7 июля, четверг | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Сейчас, в судьбоносные для нашего народа дни, внимание многих, вдруг пробудившихся от повседневной дрёмы, людей приковано к смерти. С обеих сторон ведут подсчёт убитых: сочувствующие Украине заявляют о 4000 тысячах убитых русских воинах, Министерство Обор Приказа умирать не было
Солдат и смерть
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Мы не сможем выиграть у Запада, играя по его правилам. Почему МВФ управляет нашим ЦБ, почему там Набиулина до сих пор, а не Глазьев или Геращенко? Сейчас наши предприятия готовы расширять производство, набирать новых рабочих, им как воздух нужен кредит, н Хватит мямлить! Вырабатывайте командный голос!*
Полумерами отделаемся
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
На Украине принято иронизировать, когда происходящее в этой стране сравниваешь с событиями Великой Отечественной войны, а действия украинских «патриотов» с действиями немецких нацистов. При этом они, не стесняясь, используют нацистскую эстетику, символику Трибунал за геноцид: как открыть миру глаза на происходящее в Донбассе
Накануне прозрения
Война в Донбассе намного серьёзнее, масштабнее, кровопролитнее, кровожаднее. Если, в Абхазии, допустим, какие-то запрещённые вещи применялись – игольчатые или нервно-паралитического действия, лишь бы человека обездвижить, то здесь применялся фосфор. Я уже Боец «Пятнашки»: «В Абхазии и Донбассе – один и тот же сценарий, только разные масштабы»
Добить врага
21 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялась Международная конференция «Доказательства массовых военных преступлений вооруженных сил и нацподразделений Украины». Мероприятие прошло по инициативе российских и зарубежных правозащитников. На конфе Военные преступления Киева: грядёт трибунал
Трибунал для Киева
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Проблема свободы слова является актуальной многие годы, и в наше время ничего не изменилось. Достижение Российской Федерацией своих национальных интересов дает нам возможность взглянуть на эту проблему под другим углом в режиме реального времени. Данную п Свобода слова теперь в прошлом
Где демократия?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Русская действительность как таковая


Был ли у нас модерн, или имело место только болезненное искажение русского сознания, попытка привить ему западный образ мысли, оторвав от сферы национального бессознательного? 29 июля 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Россия имеет шанс на создание своей идеологии, которая будет выведена из народного бессознательного и из народной структуры

Рассуждая о политических идеологиях, в первую очередь следует соотносить свои умозрительные построения с той национальной реальностью, в контексте которой данные идеологии возникают и воплощаются. Так получилось, что логика развития европейско-североамериканской цивилизации, те исторические этапы, которые она проходила, те трансформации, которые она претерпевала, автоматически экстраполируются и на другие цивилизации, в том числе и русскую. Стоит ли это считать правомерным?

И либерализм, и коммунизм, и фашизм в своих ортодоксальных вариантах не являются порождениями русского исторического процесса - они суть вещи заимствованные, а значит, не связанные с корневыми аспектами русской жизни.

Политическая идеология не может существовать вне национального контекста, что подтверждается, например, теми метаморфозами, которые претерпела на русской почве идеология социализма. Русский большевизм породил мощное автократическое государство, новое самодержавие, завернутое в красные одежды, новую империю. Не произошло и никакого отмирания государства, чаемого Карлом Марксом, что в совокупности со многими другими факторами позволило левым мыслителям Запада обрушиться в свое время с критикой на Советский проект как на неимеющий никакого отношения к левой идеологии. В любом случае, и либерализм, и коммунизм, и фашизм - три основных идеологии Нового Времени - в своих ортодоксальных вариантах не являются порождениями русского исторического процесса, но суть вещи привнесенные, заимствованные, а значит, не связанные с корневыми аспектами русской жизни.

Настоящей русской левой просвещенческой идеологии никогда не было, русского фашизма - тоже, было подражание и неумелое копирование западного. Русский либерализм тоже сначала был забавой исключительно для интеллигенции, а после того, как эта идеология на самом Западе приказала долго жить, превратился, как и фашизм, в забаву для фриков. Наверное, стоит задать вопрос, а почему так? Не потому ли, что модерна как исторического этапа, качественно иного по сравнению с традиционным обществом в России, как и во многих других незападных странах, у нас просто не было? А значит, его политические идеологии иррелевантны по отношению к русской действительности, и им здесь просто нечего делать.

В прямом смысле нечего делать - они могут работать, но в другой стихии, с другим материалом, с другим типом человека, нежели тот, что существует в России. Умом Россию действительно не понять, но каким умом? Западным, картезианским «рацио» - действительно нет. Но не потому ли, что это западный «ум», представление о разуме, выведенное в рамках западноевропейской философии, исходя из западноевропейской реальности, на основе их представлений о человеке, их архетипах и их бессознательного?

Было ли что-то подобное в России, было ли у нас Просвещение, которое готовило почву к пришествию модерна? Очевидно, нет. Так был ли у нас сам модерн, или имело место только болезненное искажение русского сознания, попытка привить ему западный образ мысли, оторвав от сферы национального бессознательного?

Внешне положение дел в России и на Западе может выглядеть похоже, но если разобраться в сути вещей, то речь идет о принципиально разных ситуациях. Там все три идеологии, суммируя все возможности, предоставляемые Новым Временем, исчерпали себя. Таким образом, исчерпала себя и сама эпоха модерна. В России же не было ни модерна, ни этих трех его идеологических составляющих, а значит, и рассуждения о трех идеологиях в русском контексте не имеет смысла. У нас не было модерна, а значит, у нас ничего не могло себя исчерпать.

Постлиберализм захватывает нас лишь в той степени, в которой он затрагивает имплантированную в русский организм чужеродную нам идею Запада и исковерканное сознание ее носителей, в основном принадлежащих к верхам общества. Но и это исковерканное сознание - глубоко незападное, оно нездоровое русское, искалеченное - но наше. Кризис идеологии? У них - возможно. Нас же их кризис касается только в небольшой степени. Проще говоря - у них уже все кончилось, тогда как у нас ничего и не начиналось.

У нас есть шанс - модернистский проект Запада уже исчерпал себя, а до торжества постмодерна - еще далеко. На дворе время, когда жить по старому уже нельзя, а новое только-только проявляется. Запад уже не представляет собой прежней идеологической силы, и в плане идеологий ему нечего предложить остальному миру, влияние его в этой сфере крайне мало. Прежнее колдовство ослабло, новое еще не набрало силу.

Россия имеет шанс на создание своей идеологии, которая будет выведена из народного бессознательного, из народной структуры. Ее можно назвать Четвертой Политической Теорией, противопоставив трем политическим теориям модерна, или более точно - Русской Политической Теорией. Какой ей следует быть - здесь следует обратиться к самому народу, его бессознательному, снам, сказкам, преданиям, истории, распространенным в нем «предрассудкам» и характерным чертам народного мировоззрения.

Следовательно, субъектом русской политической теории должен стать русский народ, которого следует воспринимать в качестве единого надвременного организма. Русский народ, понятый как наделенная особой миссией спасительная община, как колыбель нового мира. Именно так и понимали всегда себя русские - как новый Израиль, как альтернативу вообще всему апостасийному пути развития человечества.

Это ощущение было свойственно и для Советского периода нашей истории, и для периода Московского царства, и для Петербургской России, особенно после Французской революции. Россия как альтернатива. Это, в принципе, та идея, которая и создала русских как народ, а до этого была характерна, например, для Византии. Главное - русскость как альтернатива, как иной путь развития, нежели пути, существующие на Западе или Востоке. Таким образом, русскость, или народность, должна стать ядром новой политической теории.

Вторым элементом должна стать как раз сама идея, идея-альтернатива, носителями которой являются русские. В любом случае, русское государство может быть только идеократическим, каковым оно и было всегда, неважно, будь то идея Третьего Рима или Третьего Интернационала. Православие, как то, что сделало русских русскими, уникальным народом с их совершенно особыми характеристиками, более всего подходит на роль такой идеи.

