29 января, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Самым важным событием уходящей рабочей недели для всего Русского мира стал указ президента Российской Федерации Владимира Путина № 657 от 15 ноября 2021 о гуманитарной поддержке жителей Донецкой и Луганской народных республик. Согласно тексту документа, п Россия послала Киеву сигнал: Донбасс сдан не будет!
Товарам из Донбасса - зелёный свет
Военная обстановка в Донбассе остаётся напряжённой. Очередное обострение, которое было начато Украиной в октябре 2021 года, уже повлекло за собой серьёзные потери как среди военнослужащих, так и среди мирного населения ДНР и ЛНР. В очередной раз регион за Игра в молчанку: почему Москва не спешит на помощь Донбассу
Нужен ли России Русский мир?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Рассмотрим одну из граней проблемы, которая (грань) представляет интерес для всех, кроме, пожалуй, жителей США. Рассмотрим её не как внутриполитическую или вообще политическую, т.е. связанную с обладанием властью. Она, скорее, имеет экзистенциальный харак Кто мы такие? Грань экзистенциальной проблемы
Идентичность или Кондолиза Райс?
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Николай Бердяев: бессистемность как метод


После того, как человек делает выбор, он уже не свободен от собственного выбора. Его свобода заканчивается там, где наступает момент совершения выбора 9 сентября 2014, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
«Новое Средневековье» как достойная России альтернатива современности является оптимальным горизонтом социального развития

Философ фрагментов

Николай Александрович Бердяев не оставил после себя цельной философской системы. Его можно назвать «философом замечаний». Не таким, как Василий Васильевич Розанов, который построил на этих замечаниях, остроумных и тонких, всё своё философское творчество, но тем не менее…

Бердяев оставил ряд тезисов, которые получили, в общем-то, ограниченное развитие. И там, где он пытался превратить их в какую-то систему взглядов, как правило, сталкивался с неудачей.

С другой стороны, опыты философии удавались ему в качестве отдельных, самостоятельных фрагментов. Следует рассматривать Бердяева и как философа фрагментов.

Совершенно не принципиально для философа создание или не создание системы. Некоторые системы, поначалу казавшиеся полноценными, развитыми (такие, например, как антология Лотце, труды неокантианцев), обернулись, по сути, содержательно пустыми тысячами страниц.

Выбирая между добром и злом в условиях абсолютной свободы, не имея никаких ограничений в структуре этого выбора, индивид впервые становится человеком, реализует себя как человек.

А философы замечаний, философы афоризмов, такие, к примеру, как Ницше, наоборот, до сих пор азартно исследуются. Поэтому в том, что Бердяев - философ фрагментов, нет для него ничего уничижительного. Просто его надо воспринимать как такового, и тогда мы будем лучше его понимать. Я хотел бы обратить внимание на три весьма отдельных философских замечания Николая Бердяева.

Философ русской свободы

Первое имеет отношение к понятию «свобода». Бердяев вполне может быть назван «философом свободы», и в этом смысле на него основательно повлиял Шеллинг. А точнее, его «Трактат о человеческой свободе», о фундаментальном значении выбора человеческой личности, которая является полностью суверенной. Это - принципиальный момент в понимании суверенного человека по Бердяеву.

Мы знаем знаменитое эссе Батая «Суверенный человек Сада». Но там показан европейский путь реализации свободы как абсолютной вседозволенности, характерный превращением самого человека в такого гиперсубъекта, который утверждается за счёт превращения всех остальных в гиперобъекты, предметы, полностью покорные любым его самым первертным поползновениям. Это - горизонты западноевропейской свободы, которая абсолютизирует эго путём фундаментальной объективации всех остальных.

Свобода Бердяева совершенно иная. Она мыслится одновременно и в шеллингианском смысле, и в православном контексте. Более того, Бердяев мыслит свободу в духе софиологии Владимира Соловьёва. Свобода для него софийна, и человек - носитель этой свободы.

В философии свободы Бердяева самое главное - это фундаментальное представление о человеке. Человек реализует своё человеческое достоинство, совершая выбор, абсолютно зависящий от его воли. После того, как человек делает выбор, он уже не свободен от собственного выбора. Его свобода заканчивается там, где наступает момент совершения выбора.

Этот выбор - сугубо человеческая судьба. Выбирая между добром и злом в условиях абсолютной свободы, не имея никаких ограничений в структуре этого выбора, индивид впервые становится человеком, реализует себя как человек. Лишите человека свободы и вы лишите его человеческой природы, превратите в механизм или животное.

Представление о человеческой свободе подразумевает согласие (или разногласие) с Богом в ситуации обретения важнейшей, основополагающей возможности - возможности творить. Только Бог - абсолютный творец, а человек - субъект, получающий право выбора.

Выбирая, человек творит, в какой-то мере уподобляясь Богу. Поскольку свобода - изначально божественное свойство. Человеческая свобода не тождественна божественной, однако тесно связана с божественным промыслом. Она представляет собой, по сути, его зеркальное отражение.

Свобода человека в софийном, православном понимании, с одной стороны, не ведёт автоматически, как западноевропейская традиция, к объективации, подавлению других. С другой стороны, реализуется в высшем творчестве. И в высшем риске быть человеком. Вот это - очень русская черта философии свободы.

Полагаю, что это замечание Бердяева о философии русской свободы - свободы православной, софийной - требует дальнейшего развития, осмысления. Это является весьма необычной, далеко не само собой разумеющейся, глубинномистической, русской, православной интуицией. Очень нужной нам сегодня для построения философского русского Логоса.

Свобода есть риск перед лицом смерти. В этом ее экзистенциальное измерение. Но Логоса без взгляда Смерти в глаза обнаружить невозможно.

Коммунизм непонятый

Второе важное замечание Бердяева, на которое я хотел обратить внимание, - это идея о религиозном смысле русского коммунизма.

Мы живём последние столетия в секулярном мире. Но этот секулярный мир, не признающий религии в качестве социально-политической догмы и базовой установки, на Западе и на Востоке принципиально различен. Поскольку секуляризации подвергаются разные религиозные модели, включающие в себя и политику, и антропологию, и онтологию, и представление о нормативном обществе, и всё остальное.

Представление католичества о церкви включает в нее только клир, только священников. И когда имеем дело с секуляризацией католической теологии, мы видим политическую систему, в которой секулярным аналогом этого клира является государственный аппарат. Отождествление церкви с клиром, священством, будучи подвергнутым секуляризации, даёт нам адекватное представление о государстве, воплощённом в его государственном аппарате. В какой-то мере это отражается на всей западноевропейской политчисекой культуре Нового времени.

Вторая модель - протестантская. Она представляет церковь как некое искусственное творение верующих, которые сходятся в рациональном толковании священных текстов. То есть церковь здесь совокупность индивидуумов, понимающих или толкующих священное писание сходным образом, то есть секта, деноминация. Кстати, в протестантском контексте слово «секта» не имеет негативного значения. Протестантские церкви сами охотно называют себя «сектами». Ибо основаны они на том, что разные люди, опираясь на свои индивидуальные взгляды, соглашаются между собой на создание более или менее устраивающей всех коллективной инстанции. Это и есть «церковь» для протестантов.

Секуляризация протестантизма дает нам не что иное, как современное гражданское общество с его представлениями о либеральной политике. Эта политика, в свою очередь, формируется на основании социального контракта граждан и впоследствии может пересматриваться, перекраиваться, видоизменяться в ту или иную сторону.

В соответствии с православным учением о церкви, естественно принимаемым православным христианином Бердяевым, мы под «церковью» понимаем совокупность всех крещёных людей. То есть и тех, кто прошел первое посвящение через крещение, и тех, кому суждено было пройти второе посвящение через рукоположение - клир. То есть не просто верующих, а верующих посвященных.

Церковь как совокупность всех крещёных в ее лоне людей - это совершенно другая модель понимания сущности церкви, сильно отличающаяся и от католической, и от протестантской.

Такая церковь строится сверху, через Святого духа, распределяемого на два направления: Того, который снисходит на человека во время святого крещения, и Того, который передаётся через рукоположение от апостолов, священства.

Если мы подвергнем секуляризации эту православную модель, то получим народное государство, которое включает в себя как представителей политической власти (то есть аналог клира), так и всех остальных граждан. Как раз нечто подобное описал в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяев.

Он говорит: посмотрите, коммунистическая идеология, победившая в России в 1917 году, представляет собой секуляризацию именно православного понимания государства. Да, это не религиозная и даже антирелигиозная идеология. Однако представляющая собой мистико-политическое учение.

Атеистическая? Безусловно. Но по-своему воспроизводящая традиционный и тотальный характер понимания церкви, перенесённый на политическую, социальную систему. В этом смысл русского коммунизма в представлении Бердяева.

Суть русского коммунизма - секулярная соборность. Поэтому для того, чтобы понять историю советского периода, чтобы осмыслить наше отношение к нормативной русской политике, необходимо внимательнейшим образом прочесть упомянутую выше работу. И не только критически её осмыслить, не только согласиться с критикой коммунизма, высказанную Бердяевым, или вывести из этого апологию, которую сам автор не предполагал.

Важнее здесь не осудить или оправдать, а понять советский период в нашей русской истории, осмыслить идею религиозного смысла русского коммунизма, имевшую для Бердяева колоссальное значение. Надо только отнестись к этому с максимальной ответственностью, не обращая внимания на всевозможные исторические конвенции, споры, полемические задачи, которые Бердяев не смог или не счел нужным обойти в данном труде.

Новое Средневековье: реванш героев

И третье замечание, третья линия Бердяева, которая мне представляется предельно актуальной - это его идея, выраженная в работе «Новое средневековье». Вот это, пожалуй, тот самый текст (небольшой и поэтому, наверное, очень удавшийся Бердяеву как философу фрагментов), который можно воспринимать как великолепную программу для построения новой России.

Новое Средневековье - блистательный концепт, идея того, что каждое время имеет собственную структуру. И в принципе, когда движемся во времени, мы воспроизводим структуру той или иной эпохи. И в том, что эти эпохи сменяют друг друга, нет никакой фатальности.

Время не является линейным. Оно является многозначным, многоуровневым. Мы можем пройти несколько направлений. Или сделать несколько шагов по одной дороге. Можем свернуть.

Возникает выбор сущностной парадигмы Средневековья, предполагающей религиозное, героическое, иерархическое общество. Вопреки материалистическому, прагматическому, торговому строю, который доминирует в современности.

Время извилисто, может делать круг, цикл. Время может свернуть со своего пути и снова на него вернуться… Поэтому Средневековье есть не только нечто, принадлежащее исключительно прошлому, нечто преодолённое, полностью изжитое и более не существующее. Средневековье - это вечная возможность, организация ценностной системы, общества, самой исторической темпоральности по особому религиозному иерархическому сценарию.

Бердяев говорит, что Средневековье допустимо рассматривать не как прошлое, а как возможное, наряду с Модерном, современностью. Мы можем выбрать Модерн, можем выбрать современность, а можем и Средневековье. В этом и состоит наша свобода: в возможности выбрать узор и структуру времени. Но это будет, конечно же, не то Средневековье, которое когда-то было, а совершенно новое. Новизна заключается в том, что возникает выбор сущностной парадигмы Средневековья, предполагающей религиозное, героическое, иерархическое общество. Вопреки материалистическому, бытовому, прагматическому, торговому строю, который доминирует в современности.

Что такое современность по Бердяеву? Это - царство торгашей. Что такое средневековье по Бердяеву? Это - время героев. И даже несмотря на то, что торгаши периодически побеждают, герои, которые в таких случаях уходят в тень, все равно до конца не исчезают. И вполне легко представить себе реванш героев, их грядущую победу над торговцами.

Поэтому Средневековье - это не временная парадигма. Мы вправе от него отказаться, как отказались, приняв власть торговцев при капитализме или власть пролетариев при социализме. Однако можем вернуться ко времени героев, к доминации двух первых сословий - жрецов и воинов, священников и дворян.

Именно идею новой аристократии, нового жречества, которые придут на смену капиталистическому прагматизму, буржуазной, либеральной демократии, Бердяев утверждает и защищает как один из возможных (желательных) будущих сценариев развития России.

Термин «Новое Средневековье» для современной российской действительности мне представляется предельно актуальным. Мы явно изжили коммунизм и отвергли либерализм. В Постмодерн, в систему трансгендерного общества, в европейское разложение индивидуума на составляющие - в такое будущее нам явно не хочется. А альтернативы, будь то советская, националистическая или раннебуржуазная, сейчас невозможны. Поскольку от советского мы отказались, а то, во что со временем может развиться раннебуржуазное начало, мы видим в нынешней Европе. Национализм развалит Россию.

Сделать шаг назад - значит просто на время задержать тенденции. Двигаясь по пути либерализма, неизбежно придём к мультикультурализму, феминизму и однополым бракам, поскольку все это заложено в самой либеральной идеологии. Просто сегодня мы наблюдаем некую «высшую стадию» либерализма. Противопоставлять предельной фазе развития либерализма какие-то предшествующие, более приличные социальные формы - бесполезно и безответственно.

Новое Средневековье, по Бердяеву, как достойная России альтернатива современности является, на мой взгляд, оптимальным горизонтом.


Александр Дугин  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
25 января 2022, 23:02

вааааыыввв

Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru