16 сентября, четверг | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

У идей нет гуманного сердца


Леонтьев часто говорил о «пиджачной цивилизации Запада» - о том сером, безликом, утилитарном море, которое поглотило некогда цветущую культуру Запада, а теперь экспортируется в Россию 13 октября 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Ханжеское морализаторство прикрывает неумолимый процесс создания пост-человека, лишенного чувства прекрасного и возможности отличить здоровое от больного

Если окинуть взглядом культуру и государственность всех великих цивилизаций в эпоху их расцвета и сравнить ее с псевдокультурой либерального постмодерна, то даже не будучи специалистом, легко прийти ко вполне определенным выводам. Не вникая в геополитические, политические и экономические стороны вопроса, можно увидеть разительное отличие именно в эстетическом критерии. Невооруженным глазом видна разница между величием настоящей культуры и гротескностью глобалистского симулякра культуры. Проблема заключается в том, что многие из ныне живущих ослеплены массовой культурой и не могут заметить самые очевидные вещи.

Однородная либеральная симптоматика торжествует в глобальном масштабе. Она губит цивилизации и культуры, растворяя и разъедая их. Можно смело сказать, что никогда в Истории человечество не стояло перед таким вызовом.

На самом деле такая ослепленность присутствовала уже в XIX веке - и даже раньше. Первым на эстетический критерий в качестве оценки развития государства обратил внимание великий русский мыслитель Константин Леонтьев. В античной философии также поднимались темы эстетики, однако обозначить эстетическое восприятие как социологический критерий до Леонтьева не догадался никто.

Не столь уж важно, является ли эстетическая деградация симптоматикой деградации политической, или в какой-то мере её причиной. Важен тот факт, что всегда, когда идет умирание цивилизации, переход от цветущей сложности к вторичному упрощению, на поверхность словно мазутные пятна всплывают уродливые и вульгарные поделки, которые заменяют собой более глубокую, основанную на Традиции культуру прошлых эпох. Аскетизм, красота и правильность форм, их органичность сменяются бессмысленным нагромождением - и напротив, сложные ансамбли заменяются простыми, «утилитарными» построениями. Наиболее ярко подобная трансформация видна при переходе от позднего модерна к постмодерну. При этом переходе любая иерархическая знаковая система становится пародией, как бы заболевает раком. Иерархичность традиционного стиля теряется в угоду «игры смыслов», не означающих на самом деле ничего.

Либералы не видят ничего ужасного в том, что на месте фресок Дионисия появляется «Черный квадрат». Однако консерваторы видят в таком ниспровержении иерархии трагедию. Леонтьев часто говорил о «пиджачной цивилизации Запада» - о том сером, безликом, утилитарном море, которое поглотило некогда цветущую культуру Запада, а теперь экспортируется в Россию. Он видел в такой европеизации чуму. Конечно, Леонтьев писал и о геополитических, и о метафизических сторонах этого губительного процесса, однако мы сейчас сконцентрируемся именно на эстетике.

Каким же образом можно отнести эстетику и социологию? Православный экономист Валентин Катасонов в своей книге «Православное понимание общества» прямо пишет о Леонтьеве как о социологе: «В принципе эстетический критерий не противоречит критерию религиозному: с Богом ассоциируется все красивое, прекрасное, гармоничное. С его антиподом (в христианстве - дьяволом) связано все безобразное, уродливое, хаотичное. Но поскольку в мире много религий, то использование религиозного критерия в мировом масштабе затруднено. Эстетический критерий, по мнению Леонтьева, более универсален, он понятен любому человеку независимо от его расы, национальности, вероисповедания. Что касается этического критерия, то он в социологии Леонтьева занимает подчиненное место по отношению к критерию эстетическому».

Катасонов в своей книге освещает проделанную Леонтьевым работу по созиданию эстетической социологии. На первый взгляд сама возможность построения такой социологии кажется маловероятной, но это лишь потому, что мы не привыкли смотреть на социологию вне привычных рамок. По нашему мнению, построение такой концепции было бы чрезвычайно полезно не только для истории культуры, но и для государствоведения в целом.

Леонтьев очень серьезно относился к внешнему проявлению вещей, видя в них отражение внутренних глубинных процессов. Так, в своей работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» он пишет: «Шапка-мурмолка, кепи и тому подобные вещи гораздо важнее, чем вы думаете; внешние формы быта, одежды, обряды, обычаи, моды - все эти разности и оттенки общественной эстетики живой, не той, то есть эстетики отражения или кладбища, которой вы привыкли поклоняться, часто ничего не смысля, в музеях и на выставках, - все эти внешние формы, говорю я, вовсе не причуда, не вздор, не чисто "внешние вещи", как говорят глупцы; нет, они суть неизбежные последствия, органически вытекающие из перемен в нашем внутреннем мире; это неизбежные пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых созреть...»

Сейчас культура государства Российского отсутствует. Её место занимает импортированный с Запада постмодерновый шлак, сдобренный толикой «русского» археомодерна. На таком фундаменте ничего крепкого построить невозможно.

Современному человеку крайне трудно понять значение и важность эстетики. Тем не менее, живущий в нагромождении торговых центров, по которым снуют люди в уродливой одежде, человек вряд ли сможет найти время и силы в себе для по-настоящему важной мысли. Весь контекст, воздвигаемый либеральным глобализмом, предполагает создание пост-человека, лишенного чувства прекрасного и возможности отличить здоровое от больного. Так, мы видим, что эстетические вопросы переходят в вопросы антропологические. В связи с этим можно привести пророческое высказывание Константина Николаевича: «Однородное буржуазное человечество, дошедшее путем всеобщей, всемирной однородной цивилизации до такого же однообразия, в котором находятся дикие племена, - такое человечество или задохнется от рациональной тоски и начнет принимать искусственные меры к вымиранию; или начнутся последние междоусобия, предсказанные Евангелием (я лично в это верю); или от неосторожного и смелого обращения с химией и физикой люди, увлеченные оргией изобретений и открытий, сделают наконец такую исполинскую физическую ошибку, что и "воздух как свиток совьется", и "сами они начнут гибнуть тысячами"».

Однородная либеральная симптоматика торжествует в глобальном масштабе. Она губит цивилизации и культуры, растворяя и разъедая их. Можно смело сказать, что никогда в Истории человечество не стояло перед таким вызовом. Суицидальность и деструктивность современного западного общества очевидны. Культура и демография являются здесь наиболее красноречивыми показателями. Всё это происходит под крики о тирании прошлого и культурном прогрессивном обществе настоящего. Моральной оценкой пытаются извратить настоящий исторический процесс, подвести людей к совершенно определенным выводам.

О неприемлемости такого ханжеского морализаторства Леонтьев писал: «Есть люди очень гуманные, но гуманных государств не бывает. Гуманно может быть сердце того или другого правителя, но нация и государство - не человеческий организм. Правда, и они организмы, но другого порядка, они суть идеи, воплощенные в известный общественный строй. У идей нет гуманного сердца. Идеи неумолимы и жестоки, ибо они суть не что иное, как ясно и смутно сознанные законы природы и истории».

В православной традиции предел жестокости государства полагает страх Божий. Ровно, как и церковная культура очерчивает формы и эстетическое содержание всего общества и творчества в нём. Если посмотреть на русскую историю, можно увидеть несколько пиков высочайшего развития нашей культуры. Безусловно прекрасной, чарующей была архитектура в дереве времен Древней Руси. Как и городская, «белокаменная» культура, в особенности, церковное зодчество. Последним пиком развития русской культуры, пускай и с определенными заимствовованиями, без которых, впрочем, не идет никакое развитие, был сталинский ампир. Помимо архитектуры можно легко проследить такие пики и в литературе, и в живописи, и в ремеслах, в музыке - в любом творчестве как в теургическом действе.

Сейчас культура государства Российского отсутствует. Её место занимает импортированный с Запада постмодерновый шлак, сдобренный толикой «русского» археомодерна. На таком фундаменте ничего крепкого построить невозможно. Возвращение к корням, к смыслам, к эстетическим основам традиции необходимо для имперского строительства. Только так будет создана та среда, в которой сможет существовать цветущая сложность. Идёт ли речь о «подморозке» или о том, чтобы пустить воды рек вспять, или о поиске новых решений, продиктованных логикой Русской Истории? В любом случае, «новая серьезность» должна обрести плоть.


Антон Брюков  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru