21 сентября, пятница | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
Прибалты, особенно эстонцы, стали испытывать неприязнь к русским только лишь в позднесоветское время. После того, как территории нынешних Эстонии, Латвии и Литвы вошли в состав Российской империи, никто из русских мыслителей и литераторов не зафиксировал Почему прибалты невзлюбили русских
Мечта и утопия"
«Майский указ», Традиция, Белгородчина «Майский указ», Традиция, Белгородчина
Солидарность ради будущего"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Этнополитические процессы в Дагестане: геополитический аспект
Ислам воспринимается дагестанским обществом не только как религиозная система, но и как естественная для них культурная среда, ее национальный образ жизни 5 января 2013, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Дагестан является не только одной из российских иноконфессиональных этнических периферий, но и периферией Ближнего Востока, исламского мира в целом, испытывающей воздействие как внутренних, так и внешних факторов

Все большую роль в развитии геополитических процессов в Республике Дагестан, как и на всем Северном Кавказе, играет этнокультурный фактор, который оказывают непосредственное влияние на формировании российского геополитического процесса. Речь при этом идет, прежде всего, о культурном взаимодействии полиэтничности и поликонфессиональности республики в условиях, когда Дагестану уготована роль приграничной зоны и геополитического буфера для России в общении со странами Ближнего и Среднего Востока. Дагестан и ныне, как в далеком прошлом, выступает южными воротами или «южным форпостом» России.

Дагестанскому менталитету присуща черта признания авторитета ценности человеческой жизни по сравнению с национальными ценностями, а это закономерно распространяется и на ценность национальных языков.

Очевидно, что выделяются несколько значимых и объективно действующих констант, определяющих этнокультурную окраску геополитической составляющей региональной политики. Ведущей выступает этническая и конфессиональная мозаичность Дагестана, как продукт исторического взаимодействия различных народностей и культур. Географическое месторасположение, дружеское, родственное и историческое взаимодействие между различными этносами Дагестана, отличающимися друг от друга особенностями культуры, языка, традициями и обычаями, составляют природный мировой феномен, придающий уникальность картине национального состава республики в мировом масштабе.

На небольшой территории Дагестана (общая площадь республики 50,3 тыс. км (кв)), проживают представители более 100 народностей, принадлежашие к трем языковым семьям:

- к дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющие свой диалект, но близкий к аварскому языку), даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы;

- к тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы, татары и ногайцы;

- к индоевропейской языковой семьи принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранской языковой группе.

Следует подчеркнуть, что в Дагестане нет титульной национальности, но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 этносов республики. По численности населения Республика Дагестана занимает 25-е место в РФ

Аварцы - наиболее многочисленный этнос Дагестана, их общая численность составляет 27,9% населения республики. Даргинцы - второй по численности дагестанский этнос, составляющий 16,1%, кумыки - 12,9%, лезгины - 12,2% населения республики; русские - 7,3%; лакцы - 5,5%; азербайджанцы - 4,3%; чеченцы - 4,5%; ногайцы - 1,65%. Таты - дагестанский этнос, говорящий на татском языке (иранская ветвь) и исторически исповедующий иудаизм. Указать их численность в настоящее время несколько затруднено, поскольку многие из них записывают себя евреями и попадают в общую с ними графу национальностей; евреев вместе с татами в Дагестане сейчас 18,5 тыс. человек, это менее 1% населения республики; рутульцы - малочисленный этнос Дагестана, насчитывающий 17,1 тыс.человек; цахуры - самый маленький народ Дагестана, насчитывающий 6,3 тыс. человек, т. е. 1,3% населения республики.

Дагестанскому менталитету присуща черта признания авторитета ценности человеческой жизни по сравнению с национальными ценностями, а это закономерно распространяется и на ценность национальных языков. К этому можно добавить, что в республике никогда, в отличие от других регионов РФ, не наблюдались эксцессы между народами на почве навязывания друг другу каких-либо языков. Свобода личности, в том числе и языковая, осталась приоритетной ценностью в глазах большинства дагестанцев, в частности, в глазах молодого поколения.

Примером сказанному выступает дагестанская межнациональная семья, которая играет большую роль в нормализации общественных процессов, а число таких браков в Дагестане с каждым годом увеличиваются, и они на 20% выше в конце 90-х чем в начале. И именно эти семьи в силу своей объективной национальной структуры обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных уровней, способствуя преодолению националистических настроений, формируя терпимость и уважение к национальной специфике, воспитывая широту кругозора и гумманизируя личность. Дети из таких семьей, как правило, бывают более свободными от националистических предрассудков. Это позволяет, на наш взгляд, рассматривать межнациональную семью как позитивный фактор действительности дагестанского общества.

Проблемами, влияющими на политическую стабильность и межнациональное согласие современного Дагестана, которые и определяют специфику этнополитического аспекта в российском геополитическом пространстве, выступают следующие:

1. Проблема репрессированных и депортированных народов. Серьезные проблемы отмечаются с реализацией Программы переселения лакского народа из Новолакского района на новое местожительство, и восстановления Ауховского района.

2. Проблема чеченцев-аккинцев, которые обвиняют дагестанские власти в попытках провоцировать конфликты в Хасавюртовском районе, пытаются требовать присоединения этого района к Чечне. По их мнению, Дагестан в переводе с чеченского - «земля предков», а значит, Дагестан и Чечня должны стать единым исламским государством, как было во времена имамата Шамиля.

3. Народы, разделенные государственной и административно-территориальными границами (ногайская проблема). С нашей точки зрения, в решении данного вопроса необходимо разработать и принять законодательный акт по созданию международных национально-культурных автономий, которые позволят объединяться в национально культурном аспекте.

4. Проблема возрождения нижнетерского казачества была связана с длительным отсутствием закона о казачестве. В своей массе казачество было и остается частью русского народа, но проблемы возрождающегося казачества, желающего иметь свою специфику, не всегда совпадают с проблемами остального русского населения. Создание казачьих воинских формирований, вынуждены покинуть эту территорию и переселиться предусмотренных Указом Президента РФ, неадекватно воспринимается другими дагестанскими народами. Возникает проблема возрождения нижнетерского казачества, связанное с отсутствием закона о казачестве, сложность, которой состоит в том, что казачество нацелено на восстановление системы хозяйствования, самоуправления и собственных ценностей на территории, где за десятки лет произошли кардинальные изменения. С другой стороны, позиция казаков, русского населения продиктована тем обстоятельством, что они оказались в численном меньшинстве.

5. Проблема обеспечения безопасности южных рубежей Российской Федерации. В настоящее время обстановка на российско-азербайджанской государственной границе и в приграничных районах Дагестана с Азербайджаном спокойная и стабильная. Сложность доставляет ситуация, сложившаяся на российско-грузинской государственной границе, связанная с низким социально-экономическим уровнем развития приграничных районов и населенных пунктов Грузии, грузинский национализм, способствующий вытеснению из республики национальных меньшинств, в том числе и этнических дагестанцев. В связи с этим большинство аварцев Кварельского района были на свою историческую родину - Дагестан. Серьезное влияние на развитие обстановки на дагестанском участке российско-грузинской государственной границы оказывает отсутствие здесь пункта пропуска для местных жителей, имеющих обширные родственные связи по обе стороны границы.

6. Проблема миграционного воздействия на состояние межнациональных отношений в Республике Дагестан. Изменение масштабов и характера демографических, миграционных процессов вызывает усиление негативных тенденций в развитии этнодемографической ситуации в Дагестане. Наблюдается активизация оттока дагестанцев, особенно из горных районов республики, из-за трудного социально-экономического положения. Это способствует росту диаспор дагестанских этносов в разных регионах России, в частности Ростовской, Московской, Ивановской, Тюменской областях, Ставропольском и Краснодарском краях. Наряду с внешней миграцией усилилась и внутренняя миграция (из села в город) в республике, которое выступает важнейшим фактором социально-экономической и политической стабильности Дагестана, оказывающее одновременно позитивное и негативное влияние. В полиэтничном Дагестане миграционный фактор становится катализатором интеграционных и дифференцирующих тенденций в развитии межэтнических отношений.

Другим важным этнополитическим аспектом геополитических процессов в Дагестане, оказывающим влияние на формирование российской геополитики, выступает поликонфессиональность республики. Республика расположена не только на стыке Европы и Азии, Востока и Запад, но и трех мировых религий (христианской, исламской и буддийской). И поэтому в современных условиях в дагестанском обществе проблема межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений становится одной из сложных, так как именно здесь религия выступает неразрывной составлявшей всех социальных процессов и структур. Этим обстоятельством и обусловлен повышенный интерес властей различного уровня к возможности привлечения религиозных институтов к выработке и реализации социальной политики. Конфессиональный фактор проявляет свое организующее и консолидирующее начало в межрегиональных контактах экономического и культурного характера. Он играет также большую роль в формировании социального самосознания и самоорганизации дагестанцев. И данный аспект должен быть расценен адекватно и учтен при определении концепции политической стратегии.

Религия сегодня - важный компонент в развитии межнациональных отношений дагестанского социума, которая, используя исторически сложившиеся традиции и обряды, оказывает влияние на формирование этнокультурных особенностей дагестанцев. Оценивая религиозную ситуацию современного Дагестана, можно сказать, что происходит сложное и полномасштабное возрождение религии. И в этой связи количество мусульманских организаций по сравнению с иными конфессиями растет наиболее интенсивно. Еще одна специфика религиозной ситуации Дагестана - большое количество верующих, совершающих паломничество - умра и хадж (70% от числа россиян, совершивших паломничество).

По числу своих последователей ислам занимает в Дагестане первое место. Основная масса коренного населения республики исповедует ислам суннитского направления, почти все дагестанцы придерживаются шафиитского мазхаба, а ногайцы, татары и часть кумыков - ханифитского мазхаба. Суннитов в Дагестане 87% населения республики, а шиитское направление в исламе исповедуют дагестанские азербайджанцы.

Обрисовав особенности этноконфессиональной ситуации Дагестана, можно сказать, что религия, главным образом ислам, воспринимается дагестанским обществом не только как религиозная система, но и как естественная для них культурная среда, ее национальный образ жизни. Следует отметить, что в дагестанском социуме религия должна выступить как компонент возрождения этнокультурного слоя народов Дагестана. Но религиозность дагестанцев неоднородна. С одной стороны, ей свойственны проявления собственно религиозного сознания, с другой - секуляризованная религия играет роль этнокультурного идентификатора. В общем, ислам становится мажоритарной, «государственно-национальной» религией в республике.

Одной из основных угроз политической безопасности Юга России является политизация ислама в республике под активизацией внешних факторов и внутренних беспорядков. На социально-политическую ситуацию в ЮФО, особенно в Дагестане, больше негативное влияние оказала и продолжает оказывать идеология неоваххабизма, начало активного распространения которого относится к концу 80-х годов ХХ века.

Можно с полным основанием утверждать, что в республике сохраняется тенденция к гипертрофии этнического фактора в политической борьбе, проявляющаяся, в частности, при избрании политических лидеров, как латентная субстанция.

Очевидно, что в таком контексте Республику Дагестан следует рассматривать, как и весь Северный Кавказ, не только как одну из российских иноконфессиональных этнических периферий, но одновременно и как периферию Ближнего Востока, исламского мира в целом, испытывающую воздействие не только внутренних, но и мощных внешних факторов.

Международные террористы, вовлеченные в процесс геополитического давления мирового масштаба, пытаются выбирать наиболее уязвимые части Кавказа, прежде всего Дагестан, для ослабления, изматывания и расчленения России с помощью войны, являющейся продолжением политических отношений, используя совершенно иные средства и методы - военные и силовые. Республика Дагестан во время военных событий 1999 года и в последующих вооруженных ситуациях стала своеобразной лабораторией выработки новой практики международного взаимодействия.

Военные события августа-сентября 1999 года в Дагестане, как продукт сознательной политики показали, на наш взгляд, всему миру, что сегодня Северный Кавказ превращается в перекресток текущих геополитических изменений и столкновений в Евразии, при котором Дагестан оказался центром глобальной конкуренции за обладание нефтегазовыми ресурсами Каспия, т. е. наиболее значимым игроком в геополитической игре за обладание нефтегазоресурсами Каспия. Однако, основа этих военных событий формируется не в Чечне, и не в Дагестане, а далеко от этих регионов, под религиозными лозунгами с главной целью превратить Дагестан в важнейший первоначальный геополитический плацдарм в борьбе за господство над Евразией. Этому способствует евразийское положение ее территории. Происходящие события последних лет в республике показывают всему миру, в том числе и России, что Дагестан сегодня наиболее чувствительный «нервный узел» страны. В результате этого Россия вынуждена изменить свою политику по отношению не только к Дагестану, но и к другим регионам, в частности, к Чечне.

В Дагестане все еще сохраняется опасность роста конфликтов, и она не коренится в исламе или в Коране, а в тех, кто их трактует в своих корыстных интересах, во имя неправедных целей. В исламофобии, как и в людях другой фобии, таится опасность для человечества, в том числе и для России. Если мы не преодолеем неприятие мусульманской цивилизации в сознании значительного числа россиян, то «великая» и «сильная» держава Россия не состоится. Это, конечно, не единственное условие сохранения и укрепления России, но одно из самых важных.

В борьбе с радикальным исламом опора не должна делаться на исключительно силовые методы и поэтому органами местного самоуправления, правопорядка, общественно-политическим объединениям, и религиозным организациям необходимо значительно активизировать совместные усилия против любых попыток расколоть дагестанское общество, толкнуть его на путь конфронтации и противостояния.

Сегодня в Дагестане наблюдается сложная и тревожная ситуация. Дагестанской и российской властной элите нельзя допустить, чтобы здесь «северокавказский терроризм» нашел поддержку населения, превратился в самодостаточное явление во все меньшей степени зависящее от внешних факторов. Именно внутренний терроризм способен к расширению своих границ, что может привести к тиражированию чеченской войны, но уже в Дагестане. С этой целью республиканским органам государственной власти, на наш взгляд, необходимо активно осуществлять агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу среди населения, снизить уровень коррупции в органах власти, преодолеть экономический кризис, усилить деятельность спецслужб в этом направлении и создать необходимые условия для привлечения иностранного капитала. Это возможно только при активном взаимодействии органов государственной власти Республики Дагестан и Российской Федерации. Поэтому необходимо, совершенствуя государственно-конфессиональные отношения, выработать нормативно-правовую базу по противодействию религиозному экстремизму. Основными стратегиями здесь могли бы стать:

- усиление мер по подъему экономики, создание новых рабочих мест для оздоровления социально-экономической сферы жизни дагестанцев;

- проведение систематической работы Комитетом по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ с целью преодоления межнациональных конфронтаций между религиозными лидерами в российских мусульманских объединениях и организациях;

- усиление работы республиканскими органами государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов, общественных, научных, религиозных организаций, СМИ, по взаимодействию в предотвращении социальных, межнациональных, меж и внутри конфессиональных противоречий;

- установление государственного контроля над организациями, деятельность которых связана с обучением и воспитанием молодежи; создать исламские вузы, формирующие новое, более просвещенное и толерантное пророссийское муниципальное духовенство;

- выработка единых образовательных программ и учебников для высших и средних мусульманских учебных заведений;

- контролирование выезда и въезда дагестанской молодежи в исламские страны и учебные заведения в целях недопущения предпосылок возможного осложнения религиозной ситуации в республике после их возвращения и возможного проведения ими миссионерской деятельности, без учета специфики, традиционного мировоззрения местного населения;

- разработка образовательных программ, способствующих распространению исторического опыта добрососедского сосуществования различных культур и религий в России на основе народной дипломатии;

- формирование и реализация государственными органами власти, общественными религиозными организациям Дагестана пакета мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности, как составляющей межэтнического и межрелигиозного общения и согласия в рамках единого территориального и религиозного пространства Южного федерального округа, используя опыт позитивных традиций Северного Кавказа;

- расширение взаимодействия с религиозными объединениями, в активизации борьбы против проявлений религиозного экстремизма и терроризма;

- практиковать преподавание во всех государственных и негосударственных вузах РД предмета «Религиоведение»;

- активное использование потенциала духовенства, научной и творческой интеллигенции в предотвращении возникшей эскалации религиозной и розни;

- проведение органами местного самоуправления совместно с учебными заведениями целенаправленной работы по организации социально-полезного и спортивно-оздоровительного досуга молодежи, воспитания толерантности.

Итак, религия играет немаловажную роль в формировании региональной геополитической ситуации в республике. Возникает вопрос о том, может ли ислам стать системообразующим фактором для Дагестана? Да, может, так как в дагестанском обществе ислам является религией, распространенной, стирающей языковые, этнические, политические и иные различия между людьми и народами.

Можно с полным основанием утверждать, что в республике сохраняется тенденция к гипертрофии этнического фактора в политической борьбе, проявляющаяся, в частности, при избрании политических лидеров, как латентная субстанция. В самосознании жителей республики, идущих на избирательный участок, пока еще сохраняется симпатия к политическому лидеру - представителю своей национальности. Это объясняется отсутствием идеологической альтернативы у политических партий и лидеров, идущих во власть; создается ситуация, в которой национальные чувства населения представлены как единственное средство легитимации новой конфигурации политического пространства республики. Национализм в приложении к стратегии и тактике политических лидеров, партий, и движений федерального и регионального уровней становится своеобразной геополитической идеей.

Сложная социально-экономическое положение республики привела к изменению психологического состояния населения, вызвала здесь политическую, социальную и межнациональную напряженность, что до этого никогда не было характерно для дагестанского общества. При своевременной недооценке это может привести к недовольству и к непредсказуемым последствиям. Отсюда вытекает потребность в принятии срочных мер на федеральном и местном уровне по выводу республики из системного кризиса в целях стабилизации общественно-политической и социально-экономической ситуации. Для преодоления этого нужна продуманная политическая, социально-экономическая и национальная политика Федерального Центра на Северном Кавказе, которая может создать благоприятную почву для невмешательства мафиозных, клановых и преступных групп в решение политических, социально-экономических и правовых вопросов в республике.

Как бы то ни было, можно с полным основанием утверждать, что геополитическая плоскость дагестанской региональной политической и экономической стратегии обладает перспективой превращения в долгосрочную константу всей российской геополитики, которая связана с видением перспектив государственного строительства в России. Для этого необходима реконструкция федеральных отношений с сохранением стабильности между регионами, с целью недопущения развития процесса «самоиндефикации» российского регионализма, которая может привести в случае своего развития к дезинтеграционным процессам, ведущим к развалу государственности.


Загидат Махулова  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru