14 ноября, четверг | б.Украина | Аналитика | Интервью | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм

Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства

Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами

Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?

Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю

Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»

Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA

Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам

Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба

Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями

Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина

К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора

«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов

Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях...

Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд

Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд

«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим

Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?

Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего

Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё

...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем

Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?

«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество

На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!

Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти

Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме...

Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50

Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь

 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Радикализация ислама в Крыму


Национализм и исламский экстремизм, несомненно, идеологически обосновывают и подпитывают крымско-татарский сепаратизм 11 января 2013, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Мусульманская идентичность была превращена Меджлисом в инструмент этнической мобилизации и политической консолидации крымских татар вокруг национальных целей

Развернувшееся с конца 80-х годов ХХ века возвращение крымских татар в Крым привело к резкому изменению этноконфессионального баланса на полуострове. По официальным данным, на 1 апреля 2004 года численность репатриированных из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, России и других стран СНГ крымских татар в Автономной Республике Крым (АРК) достигла 243,4 тыс. человек. За последующие 3-4 года отношение их численности ко всему населению автономии увеличилось до 12-13 %. К 2010 году ожидался приезд в Крым еще, как минимум, 250 тыс. человек - практически всех крымских татар, проживающих на тот момент на постсоветском пространстве, однако, официальных данных, подтверждающих этот прогноз, пока нет.

Возрождение ислама в Крыму сопровождалось тесным взаимодействием Меджлиса с турецкими неправительственными организациями, которые стали оказывать серьезное влияние в сфере образования крымско-татарской молодежи.

Благодаря численному (во всяком случае, официально) превосходству славян на полуострове пока еще поддерживается относительно спокойная общественно-политическая ситуация. Однако негативные тенденции, связанные с неуклонным изменением демографической ситуации в пользу мусульманского меньшинства, нарастают. По мере увеличения численности крымско-татарского населения их движение, поддерживаемое из-за рубежа, все более политизируется и радикализуется.

Крымские татары, как и большинство тюркоязычного населения бывшего Советского Союза, являются мусульманами-суннитами, приверженцами самого распространенного в исламском мире ханифитского мазхаба (толка). Несмотря на отрыв от канонических норм ислама за годы советской власти, для большинства крымских татар мусульманская идентичность даже в условиях депортации оставалась неотъемлемой частью этнокультуры и национального самосознания. Поэтому уже на раннем этапе репатриации она стала играть существенную роль в качестве фактора этносоциальной консолидации. Возвратившись на историческую родину, крымские татары консолидировались в рамках мусульманских общин, восстановили старые и построили новые мечети, открыли духовные учебные заведения, развили связи с зарубежными мусульманскими организациями.

Исторически в Крыму существовал муфтият, каноническое влияние которого, помимо собственно Крыма, распространялось на мусульман Литвы и Польши. Однако все мусульманские учреждения в Крыму были ликвидированы советской властью еще до депортации, и к началу массовой репатриации крымских татар здесь не было действующих мечетей и мусульманских общин (джамаатов).

Первые общины были зарегистрированы в 1989 году в селе Раздольное и в Симферополе. Следующим шагом стало создание Кадиатского правления при Духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. В этом статусе мусульмане Крыма действовали до августа 1991 года, когда на собрании 44 общин было принято решение о восстановлении существовавшего до 1927 года Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). В 1993 году ДУМК получил официальный юридический статус. Двухлетняя затяжка с оформлением официального статуса ДУМК способствовала утверждению монопольной роли главного административно-политического института крымских татар - Меджлиса. Именно под контролем Меджлиса были установлены первые прямые связи с исламскими центрами Турции, других стран Ближнего Востока.

Возглавляет Меджлис Мустафа Джемилев, известный идеолог и практик исламского сепаратизма и даже, как утверждает «Военно-промышленный курьер», терроризма. По данным этого же источника, Джемилев в свое время приобрел «боевой опыт» в Чечне. Функционеры Меджлиса нацелены на то, чтобы вытеснить из Крыма не только русских, но украинцев и других «неверных», создать здесь независимое исламское государство. Один из них - Надир Бекиров - открыто заявлял, что «Меджлис крымско-татарского народа должен стать представительным органом коренного населения Крыма в ООН, а Автономная Республика Крым - это не признаваемая меджлисом-курултаем административно-территориальная единица». Как писала «Крымская правда», тот же Бекиров откровенничал, что «правительство Украины признало в ООН право за крымскими татарами построить в Крыму свое государство в знак благодарности за борьбу с русскими сепаратистами».

В новой этнополитической ситуации в Крыму мусульманская идентичность была превращена Меджлисом в инструмент этнической мобилизации и политической консолидации крымских татар вокруг национальных целей. Уже к началу 90-х годов Меджлис установил прямой контроль над ДУМК и сосредоточил в своих руках инициативу по организации религиозных общин, возвращению старых и строительству новых мечетей, назначению в них имамов, установлению и развитию связей с зарубежными исламскими центрами, подготовке кадров исламского духовенства, распределению поступающей из-за рубежа гуманитарной помощи и т. д.

Стремление Меджлиса использовать ислам как средство мобилизации репатриантов для достижения заданных этнополитических целей вело к тому, что на должности муфтия и имамов мечетей выдвигались люди, хотя преданные руководству Меджлиса, но иногда даже не имевшие духовного образования, что явно не способствовало распространению исламского образа жизни среди крымско-татарского населения. Неспособность ДУМК сколько-нибудь быстро и эффективно заполнить религиозно-психологический вакуум, образовавшийся в результате исторического отрыва крымских татар от канонических норм традиционного (ханифитского) толка в суннитском исламе, привела к заполнению его иными, более «жесткими» толками и псевдоисламскими экстремистскими течениями.

Возрождение ислама в Крыму изначально сопровождалось тесным взаимодействием Меджлиса и ДУМК с турецкими неправительственными организациями, действующими как в самой Турции, так и за ее пределами, которые стали оказывать серьезное влияние, в том числе и в сфере образования крымско-татарской молодежи, которое начинается со школьной скамьи. Так, под контролем турецких мусульманских суфийских братств накшбандийя и нурджулар находятся практически все крымские школы-медресе. Наиболее способные и талантливые ученики этих мусульманских школ со временем направляются для дальнейшего обучения в Турцию. Идет одновременный процесс создания сети школ-медресе и светских учебных заведений, деятельность которых финансируется и контролируется из Турции. Преподавательский состав в них состоит преимущественно из турецких граждан, воспитывающих учащихся в духе пантюркизма, представляющего сегодня собой некий синтез исламизма (радикального ислама) и турецкого национализма, иными словами, одну из форм бытования исламского радикализма в тюркоязычной среде.

Неуклонно увеличивается число студентов вузов из числа крымских татар. В Крыму имеется даже «собственный» крымско-татарский ВУЗ, где практически нет студентов-славян. Это - Крымский государственный индустриально-педагогический институт, где готовят национальную крымско-татарскую техническую интеллигенцию. Здесь регулярно проходят конференции, презентации, встречи, носящие националистический характер. В этом и других вузах со значительным числом студентов из числа крымских татар неоднократно отмечались случаи распространения литературы националистического и пантюркистского содержания. Студенты-татары являются активными участниками всех крупных манифестаций и митингов протестов, организуемых Меджлисом.

Таким путем постепенно, но целенаправленно, формируется слой националистически мыслящей крымско-татарской интеллигенции, который в будущем, по мнению лидеров Меджлиса, должен занять места во всех сферах общественной жизни Крыма.

Национализм и исламский экстремизм, несомненно, идеологически обосновывают и подпитывают крымско-татарский сепаратизм. В результате, сегодня в Крыму существует хорошо организованная структура, параллельная государственным органам власти. Она представляет собой жесткую властную вертикаль, начиная от центрального меджлиса к меджлисам местным и региональным, официально считающимися органами местного самоуправления. Зафиксирована также разветвленная и активно действующая сеть крымско-татарских обществ, организованных по профессиональному признаку (художники, юристы и т. д.). По оценке экспертов, она является прообразом новых органов исполнительной и законодательной власти. Эти органы, хотя и находятся в стадии становления, стремятся контролировать все сферы социально-политической жизни крымских татар, максимально изолировать мусульманское население и сохранить над ним полный контроль под предлогом предотвращения ассимиляции этого народа. Все эти структуры находят не только моральную, но финансовую поддержку со стороны ряда зарубежных фондов и неправительственных организаций.

Можно констатировать, что позиции «турецкого ислама» в Крыму неуклонно ослабевают. Это становится причиной роста численности радикальных исламских сект и структур, ориентирующихся на иные центры «исламского мира».

Однако со временем появилась устойчивая тенденция к развитию связей не только с турецкими единоверцами, но и с религиозными организациями арабских стран, продиктованная прежде всего финансовыми соображениями. Например, к осени 1998 года ДУМК располагал 80 мечетями или молельными домами, из них 12 мечетей было построено Турцией, столько же - ОАЭ, а с Саудовской Аравией к тому периоду было достигнуто соглашение о строительстве в Крыму еще 10 мечетей. При этом следует подчеркнуть, что все официальные контакты ДУМК с зарубежными исламскими организациями координируются Меджлисом.

Некоторая озабоченность Меджлиса и ДУМК угрозой проникновения в крымско-татарскую среду «жесткого ислама» стала проявляться позже - на фоне активизации вооруженной борьбы исламских экстремистов на Кавказе и в Центральной Азии. На II Курултае мусульман Крыма (4 декабря 1999 года, Симферополь) об этом уже открыто говорили председатель Меджлиса Джемилев, муфтий мусульман Крыма и многие другие. Отмечалось, что усиление «арабской линии» в развитии крымского ислама проявляется в соответствующей переориентации значительной части верующих, т. е. в стремлении утвердить в среде крымских мусульман иной, нетрадиционный для Крыма мазха (толк).

Сегодня процесс радикализации ислама в Крыму во многом определяется экзогенными факторами: влиянием «турецкого ислама»; деятельностью «ваххабитских групп», ориентирующихся на исламские центры в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока; активизацией радикальных исламистов на Северном Кавказе и Центральной Азии.

По некоторым данным, на территории автономии действуют не менее 30 «ваххабитских групп», которые не испытывают недостатка в оружии и боеприпасах. Сформированные радикальными исламистами так называемые «отряды самообороны» проходят обучение под руководством чеченских, турецких и иорданских инструкторов - тех самых, «школу» которых успешно осваивали в свое время исламские экстремисты и террористы на Балканах, в частности, в Косово.

Чеченский исследователь Джабраил Гакаев утверждает, что «воины ислама» в Крыму так же, как ранее в Чечне и Косово, получают щедрую финансовую подпитку от одних и тех же радикальных исламских группировок из Турции, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Пакистана и других стран. Как следствие, по некоторым данным, лидеры сепаратистов уже сейчас при необходимости могут поставить под ружье 15-20 тыс. хорошо подготовленных бойцов.

На полуострове открыто действует запрещенная во многих государствах международная исламистская группировка «Хизб ут-Тахрир» («Партия исламского освобождения»), конечной целью которой является создание «всемирного мусульманского халифата».

«Хизб ут-Тахрир ал-ислами» - религиозно-политическая партия, основная штаб-квартира (амират) которой по одной версии находится в Западной Европе, по другой - в Палестине. Отдельные ее амираты расположены в Ливане, Иордании, Египте и в других арабских странах, а также в Турции, некоторых европейских странах. В последние годы амираты появились в странах Центральной Азии и, по некоторым данным, в Крыму. «Хизб ут-Тахрир» была образована в 1952 году в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Таки ад-дин Набхани ал-Фаластини (1909-1979) из членов палестинского отделения другой известной религиозно-политической партии «ал-Ихван ал-муслимин» («Братья-мусульмане»).

Для членов партии нет особых преград в достижении своих целей по построению Халифата. Они готовы работать и в городе, и на селе. Даже наличие в мире последователей других религий, конфессий их явно не смущает. Далеким от мусульманской религиозности людям ислам будет преподноситься как идеология, а само общество будет исключительно исламским. Согласно учению «Хизб ут-Тахрир», посредством джихада мир будет приведен в ислам, а с неверными (немусульманами), которые откажутся перейти в мусульманство или платить в знак покорности особый налог - «джизью», будет вестись вооруженная борьба. Особенно это будет касаться западных «кафиров» и тех, кто сейчас поднимает меч войны против мусульман.

В Крыму «Хизб ут-Тахрир» зримо становится все более популярной группировкой, претендующей на ведущую роль в формировании исламского мировоззрения крымско-татарской уммы. В своей деятельности, как однажды заявил один из ее лидеров Абдусалям Селяметов, она опирается на ресурсы некоторых неправительственных саудовских фондов и организаций. «Хизб ут-Тахрир» имеет хорошо подготовленные пропагандистские кадры, под контролем этой «партии» находится ряд крымских мечетей в центральном и юго-западном Крыму. При попустительстве местных администраций адепты «партии» создают в районах «параллельные структуры власти», школы и курсы по организации «джихада» за государственную независимость от Киева, распространяют листовки и книги на тему самоотверженной борьбы мировой «исламской диаспоры» за свободу и самоопределение.

По информации Меджлиса, «Хизб» планирует поставить под свой контроль все мечети полуострова, в связи с чем Меджлис принимает соответствующие, как правило, административные и силовые, меры. Например, в сентябре 2004 года ДУМК принял обращение к мусульманам Крыма с призывом не поддаваться влиянию представителей исламских радикалов, чтобы избежать раскола среди крымских татар. Как отмечалось в данном обращении, «раскольническая деятельность, направленная против единства мусульман, начала принимать организованный характер… Радикалы, пользуясь именем Аллаха и Корана, применяют методы разобщения нации», в частности, используя религиозные чувства молодежи, принимаются попытки противопоставить мусульман друг другу.

Можно констатировать, что позиции «турецкого ислама» в Крыму неуклонно ослабевают. Это становится причиной роста численности радикальных исламских сект и структур, ориентирующихся на иные центры «исламского мира». Иными словами, фиксируется процесс постепенной арабизации крымско-татарского ислама, который получает ускорение, в том числе, вследствие возвращения на родину молодых татар, получивших религиозное образование за рубежом, зачастую в монархиях Персидского Залива и в деобандийских медресе на территории Пакистана, когда-то вдохнувших жизнь в радикальное движение афгано-пакистанских мусульман - «Талибан».

В результате уже сейчас в Крыму открыто функционирует около 200 мусульманских организаций радикальной направленности. Такой вектор развития крымско-татарского мусульманского движения неизбежно, как и в других уголках пресловутого «исламского мира», приведет к переходу количества в новое, скорее всего экстремистское, качество.


Игорь Добаев  
Комментарии:
Оставить комментарий (1)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru