13 июля, понедельник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм

Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства

Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами

Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?

Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю

Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»

Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA

Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам

Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба

Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями

Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина

...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем

Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?

«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество

Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50

Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь

Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России

К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора

«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов

Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться

На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!

Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти

Лукошкино: памятник землякам-фронтовикам Лукошкино: памятник землякам-фронтовикам
Имена героев нашли в архивах

Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?

Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего

Вся правда о масках #НошуМаску Вся правда о масках
Маски: новая реальность

Конституция и профсоюзы Конституция и профсоюзы
Профсоюзные поправки в Конституцию

Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд

 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Поглощающая тьма зрелища


Массовая культура использует реальность лишь как материал для создания фантазий, обрывая все связи с общемировым знанием 17 июля 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Массовая культура замещает качество количеством - количеством стандартов, что соответствует представлениям современного человека, который все явления жизни оценивает только количественно

Многовековая традиционная культура в знании, воплощенном в словесных или материальных образах искусства, видела огромную ценность, помогающую человеку осмыслить окружающий его мир, она рассматривала жизнь человека в процессе его внутреннего роста. Традиционная культура была аристократична - она обращалась к высшим ценностям, духовным, доступным только тем, кто не тратил всю энергию на выживание, т. е. высшим классам. В современном массовом обществе культура должна отвечать на запросы масс, запросы простых людей, живущих в сугубо материальном, физическом мире, в котором высшие духовные ценности не более чем абстракция, а ценность личности достаточно сомнительна. Традиционная аристократическая культура уступила свое место культуре массовой, которая обращалась к массовому вкусу, т. е. к самому низкому.

Массовое общество воспитывало материалистическое мировоззрение, так как выросло на фундаменте массовой экономики, а материальная сторона жизни, став превалирующей, вытеснила все другие аспекты жизни.

Вековая народная культура - цирк, рыночный балаган, зрелище, в котором действие важнее содержания. Ее назначение развлекать, она предоставляла возможность на время уйти от проблем каждодневной жизни. Это был своего рода легкий наркотик. Рыночный балаган, плотские радости жизни, еда, вино, секс были теми сферами, где, хотя бы временно, можно было укрыться от травмирующей реальности.

До возникновения технологического общества человек был связан с природой, благодаря религии он чувствовал себя органической частью мира и в постоянном общении с другими черпал жизненную энергию. В современном искусственном мире, в окружении бетона, стали и стекла индустриальной цивилизации связь человека с высшими силами, с органикой природы и с другими людьми оказалась сужена до абсолютного минимума и, оставшись в вакууме своего одиночества, он стал нуждаться в «наркотиках» больше, чем когда-либо раньше. Тем более, что мир стал настолько переусложнен, что стало бессмысленным пытаться его понять. Но потребность в заполнении внутреннего мира сохранялась, и на это запрос не могли ответить привычные формы ухода от реальности - алкоголизм, наркотики, сексуальная сфера, тем более, что эти формы эскапизма (бегство от реальности) считаются аномалией, - и единственно допустимой формой эскапизма стало искусство, трансформирующее реальность в эстетически приемлемые формы.

Массовое общество воспитывало материалистическое мировоззрение, так как выросло на фундаменте массовой экономики, а материальная сторона жизни, став превалирующей, вытеснила все другие аспекты жизни. Но в материальной сфере внешнее, физическое действие человека важнее его внутреннего мира. Действие, а не внутренний мир человека, не его психология, теперь является движущей силой материалистической цивилизации.

Когда на авансцену истории вышли массы, весь цивилизованный мир, вне зависимости от политической системы каждой страны, встал перед вопросом, как контролировать миллионы и направить их энергию в безопасное для власть имущих русло. Культура предшествующих веков не могла быть использована, т. к. содержавшиеся в ней идеи противоречили тем задачам, которые ставила перед собой власть. Кроме того, она была слишком сложна и требовала многолетнего воспитания.

Культура, как и наука, не может существовать без заказчика. По словам Скотта Фитцджеральда «культура следует за деньгами». Новые хозяева жизни заказывали музыку исполнителям, вооружали их новыми техническими средствами. Новые технологии позволяли упростить культуру и сделать ее доступной для широкого потребления. Радио, кино, а затем и телевидение - сама природа этих новых технических средств сделала возможным упрощение идей, образов традиционной культуры, и давала неисчислимые возможности для постепенной подмены широкого виденья мира тем плоским, одномерным миром, который понятен зрителю и необходим заказчику.

Кинообъектив вырывает из реальной жизни определенный режиссером фрагмент, отделяет его от всего остального рамкой, и в результате монтажа образов создается та картина мира, отвечающая задачам, которые ставит перед собой ее создатель. Работники западной индустрии массовой культуры никогда не говорят о заказе власти, который они сознательно или бессознательно выполняют, но их цель не подлежит сомнению - формирование необходимого системе восприятия мира. Мифология Голливуда рисует мир, в котором полнокровные, сильные характеры вовлечены в активную борьбу добра и зла. Но, как правило, это абстракции, далекие от повседневной реальности. Реальная же борьба проходит в мире, о котором пропаганда Голливуда никогда не говорит, - а то, что не имеет своего образа в средствах массовой информации, как бы и не существует.

Классическая культура стремилась найти в многообразных и многослойных явлениях общий закон, пыталась дать объяснение закономерностям развития общества и общественных отношений. Она помогала индивиду приобщиться к богатству чувств и мнений мировой цивилизации, помогала личности найти свой уникальный, индивидуальный путь. Пиетет перед традиционной, аристократической культурой придавал в глазах низших общественных классов престиж, ценность ее обладанием и подталкивал все общество к осмысленному подходу к проблемам жизни.

Массовая же культура использует реальность лишь как материал для создания фантазий, обрывая все связи с общемировым знанием. Теоретики постмодернизма называют творения массовой культуры «симулякрами» - копиями реальности, в которых факты реальности не более, чем игровой материал. Факты - лишь компоненты динамичного и эффектного калейдоскопа, задача которого не расширить знание и понимание, а развлекать и отвлекать. Гигантская индустрия развлечений создала культуру эскапизма, бегства от знания, бегства от реальности - она дает возможность уйти от реального мира в мир фантазий, уйти от травмирующих размышлений, и забыться в потоке яркого, красочного действия.

Рэй Брэдбери боялся, что государство запретит читать книги. Олдос Хаксли боялся, что будут созданы условия, в которых люди не захотят больше читать книги. Но они оба ошибались - сегодня читают намного больше, чем раньше. Но это по преимуществу развлекательная литература, и массовый спрос существует только на нее, на литературу типа «гамбургер», на упрощенную до уровня массового вкуса информационной жвачки, «литературу для бедных».

Серьезная литература, ставящая острые социальные проблемы, издается, но ее тираж никогда не достигает даже 10 тысяч копий. Их в основном приобретают лишь университеты, они входят в учебные программы многих колледжей, тысячи студентов эти книги читали, однако, это ничего не изменило в их отношении к существующему статус-кво. Возможно, что если бы эти книги были запрещены, они оказали большее влияние на массовое сознание, ибо внешняя цензура мыслей, запреты на те или иные идеи стимулирует появление все новых и новых ересей, создает противодействие контролю. Но сегодня в повседневной жизни мало кто решается на такой мужественный и отчаянный акт, как собственное мнение. В то же время в массовой культуре представлен широкий спектр мнений, но они нейтрализованы незаметным неискушенному потребителю набором приемов.

Разнообразие мотивов человеческого поведения, раскрытие вершин и падений человеческого духа, которые когда-то были основным содержанием искусства во всех жанрах, массовую культуру не интересуют.

Первый - это экономика производства продуктов культуры. Серьезная литература, выпускаемая малым тиражом, не может рассчитывать на широкую рекламу, это экономически неоправданно и поэтому средний читатель просто не знает о ее существовании. Второй - стандартизация продуктов культуры. Стандарт, вводя содержание в определенный формат, сужает качество до самого низкого, наиболее широко распространенного уровня культуры, стерилизует оригинальное мнение, сводя его к общепринятой, плоской, одномерной форме. Индивидуальный вкус, индивидуальное мнение, индивидуальное видение мира в процессе фильтрации стандартом теряет свой объем, значимость и силу воздействия.

Да и сам потребитель не принимает оригинальные мнения и виденья мира, они требуют слишком много внимания, размышлений, общей культуры. Массовая культура замещает качество количеством - количеством стандартов, что соответствует представлениям современного человека, который все явления жизни оценивает только количественно.

В современной культуре исчез тот жанр, который во время существования античной цивилизации считался ее высшим достижением - трагедия. Начинает исчезать также и драма, так как сама жизнь, построенная на рациональной основе, устраняет драматизм внутренней жизни личности, бывший когда-то центром и главным интересом литературы, театра и кино. Разнообразие мотивов человеческого поведения, раскрытие вершин и падений человеческого духа, которые когда-то были основным содержанием искусства во всех жанрах, массовую культуру не интересуют. В трагедии и драме существовало обобщение человеческого опыта, а в массовой культуре доминирующие жанры - комедия и фильмы action. В них внутренний конфликт и конфликт с обществом, в котором проявляется объем личности, отсутствует. Сам сюжет и диалоги, главное содержание истинных произведений искусств, используются лишь как связка между фейерверками акробатических номеров и технических эффектов. Декоративная сторона в зрелище важнее содержания.

Зрелища, которые предоставляет телевидение, позволяют проводить перед экраном свободные часы от работы часы, перед зрителем мелькают тысячи картинок, сменяющихся с огромной скоростью, они наполнены действием, но содержания в них нет, массовый потребитель в нем и не нуждается, ему нужна встряска, подъем адреналина в крови. По определению французского философа Ги Дебора, это «бесконечный поток банальностей, представленных со страстью шекспировских трагедий».

Зрелище, фейерверк образов и есть, собственно, содержание. Фейерверки привлекают всех в независимости от национальности, возраста, образования и культуры. Фейерверк не предполагает размышлений, он не обращается к пониманию, он ослепляет своей яркостью, оставляя все остальное вокруг в полной темноте.


Михель Гофман  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Развитие детей ЭСТЕР Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru
Экскаваторы; Печи