Празднование 1000-летия единения мордвы с народами многонациональной России проникнуто государственной целесообразностью
По преданию, когда древний мордовский правитель Тюштя покинул землю и вознесся на небеса, он оставил народу свою медную трубу. И сказал Тюштя многочисленному мордовскому племени: будет трудно – трубите в эту трубу, зовите меня.
В мордовском костюме много красного цвета. Это – цвет жизнелюбия, радости. После тяжелых исторических катастроф, Русь и в мордовском наряде выходила на свет Божий – демонстрируя миру, что она жива, что она на этой земле – навсегда.
Мордва (мокша и эрзя) и в третьем тысячелетии остается почти миллионным народом. Более того, около 20 миллионов россиян имеют мордовские корни. У мордвы есть своя государственность на родной земле, своя письменность и культура. Но труба Тюшти не выброшена на свалку истории. Сегодня сама Россия отыскала эту трубу в глубинах исторической памяти своего мордовского народа и собирается протрубить в нее.
Потому, по большому счету, не только Мордовия согласно Указу Президента России отмечает 1000-летие единения мордовского народа с народами России, но и вся Россия. Основные мероприятия президентским Указом назначены на 2012 год, но активная подготовка к празднику идет уже сейчас. Для многих очевидно, что эта дата – условная, символическая, но время от времени бывает необходимо громко и торжественно заявить о древней сплоченности народов России, о нашем многонациональном родстве – как о Божьем даре…
По оценке ученых Института российской истории РАН, мордовский народ, начиная уже с IX-X веков, участвовал в строительстве Российской государственности, на основе договора с русскими князьями платил им дань. Об этом упоминается и в знаменитой «Повести временных лет». Народы, живущие на нашей земле, еще тысячу лет назад умели договариваться – чтобы вместе выживать и вместе развиваться!
Сегодня Россией востребованы значимые даты, символизирующие древнее единство ее народов. Востребованы в ответственный час, когда идет глобальный передел мира, когда наша страна столкнулась с проблемами, от решения которых зависит завтрашняя геополитическая картина на всей планете Земля. В новейшей истории России оказалось необходимым чествование народов, составляющих основу государства. Это нужно и для сохранения и воодушевления самих этих народов, и это нужно для сохранения и укрепления многонациональной России.
Это Россия сегодня трубит в трубу Тюшти, которую бережно сохранила Мордовия. Это Россия зовет Тюштю, чтобы он сказал: мы 1000 лет с Русью. Более того – мы всегда вместе!..
Сегодня Россия зовет Тюштю, чтобы он своим веским, могущественным словом помог ей сохранить себя как уникальную и неповторимую землю.
Мордва – народ земли, живой и мыслящей земли, потому и выжил в исторических ураганах, что не отрывался от земли, боготворил ее. С территории нынешнего Поволжья исчезли многие народы и племена, с которыми мордва часто воевала, порой терпела и поражение от них. Но мордовский народ выстоял, и во многом благодаря тому, что создал мощный духовно-культурный союз с Русью, обогативший и расцветивший историю России.
Можно сказать и по-другому: Русь растила себя в мордве, растила трудолюбивой, мужественной, песенной, доброй и жизнелюбивой. В мордовском костюме много красного цвета. Это – цвет жизнелюбия, радости. После тяжелых исторических катастроф, случавшихся за тысячу лет, Русь и в мордовском наряде выходила на свет Божий – демонстрируя миру, что она жива, что она на этой земле – навсегда.
То, что мы стали тысячелетиями обозначать значительные вехи в своей жизни, свидетельствует о глобальном характере политического мышления, присущего нашему времени. Мы обрели особую патриотическую зрелость, и нам уже необходимо иметь глобальную совместную судьбу и необъятную биографию в родном Отечестве. Потому и идет исторически позитивный процесс приведения в порядок нашего прошлого.
Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле матери-истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга.
И в случае с 1000-летием единения мордвы с народами многонациональной России имеет место государственная целесообразность этой даты. Потому что это нужно, прежде всего, самой Российской Федерации. Думается, исходя в значительной мере и из общественно-политической своевременности красивой исторической даты, и инициировало руководство Мордовии данный юбилей, несомненно, имеющий всероссийский резонанс.
Общегосударственный резонанс пять лет назад имели и торжества, посвященные 125-летию со дня рождения скульптора Степана Эрьзи (Нефёдова). Это имя более других имен делает мордовский народ известным в мире. Скульптор объехал мир, жил и творил в разных странах, но его вдохновляло ощущение дома в лесном краю, его укрепляло ощущение своей страны. И он вернулся домой – в Россию. Привез сюда и свои бессмертные произведения, которые сегодня хранятся в уникальном музее в столице Мордовии. В Саранске покоится и прах великого мастера мирового масштаба. Можно сказать и так, что Степан Эрьзя всю свою долгую жизнь через весь мир, вобрав в себя планетарную культуру, возвращался в родную Мордовию, в сияющий край полей и лесов. Новую родину здесь обрел и ветхозаветный Моисей, сотворенный руками гениального мордвина.
Не случайно народы, стремящиеся укрепиться и сохраниться в современном мире, учитывают информационную особенность этого мира и поднимают на щит наиболее знаковые имена, прочно утвердившиеся в историческом сознании. Из глубин Руси любит и оберегает родной народ великая мордва: патриарх Никон, памятник которому появился в Саранске в этом году, и народная певица Лидия Русланова, историк Василий Ключевский и летчик Михаил Девятаев, совершивший побег из фашистского концлагеря на немецком самолете. И знаковая мордовская песня «Умарина» (Яблоня) объединяет народы земли, где эта яблоня расцвела. А на яблоне-умарине за тысячи лет поспели плоды нашего многонационального единства в России. И о чем больше всего любит петь мордва? О яблоне, о березе, о любви, о земле, о России…
В последнее время Мордовия стала чаще обращаться к имени адмирала Федора Ушакова, который многие годы своей жизни провел на мордовской земле, провел – в трудах и молитвах. Здесь же, в Санаксарском монастыре, он и похоронен. В 2001 году адмирал был канонизирован. Жизнь русского воина Ушакова в мордовском краю красноречиво символизирует единство Руси и мордвы, потому что это – прежде всего единство людей!
Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле матери-истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы через тысячу лет Божьей милостью русский поэт мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!..»
Несомненно, Сергей Есенин хотел бы, чтобы эти его слова, обращенные к Родине, оставались актуальными еще тысячи лет. Потому что «любимой Руси» нет без мордвы и других народов, живущих здесь, как и самих этих народов уже тысячу лет нет без Руси. Многонациональное единство нашей земли, насчитывающее десятки славных веков, само по себе грандиозное историческое событие!