (Восточный Тимор), Сухуми и Цхинвал.

В КНР предположительными «точками разлома» являются следующие города (расстояния согласно электронному атласу «Rand McNally New Millennium 2000»):

1. Аомынь (Макао) – 1985 км от Пекина (2 ШС)

2. Сянган (Гонконг) – 1973 км (2 ШС)

3. Лхаса (Тибетский АР) – 2558 км (2,5 ШС)

4. Наньин (Гуанси-Чжуанский АР) – 2046 км (2 ШС)

5. Урумчи (Синьцзян-Уйгурский АР) – 2409 км (2,5 ШС)

6. Куньмин (Юньнань) – 2084 км (2 ШС)

7. Ухань (Хубэй) – 1056 км (1 ШС)

8. Фучжоу (Фуцзянь) – 1559 км (1,5 ШС)

9. Харбин (Хэйлунцзян) – 1056 км (1 ШС)

10. Чэнду (Сычуань) – 1516 км (1,5 ШС)

11. Чунцин – 1455 км (1,5 ШС)

12. Шанхай – 1069 км (1 ШС)

Обратим внимание, что теория «шага столиц» показывает лишь теоретическую схему распада того или иного государства. Для ее реализации должны сложиться соответствующие этнополитические, экономические, культурные и другие реалии.

Еще Джон Стюарт Милль предостерегал, что та федерация, в которой один участник на два порядка или хотя бы на порядок превосходит по своему потенциалу всех остальных по отдельности, нежизнеспособна.

В настоящее время во всем мире провоцирующими факторами являются в основном этнические и религиозные конфликты, которые могут привести к конфликту цивилизаций. Подобные конфликты практически всегда являются следствием существования и деятельности сепаратистских движений.

В Китае с наибольшей вероятностью отделятся национальные автономные районы, имевшие в прошлом свою государственность и населенные по преимуществу не китайским этносом, который придерживается иных религиозных ценностей. Это Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), Тибетский автономный район (ТАР) и Гуанси-Чжуанский автономный район (ГЧАР). Далее Гонконг и Макао, только недавно присоединенные к КНР и имеющие статус особых автономных зон.

Вероятность отделения провинций и муниципалитетов от Пекина меньше, но здесь следует отметить, что на территории этих провинций в течение многовековой истории Китая существовали самостоятельные государства. В частности, только в XX веке Сычуань трижды (в 1911, 1915 и 1921 гг.) объявляла о своей независимости. А Юньнань была одной из первых областей, которые объявили о своей независимости от династии Цинь во время революции 1911 г. В марте 1916 г. Юньнань снова на короткое время заявляла о своем самоопределении.

Предотвратить или хотя бы оттянуть распад Китая может только реальная федерализация республики, но еще Джон Стюарт Милль предостерегал, что та федерация, в которой один участник на два порядка или хотя бы на порядок превосходит по своему потенциалу всех остальных по отдельности, нежизнеспособна. Поэтому распад КНР представляется неизбежным.

Главной причиной распада большинства имперских образований на наш взгляд является морально-этический аргумент: не может быть свободным народ, угнетающий другие народы. Как отмечает обозреватель «The Financial Times» Гидеон Рахман в своей статье «Китай: империя отрицания», «жестокое подавление сепаратизма может быть какое-то время весьма эффективным. Но здесь возникает опасность появления недовольств и обид, которые будут подпитывать стремление к независимости на протяжении жизни многих поколений. Сегодня кажется, что активисты, проводящие кампании в поддержку Синьцзяна и Тибета, находятся в одиночестве и полностью побеждены. Именно такова зачастую судьба защитников безвестных и угнетенных народов. Изгнанники из стран Балтии и с Украины, поддерживавшие в советскую эпоху стремление своих стран к свободе, на протяжении десятилетий казались эксцентричными и безопасными чудаками. Они изначально были поборниками проигрышного дела. Но в один прекрасный день эти люди победили».


Владимир Патраков  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://evrazia.org
URL материала: http://evrazia.org/article/1103