17 ноября, суббота | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Кровь в жилах стынет по науке
Природа этно-территориальных конфликтов современности и парадоксы глобализации может быть адекватно постигнута только при признании ограниченности конструктивистского подхода к определению этносов 23 марта 2009, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Зарождение этнических конфликтов в современных национальных государствах и нестабильность общественно-политических процессов проистекает из неверного толкования и оценки этноса как такового

В пятницу 20 марта в московском офисе Международного Евразийского Движения состоялось очередное занятие публичного семинара по энто-социологии. Инициатор мероприятия – руководитель Евразийского центра энто-психологии, лидер Евразийского Союза Молодёжи Павел Зарифуллин отметил, что данный семинар является прикладным факультативом к циклу лекций Александра Дугина по социологии воображаемого для студентов и слушателей социологического факультета МГУ. Основной костяк аудитории семинара составили студенты гуманитарных специальностей различных московских ВУЗов.

Нация, часто рассматриваемая как этап в развитии этноса, на самом деле является парадигмально иным явлением, вытесняющим и разрушающим этнос в исторической перспективе.

Как определил сам Зарифуллин, этно-социология является синтетической дисциплиной, действующей на пересечении этно-психологии, культурологии, социологии, геополитики и опирающейся в качестве исследовательского инструментария на структурный метод. Открывая занятие, ведущий предупредил, что в рамках данного семинарского цикла преподавание дисциплины осуществляется с позиций евразийской школы, что накладывает определённый отпечаток как на порядок оперирования понятиями, так и на расстановку акцентов исследований, значительное внимание в ходе которых будет уделяться геополитической и историко-политической развёртке рассматриваемых вопросов.

Известно, что единодушия в отношении понятия этноса в современной научной среде нет. Ведь по всеобщему признанию ни один из важнейших признаков этнической идентичности – будь то происхождение, антропологический тип, язык или территория проживания – не могут претендовать на универсальность. Евразийская же этно-социологическая школа берёт на вооружение наиболее непротиворечивое и содержательное определение этноса, данное в своё время выдающимся этнографом Львом Гумилёвым. Согласно ему этническая общность определяется единством исторической судьбы. В то же время в перспективе глубинных исследований этничности на уровне коллективной психологии данное определение дополняется определением Александра Дугина, гласящим, что единство этноса определяется единством мифологии.

Впрочем, этот аспект этнической идентичности ведущий пообещал более подробно рассмотреть впоследствии. На этот же раз основное внимание участников семинара было сосредоточено на различении закрепившихся в науке подходов к определению этничности и специфике понятия «нация».

Как известно, существуют три основных подхода к рассмотрению этносов и этничности: примордиальный, конструктивистский и инструменталистский. Первый из них настаивает на фундаментальном и неизбывном характере этничности по отношению ко всем конкретным поворотам исторической судьбы входящих в этническую группу людей. Согласно второму этнос со всеми его специфическими чертами не просто был когда-то сформирован, но постоянно пребывает в процессе формирования под влиянием конкретных исторических выборов и обстоятельств. В соответствии с этим подходом этнос может существовать как проект, а этническая идентичность – подвергаться коррекции.

Наконец, третий, самый экзотический и поздний по порядку возникновения, подход сводит этничность до уровня простого феномена массового сознания и рассматривает апелляции к этнической идентичности как элемент политтехнологий, практикуемых политическими элитами для мобилизации народных масс.

С точки зрения парадигмального метода, разрабатываемого Александром Дугиным с начала 2000-х годов, все три вышеописанных подхода могут быть сведены к трём основным культурно-историческим парадигмам как к своим матрицам и даже в определённом смысле привязаны к конкретным историческим эпохам. Так, примордиализм в понимании этничности чётко соответствует уровню традиционного общественного сознания, премодерну.

Конструктивистские интерпретации и соответствующие им практики в области национального проектирования соответствуют эпохе модерна с её уникальной ролью государства в формировании социальных идентичностей. И, наконец, инструменталистский подход, полностью дезонтологизирующий понятие этноса, строго вписывается в парадигму постмодерна.

