Всепроницающие процессы глобализации, создавая видимость благополучия, отнимают у человека все то, что и делает его человеком
Центр консервативных исследований при Социологическом факультете МГУ от месяца к месяцу все крепче становится на ноги, прочнее закрепляется в университетской среде, обрастает десятками внутрироссийских и международных связей. Работа центра, как и планировалась, выходит на мировой уровень.
«Парадокс современного либерализма заключается в том, что он еще более радикален в постановке и решении тех задач, которые поставил перед собой коммунизм, но не смог их разрешить».
24-го ноября на социологическом факультете МГУ прошла лекция ведущего французского философа, теоретика геополитики и идейного вдохновителя политико-философского течения «Новые Правые» Алена де Бенуа. На лекции могли присутствовать все желающие студенты МГУ, представители ЕСМ и МЕД. Как и ожидалось, поточная лекционная аудитория оказалась на два с лишним часа забита до отказа. Для того, чтобы послушать и задать вопросы французскому мыслителю, собрались не только многочисленные студенты соцфака, но и признанные мэтры отечественного евразийского движения, преподаватели факультета, журналисты.
Непосредственно в лекции, которая синхронно переводилась с французского на русский, затрагивались важнейшие геополитические и межцивилизационные проблемы взаимоотношения народов и стран. В частности, особое внимание Бенуа уделил проблеме глобализации и экспансии либерализма как унифицированной метаидеологии, при этом он заявил, что глобализация осуществляется «в ущерб разнообразию культур, народов и образа жизни».
Парадокс же современного либерализма, с его точки зрения, заключается в том, что он еще более радикален в постановке и решении тех задач, которые поставил перед собой коммунизм, но не смог их разрешить: «Коммунистический марксизм защищал материалистическую парадигму так же, как и либеральный капитализм. Однако, последний оказался более эффективным, практическим материализмом, в отличие от более идейного и эсхатологическго марксизма».
По мнению Де Бенуа «под влиянием либеральных идей мир стремится к созданию единого рынка, что относится не только к сфере экономики. Глобальный рынок – это парадигма всех социальных последствий с точки зрения рынка». В этом смысле, по утверждению философа, «глобализация – это царствование экономического человека». Современный человек, как утверждает французский геополитик, все больше сводится к роли «производитель-потребитель», утратив последние элементы сакральности.
Особое внимание в обширном докладе уделялось определению дефиниций «глобализация» и «модерн», выявлению их основных свойств и характеристик. Выделялись, в частности, такие качества глобализации, как отмена времени и пространства. В пример ученый привел крушение башен-близнецов в Нью-Йорке. Тогда, как утверждает Бенуа, мировыми СМИ были мгновенно преодолены временные границы, и новость о террористическом нападении на ВТЦ не только смогла распространиться по всему миру, но также быстро повлияла на ход истории. Революционным же рывком в преодолении пространства стали самолеты и скоростные поезда, которые фактически отменили фактор расстояния.
При этом глобализация, по утверждению ученого, имеет ярко выраженную тоталитарную проявленность: «В планетарном масштабе учреждается общество надзора. Современная система постоянно контролирует человека – не отклоняется ли он от норм поведения, контролю подвергается общение, перемещение – путем камер наружного наблюдения и использования электронных систем слежения». В этом, по мнению основателя европейской школы «Новых Правых», кроется парадокс современной общественной системы: «Наиболее технологически развитые общества располагают сегодня арсеналом средств для слежения и контроля, какими не располагал ни один тоталитарный режим в прошлом».
«Европа перестала самостоятельно осмыслять мир, прекратила заниматься активной рефлексией окружающего политического пространства».
Современность, по мысли де Бенуа, можно определить как сближение пяти процессов, а именно: индивидуализации, под которой следует понимать разрушение традиционных общинных и общественных структур с целью концентрации субъектности в отдельном индивиде; принятия общих ценностей; десакрализации, которую в трудах консервативных мыслителей часто называют расколдовыванием (Entzauberung) мира; использования инструментов разума; универсализации и расширения систем ценностей.
Ученый поставил под сомнение универсальность западной системы ценностей, навязываемой сегодня человечеству, заявив, что «западная идеология зародилась в определенный, совершенно конкретный исторический момент, в контексте западной культуры, однако уже с момента зарождения начала претендовать на некую универсальность», что по мнению французского философа, совершенно не правомерно. «Глобализация есть нео-колониализм», - считает де Бенуа.
Помимо констатации существующего положения вещей, французский мыслитель, будучи последовательным противником процесса глобализации в либерально-рыночном западном варианте, предложил ряд средств для борьбы с ее деструктивным влиянием. Особо Ален де Бенуа подчеркнул сетевой, ризоматический характер распространения глобализации, обратив при этом внимание на специфику сетевой структуры по сравнению с классическими организациями и группировками модерна. «В сетях нет центра, а информация в них распространяется подобно компьютерным вирусам», - подчеркнул Бенуа.
Касаясь непосредственно геополитических вопросов, основатель движения «Новых Правых» выделил всего три основных центра силы, которые можно обозначить на карте мира: Китай, США и Россия. Европа, по мнению Бенуа, «перестала самостоятельно осмыслять мир», прекратила заниматься активной рефлексией окружающего политического пространства. Следствием этого явилось отчасти поспешное присоединение к Европе ряда более мелких стран, составляющих своего рода «санитарный кордон» между теллурократической Россией и странами «старой Европы».
Вторую, более короткую часть лекции Ален де Бенуа отвечал на вопросы студентов, которые поступали как в устной форме, так и в письменной. Слушатели Бенуа обнаружили достаточно высокий уровень познаний в сфере геополитики и международной проблематики, собравшиеся активно интересовались расстановкой сил в Европе, перспективами консервативной мысли, возможностью образования на карте мира новых стратегических альянсов.
Провожали уважаемого гостя бурными овациями. Многие студенты и преподаватели еще долго продолжали беседы и споры в коридорах соцфака, когда Ален де Бенуа в сопровождении Александра Дугина уже покинул аудиторию.