Пресс-служба Иркутской Епархии Русской Православной Церкви сообщила о том, что в столице Приангарья собираются построить два новых храма при ВУЗах: Храм Сергия Радонежского при ИРНИТУ и храм великомученицы Татианы при ИГУ. Однако, в последние годы РПЦ сопровождают регулярные скандалы, связанные со строительством новых церквей. На иркутском портале «Irk.ru» уже опубликованы сотни негативных комментариев на эту тему.
10 марта 2020 года в Иркутске состоялся круглый стол сообщества «Интеллектуальная среда», посвященный проблеме возможной конфронтации Церкви и общества. Своим мнением с корреспондентом портала
«Евразия» поделился известный иркутский историк, краевед, эксперт «Интеллектуальной среды»
Всеволод Напартэ.
«Масса негативных комментариев против строительства храмов была весьма ожидаемой, - констатировал он. - Все мы помним и ситуацию с Екатеринбургом и другие подобные прецеденты. На антицерковном «хайпе» сегодня довольно легко заработать себе политические дивиденды. Было предсказуемо, что все это рано или поздно докатится и до Иркутска. Можно констатировать, что то, с чем мы имеем дело — это далеко не финал, и возведение храмов у нас, также, как и в Екатеринбурге, может сопровождаться пикетами и массовыми протестными выступлениями в защиту очередного парка или чего-нибудь в этом духе!».
По мнению собеседника «Евразии», ситуация ужасна тем, что подобного рода претензии к Церкви уже становятся общим местом: можно смело выступать против с криками «кто не скачет, тот за храм».
«Подобного рода высказывания автоматически делают вас человеком «прогрессивных» взглядов. В Иркутске много лет существует такой портал, как «Babr24», который систематически вскармливает людей подобных убеждений. Раньше они ходили туда, чтобы излить вою злость в комментариях, создавая из этого ресурса своеобразный заповедник антиклерикализма. Теперь они же пошли в массы и считают, что возможно высказываться везде и всюду. Теперь их мнение распространяется на многих ресурсах для гораздо более широкой аудитории, - отметил Напартэ. - Изложенная выше проблема в большей степени касается не нас, людей придерживающихся твердых убеждений, а т. н. «серой зоны»: людей еще не воцерковленных. Речь идет о колеблющихся, тех, кто находится по пути в Церковь, либо — по пути от нее. У кого еще нет своего мнения по поводу Церкви и веры. Вопрос прихода к Богу — это каждый раз очень личная история».
По его словам, чего бы хотели мы, как люди верующие, так это того, чтобы люди, пребывающие в «серой зоне» просто были лояльны к церкви. Чтобы они не оставляли в интернете негативных комментариев, чтобы не ходили за теми людьми, кто сознательно выступает против Церкви, теми, кто ведет с ней борьбу.
«Этот человек может сказать: «Я — не верующий по каким-то причинам, но я не против Церкви потому, что она всегда здесь была, и моя бабушка в нее ходила. Я не буду участвовать в этих спорах и не буду ее критиковать. Ездит ли священник на "Мерседесе" и какие у него часы — дело не мое. Я лучше выскажусь на любые другие темы, но не про Церковь». Вот это состояние нас бы полностью устроило. Но проблема в том, что его нет» - подытожил он.