Старообрядческая традиция основана на изначальной версии православия, принятой в момент крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, считает директор Центра геополитических экспертиз, политолог Валерий Коровин.
Выступая 24 сентября 2021 года на круглом столе «Сохранение и развитие традиционной культуры старообрядцев в Республике Бурятия», организованном в Улан-Удэ Администрацией Главы Республики Бурятия, Коровин акцентировал внимание на ошибочности современной точки зрения о том, что старообрядцы – это те, кто абсолютизирует всё вчерашнее и устаревшее в противовес новому и современному. По мнению эксперта, это не более чем риторическая уловка противников старообрядчества.
«Старообрядчество апеллирует не к старому, а к вечному, то есть – неизменному. К тому, что было изначально в момент сотворения мира, и тому, что будет неизменным в конце времён. Это то, вокруг чего вращается всё человеческое бытие… Поэтому старообрядцы стоят на стороне изначального и отстаивают то, что нельзя реформировать, так как реформированию подвергается лишь материальная сторона человеческого бытия, а нематериальная, то есть, духовная сторона, то, что отнесено к вечности, не может быть изменено», - цитирует слова эксперта портал "Евразия".
Коровин добавил, что по пути «изменения неизменяемого» пошла в период раскола западная церковь, что привело к появлению множества ересей – от католицизма до протестантизма. Старообрядцы же выступают в качестве ревнителей древнего благочестия и сохраняют то православие, которое было привнесено на Русь в момент её крещения святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году, то есть, когда из множества племён, преимущественно восточнославянских, и образовался русский народ.
«Таким образом, староверы хранят верность не вчерашнему, а изначальному. Они выступают против временного, то есть, модерна, новшеств, но не в материальном плане, а новшеств, которые вносятся человеком в неизменное, духовное и приводят, в конце концов, к регрессу, ухудшению качества времени. Аввакум говорил, что старообрядцы стоят против порчи мира», - добавил политолог.
Что же касается средств материально-технического прогресса, то старообрядцы их не отвергают, но и не абсолютизируют и не обожествляют, обращает внимание автор выступления.
«Я пользуюсь смартфоном, выхожу в прямой эфир со своим выступлением. Но разница лишь в том, что, в отличие от сторонников модерна, старообрядцы не абсолютизируют эти материально-технические средства, не обожествляют их. Для них эти средства носят исключительно утилитарный характер. Старообрядцы разделяют материальное, которое может меняться и совершенствоваться, и духовное, которое неизменно и не может быть реформировано и усовершенствовано, потому что изначально создано идеальным», - резюмировал Коровин.