Именно со сменой первых двух культурно-исторических парадигм связано появление понятия «нация» и развитие явления национализма. Как продемонстрировал Павел Зарифуллин, понятия этноса и нации и соответствующие этим понятия реалии находятся в состоянии противоречия и конфликта, и нация, часто рассматриваемая как этап в развитии этноса, на самом деле является парадигмально иным явлением, вытесняющим и разрушающим этнос в исторической перспективе.

Только имперский принцип организации пространств соответствует примордиальному подходу к анализу этничности, только он способен естественным и адекватным образом иметь дело с этносами как с реальностью.

Два главных аспекта общественной трансформации эпохи модерна выделены Зарифуллиным в качестве предпосылок к формированию наций и оттеснению этносов с арены общественно-политических процессов. Первый из них – это распад империй и возникновение государств. Второй, неразрывно связанный с первым, - это формирование идентичностей на основе территорий проживания. Нация, с одной стороны, как нечто формирующееся на этнической основе, с другой стороны производна от государства.

Привязка национальной идентичности к территории, на которую распространяется суверенитет данного государственного образования, с началом эпохи модерна с точки зрения судеб народов привела к катастрофическим последствиям. Тот факт, что связь народов с территориями в эпоху премодерна фиксировалась либо весьма условно, либо не фиксировалась вовсе, обернулся для националистов и нациестроителей сложной проблемой. Ведь с одной стороны нация должна иметь определённый облик, с другой - соответствовать населению территории своего государства. Реальная картина расселения и внутренняя культурно-общественная жизнь народов никак не соответствовали этому.

В порядке решения этой проблемы на территориях вновь созданных европейских государств заработали «плавильные котлы», средствами образования и нормативного диктата проецировавшие на население усреднённый тип идентичности. Целые народы, с трудом поддававшиеся усреднению, искусственно и, нередко, насильно переселялись. Интересы развития капиталистического производства обусловили закрепление представлений о государственных границах в том виде, в котором оно нам известно сегодня. Сформировался тип горожанина, оторванного от собственных этнических, а стало быть, культурных корней и ориентированного на извлечение материальной выгоды.

Однако на рубеже прошлого и нового веков с небывалой прежде остротой стали заявлять о себе проблемы, которым до сих пор не всегда находится удовлетворительное объяснение. Природа этно-территориальных конфликтов современности и парадоксы глобализации – утверждают евразийские этно-социологи – может быть адекватно постигнута только в том случае, если будет признана ограниченность конструктивистского (не говоря уже об инструменталистском) подхода к определению этносов, только если будет признан и учтён фундаментальный, примордиальный характер этнической идентичности, неснимаемой и неуничтожимой ни в культурных «плавильных котлах» больших городов, ни в войнах, ни в переселениях.

Но одного осознания и учёта фундаментальности этнического фактора в общественно-политической жизни мало. Ведь исходя из реальности этносов и их неподвластности механическому, порождаемому экономическими соображениями проектированию, мы неизбежно придём к пониманию неадекватности действующей системы национально-государственных суверенитетов.

Только имперский принцип организации пространств соответствует примордиальному подходу к анализу этничности, только он способен естественным и адекватным образом иметь дело с этносами как с реальностью. Этому соответствуют и базовые установки имперской политики, кардинально отличающие её от национально-государственной. Империя, во-первых, представляет их себя порядок управления не территориями как таковыми, но, в первую очередь, народами. Во-вторых, важнейшей чертой имперской политики является внимание к этносам как реальным объектам со своими собственными режимами самоорганизации, в том числе – культурным и правовым, и учётом их в политической практике.

Каким же образом осуществляется эта политическая интенция в отношении этноса, на основании каких параметров складывается порядок отношений этносов и империи – об этом, как и о многом другом, все желающие имеют возможность узнать, посетив семинары Евразийского центра этно-психологии.


Илья Дмитриев  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru