26 июля, среда | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Америка мягко стелет, но в России спать на её кроватках жестковато Под мягким каблуком
Под каблуком"
Метод захвата медиапространства состоит в том, что определенная организация работает со всевозможными СМИ и при этом не дает показаться в информационном поле другим организациям Тихо и незаметно: способы ведения информационной войны
Если войны не видно, это не значит, что ее нет"
Информационные методы воздействия включают в себя использование информации и информационных технологий как основного средства воздействия на противника Стратегия ведения информационной войны
Промывка мозгов становится главным оружием"
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Америка сегодня падает. Это падающий гигант. Падение статуи Свободы будет внушительным. Однако сегодня падает и Россия. Ее падение не столь масштабно, но чувствительно Ставка в международной политике: кто рухнет первым
Государство как идеология не ограничено ничем"
В 2014 году указом Президента России утверждены Основы государственной культурной политики, чего до этого не было. Либералы-западники, державшие в своих руках практически все государственные и частные СМИ на протяжении 1990-х да и               2000-х г.г Евразийство Пахмутовой
Нежность нового евразийства"
Сегодня, 27 января 2017 года, в возрасте 62 лет ушел от нас великий мыслитель, русский философ, знаток права, член Союза писателей России, поэт и режиссер Владимир Игоревич Карпец. Выражаем соболезнования семье, близким и друзьям Владимира Игоревича. Владимир Карпец: Защитник идеи Русской Монархии, Русского Царства, Третьего Рима
Умер Владимир Карпец"
В середине ноября была затронута в СМИ скользкая тема, основанная на сюжете английского военкора, ставшего родным за время войны в Донбассе Грэма Филлипса о ростовских настроениях и взглядах обывателя по поводу происходящего противостояния жителей шахтерс Опасная «глухота»
Опасная «глухота»"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Десять лет исполняется сегодня, 17 сентября 2016 года, со дня референдума о независимости и присоединении к России, который прошёл в Приднестровской молдавской республике (ПМР) в 2006 году. 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс н Евразийский вектор Приднестровья
10 лет выбора ПМР"
В свое время один из основателей геополитики Карл Хаусхофер настаивал на необходимости популяризации этой науки, да еще так широко, чтобы о ней говорили на улице Противостояние будет вечным
История доказывает, что Европе верить нельзя"
Американских сторонников Трампа, разочаровавшихся в нем после ударов по Сирии и военных выпадов против Северной Кореи, на неделе порадовала новость о поддержке отечественного производителя. «Покупай американское, нанимай американцев», - так коротко назвал Трамп против "болота"
Доктрина Монро как шанс для мира"
Действовать жёстко, с кровью, не был готов никто из элит - советские элиты были очень миролюбивы, - кроме отмороженных либералов-русофобов Американский переворот в пользу Ельцина
Пора привлечь к ответу виновников октябрьской бойни"
Достаточно очевидно, что центральные СМИ транслируют преимущественно модернизационную культуру в целом, а также ценности современной политической культуры Дискретность информационного пространства Юга России
Политика СМИ не согласована с регионами"
В феврале прошёл столетний юбилей Февральской революции. Через несколько месяцев мы отметим столетие эпохального события не только российского, но и мирового уровня – Октября 1917 года. В последнее время тема революционного столетия регулярно поднимается «Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь 1917-го
«Оранжевый» Февраль и Красный Октябрь"
Итоги переговоров по Сирии ещё раз подтвердили, что если где и может быть решено будущее Ближнего Востока, так это только в Астане. Именно этот формат, максимально удалённый от американского влияния, от уходящей администрации Обамы-Клинтон, от попыток исп Астана надежды нашей
Астана надежды нашей"
Под конец уходящего 2016 года неожиданно среди обсуждаемых в СМИ и экспертном сообществе тем оказалось создание «российской политической нации». Ранее этот вопрос поднимался на редко получавших широкое освещение круглых столах и конференциях, в том числе «Россиянство»: опасность простых решений
Россия – это сложно!"
Активист Русской Весны в Донбассе, помощник начальника штаба 4-го разведывательно-штурмового батальона (РШБ) ВС ДНР, старший лейтенант ВС ДНР Александр Матюшин (позывной «Варяг») в эксклюзивном интервью корреспонденту порталу «Евразия» рассказал о своем б «Варяг»: Любая провокация может привести к полномасштабной войне
Варяг: Донбасс и провокации"
Тульский областной суд 14 июня 2017 года отклонил апелляцию активистки Русской Весны в Донецке, бывшего проректора Донецкого национального университета (ДонНУ) Татьяны Мармазовой, которую обвиняют в нарушении миграционного законодательства. Теперь женщине Руслан Мармазов: Мы требуем соблюсти закон!
Спасти "маму" Русской весны!"
Джонс: Мир готов к переменам Джонс: Мир готов к переменам
После Обамы"
Ремень от РПК привычно натирает плечо, мы возвращаемся на обед со своих позиций в место постоянной дислокации, находящейся недалеко от наших позиций в дачном поселке. До войны это был прекрасный поселок, окруженный живописным степным пейзажем со множество Очерки окопной войны
Тайна войны в Великой степи"
Попалась на глаза одна сопливая история на днях. Украинофильный портал bbcccnn.com.ua написал историю про боевика "АТО", онкобольного, молодого, отвергнутого семьей и друзьями, в общем, самого разнесчастного кровопийцу Владимира Бабия. Родом это туловище Отработанные "патроны" Порошенко или куда деваются "киборги"
Судьба "киборга""
Согласно всем социологическим опросам, проведённым на Украине, Юлия Тимошенко уверенно лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты Украины. Вместе с тем, всё чаще поднимается вопрос о проведении там досрочных выборов президента. С одной стороны, Украинский Трамп или конец Украины?
Украина: продлить агонию"
12 июля 2017 года, в день святых апостолов Петра и Павла и в день 74-й годовщины великого танкового сражения на Прохоровском поле, действующий губернатор Евгений Степанович Савченко выдвинут кандидатом на выборах губернатора Белгородской области. Предлага Народный губернатор Святого Белогорья и Солидарное общество
Вопреки 90-м"
На протяжении последних месяцев вокруг зданий бывшего старообрядческого Свято-Успенского мужского монастыря на Черемшане разворачивались весьма драматические события. Несмотря на многочисленные просьбы староверов вернуть монастырские здания Церкви, Минист «Язык вражды» в столетие трагедии 1917 года?
Забыть «язык вражды»"
Черные клобуки пришли на Русскую землю и, на деле доказав ей свою преданность, были приняты как равные. Потомки их, помня добро, когда-то оказанное им славянами, неуклонно следовали традиции, заложенной предками Воины с Поросья: верой и правдой Русскому миру
Вся история России сделана казаками"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Функции православной культуры на Северном Кавказе в XIX - начале XX веков
В конце XIX века насильственными мерами искоренить раскол и сектантство было невозможно, поэтому епископ Кавказский Агафодор главной задачей в деле миссионерства поставил практическую просветительскую деятельность 2 августа 2013, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
После Кавказской войны задача миссионерства и борьбы с сектантством стала для Русской православной церковью первоочередной

Теоретически осмыслить роль проникновения православия в нерусские районы России, в том числе на Северный Кавказ, попытался британский историк Арнольд Тойнби. Он, частности, писал: «В России впервые за всю историю цивилизаций, оседлому обществу удалось не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников и даже не просто побить их, но и достичь действительной победы, изменив лицо ландшафта и преобразовав, в конце концов, кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу, были пограничниками русского православия».

В начале XX века сектанты вели активную работу среди казачества с целью убедить их покинуть пределы Российской империи и всем обществом выехать за рубеж.

Этногенез казачества - длительный и сложный процесс, в результате которого на территории войсковых областей Юга России в ходе смешения этнических корней (прежде всего русского и украинского) с народами Северного Кавказа и Калмыкии сформировалась уникальная этнокультурная общность людей с ярко выраженными социальными отличиями (военизированный быт, особое землепользование и самоуправление). В рамках казачьего субэтноса в составе российского суперэтноса сложилась определенная культура, нашедшая отражение в быту, образе жизни и самосознании казаков. Важную роль в формировании менталитета казаков сыграла православная вера.

В начале XIX века, когда на Северный Кавказ от преследования властей бежали раскольники и сектанты, из казачьей среды выходят истинные носители духовной идеи. Складывается внутренняя миссия, обращенная к православному населению. Возникает необходимость просвещения как в Черноморском войске, так и среди коренного населения.

Одним из первых миссионеров, внесших вклад в дело просвещения края, был протоиерей Кирилл Россинский. По мнению Федора Щербины, «протоиерей Россинский был редкою для своего времени личностью. Он, можно сказать, целой головой стоял выше той административно-служебной среды, в которой ему пришлось вращаться всю свою жизнь. По образованию и уму не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был также единственным в своем роде общественным деятелем. Будучи духовным пастырем, он всю свою жизнь и состояние посвятил делу народного просвещения и умер никем не оцененный, положительно бедняком».

Россинский приехал на Кубань в возрасте 27 лет, и с этого момента она прочно и навсегда вошла в его жизнь. Его вклад в миссионерскую деятельность в Черноморском войске и среди коренного населения Кубани бесценен. Недаром 15 апреля 1901 года в заметке «Кубанских областных ведомостей» выражается желание большинства екатеринодарцев назвать одно из проектируемых зданий начальных училищ именем протоиерея Россинского.

После окончания Кавказской войны просветительская деятельность церкви была поставлена в новые условия.

Епархиальное начальство приступило к разработке специальных программ, в которых указывалось о чем и как говорить с раскольниками и православными. Само собой, что эти программы не везде и не всегда выполнялись. Программа могла видоизменяться применительно к требованиям слушателей. Для открытия бесед священнику необходимо было специальное разрешение: «18 декабря прошлого, 1882, года разрешено настоятелю церкви станицы Динской, священнику Филиппу Николайченко вести внебогослужебные собеседования с прихожанами о религиозно-нравственных предметах с тем, чтобы беседы ведены были по предварительно составленному плану и чтобы после каждой беседы составлена была хотя бы краткая запись о том, что оной было говорено и происходило».

Организация и проведение внебогослужебных собеседований возлагались на Свято-Андреевское братство, деятельность которого, впрочем, не ограничивалась только ими. Когда в епархии стали открываться церковно-приходские школы, братство направило своих членов в эти учебные заведения. Свою же школу, где бесплатно обучались дети жителей города, братство отдало в распоряжение правления семинарии. Школа содержалась на средства братства. Воспитанники семинарии как бы проходили в ней «педагогическую практику», готовясь к будущему своему служению в качестве руководителей и устроителей церковно-приходских школ. Братство снабжало школы учебниками и учебными пособиями, устраивало школы в беднейших приходах. К 1883 году насчитывалось 109 церковно-приходских школ, число обучавшихся там детей достигало 2600.

В 1874 году последовало разрешение Синода об открытии при Кавказской семинарии особой кафедры по изучению раскола и сект. Задачей кафедры была подготовка воспитанников семинарии к миссионерской деятельности среди раскольников и сектантов Северного Кавказа. На преподавателей новой кафедры возлагалась обязанность организации собеседований с раскольниками по воскресным и праздничным дням в присутствии воспитанников для их практического опыта в деле миссионерства.

К сожалению, собеседования эти длились недолго. Они были прерваны из-за нежелания сектантов приходить в здание семинарии. Новой кафедре пришлось ограничиться теоретической подготовкой своих воспитанников. Но, ознакомив их с историей и учением раскола, кафедра не могла руководить ими по окончании семинарии. Эту практическую сторону взяло на себя братство. Руководя действиями священников, назначенных в приходы, братство следило за их деятельностью. Но это были не просто контрольные функции, а живое участие в жизни православного населения. Братство содержало миссионеров, которых отправляло в центры раскола и сектантства или к кочующим народам Ставропольской губернии, к язычникам-калмыкам и татарам-мусульманам.

Огромную роль в деле миссионерства играла издательская деятельность епархии. В 1873 году по постановлению Священного Синода разрешено издание «Кавказских епархиальных ведомостей» по утвержденной программе (№ 860 от 29 июля 1872 года), с двумя разделами - официальным и неофициальным. Редактором официального раздела был назначен секретарь консистории Иван Спасский, а неофициального - смотритель духовного училища Григорий Михайловский, о чем докладывал Синоду епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман.

Главной заслугой «Кавказских епархиальных ведомостей» было то, что они разрабатывали вопросы, имеющие значение в местной епархиальной жизни, знакомили духовенство и население с учением, жизнью и религиозно-нравственным состоянием раскола, местных сект, мусульман и язычников.

В бытность Германа Преосвященным Кавказской епархии постоянно крепнет связь между священниками и прихожанами. Герман был опытным архипастырем: он сумел за короткий срок оживить церковную деятельность на Кавказе. Многие нравственные недостатки в жизни духовенства исчезли потому, что сам Герман был строг в отношении к себе. Его постоянные поездки по епархии отличались ощутимой пользой и скромностью.

В 1885 году был издан указ Государственного совета об учреждении на Северном Кавказе самостоятельной Владикавказской епархии с включением в ее состав всей Терской области, причем новая епархия в церковно-административном отношении была подчинена экзарху Грузии наравне с другими епархиями Грузинского экзархата. В этом же 1885 году была утверждена Сухумская епархия вместо бывшей Абхазской. Таким образом, в 1885 году единая Кавказская церковь распалась на несколько епархий. К этому моменту в нее входило свыше 600 церквей и до полутора миллионов православного населения. После разделения в Кавказской епархии осталось до миллиона двухсот тысяч православных и 406 церквей, из них каменных - 101, деревянных - 298 и саманных - 7, и 5 монастырей - 3 мужских и 2 женских.

В 1886 году епископ Герман был переведен из Кавказской епархии, а самой епархии дано название Ставропольской. Первым Ставропольским епископом назначен Преосвященный Владимир (Петров) - епископ Томский и Семипалатинский. Он уделил особое внимание организации внешней миссионерской деятельности Ставропольской епархии, поставил миссионерскую деятельность на правильную основу.

Общеепархиальный съезд духовенства на 1887 года выработал следующее постановление по вопросам христианского просвещения края:

1. Предписать священникам, в приходах которых есть раскольники и сектанты, безотлагательно заняться изучением сектантского движения, собрать точные сведения о лицах, занимающихся пропагандой раскола и сектантства и пользующихся особым влиянием между отступниками. Указать меры, которые в местных условиях могли бы быть наиболее эффективными для прекращения пропаганды и скорейшего возвращения отступников в лоно православной церкви. Все эти сведения духовенство епархии обязано представить в совет Ставропольского Андреевского братства, а совет должен заняться обработкой доставленного материала и ознакомить все епархиальное духовенство. Для этого использовать издания отдельных брошюр или через «Ставропольские епархиальные ведомости».

2. Для того, чтобы каждому священнику была дана возможность познакомиться во всех подробностях с историей и учением раскольников и сектантов и с полемической литературой против раскола и сектантства, необходимо открыть в каждом благочинии окружные библиотеки, в которых, кроме книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, должны иметься, по возможности, все издания, уважаемые раскольниками, хотя бы единоверческой печати (т. е. перепечатанные в Московской единоверческой типографии), а также все полемические издания против раскола и сектантства.

3. Для более прочной постановки миссионерского дела среди магометан и ламайцев в пределах Ставропольской епархии было предложено духовенству епархии приложить старание к увеличению сбора в неделю Православия, а перед Его Преосвященством ходатайствовать о разрешении сделать этот сбор постоянным, чтобы дать Ставропольскому Свято-Андреевскому братству средства на учреждение двух миссионерских станов - одного для мусульман и другого для ламайцев - с опытными миссионерами, которым и поручить дело обращения в православие мусульман и язычников.

Но не всегда среди миссионеров встречались терпимые и высокообразованные люди. В бытность Преосвященного Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (1893-1919) в Священном Синоде было заведено дело о миссионерской деятельности архимандрита Исидора. 16 августа 1894 года Главнокомандующий гражданской частью на Кавказе докладывал Преосвященному Агафодору, что в Кубанской области в течение многих лет проживал раскольничий лжеепископ Силуан, в самовольно устроенном им раскольничьем ските. Этот скит, называвшийся Николаевским, находился в местечке Обвалы. Деятельность этого лжеепископа была весьма вредной для православной церкви, а сам скит был центром раскольничьей пропаганды.

При наличии экономико-статистических и демографических описаний губерний Российской империи отсутствуют географические описания расселения сектантов. Между тем, духоборы, молокане, субботники, христоверы разных направлений, скопцы и другие селились, как правило, компактно и обособленно. Так, в 70-х годах XIX века недалеко от Моздока проживало пять небольших общин сектантского толка - хлыстов. Членов общины объединяли условия труда и быта, среди них существовало общественное распределение продуктов труда. Семьи сектантов жили не в индивидуальных домах, а по две-три семьи в доме, они объединяли все имущество, ценности, кроме одежды. Границы между дворами были сняты, и каждая из пяти общин располагала большим общим двором.

К концу XIX века в среде сектантов обостряются противоречия. Так, в 1885 году начинают распадаться секты хлыстов, управлявшиеся одним руководителем Катасоновым до его смерти. Каждый из помощников организует свою секту, утверждая, что именно ему было завещано руководство: в Кубанской области секту возглавил Роман Лихачев, в Ставропольской губернии - Яков Илюшин, в Георгиевске Терской области - Петр Лордухин, во Владикавказе - Иван Фадеев.

В начале XX века сектанты вели активную работу среди казачества с целью убедить их покинуть пределы Российской империи и всем обществом выехать за рубеж.

В 60-х годах XIX века на Северном Кавказе возникает очаг баптизма; в 70-80-е годы в Терской области, во Владикавказе, Моздоке, Георгиевске, Грозном, на станциях Троицкой, Новотерской и др. появляются баптистские группы, вышедшие, в основном, из молокан. В 80-х годах в баптистских общинах отмечались случаи перехода верующих в адвентизм, что свидетельствовало о разочаровании как в доктрине, так и в иерархических порядках баптизма. Сектантство все больше теряло значение как форма демократического протеста.

Распространению сект в епархии способствовало выселение в административном порядке на ее территорию жителей Херсонской и Таврической губерний, а также поселение здесь немцев-колонистов (последователей меннонитского толка).

Преосвященный Агафодор был последним архиепископом Кавказским и Ставропольским. Время его служения, с точки зрения распространения православной культуры, было самым плодотворным.

В начале XIX века меннониты заселили Крым и Новороссию. Здесь в результате дальнейшей трансформации из меннонитов выделилась группа так называемых новоменнонитов. Они подвергались преследованиям со стороны староменнонитов. Создав братскую общину, новоменнониты поселились в Кубанской области и Ставропольской губернии.

Немецкое население Северного Кавказа было поликонфессиональным. Для многих протестантов именно религиозный фактор обусловил их появление в регионе. Так, в соответствии с религиозными убеждениями последователи меннонитства - движения исхода - нашли на обустраивавшемся Северном Кавказе места с простыми формами жизни, что позволило им приблизить свой уклад и быт к евангельским нормам. На территории Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей сторонники «исхода» основали 8 поселений. Центром «движения исхода» стала колония Гнаденбург Терской области. В мае 1882 года Гнаденбург получил статус немецко-российской общины исхода, подчинявшейся в светских делах законам России.

Благоприятные условия для миссионерской деятельности привлекли сюда последователей реформаторства. Подвергаясь преследованиям со стороны православной церкви, на Северный Кавказ были высланы штундисты и часть баптистов. На протяжении XIX-XX веков на территории Северного Кавказа существовало 6 евангелическо-лютеранских приходов, объединявших лютеран и реформаторов. Все приходы с филиалами входили в местную Московскую консисторию. Высшим административным церковным органом была Генеральная консистория (Санкт-Петербург). Организация управления евангелическо-лютеранскими приходами на Северном Кавказе, при дисперсном расположении сельских религиозных общин, имела свои особенности: так, в отличие от управления приходами Поволжья, оно осуществлялось не общим духовным собранием прихожан, а представительным органом - церковным советом. Другой особенностью являлось то, что в удаленных сельских общинах духовным посредником и авторитетом был кистерлерер (церковный учитель). Деятельность пастыря протекала, в основном, в городе. Несмотря на удаленность Генеральной и Московской консисторий, связь с приходами была постоянной.

При Агафодоре произошло усиление борьбы с сектантством и старообрядчеством. Для борьбы с расколом и сектантством Священным Синодом, помимо приходских священников, были назначены около 250 специальных миссионеров. Усилить эту борьбу должны были 8 братств. Кроме того, в епархиях существовали особые миссионерские комитеты и союзы. В Вятской, Донской, Самарской, Саратовской епархиях были созданы особые миссионерские школы, в которых подготавливали миссионеров-начетчиков. За 50 лет (по данным на 1900 года) в православную веру из раскола и сектантства обращено 311 279 человек, в т. ч. 135 333 человека на правах единоверия. За этот период Священный Синод понял, что жесткие меры в отношении раскола и сектантства не всегда дают необходимый результат. Поэтому уже в законе от 3 мая 1883 года говорилось: «В тех местах (селениях и станицах), где население раскольников составляет не менее ¾ всего народонаселения, им позволяется иметь собственное выборное начальство».

Преосвященный Агафодор прекрасно понимал, что в конце XIX века насильственными мерами искоренить раскол и сектантство невозможно. Поэтому епископ Кавказский главной задачей в деле миссионерства ставит практическую просветительскую деятельность, которая включала бы в себя:

1. Открытие на территории епархии новых миссионерских братств.

2. Открытие в городах культурных центров. Для этой цели миссионерам необходимо привлекать просвещенную и образованную интеллигенцию из числа православных.

3. В селениях и городах открыть церковно-приходские школы.

4. При монастырях открыть детские приюты для бездомных детей, где, по возможности, давать образование каждому ребенку.

5. Создать в городах и селениях Кавказской епархии библиотеки с книгами духовной направленности.

Для борьбы с пропагандой сектантства православная миссия признает одной из самых радикальных мер организацию так называемых миссионерских противосектантских курсов. Опыт показал, что ревнители веры и церкви из народа, ознакомленные с приемами противосектантской полемики, приносят на местах несомненную пользу, помогая пастырям церкви бороться с сектантским злом, умело выступая на защиту попираемых последним догматов и святынь православия.

В 1899 году за успехи в деле просвещения Святейший Синод наградил орденами большое число священников епархии.

Преосвященный Агафодор постоянно посещал приходы с проверкой. Так в 1899 году он посетил станицы Владимировскую и Лабинскую. Станица Владимировская числилась по епархиальному управлению как станица, в которой издавна существовал раскол «австрийского лжесвященника», а также жили сектанты, в т. ч. и адвентисты. Агафодор заинтересовался, не сказывается ли на православном населении станицы губительное влияние руководителей раскола и сектантства. Тем более что в эту станицу были назначены молодые священники, которым предстояла пастырская деятельность в столь большом приходе. Большую часть своего времени Владыка уделил беседе с этими пастырями - отцом Тихоном и отцом Михаилом, - говоря о том, что и как им предстоит сделать: необходимо благоустроить приход, оградить его от влияния раскола и сектантства.

Оба священника были хорошо известны епархиальному начальству как убежденные сторонники церковно-школьного образования. Отец Тихон во время своей службы в станице Даховской открыл две школы в беднейших поселках своего прихода: в поселке Хамышки и в поселке Темнолесском. Отец Михаил также занимался церковными школами на хуторах, временно расположившихся недалеко от станицы Владимировской. По убеждению Агафодора, эти священники должны были в ближайшее время открыть новые школы в своих приходах.

В станице Лабинской Преосвященным были посещены два храма: старейший Николаевский - двухклирный, двухпрестольный, построенный в 1855 г. при помощи войска, и Успенский - одноклирный, построенный населением станицы в 1890 году. В 1899 году население Лабинской составляло 15 тысяч человек.

Агафодор пристально наблюдал за церковным строительством в епархии, так как считал, что идти к красоте внутренней, духовной нужно через красоту внешнюю - и наоборот. Поэтому в годы его правления церкви преображаются, станицы как бы соперничают между собой в строительстве храмов и их архитектуре.

В Лабинской Агафодор встретился со священниками ближайших приходов, от которых узнал, что в горном селении ауле Ходзь среди мусульман преобладает мнение по поводу принятия ими христианства, «что многие на пути к православию, которое исповедует "Белый царь", но они не решаются единично оставить мусульманство, пока не созреет это желание во всем населении». Преосвященный посоветовал усилить миссионерскую деятельность в этом ауле.

Подтверждением лояльности горцев к русским может служить следующее событие: в 1902 году Пресвященным Агафодором была совершена поездка в станицу Баталпашинскую, где у памятника генерал-майору Николаю Григорьевичу Петрусевичу была отслужена панихида. «Присутствие горцев, предки которых причиняли столько зла Кавказу, не возбуждало ни в ком неприязненного чувства: несколько десятков лет совместной жизни совершенно примирили казаков с горцами, страсти улеглись, вражда забыта, и теперь те же казаки мирно уживаются бок о бок с когда-то ярым своим врагом, смотря на него не как на раба, а как на брата, готовые всячески содействовать его благополучию - внутреннему и внешнему, братски слиться с ним и в чувстве и святой вере. По словам казаков, горцы уже не держатся обособленно от русских, враждебные чувства год от года слабеют и уступают место более теплым отношениям к своим покорителям, но все же полного сближения еще нет. Рознь и недоверие старательно поддерживаются в них фанатичными выходцами из Турции, нередко тайно прибывающими к нашим горцам. Они подогревают бездушные заветы Магомета о пламенной вражде к врагам - гяурам, чем и поддерживают не только их обособленность с русским населением, но и тяготение их к мусульманским центрам. В последние годы, благодаря мероприятиям г. начальника области Якова Дмитриевича Маламы можно ожидать, что сближение горцев и ассимиляция их с коренным населением пойдет быстрее».

Преосвященный Агафодор принимал участие в создании «Общества содействия распространению грамотности» в городе Ставрополе, Комитета по устройству народных чтений, школьной комиссии при городской думе, которая управляла бы городскими министерскими училищами. Общество открыло в Ставрополе 10 школ и 3 народных читальни, в трех частях города был устроен и начал активно работать Комитет, 29 января 1899 года открыла свои чтения Школьная комиссия. Первые чтения были посвящены культуре различных стран - они расширяли кругозор горожан.

Андреевско-Владимирское братство в Ставрополе содержало благотворительные учреждения, к которым относились дешевые или бесплатные столовые для бедных, приюты для бездомных детей, дома для беспомощных и престарелых граждан. Приют для бездомных детей располагался в двухэтажном каменном корпусе и двух флигелях. В восточном флигеле были размещены детские мастерские, также имелась прачечная с домашней детской баней. В западном флигеле жила учительница. Там же находилась больница. Всего в здании было 26 комнат. В 1891 году открылась столярная мастерская, в 1893 - переплетная. Таким образом, приют давал не только крышу, но и специальное образование.

Для епархии Преосвященным Агафодором была утверждена инструкция по поводу годового отчета, который представлялся окружными миссионерами не позже января месяца. В нем же они должны были осветить деятельность помощников миссионеров. Также были установлены форма и содержание годового отчета.

Преосвященный Агафодор был последним архиепископом Кавказским и Ставропольским. Время его служения, с точки зрения распространения православной культуры, было самым плодотворным. В 1894 году была учреждена церковно-археологическая комиссия для изучения жизни местной церкви со времени появления христианства, в 1900 году - епархиальный комитет Православного миссионерского общества, в 1901 году в образцовой школе духовной семинарии открыты курсы для миссионеров. Одновременно во многих местах епархии создаются миссионерские кружки. В 1904 году организованы беседы с сектантами в коллективном собрании миссионеров. В 1905 году начали устраиваться церковно-приходские собрания и учреждаться церковно-приходские советы.

В 1906 году открывается музей Археологического общества, в котором было несколько отделов: археологический, церковно-исторический, миссионерский. Музей располагал портретным залом, библиотекой, архивом; им был выпущен сборник «Церковная старина на Северном Кавказе». В 1907 году открыто Ейское викариатство. В 1911 году начинает издаваться приложение к «Ставропольским епархиальным ведомостям» - «Миссионерские известия». Незадолго до смерти Агафодора образуется самостоятельная Кубанская епархия, насчитывавшая в своем составе до 500 приходов.

Высокопреосвященный Агафодор скончался 18 июня 1919 года. Он возглавлял епархию на протяжении 26 лет.


Сергей Раздольский  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин. Имперский разговор Александр Дугин. Русская война Валерий Коровин. Россия на пути к Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Валерий Коровин. Накануне Империи Александр Дугин. Новая формула Путина Валерий Коровин. Конец проекта "Украина" Александр Дугин. Украина. Моя война Валерий Коровин третья мировая сетевая война Информационное агентство Новороссия А. Дугин. Четвёртый путь А. Дугин. Ноомахия. Войны ума Валерий Коровин. Удар по России Неистовый гуманизм барона Унгерна А. Дугин. Теория многополярного мира МИА Новороссия
Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru