26 апреля, пятница | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Сегодня, 27 апреля 2023 года, исполняется 60 лет с начала исторического визита Фиделя Кастро в СССР. Этот визит заложил тот прочный фундамент, на котором в наши дни, на новом этапе, возможно выстраивание российско-кубинских отношений. Именно это станет гл Воплощение образа Зевса и символ борьбы за свободу
Россия и Куба!
Один из организаторов Русской весны в Харькове, лидер организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев о том, почему главный центр Слобожанщины не был взят в первые дни специальной военной операции, ренегатах и предателях внутри харьковской верхушки Почему до сих пор не взяли Харьков
СВО и многовекторность
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
В Москве прошла международная конференция «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Турции как христианских государств». Ведущие интеллектуалы из Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России обсудили очень сложные во Турецкий фактор закавказской политики: от продвижения западных интересов к евразийской геополитике
Что ждать Закавказью?
Экспертный круглый стол на тему «Американская стратегия “Анаконды”: угроза включения Закавказья в пояс нестабильности» состоялся 13 сентября 2022 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Участник Закавказье: сплотиться против «Анаконды»
Кльца сжимаются
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Западный мир перешел в фазу саморазрушения, деиндустриализация и экономическая рецессия в Германии, проблемы США с колоссальным госдолгом, которые нельзя разрешить, неспособность Запада нанести поражение России в конфликте на Украине даже совокупными усил Россия открывает ворота на Юг
Новый виток развития
Валерий Коровин, новая книга, Конец Европы. Вместе с Россией на пути к многополярности, издательство Родина, презентация Европу спасёт Русское чудо
Конец или начало?
россия, куба, президент отель, многополярный мир, Российско-кубинские отношения в свете становления многополярного мира, Валерий Коровин, Александр Дугин, Сергей Бабурин, Сергей Миронов Россия и Куба: вместе против расчеловечивания и однополярности
Удар в брюхо США
Широко известный факт – о реальном, а не показном благополучии той или страны можно судить по двум простым параметрам: отношению к старикам и отношению к детям. Как же обстоит с этим дело в самой благополучной, по собственному утверждению, стране мира – С Ежедневно 60 тысяч детей в США отправляются за решетку
Жестокость к детям – это закон в США
6 октября 2023 года в Бишкеке состоялось выездное заседание Всемирного Форума «Новая эпоха – новые пути», приуроченное к саммиту СНГ, который пройдет в Кыргызской Республике 13 октября 2023 года. Мероприятие организовано Международной организацией евразий «Новая эпоха – новые пути»: шаг к укреплению многополярности
Ради будущего Евразии
В последнее время всё чаще в новостных лентах фигурируют сообщения о произволе, беспределе и преступлениях, совершаемых либо мигрантами, либо «новыми россиянами», лишь недавно получившими  паспорт гражданина РФ.  Большинство обозревателей отмечают самоуве Трудовые будни самарской миграционки
Русские возвращаются?
Приближается православный праздник – Крещение Господне. В этот день по всей России и далеко за её пределами верующие совершают омовение.   Вместе с тем, в наших холодных широтах Крещенские купания – истинное испытание. Настоящий подвиг для тех, кто в обыч Крещенские купания: как относиться, как подготовиться и… начать моржевать?
Моржи моржуют!
Поэтический вечер члена Союза Писателей России и Союза Писателей Донецкой Народной Республики Натальи Макеевой прошёл в конце 2023 года в московском клубе «Бункер на Лубянке» http://evrazia.org/news/49267.  Мероприятие получило название «Мы снова стали не Вечер «непокорных» в «Бункере на Лубянке»
Z-поэзия или... ?
Одним из неочевидных результатов начала в 2022 году Специальной военной операции ВС России на территории бывшей Украины стал выход поэтов, пишущих о современной войне, из маргинального поля. При том, что литературный процесс, связанный начавшимися в 2014 Пропуская сквозь себя войну
Для кого эти стихи?
Специальная военная операция ВС России на территории бывшей Украины продолжается уже два года. За это время она приобрела поистине всенародный характер. Приложением нечеловеческих усилий сотен тысяч людей на фронте и в тылу русская армия медленно, но верн Награда для современных последователей Ковпака
Награда найдёт героев!
Спустя более чем год после начала Специальной военной операции ВС России бывшей Украины появляется всё больше свидетельств недостатков российской армии, которые высветила СВО.   Причин много. По мнению ряда экспертов главная – Россия слишком давно полноце Ошибки СВО: осознать и победить
СВО: начало
14 декабря 2022 года российские хакеры из группировки «Anarchist Kombatant» взломав сайт украинского военного командования получили доступ к спискам 35 тысяч 382 военнослужащих ВСУ, которые числятся как «пропавшие без вести». Едва ли генерал Залужный и ве Фронтовики или подопытные кролики?
ВСУшник, где твои почки?
22 марта 2024 года в одном из крупнейших концертных залов Москвы обычные мирные люди, пришедшие послушать песни известной музыкальной группы «Пикник», были жестоко убиты и ранены группой радикалов. На сегодняшний день – 144 погибших, более 500 пострадавши Уроки «Крокуса»
Кто истинный враг?
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Пострусские реконструкции - деконструкция народа


Это уже некие пострусские, которые реконструируют русскость по книжкам и старым фильмам, усиленно изображая национализм, не имея органической связи с этой самой нацией 9 августа 2013, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Общественно-политическая жизнь российского общества все чаще демонстрирует, что качество его массового сознания носит предельно неадекватный характер

Постоянно участвуя и наблюдая изнутри за общественно-политической жизнью нашего общества, я много лет неприятно удивляюсь одному аспекту, который неизменно сопровождает эту жизнь. Речь идёт о качестве массового сознания в нашем обществе, которое носит предельно неадекватный характер. Не хочется никого обидеть, но в той или иной мере все мы соучаствуем в этом процессе, воспроизводя и генерируя штампы и клише, запущенные кем-то и в настоящее время прочно укоренившиеся в системе координат массовой культуры.

В своё время психологи Третьего Рейха, работая с заключёнными концентрационных лагерей, выяснили, что для успешной деконструкции субъекта необходимо лишить его ощущения осмысленности своей жизни.

Благодаря постмодерну, электронным сетям и интерактивным СМИ, качество этой культуры местами выросло, а местами упало в разы. Например, вырос объём информации и её доступность, но уменьшилось качество и связность её понимания. Причин этому много, однако не стоит определять подобное положение вещей «тупиковым состоянием», хотя то, какого это достигло размаха, внушает опасение, потому что люди, принимающие решение на основании сформированных штампов, направляют наше общество в очень опасном направлении.

Непрофессионализм и поверхностность были изучены ещё социальными философами начала XX века, тем же Ортегой-и-Гассетом, - они никуда не делись и сейчас, то есть ничего нового в этом явлении нет, но то, что наша судьба находиться в руках блаженных простецов, не освобождает нас от коллективной ответственности за происходящее. Тем более, что к примерам начала века, когда массовая история была одной из причин краха Российской Империи, добавились примеры современных Сирии, Ливии, Египта, которые уже находятся в тяжёлом положении, и европейских стран, движущихся туда же.

Размышляя, какой пример взять в качестве иллюстрации, я вспомнил фильм Павла Лунгина «Царь», вышедший на экраны несколько лет назад, - он показался мне актуальным примером своего рода неадекватной рефлексии на тему России и русскости. Говорили о фильме много и страстно, никого эта тема из моих знакомых не оставила равнодушным. Должен сказать, что сразу после появления информации о выходе фильма собирался его не смотреть, причиной тому было чувство настороженности, вызванное предыдущим полотном Лунгина «Остров» с Дмитрием Дюжевым, Виктором Сухоруковым и, конечно же Петром Мамоновым.

Не буду затрагивать тему художественной ценности ленты, актёрской игры и перипетий сюжета, люди шли смотреть это кино и восторгались, т. е. реагировали на него, и реагировали чаще всего сугубо положительно. Зритель смотрит подобные фильмы с набором уже существующих ожиданий и, судя по всему, эти ожидания не были обмануты, а ожидания эти, можно сказать, прозрачны и как бы исключительно архетипичны для российского массового сознания. В целом в таких случаях речь идёт не об искусстве в привычном смысле слова - как о «красивостях и философских рефлексиях», - а скорее как о социально-мистериальном действе. Люди заранее готовы пережить некое состояние приобщённости к чему-то, и это желание они реализуют.

Что же насторожило меня в реакции на этот фильм? При просмотре фильма почти нерефлексивно, «краем глаза», сознание фиксирует какой-то подвох, зритель, ожидая приобщённости, получают эту приобщённость, но то, к чему он прикасается, разительно отличается от осознаваемого им. При этом художественно и эстетически зрителем не фиксируется никакой рассогласованности между увиденным и ожидаемым. Собственно, об этом и речь.

Вынужден посмотреть фильм я оказался потому, что в тот момент проводили киноклуб, следовательно, я присутствовал на коллективном просмотре, а потом на обсуждении. В общем, так сложилась ситуация. Обсудили. Обсуждали, кстати, много раз и в разных средах. Потом, просматривая реплики в сети, увидел, как и чем люди аргументируют своё «за» и «против».

Уже на первом обсуждении после просмотра в киноклубе были подняты все типичные тезисы и позиции, которые встречались потом постоянно. Прежде всего, почему фильм оценивают «за» - потому что это партиотика. Период сложный. Царь - Грозный. Из учебников известно, был местами неадекватен. Места случались часто. Если известно, что злодей и неадекватен, то необходимо заклеймить и покаяться. Если что-то и недостоверно, то всё на благо этой этической стороны вопроса. И много чего ещё.

Позиция «против» - фильм исторически насквозь недостоверен, факты перевраны, очень многое надуманно. Собственно, непонятно, что происходит, откуда взялась опричнина, показана только экзальтированность монарха, который во всём - сумасшедший злодей. Как мог Иван IV, будучи столь неуравновешенным эмоционально человеком, выполнить такую гигантскую политическую миссию, как включение в свой состав земель по величине равных России до его правления, при этом паритетных по военной и экономической силе, провести череду внутренних реформ, выиграть борьбу с могущественными, как сейчас бы сказали, «олигархическими соперниками». Всё это, кстати, более или менее очевидно для любого человека, прослушавшего курс истории в средней школе.

Неочевидной и настораживающей стороной фильма при этом кажется задача, с которой снимался фильм, тот мировоззренческий контекст, в котором существовал в тот момент его автор и создатель - понятно, не простой и явно не случайный человек. Такое кино однозначно могло бы быть проинтерпретировано и понято в 80-е и ещё более точно в 90-е годы, а именно как постмодернистская деконструкция субъекта, которая, как известно, проводится через разрушение архетипических моделей его сознания и поведения. Но время создания фильма - уже иная эпоха с другими мировоззренческими ориентирами, это «время собирания камней». Кстати, именно на подобную фокусную аудиторию, ориентированную на патриотические и почвенные ценности, с явным приоритетом поиска духовной основы для существования фильм вроде бы и был изначально ориентирован. Как мне кажется, это уже фиксируемо рационально, а следовательно, об этом можно рационально рассуждать. То, что в «Острове» настораживало, в «Царе» уже почти близко к тому состоянию, которое называют транспарентным.

Итак, Иван Васильевич - злодей, жестоко и немилосердно убивающий людей, правда, зачем это делающий - не понятно, вообще, в фильме не объясняется причина появления опричнины. Не важно, соответствовали цели средствам или нет, но без объяснений появления опричников это выглядит прямым художественным произволом сродни сарумановым урукам, мол, зло склонно рано или поздно проявить свою сущность. Гоблины - они и есть гоблины, убивать, насиловать (а может быть и есть) маленьких девочек в их естестве, и всё. Просить уточнений, обсуждать причины подобного введения их в сюжет в данном контексте бессмысленно. Кровавая - она на то и кровавая… поскольку без смысла, без цели, но с безмерной жестокостью.

Мало того, что события выведены из исторического контекста, сам ход повествования разорван и произволен, выстроенный в хронологическом порядке он не демонстрирует зрителю объяснение сути происходящего, мотиваций героев. Отсутствует внутренняя логика действий персонажей, подчинённых только лишь замыслу автора: обнажать суть зла заключённого в религиозном фундаменталисте, маньяке - Царе. Иррациональное зло, заключённое в фигуре Ивана Грозного и его приспешников не имеет объяснения, и надо оставить попытки как-то его понять, автор и не даёт ключей к такой операции.

Эффектным обрамлением служит его окружение, которое как свита Гекаты способно лишь вселять ужас в любого встретившегося на пути. Но если зло заключено в царе, то какова роль народа, который населяет необыкновенную страну, плод художественного замысла автора - «Россию»? Дело в том, что подданные нарисованы неизменно тёплыми красками, они в чём-то обаятельны, как обаятельны породистые травоядные животные, обаятельны, но не наделены смыслом. Это царство клипот, фикций, у которых жизнь проходит как выдуманный сон, ни цели, ни смысла, ни содержания. Их действия так же лишены внутренней логики, которой нет и у окружения Царя, которой начисто лишен, кстати, весь фильм.

Хочу напомнить, что, в своё время психологи Третьего Рейха, работая с заключёнными концентрационных лагерей, выяснили, что для успешной деконструкции субъекта необходимо лишить его ощущения осмысленности своей жизни. В фильме Лунгина это проделано с изящной точностью и подталкивает к мысли, что сделано это не случайно. Так атакована, оказалось, не только Власть, но и Народ. Поскольку русские не наделены смыслом, то те, кто попытается себя с ними ассоциировать, попадает в ловушку бессмысленности. Хочу напомнить, что Иван Грозный - создатель во многом современной государственности, т. е. он в каком-то смысле находится в сердцевине национальной матрицы. Но получается, что порочна власть, не «потому что», а порочна - и всё. Порочна в принципе. Потому что кровавая... Опричнина, и девочки, и медведи, напоминающие что-то из современных политических символов. Царь - который, конечно, зло, и народ - который без смысла.

Церковь, последняя в триаде, показана возвышенной, но не исцеляющей от этой земной юдоли - силой. Филипп, так же светлый персонаж, выглядит блекло, настолько не раскрыта его внутренняя мотивация, настолько фальшивы его поступки, что он видится размытым пятном, манекеном на экране. Мне невольно стало печально, что последняя роль Янковского оказалась не столь сильной, завершающей, как, например, кубриковская лента «С широко закрытыми глазами».

Может ли у искусства быть заказчик, или это проекция внутреннего мира автора? Как пересекается произведение с политическим контекстом, который, конечно, тонко чувствует «душа поэта»?

Остаётся только упомянуть про подбор актёров: Мамонов и Охлобыстин - яркие актёры, играющие смелые и неординарные вещи, которые являются своего рода парадоксальными, но выражающими особую функцию, которую можно сравнить с юродством. Тот факт, что Лунгин отбирает их на главные роли, является неслучайным подбором: то, что они будут играть, то, как они сыграли, было понятно с самого начала. Тот, кто приглашал актёров, знал, кого отбирает и для чего. Всё сделано филигранно. Каждый кадр у Павла Семёновича как выстрел, каждая сцена завершена и точна, фильм достигает цели.

Остаётся ответить на вопрос: что это и зачем? Может ли у искусства быть заказчик, или это проекция внутреннего мира автора? Как пересекается произведение с политическим контекстом, который, конечно, тонко чувствует «душа поэта»? Дать ответы на эти вопросы, полагаю, не просто. Быть может, автор и сам не сможет ответить на наши вопросы. Ну а нужна ли нам определённость подобного рода в случае с фильмом? Мы вполне можем оставить этот вопрос без ответа.

Другое дело, нас интересует то, что этот фильм как в увеличительном стекле собрал те интенции, которые присущи всему нашему обществу. Когда все движения и мотивы вывернуты у людей наизнанку, например, патриоты приобщаются ко вполне критическому по отношению к России и русскости действу, и не чувствуют подвоха. Зреет вопрос - это ошибка сознания, нераспознование смыслов, или утрата связи с культурной матрицей? То есть буквально люди себя считают русскими, но уже ни к какой русскости отношения не имеют. А именно, это уже некие пострусские, которые реконструируют русскость по книжкам и старым фильмам, усиленно изображая национализм, не имея органической связи с этой самой нацией.

Стоит отметить, что явление это совсем не новое для нашей страны, особенно для современной эпохи, у нас есть реконструкторы викингов, пантюркисты, русские мусульмане носят арабскую одежду и берут себе арабские имена, сообщество, именуемое себя казаками, оживленно обсуждает свою жизнь в хуторах и юртах, проживая в многомиллионных мегаполисах, почему-то считает себя патриотами России, считая, что «москали оккупировали свободный казачий народ». Мир химер и смулякров, где каждый симулирует что-то, например образ жизни среднего класса, недоступный среднестатистическому гражданину РФ в силу экономических причин, либералы, ЛГБТ и западники старательно изображают из себя западных европейцев к которым, понятное дело, не имеют никакого отношения. Бандиты в начале 90-х годов строили свою модель поведения по сериал про итальянскую мафию.

Почему бы нам не поверить, что никаких русских уже нет, в силу исторических причин население северной части Евразии утратило свою культурную принадлежность к нации, но по инерции не может этого понять, а есть некие реконструкторы, которые играют в смыслы? Или, может быть, нашей национальной матрице изначально присущи такие парадоксы, которые нашли себе место в этом фильме, когда самобичевание и тотальная самокритика присуща нашему народу?

Не думаю, что дело обстоит именно так, скорее речь идёт о сломе системы координат, которые выстраивают нормальное понимание своего положение в мире отношения к самому себе и норме. Произошло это в силу понятных причин, но люди ведомые таким чувством национальной природы и пониманием своей рациональной выгоды, находятся в исключительно опасном состоянии. Если бы речь шла о чём-то менее значимом, чем Россия, я бы сказал: эта жизнь, ведомая таким самосознанием, находится в исключительной опасности.


Владимир Киреев, руководитель ЭАК «Будущее сегодня»  
Комментарии:
Оставить комментарий (3)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Конец Европы Вместе с Россией на пути к многополярности издательство Родина

Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru