22 ноября, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм

Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства

Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами

Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?

Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю

Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»

Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA

Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам

Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба

Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями

Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина

К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора

«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов

Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях...

Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд

Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд

«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим

Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?

Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего

Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё

...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем

Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?

«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество

На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!

Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти

Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме...

Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50

Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь

 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

В ожидании Конца Времен: актуальность Византизма


Ключевым вопросом Византизма является вопрос эсхатологии: любые формы хилиазма неприемлемы, апостасия неизбежна - как и Конец Света 22 сентября 2015, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Сознание государства как многонациональной державы и спасительного Ковчега перед лицом разлагающей угрозы столпотворения и вавилонского всесмешения - таково метафизическое послание столь востребованного сейчас Византизма

Что такое Византизм? Связан ли он лишь с прошлым, или это образ будущего? И главное - является ли Россия страной, судьба которой неразрывно связана с Византизмом?

Великий русский мыслитель Константин Леонтьев в своей главной книге «Византизм и Славянство» определил Византизм так:

Предпосылки Византизма возникли на Руси сразу с принятием христианства. С ним была перенята особая православная культура, сложившаяся в Византийской Империи, и отношение к императору-царю как к Катехону.

«Что такое Византизм?
Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои определенные в истории последствия.
Славизм, взятый во всецелости своей, есть еще сфинкс, загадка.
Отвлеченная идея Византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных.
Ничего подобного мы не видим во всеславянстве. Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образоваться самые разнообразные фигуры.
Представляя себе мысленно Византизм, мы, напротив того, видим перед собою как бы строгий, ясный план обширного и поместительного здания. Мы знаем, например, что Византизм в государстве значит - самодержавие. В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что Византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства.
Византизм дает также весьма ясные представления и в области художественной или вообще эстетической: моды, обычаи, вкусы, одежду, зодчество, утварь - все это легко себе вообразить несколько более или несколько менее византийским».

Предпосылки Византизма возникли на Руси сразу с принятием христианства. С ним была перенята особая православная культура, сложившаяся в Византийской Империи, и отношение к императору-царю как к Катехону. Однако не сразу после Крещения Руси взошли плоды Византизма. Потребовалось несколько столетий, чтобы идея обрела плоть.

Русский Византизм имеет две метафизические предпосылки. Одна из них связана с так называемым Roma Mobilis или «плавающим Римом». Наиболее четко эту идею обозначил монах Филофей формулировкой «Москва - Третий Рим». Принимая эту идею, русский государь становился Катехоном, или удерживающим зло, а народ - частью государства-Крепости. Второй столп русского Византизма представляет собой Предание о Белом Клобуке. Обе эти концепции глубоко залегли в мифосе русского народа и стали для него реальностью.

Во времена петровской Руси эта реальность сильно пошатнулась. Новая элита Империи порвала со многими чертами русского Византизма. Однако Леонтьев доказывает, что Византизм не ушел в небытие, оставшись в сокрытом, порой неявленном виде как ось русской государственности, которая лишь внешне была одета в западноевропейское платье. Подобно этому советско-марксистское «прогрессивное общество», особенно в сталинский его период, было откатом к московскому прошлому - к сожалению, не во всем и не в достаточной мере. Произошла «подморозка» России, однако недостаточно глубокая и недостаточно долгая. Оттепель и перестройка обрушили все консервативные успехи тридцатых и сороковых.

И здесь мы сталкиваемся с парадоксом: некоторые патриотические мыслители отрицали Византизм как идею, заимствованную извне. В частности, русский мыслитель Иван Солоневич писал о русской государственности следующее: «Русскую государственность построили MЫ. Не немцы, татары, латыши, как это утверждает Горький и его ученик Розенберг; не князья и бояре, как это утверждают Маркс и Ленин; не Византия или Золотая Орда - а МЫ: несколько сот миллионов Иванов, прекрасно помнящих свое великое, гордое и грозное родство и прекрасно понимающих, что собственно им, этим Иванам, нужно».

С уважением относясь к трудам Солоневича и разделяя некоторые аспекты его идеологии, мы смотрим на этот вопрос в иной плоскости. Евразийство говорит о суперэтносе и комплементарности этносов - наиболее детально повествует об этом работа Льва Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». При этом надо понимать, что не все этнические системы комплементарны. Но ни один этнос не способен с нуля, не опираясь ни на какие предпосылки, полностью выстроить культуру и государственность: мы всегда имеем несколько «заимствованных» элементов. К примеру, вся Европа строилась на наследии латинства. Эллинизм повлиял на культуры как Запада, так и Востока, дойдя до их самых глубин, во многих аспектах даже созидая их. Платон и платоники дали очень много культуре христианского богословия. Так и Россия создавалась на стыке ряда мощных идей: если посмотреть на Россию с точки зрения государственности и веры, мы видим Византизм, если взять организационный аспект, то Россия многое взяла от Орды.

Нужно наконец отбросить «комплекс национальной неполноценности», навязанный нам Западом, отбросить «черную легенду». Россия вошла под длань Орды раздираемым междоусобицами государством, а вышла империей с сильным централизмом, жесткой организацией, присущей как раз Орде. Советский опыт во многом был связан с «ордынством» времен индустриальной эпохи. Яса Чингисхана и этика советской номенклатуры времен Сталина, безусловно, не одно и то же - но сходство просматривается.

Где же здесь собственно русское? Оно никуда не ушло. Более того, именно русское является стержнем этой имперской цивилизации. Русский язык был языком всей империи - а ведь именно язык определяет мышление и дает ключи к архетипам, конструируя культурный код и смыслы. Византийская государственность и православная вера легли на плодородную почву русской народной культуры и русской нуменозности (об этом - «Социология Русского Общества», курс лекций Александра Дугина). И Византизм, и наследие Орды были переработаны русским народом в совершенно особом ключе, при этом чистота веры осталась непоколебимой.

Особое внимание следует обратить на изменения в принципе преемства власти, о чём Леонтьев писал: «Вместо избирательного, подвижного, пожизненного диктатора Византизм нашел у нас Великого Князя Московского, патриархально и наследственно управлявшего Русью. В Византизме царила одна отвлеченная юридическая идея: на Руси эта идея обрела себе плоть и кровь в царских родах, священных для народа. Родовое монархическое чувство, этот великорусский легитимизм был сперва обращен на дом Рюрика, а потом на дом Романовых».

Империя не отменяет ни Конца Времен, ни апостасии - лишь задерживает их. Главная цель государства - отсрочить распад, остановить губительные тенденции, дать заслон злу.

Русская монархия - уникальный строй, безусловно, продолжающий линию Катехона, но тем не менее не совпадающий напрямую с византийским принципом престолонаследия. Более того, в наследственной монархии принцип Катехона выражен ярче.

Все народы России-Евразии внесли свою лепту в развитие и историю имперской культуры - это и есть «цветущая сложность». Однако именно русский народ и его культурная, политическая, военная и хозяйственная деятельность являлись стержневыми в развитии России-Евразии, начиная с эпохи Московской Руси. При этом сама русская культура восходит к архаическим пластам - эта культура ещё была жива на закате советской эпохи, хотя и находилась в глубоком кризисе. Крестьянский коллективизм создал совершенно особый тип хозяйства и общества, последние отголоски которого становились доминантой в советском строе, несмотря на весь трагизм положения крестьянства при Советах. Радикально иной стала культурная доминанта масс только после перестройки. Навязчивый лейтмотив западной потребительской культуры гремит до сих пор. Здесь и кроется ключ к вопросу о глубинной травмированности русского общества - это явление Дугин описал как русский археомодерн.

Вернемся к Византизму. Какие аспекты Византизма можно спроецировать на сегодняшний день? С точки зрения геополитики Россия должна быть Империей. Национальное государство - враг Византизма. С точки зрения культуры мы говорим о консервативных православных ценностях при сохранении цветущей сложности и прав всех традиционных конфессий. В эстетике русский Византизм явлен в храмовом зодчестве. Возврат к этому стилю, хотя и не повсеместный, виден и сегодня.

Важной чертой Византизма является особенная культура мысли. Это полная противоположность современной реальности. В этом отношении сегодня мы терпим глубокий кризис. Цинизм, ирония, недоверчивость и презрение к ориентирам традиционного общества были переняты русской интеллигенцией с Запада. Нам нужно радикально отвергнуть мысль, сформированную школой Декарта. Вообще, наследие Реформации есть продукт разложения Запада и глубокого культурного кризиса. Принимать этот яд - то же самое, что переливать кровь трупа живому человеку. Необходима консервативная революция русской мысли - и во многом это окажется возвратом к средневековому мышлению, что совершенно не означает отказ от науки и техники. Просто научно-техническому развитию будет закрыт путь в некоторые табуированные зоны, в которых, впрочем, учёные не могут быть компетентны. Тем же, кто считает возврат к средневековой мысли деградацией, мы предлагаем прочитать работы Ивана Грозного или хотя бы ознакомиться с фильмом Бориса Лизнёва «Царское дело». Ясность и острота его мысли поражают и сегодня. Эта мысль куда самостоятельнее и полноценнее, иерархичнее и логичнее, нежели истерические конвульсии западных теоретиков типа Поппера и Хайека.

Нам нужен холизм мысли.

Ключевым вопросом Византизма является вопрос эсхатологии. Любые формы хилиазма неприемлемы. Апостасия неизбежна, как и Конец Света. Империя есть ковчег, способный дать в Последние Времена возможность теургии и возможность спасения - как личного, так и общего. Однако, Империя не отменяет ни Конца Времен, ни апостасии - лишь задерживает их. Главная цель государства - отсрочить распад, остановить губительные тенденции, дать заслон злу. При каком политическом строе возможно полноценное русско-византийское бытие? Для России такой строй может быть связан с Четвертой Политической Теорией и ее русской формой - социал-монархизмом. Мы писали об этом подробно в статье «Эволюция против революции: аспекты Социал-монархизма», где провели обзор идей Александра Дугина и Владимира Карпца.

Сознание государства как многонациональной державы и спасительного Ковчега перед лицом разлагающей угрозы столпотворения и вавилонского всесмешения - таково метафизическое послание столь востребованного сейчас Византизма.


Антон Брюков  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru