Украинские политики, отстаивая исключительно свои личные интересы, не способны вывести страну из становящегося все более очевидным феодализма
Парад суверенитетов бывших союзных республик в 1989-1991 годах стал причиной разрыва экономических, социальных и гуманитарных связей, что привело к краху и показало отсутствие квалифицированных топ-менеджеров национального уровня, которые могли бы не допустить полной потери годами отлаженных интеграционных связей, по уровню превосходящих аналогичные в ЕС.
Первый президент Украины Леонид Кравчук пожелал посидеть на троне и попросту, как он считал, избавился от влияния России.
Украина в перечне постсоветских стран заняла особое место. Никогда 7-я страна в Европе по уровню экономического развития не опускалась на самое дно по всем показателям. За 20 лет независимости мы так ничего и не достигли ни во внутренней, ни во внешней политике. Экономика деградировала, работают лишь отдельные, экспортооориентированные отрасли, которые полностью зависят от ситуации на рынке, социальная сфера - в запущенном состоянии, доходы граждан на последнем месте в Европе, коррупция, воровство бюджетных средств достигли фантастических размеров.
В управлении государственными и региональными делами процветают семейственность, слоновость. Демократия, свобода и права граждан сворачиваются. Судебная система полностью под властью президента. Правоохранительные органы защищают не права и свободу граждан, национальные интересы и безопасность государства, а стоят на охране президента, его семьи, окружения и беззакония, которые творятся в стране.
Во внешней политике Украина прошла путь от периода признания независимости в 1991-1994 годах, многовекторности в 1995-2000 годах, изоляции в 2001-2004 годах, периода неопределенности в 2005-2009 годах, к нынешнему этапу, который объединяет все перечисленные выше.
Я ни разу не упомянул Российскую Федерацию, эту великую страну с огромными природными ресурсами и экономическими возможностями. Почему?
Все потому, что первый президент Украины Леонид Кравчук пожелал посидеть на троне и попросту, как он считал, избавился от влияния России.
Второй - Леонид Кучма, заняв этот трон, объявив многовекторность внешней политики, провозглашал стратегическим партнером всякую страну, куда он прибывал с визитом, но Россия опять оставалась про запас. Он же объявил курс на евроинтеграцию как приоритетный.
Третий, Виктор Ющенко, никуда практическим не ездил, декларировал евроинтеграцию, стратегическое партнерство с США. А Россия опять же была в стороне.
Ну, а четвертый, нынешний, Виктор Янукович, победивший на выборах благодаря обещанию придать официальный статус русскому языку и интеграции в СНГ, ЕЭП и дальнейшему расширению стратегического партнерства с Российской Федерацией и Беларусью, интеграции в таможенный союз и ЕврАзЭС, после выборов об этом как-то забыл.
Сворачивание демократических процессов, ограничения прав и свобод граждан, избирательное судопроизводство отдалило нас от Европы и не приблизило к России. Конечный результат: Украина стала как буферная сценка в дорожном составе, нас толкают то спереди, то сзади.
Главу государства нигде не хотят видеть лидеры ведущих государств, несмотря на его габариты. В упор не замечают.
Дипломатическое неуважение, имеющее все основания, продемонстрировал и президент России Владимир Путин в ходе визита 12 июля 2012 года. Четырехчасовое опоздание, встреча с байкерами, весьма сдержанное приветствие, напряженное состояние на переговорах, жестокое пояснение о ценах на газ для Украины и других стран Европы, напоминание слов Ильфа и Петрова о деньгах и стульях - все это позволяет сделать вывод, что России, как и Европе, надоели непоследовательность Украины, желание служить двум попам, наивность, «совковость», стремление украинских политиков усидеть на двух стульях.
В результате, при всем уважению к украинскому народу, благодаря действиям власти Украина оказалась во внешней изоляции, а власть мечется, не зная, к какому берегу прибиться. Да и вообще, похоже, не ведает что творит.
Разве в ХХI веке, веке глобализации, будут иметь дело с властью, которая исповедует феодализм, пренебрегает цивилизованными, демократическими принципами организации управления?
Так куда же все-таки прибиться Украине, чтобы при шторме в мировой экономике и финансах государство меньше пострадало? Для выбора этого вектора необходим прагматизм и здоровый смысл, элементарное владение логическим мышлением и современный менталитет.
Характеристику народов проживающих на территории нынешней Украины, точно дал Византийский император Маврикий в VI веке, т. е. 1500 лет назад, и сегодня она соответствует нашим политикам: «Они живут свободно и не дают никому покорить себя... У них много вождей, которые не соглашаются один с других, часто расходятся в мыслях и не могут найти общего решение… Они в высшей мере неверны в соблюдении договоренностей: если и решат что-нибудь сообща, сразу и нарушают согласованные решения, потому что все соблюдают противоположных мыслей, и никто не хочет услужить другому».
Приведенные выдержки как нельзя лучше характеризуют представителей всех ветвей власти в Украине, при этом всех их отличает низкий уровень образованности и культуры, склонность к стяжательству, личному обогащению, слоновости и другим качеством неприемлемых в демократических государствах. По этим причинам они не разборчивы в своем выборе, если не видят личной выгоды, - интересы государства и общества им безразличны.
А что же Европа? Украина и так географически в Европе. Пусть ЕС сначала справится со своими проблемами, которые придется расхлебывать еще лет десять.
За два с половиной года президент со своим окружением не определились с вектором политического сотрудничества.
Что нужно для этого, что нужно для повышения эффективности интеграционных процессов, цель которых - развитие государства, рост благосостояния народа? Кому отдать предпочтение?
Евросоюз интригует нас на вступление большими преимуществами, не говоря, впрочем, какими, в то же время предупреждает о соблюдении европейских стандартов политической, гуманитарной, финансовой сферах. Нам же «хочется, но кажется», а главное, пойдем в Европу, чтобы досадить России, или получить от нее чего-нибудь. Такой политический шантаж по-украински, опять же, это исходит из особенностей украинского менталитета.
Из недавней истории мы знаем, что борьба за гетманство шла не на своей территории, не за голос избирателей, - борьба шла за благосклонность Варшавы или Москвы. Один ехал в одну столицу, после его избрали, другой претендент уже ехал в другую сторону. В современных условиях, в период глобализации, так продолжаться не может. Надо определяться.
Какие факторы могут быть определяющими? Первый и главный - человеческий фактор. К нему я отношу:
- близость национальных корней;
- близкий и понятный язык; отсутствие языкового барьера;
- наличие родственно-семейных отношений;
- близость национальных культур;
- сложившиеся экономические, социальные и гуманитарные традиции.
Второе направление: соответствие, взаимосвязь и возможность интеграционных процессов, зависимость экономик и возможность получения наибольшей эффективности от такой зависимости.
Можно приводить и другие факторы, влияющие на эффективность интеграции. Но уже по приведенным можно однозначно заявить о необходимости интеграции с Беларусью, Казахстаном и Российской Федерацией, равно как и другими государствами СНГ.
У нас общий язык межнационального общения, у нас общие историко-культурные ценности. В техническом, технологическом отношении, экономике, промышленном производстве общие подходы к организации работы. Взять любую отрасль, например, металлургию или промышленную химию - мы работаем по одним и тем же нормативам, технологическим картам, разработанных еще в Союзе.
То же самое о рынках сбыта продукции уже названных отраслей (металлургия, химия), машиностроение, транспорт и авиастроение. А в области военно-промышленного комплекса - кто может заинтересоваться украинскими судостроительными заводами? Естественно, Россия.
Я тут же говорю о продукции сельского хозяйства и ее переработке. Если украинские сыры не выдерживают норм российских, то что можно говорить о европейских?
Здесь все определено: наши рынки - восточный и евразийский.
А что же Европа? Украина и так географически в Европе. Пусть ЕС сначала справится со своими проблемами, которые придется расхлебывать еще лет десять.
За это время должны поумнеть украинские политики, в политику придут новые, молодые люди с высоким уровнем образованности и культуры, морально-нравственными качествами, с которыми европейцам не стыдно будет сидеть за одним столом.
То же самое отношение и к российской политической элите, которая по своему уровню существенно выше.
Нам есть к чему стремиться. Так и хочется дать команду: «На ЕврАзЭС - равняйсь!»
Кроме этого надо понимать, что если ты что-то просишь, то надо что-то и отдавать - по другому не бывает.
И еще совет: не надо сравнивать численность населения и объем ВВП в ЕС и ЕврАзЭС - это ни о чем не говорит. Более того, говорит не в нашу пользу. Рост ВВП в ЕС в ближайшее 10-20 лет будет не более 1-1,5%, а на востоке в 3-4, а то и более раз больше.
Кроме того, через связи с Россией мы можем выйти на рынки ШОС и БРИКС.
Полезно будет научиться управлять страной у Путина и удерживать высокий рейтинг в течение 12 лет.