19 октября, вторник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Аксиома общины


Все существовавшие формы исламского государства, кроме халифата, многие богословы считают ситуативным и волюнтаристским ответом на геополитические вызовы конкретных исторических моментов 11 сентября 2009, 15:00
Версия для печати
Добавить в закладки
В последнее время все больше актуализируется проблема российского ислама касательно выбора формы существования между гражданским обществом и общиной

Вопрос о теоретико-правовых основаниях ислама в пространстве Евразии является отнюдь не праздным теоретизированием. Ответ на вопрос о возможности политического ислама, форм исламской государственности и её необходимости для нас принципиален. Именно о политическом прочтении Корана ведутся сейчас самые острые дискуссии в исламских СМИ, между ведущими и авторитетнейшими богословами. Эта проблема, которая требует от исламских богословов, политологов, историков культуры и социологов самого пристального внимания, зачастую предстаёт местом критического разлома, раздела на, условно говоря, «конструктивные силы» в среде мусульман России и силы «деструктивные».

Вызывает сомнение, имеют ли вообще какие-то теоретические и даже вполне светские и неисламские основания такие безумные, с точки зрения ислама полит-проекты, как Чеченская Республика Ичкерия и ей подобные.

Ярчайшее представление о позициях обоих лагерей дает нам публичная дискуссия сторонника традиционного родоплеменного ислама Хож-Ахмеда Нухаева с некогда постоянным автором сайта «Кавказ-Центр» мусульманином-«государственником» Абдурахманом Гойтинским.

Отстаиваемые ими направления существуют отнюдь не в концептуальном поле, как может показаться обывателю, а сталкиваются непосредственно на территории Российской Федерации. Это конфликт между традиционными «тарикатистами» и ваххабитами. Сторонниками тариката является большая часть коренного населения Северного Кавказа. Это суфийская общинная религиозная форма исторического сосуществования ислама в пространстве Евразии с акцентом на духовном самосовершенствовании и аскетизме.

При этом следует напомнить о том, что суфийские братства формируются не по кровнородственному признаку, но на религиозной основе. Каждый из участников такого братства подчиняется авторитету своего духовного учителя приоритетно перед своим родным отцом. Именно по этой причине суфийские братства вносят раскол в родоплеменное устройство, признавая существование государства, при условии, что оно не вмешивается в духовную жизнь суфийских общин, в то время, как кровнородственные общины несовместимы с государством в принципе.

Противостоит традиционной трактовке ислама суннитский ваххабизм. Эта форма, утвердившаяся в сравнительно недавнее для ислама время в Саудовской Аравии не без влияния Британской короны, тяготеет, как и протестантизм, с которым часто сравнивают ваххабизм, в большей степени к экзотерической, внешней форме вероисповедания. Радикальные фанатики доходят порой до того, что уничтожают шиитские и суфийские мечети, гробницы святых и другие культурные памятники ислама, что, безусловно, сближает их с протестантами ранней англиканской церкви, которые при Генрихе VIII уничтожали вековые костелы, дабы очистить их от «скверны идолопоклонничества». Именно от рук воинствующих ваххабитов, как утверждают официальные источники, пострадал совсем недавно президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров.

Можно и нужно пояснить, почему государственнический ислам не только является категорически неприемлемой формой существования ислама в рамках РФ, но и противоречит самому духу изначального ислама. О последнем рассуждает почитаемый многими российскими мусульманами богослов Хож-Ахмед Нухаев в своей полемической статье, парируя выпады Гойтинского.

Нухаев, как и положено любому мусульманину, не отрекается от понятия джихад, только понимает его кардинально иначе, чем ваххабитские фундаменталисты. В одной из своих статей автор справедливо полагает, что «цель Джихада - это добиться возможности жить по законам Творца. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал прибегать к строительству государства, чтобы жить по законам Аллаха. А общину, которую он создал, Всевышний Аллах назвал лучшей из общин».

Действительно, автор обращает внимание на то, что нигде в Коране нет проповеди о необходимости для мусульман жить в государстве. Наоборот, Нухаев обращает внимание на следующий аят: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13).

«В этом открытом аяте, - пишет в статье Нухаев, - ясно говорится о том, что Аллах создал нас народами и племенами. Но говорится ли здесь о народах и племенах, живущих в каком-нибудь государстве, или здесь говорится об общине, в основе которой лежит кровнородственный принцип объединения? Ответ на этот вопрос мы находим в другом открытом аяте, который говорит:

"Нет животного на Земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к вашему Господу они будут собраны" (Коран, 6:38).

Все существовавшие формы исламского государства, кроме халифата, многие богословы считают ситуативным и волюнтаристским ответом на геополитические вызовы конкретных исторических моментов. К формам исламского государства относят имамат, султанат и эмират.

Вообще, мысль об исламском национальном государстве малопонятна и маловразумительна. Вызывает сомнение, имеют ли вообще какие-то теоретические и даже вполне светские и неисламские основания такие безумные, с точки зрения ислама полит-проекты, как Чеченская Республика Ичкерия и ей подобные, поддерживаемые в Вашингтоне. Альтернативой же ЧРИ были формы т. н. «исламских государств», существовавшие в больном воображении псевдофундаменталистов или их координаторов в Саудовской Аравии. И то и другое противоречило кровнородственной модели социального устройства чеченцев.

Евразийский путь развития для России подразумевает мощную консолидацию всех возможных в её пространстве вариантов противостояния политическому проекту Запада.

Столь же привычное нам национальное государство (будь то монархия или демократия) утвердилось как форма геополитической субъектности и единства одного народа (политической нации) в рамках Вестфальской системы после Тридцатилетней войны, похоронив под собой все имперские проекты политического развития Европы. Уже позднее национальное государство в работах Руссо и тем более Гоббса приобрело откровенно антимонотеистический характер. Руссо мыслил государство как продукт механического общественного договора индивидов, каждый из которых имеет свое представление об истине, а Гоббс видел в государстве институционализированную «войну всех против всех».

Не надо объяснять, что такие подходы не могут быть применены ни к христианской, ни иудейской (в современном Израиле около 10% ортодоксальных евреев не признает легитимности светского государства Израиль), ни исламской трактовке общественно-политического порядка. Исключением является имперская форма устройства, которая исторически известна христианам (Византия) и мусульманам (Халифат), но кавказские сепаратисты уж точно не могут претендовать на консолидацию уммы в рамках единого халифата с центром, скажем, в Грозном или, как это было при Имамате Шамиля, ауле Ведено.

Другое дело - Исламская Республика Иран, которая имеет свою своеобразную шиитскую догматику, в конституции которой прописано ожидание сокрытого имама, Махди, (чего не может быть у суннитов) и сделан акцент на эсхатологизме. Шиитская умма, руководителем которой считается иранский аятолла, выходит далеко за пределы самого Ирана.

Апелляция к опыту халифата как государственного образования не имеет актуального основания потому, что а) его основал не сам Пророк Мухаммед, и поэтому эту форму исторического существования мусульман нельзя считать богоданной; б) халифат был традиционным имперским многонациональным образованием, а не национальным государством в сегодняшнем смысле слова.

«В мире, за исключением разных утопий, существуют только две формы организации общественной жизни людей: государственный строй и родоплеменной строй», - говорит в публичной полемике Нухаев, и это требует от нас не только богословского, но и политико-социологического анализа.

Ситуация может быть рассмотрена и во вполне светском преломлении. В конце XIX века знаменитый немецкий социолог Фердинанд Теннис опубликовал работу «Общность и общество (теорема философии культуры)». В ней он рассматривает две принципиально разные формы сожительства людей: общину (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft). Родоплеменные или общинные отношения он характеризовал прочными органичными связями, свойственными для близкого общения людей в общине. Общественные же отношения он характеризовал в терминах механистического и рационально детерминированного обмена. Отношения в обществе или в гражданском обществе (последнее неминуемо возникает только в государстве как его контрпартнер), характеризуется разнонаправленностью интересов участников общественного обмена, которые необходимо компенсировать рациональностью и «расколдовыванием мира». Именно на этом этапе возникает неминуемо нарастающее «отчуждение», которое, по Марксу («Экономическо-философские рукописи», 1844), отчуждают человека не только от собственности, но и от самого себя, своего жизненного времени.

Общинная форма существования ислама, таким образом, является, насколько об этом может судить социолог, наиболее ценным и достойным сбережения элементом, который донес до наших дней ислам. Общинные формы сожительства мусульман, оставшиеся на территории РФ, надо всячески оберегать. Об этом говорят сторонники социалистического ислама, и в частности Гейдар Джемаль в цикле лекций «Смысл времени» (Лекция 7 «Политэкономия социального рабства»), прямо указывая на общинный социализм как на проект альтерглобализации и сопротивления уммы нигилистическому влиянию Запада. В авраамической, а не только исламской общине Джемаль видит перспективный проект «утверждения эсхатологии против бесконечной футорологии неопределенной длительности».

Евразийский путь развития для России подразумевает мощную консолидацию всех возможных в её пространстве вариантов противостояния политическому проекту Запада. Евразийская мозаика будет неполной, если в неё не будет органично включен общинный родоплеменной ислам, исторически существовавший в границах России веками.


Андрей Коваленко  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru