Избранный Патриархом Московским и всея Руси Кирилл (Гундяев) многим кажется неподходящим для своего нового сана, но именно такие люди нужны сегодняшней русской церкви
Итак, 1 февраля 2009 года произошло, как мы сказали бы в отношении лиц светских, вступление в должность нового, шестнадцатого по счёту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). Тем самым подведён окончательный итог бурным спорам, пересудам и гаданиям, предшествовавшим избранию. Однако, вернувшись в некотором смысле назад, мы должны признать, что в среде как церковников, так и мирян у владыки Кирилла хватало и сторонников, и противников. А иначе и быть не могло. Ведь первые эпитеты, которыми наделяют нового Патриарха – это «яркий» и «характерный». А с такими качествами всем угодить невозможно по определению.
Кирилл никогда не боялся встретить непонимание аудитории. Так, он неоднократно высказывался о том, что гомосексуалисты должны быть ограничены в праве занимать руководящие посты.
Впрочем, сказанное касается в основном людей, серьёзно погружённых в жизнь Церкви. Для большинства же мирян, да и просто лояльных Церкви граждан, пожалуй, главным положительным качеством избранного церковного главы является его интеллектуальный уровень, проще говоря - образованность. Свободно владеющий несколькими иностранными языками сильный богослов, грамотный и уверенный спорщик - даже вне зависимости от каких бы то ни было ориентаций уже внушает уважение и вызывает интерес. То же самое можно сказать и о безусловных лидерских качествах владыки Кирилла. Уж кого-кого, а скучного и безынициативного патриарха в его лице мы не найдём. Пусть он будет неоднозначен, но ярок, убеждён в правоте своего дела – и это уже значит, что Церковь будет жить, а не чахнуть.
Тем, кто следит за церковной жизнью исключительно через телеэкран, нелишне будет вкратце напомнить биографию Патриарха. Сын священника с детства мужественно переносил недружелюбие социальной среды времён уже дряхлеющего, но всё ещё уверенного в своей непогрешимости советского строя. Несмотря на очевидные минусы такого пути, молодой человек всё же решил идти по стопам отца. По окончании Ленинградской духовной семинарии в 1969 году пострижен в монахи. В том же году рукоположен в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. По окончании Ленинградской духовной академии в степени кандидата богословия занялся преподавательской деятельностью. Становится приближённым и поверенным в дела митрополита Ленинградского Никодима.
По возведении в сан архимандрита активно включается в жизнь церкви на административном и дипломатическом уровне, представляет Московский патриархат на Всемирном совете церквей, в качестве делегата посещает бесчисленное количество конференций и других международных встреч. В 1976 году становится епископом Выборгским, в 1977 - архиепископом. Всё это время продолжает преподавательскую деятельность и практически готовит себя к своей будущей роли ответственного в деле внешних сношений Церкви. С 1984 года Кирилл – архиепископ Смоленский и Вяземский (позже – Смоленский и Калининградский). Наконец, осенью 1989 года назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, где и проявляет себя с наибольшей силой. Принимает активное участие в деятельности Синода по линии работы с молодёжью и нравственного воспитания общества.
Именно благодаря этой деятельности с именем нового Патриарха Кирилла ассоциируется не «церковь для бабушек», а церковь, ориентированная на укрепление своих позиций в будущем, на завоевание сердец новых поколений. Одновременно это даёт повод недоброжелателям говорить о мнимом «модернизме» владыки Кирилла, светско-ориентированном характере его инициатив. Как раз наибольшее число этих недоброжелателей сосредоточилось в стане «элитаристов», если не сказать эскапистов от Церкви, стремящихся замкнуть Церковь от внешнего мира, поставив тем самым точку в процессе отделения её не только от государства, но и от общества.
Недоброжелатели ставят Патриарху Кириллу в упрёк излишнюю, как им кажется, медийную активность, которая, по их мнению, отдаёт светскостью. Впрочем, такой аргумент способен произвести впечатление разве что на недалёких мирян. Ведь совершенно ясно, что для того, чтобы Церковь укрепляла свои позиции в обществе, а не превращалась в изоляционистскую маргинальную организацию, необходим активный диалог. И владыка Кирилл ведёт этот диалог с усердием и тактом, не упуская возможности сказать во всеуслышание слово от лица Церкви, но и не перегибая палку в сторону потворства испорченным вкусам потребителей массовой информации. Главное в современной ситуации, чтобы слово Церкви было услышано воспитанными на безвкусной атеистической пропаганде детьми позднего «совка» и их неокрепшими в духовном смысле чадами.
Кстати, к вопросу о нравственной позиции патриарха следует напомнить, что Кирилл никогда не боялся встретить непонимание аудитории. Так, он неоднократно высказывался о том, что гомосексуалисты должны быть ограничены в праве занимать руководящие посты и вести преподавательскую деятельность, по крайней мере, в том случае, если они не скрывают своей ориентации. Согласитесь, для сегодняшнего общества, насквозь пропитанного западными представлениями о так называемых правах человека, звучит достаточно бескомпромиссно.
Следующее обвинение, выдвигаемое против Патриарха, сродни первому, и здесь тоже, при детальном рассмотрении вопроса, сомнений в некомпетентности и злом умысле критиков владыки Кирилла места не остаётся. Речь идёт о его деятельности в сфере внешних связей Церкви и мнимом экуменизме. За экуменизм же эти самые критики готовы принять простую способность к нормальному диалогу.
Самое опасное происходит тогда, когда Церковь вместо того, чтобы выполнять роль мета-политики, больше-чем-политики, становится разменной монетой в играх политиканов.
Иными словами, в Патриархе Кирилле не любят политика - в то время как сегодня именно в политике нуждается церковь. Большинство самих церковников открыто признают, что управление по внешним связям – самая «живая», если не единственная активно функционирующая структура церковного управления. Работа в ней ведётся ежедневная, как в нормальном учреждении, и отдачи от своих подчинённых владыка Кирилл требует полной.
Редчайшее качество – совмещение духовного сана с ярко выраженными качествами управленца – безусловно, то, что нужно Церкви именно сейчас, на подъёме её влияния в обществе, на начале нового витка её могущества. Этому как нельзя точно соответствуют слова, сказанные Кириллом у гроба своего предшественника Алексия II: «Патриарх Алексий принял церковь, ослабленную десятилетиями гонений, притеснений, церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну и слабая русская церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ. И сегодня патриарх Алексий оставил другую Церковь. Она больше не немощная, не слабая, у нас не дрожат больше руки и ноги, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Русская Православная Церковь - единственная, кто сохраняет традицию память и ценности Святой Руси, духовную красоту и силу той традиции, которая нас всех воспитала».
Итак, Патриарх Кирилл – это лицо церкви, «открытой обществу», но открытой отнюдь не для компромисса, не для того, чтобы впустить тлен современного общества в себя, но, наоборот, для того, чтобы властно вторгнуться в жизнь общества, наполнить его своим благодатным присутствием, заново утвердить его пошатнувшиеся духовные основы.
Мы уже сказали о том, что владыка Кирилл – политик, и о том, как важно это именно сейчас, когда мировоззрение вновь заявляет о себе как о фундаменте жизни вообще и жизни политической в частности. Самое опасное в этой ситуации происходит тогда, когда Церковь вместо того, чтобы выполнять роль мета-политики, больше-чем-политики, становится разменной монетой в играх политиканов. Так, к сожалению, обстоят дела в сегодняшней Украине. Противодействие этим чудовищным тенденциям составляет именно политическую задачу.
И на готовность справиться с этой задачей владыка Кирилл прозрачно намекнул ещё при жизни Алексия II, в самом центре братской Украины, поражённой «оранжевой» чумой, идущей рука об руку с расколом. «Россия, Украина, Беларусь - это есть Святая Русь», - заявил митрополит Кирилл, выступая перед многотысячной аудиторией в Киеве. Тем самым он дал понять, что есть пласты, гораздо более глубокие, чем те, которые прорезаются государственными границами и двигать которыми властны беспринципные продажные политики.
Это – пласты культурно-исторического, цивилизационного единства, скреплённые в нашем случае не чем иным, как православной верой. Сегодня эти пласты вновь приходят в движение, и во главе этого движения становится умный, проницательный, наделённый поистине государственным мышлением человек. А это значит, что проводникам сил распада, вражды и порока не поздоровится.