Следующим пунктом, логично вытекающим из двух вышеназванных, является государственная суверенность народа, его полная независимость, выраженная во власти, которая такой независимостью от внешних факторов обладает. Суверенность, или говоря по-русски - самодержавие. Самодержавие не только власти, но и народа, который сам держит свою страну и себя, самоуправляясь. В связи с этим можно вспомнить русские традиции земского самоуправления, не раз проявлявшиеся затем и в царской России, а потом и в системе Советов. Самодержавие и Советы - есть две грани одного целого.

Таким образом, самодержавие можно характеризовать как широкое самоуправление различных групп народа на местах, соединенное с сильной верховной властью. Именно в нем, в самодержавии, разрешается на первый взгляд соединение несочетаемого в русском народе - одновременная тяга к анархической вольнице и любовь к сильному государю.

Может, хватит рыться на европейской политической помойке? Все равно, ничего кроме кучи бесполезных и не нужных никому вещей мы не найдем.

Более того, получается, самодержавие и народность, равно как народность и идеократию (православие), очень трудно разделить - одно перетекает в другое. Сочетание этих трех элементов, выделенных впервые графом Сергеем Уваровым в теории «официальной народности», - является матрицей русской политической системы, равно, наверное, как и матрицей русского вообще. Все три элемента связаны вместе и перетекают один в другой, так как не могут адекватно существовать по отдельности.

Эта концепция может объяснить многое. Например, острейший конфликт внутри русского общества в период Гражданской войны с точки зрения идей, высказываемых основными тремя сторонами, можно выразить как конфликт между носителями идеи «самодержавия» (белые), настаивавших в первую очередь на «единой и неделимой России», носителями идеократических тенденций (красные), вдохновлявшихся идеей мировой революции, и носителями «народности» (зеленые, махновцы, антоновцы и др.). На примере всех трех движений можно проследить, во что вырождается каждый из элементов, если он существует отдельно. Самодержавие вырождается в антинародную диктатуру оторванной от народа элиты, идеократия - в антинародную диктатуру, оторванной от народа контр-элиты, народность - в бандитизм. Таким образом, хотя базой русской политической теории и должна быть народность, две других составляющих не должны оставаться без внимания, и наоборот.

Преодоление разделенности, отчужденности, выявление общих черт, в, казалось бы, далеких друг от друга русских историко-философских концепциях, стремление к цельности, интеграции, объединение воедино разорванного кольца «православия, самодержавия, народности», прямо требует того, чтобы эта идеология стала в первую очередь идеологией национального примирения и единства, которая бы рассматривала нашу историю континуально, одновременно связывая воедино прошлое настоящее и будущее. Эта идеология будущей России и, по-разному, она отражалась в мышлении наших исторических деятелей, разные ее грани могли воплощаться и в деятельности противоборствующих группировок. Понимание этого только и может привести к снятию разрозненности внутри самого русского народа, в первую очередь политически активной его части.

С точки зрения русской политической теории, никаких различных трех сверх-идеологий не было - все они являются необходимыми частями другой теории, единой европейской политической теории Нового Времени. И действительно, все три идеологии легко соотнести с тремя главными лозунгами Французской революции: либерализм соответствует свободе, коммунизм - равенству, фашизм, настаивающий более всего на национальном, расовом или государственном единении, как высшей ценности - братству.

Эти три теории абсолютно иррелевантны по отношению к русской действительности, а потому, по меньшей мере, бесполезны, или даже вредны. Если уж на самом Западе они расцениваются как пережитки далекого прошлого, уступая место soft-ideology, пост-либерализму, который трудно уже назвать идеологией, скорее это квинтэссенция западного мира постмодерна, предложение расслабиться, потреблять и «не париться», взятое в качестве главной ценности, то стоит ли нам цепляться за них? Может, хватит рыться на европейской политической помойке? Все равно, ничего кроме кучи бесполезных и не нужных никому вещей мы не найдем.

Итак, существует лишь постлиберализм, в рамках которого очень уютно чувствуют себя остатки всех трех теорий, и который угнездился в головах по большей части довольно обеспеченного населения российских столиц. А поскольку это уже даже и не идеология, а определенная операционная система, то ее сбой поможет всеобщему отрезвлению от постлиберального забытья и даст шанс для создания русской политической теории. Преступно было бы его упустить.


Александр Бовдунов  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru