15 июня, вторник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора
Московских моржей зовут объединиться Московских моржей зовут объединиться
Люди проруби
Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...
Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших
Матеуш Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада Пискорский: Вежливость России усиливает её позиции на фоне истерики Запада
Ответ на истерику
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50
Ростов, Ростов-на-Дону, казак, Казакия, национальность, перепись населения Ростовские власти продолжают дело Сороса и USAID
Национальность - «казак»?
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?
История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды
Проведение съезда партии «Другая Россия Эдуарда Лимонова» было запланировано на ближайшее воскресенье, 25 апреля 2021 года и должно было состояться в московской гостинице «Измайлово». «Другая Россия»: съезд и история провокаций
Власть и партийцы
Cuba no esta sola! Евразийский союз молодёжи поддержал международную акцию в поддержку Кубы Cuba no esta sola! ЕСМ за Кубу
ЕСМ - за Кубу
Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
Айо Бенес, Латвия, национал-большевик Русофобия и политические репрессии в Латвии
Есть ли в Латвии правосудие?
Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?
Единство русских, Донбасс, Украина, война, Новороссия, ДНР, ЛНР, ЛДНР «Единство русских»: форум на фоне обстрелов
Кто победил Украину?
Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?
Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
Процессы интеграции на постсоветском пространстве стали главной темой международной конференции «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы», которая состоялась 28 апреля 2021 года в Москве Евразийский союз или НАТО?
Многовекторность разрывает в клочья
От азиатского прошлого к евроазиатскому будущему. Азербайджан в системе региональных политических и экономических связей Баку: Трудная дорога в ЕАЭС
Куда податься Закавказью?
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Иранский Дагестан


Существенным моментом принятия зороастризма народами Дагестана было то, что он легко вписывался в древние местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы 11 июля 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Дагестано-иранские социально-экономические, политические и культурные связи насчитывают несколько тысячелетий - иранская культура широко распространилась среди дагестанских народов

Дагестано-иранские культурные связи восходят к глубокой древности. О широком распространении среди дагестанских народов иранской культуры свидетельствуют многие письменные, археологические, эпиграфические, лексические, этнографические источники и памятники. Многие исследователи единодушны в том, что в III-II тыс. до н.э. на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана жили племена, языки которых, как полагают, относились к числу нахско-дагестанских. Так, в «Истории Ирана» написано, что «в отдельных местах Иранского Азербайджана бытовали языки, видимо, родственные дагестанским».

Дагестано-сасанидские отношения - одна из важных, но в то же время слабо разработанных проблем истории народов Дагестана. Они сыграли значительную роль в политическом, экономическом и социальном развитии дагестанского общества.

В первых веках I тысячелетия до н.э. ираноязычные племена киммерийцев и скифов проникли через Кавказ в Переднюю Азию и имели там постоянные центры: киммерийцы на северо-востоке Малой Азии, скифы на западе Азербайджана южнее Куры («царство» скифов). С того времени, как полагают исследователи, иранский этнический элемент, в том числе и культура постоянно присутствуют на территории, занимаемой носителями дагестанских, в частности, лезгинских языков. Можно полагать, что этногенез лезгиноязычных и некоторых ираноязычных народов (талыши, гилянцы, курды) проходил на одной территории.

В могильниках VII-VI веков до н.э. на территории приморского Дагестана найдены скифские наконечники стрел, принадлежности конской сбруи, поясные пряжки, нагрудные бляхи.

Дарий I разделил Ахеменидскую державу на 20 сатрапий, одиннадцатой из которых была территория каспиев. Вместе с каспиями в зависимость от Ахеменидов попали и другие древнедагестанские племена. В битве с Александром Македонским при Гавгамелах (331 год до н.э.) на стороне царя Дария III воевал албанский отряд.

На рубеже нашей эры на территории Южного Дагестана и Северного Азербайджана на побережье Каспийского моря в нижнем течении рек Куры и Аракс возникло раннерабовладельческое государство Албания. Близким потомком албанов является небольшая народность - удины, живущие ныне на территории Азербайджана в селениях Нидж и Варташен. Язык кавказских албанцев был явно кавказский и тесно примыкал к удинскому, а возможно был идентичен с древнеудинским. Удинский язык - это один из новоалбанских диалектов, или, что то же, албанский язык - это есть литературный язык древних удин, т.е. древнеудинский. Южнее Албании было расположено государства Ахеменидов, после разгрома войсками Александра Македонского с конца IV века до н.э. - Антропотена. Антропотена и Албания были населены одноименными племенами.

В III веке Сасанидский Иран захватывает Албанию, а позднее укрепляется в районе дербентского прохода. После 488 года, в царствование царя Вачагана III, Лпиния и Чола окончательно вошли в состав Албанского государства.

В середине V века в Албании значительно усилилась власть сасанидского Ирана. Начался новый этап сасанидской экспансии. Дербентскому проходу сасаниды придавали огромное значение, он привлекал внимание как своим военно-стратегическим, так и торгово-экономическим положением на границе Албании и кочевых владений, на границе оседлого земледельческого и кочевого скотоводческого мира. В правление Иездигерда II (439-457) были возведены первые сасанидские укрепления в проходе Чога. Царская аршакидская династия в Албании была упразднена, а сама Албания была превращена в персидскую провинцию; Чола стала как резиденцией персидских марзпанов, так и стратегическим оплотом, политико-административной единицей Албанского государства, местом пребывания албанского католикоса (до VI века).

Арабская историческая и географическая литература помимо Дербента и Табасарана, упоминает о таких государственных образованиях, как Лакз, Гумик, Хайдак, Серир, Карах, Зирихгеран, Филан и другие, которые действовали в раннесредневековом Дагестане.

Особо важное значение в истории раннесредневекового Дагестана, да и всего Кавказа в целом, имел город Дербент, выступавший не только как укреплённый пункт огромного стратегического значения, но и как город, крупный политический, идеологический и экономический центр на Восточном Кавказе, столица одного из наместничеств, вошедших после 461 года в состав державы Сасанидов, крупнейший очаг христианства, а затем крупнейший опорный пункт ислама.

Сасанидские правители придавали огромное значение укреплению города и Дербентского прохода. При Иездигерде II были возведены глиняные фортификационные сооружения. В середине VI века, на их основе возникла грандиозная система оборонительных сооружений, возведённых из камня. Наряду с Дербентом на политической карте Дагестана появились в течение IV-VI веков и другие государственные единицы.

Кроме Дербента персидские колонисты жили и на территории Табасарана. При Сасанидах отряды табасаранцев охраняли дербентские крепостные ворота, т. е. входили в число правительственных войск.

Происхождение названия Серира - Нагорного Дагестана связывают с легендой о золотом троне последнего Сасанидского царя Иездигерда III, будто бы отправленном им в Дагестан; поэтому якобы горные земли Дагестана стали называться землёй «Хозяина трона», т. е. «Сахиб ас-Серир». Вполне возможно, что это поздняя попытка придать термину Серир «иранскую окраску». Имеется также мнение о том, что в основе слова Серир лежит иранский sег, т.е . «гора», и отсюда «Горная страна». Вопрос о происхождении названия до сих пор остаётся окончательно невыясненным. С влиянием персидского языка также связано название «Зирихгеран» (в переводе с персидского «бронники», «кольчугаделатели») маленькая по размерам территория, включающая несколько населённых пунктов, в том числе современные Кубачи, Ашты и другие селения.

Дагестано-сасанидские отношения одна из важных, но в то же время слабо разработанных проблем истории народов Дагестана. Они имеют многовековую историю, отличаются сложностью, и в итоге сыграли значительную роль в политическом, экономическом и социальном развитии дагестанского общества. В сложной внутренней и внешней обстановке эти отношения диктовались конкретной исторической обстановкой, политика дагестанских правителей определялась как трезвым политическим расчётом, так и состоянием взаимоотношений Ирана, Византии, стран Закавказья, кочевых племён Северного Кавказа. Следовательно, взаимоотношения Ирана и Дагестана нужно рассматривать во всём их многообразии. К сожалению, состояние дошедших до нас источников таково, что мы можем более или менее обстоятельно изложить только события военно-политического характера.

К началу III века на развалинах Парфянского царства возникло новое государство - Сасанидская империя главе с шаханшахом. Господствующей религией в этом государстве стал зороастризм.

Сасаниды (224-652) начали обширные завоевания, образовав вскоре Сасанидскую империю, включающую, помимо собственно Ирана, часть Средней Азии, Атропатену, Месопотамию, Сирию. Сасаниды вели борьбу с Римской империей за закрепление в районе Дербентского прохода. Борьба эта осложнялась тем, что в указанное время, а также в последующем участились походы северокавказских кочевых племён на Закавказье через Дербентский проход. Это объяснялось и политикой закавказских правителей, привлекавших кочевые племена в борьбу против сасанидской агрессии. Так, царь Армении Хосров I Аршакид (204-239), выступая против сасанидского царя Арташира (204-239), вывел гуннов из прохода Албании. Отряды, прошедшие до Тисбона (Ктезифона), состояли из иверцев, албан, джигбов, лпинов, каспов и других, т. е. и из народов Дагестана. Другой Сасанид, «царь царей» Шапур I (242-273) захватил обширные земли, предпринял попытку подчинить Закавказье и район Дербента («Албанские ворота»). Но завоевательные походы Шапура I не привели к закреплению Южного Дагестана за Ираном.

На этом завершился первый этап борьбы Ирана за Дербент и Дербентский проход. При царе Шапуре II (309-379), была оказана помощь албанскому царю. Армянский царь Тигран (338-345) заключил мир с персами, и, помогая Шапуру, освободил его от нападения северных народов, которые в течение четырёх лет, живя в Агвании, теснили Армению.

Албания, Армения и Иберия придерживались разной политической ориентировки - Албания тяготела к Сасанидам, Армения и Иберия в основном ориентировались на Рим.

Проиранская политика дагестанских правителей была проявлена в сражении на Дзиравском поле (371 год), когда на стороне персов и Албании выступил с отрядом, при котором находился храбрый Шергир, царь леков.

В конце IV века иранцы уже установили контроль над Дербентским проходом, и с этого времени можно датировать второй этап сасанидской экспансии на Западный Прикаспий и, прежде всего, на Дербентский проход. В середине V века район Дербента (Чора) уже управляется персидским наместником - марзпаном. В районе Чога находилась десятитысячная персидская конница. Здесь были воздвигнуты укрепления, которые часто обороняли от гуннов армянские князья, назначаемые Сасанидами. В ходе восстания 451 года эти укрепления были разрушены кочевыми племенами гуннов. В том же 451 году дагестанские племена воевали на стороне сасанидов в битве на Аравайском поле.

В Албании в 487 году была восстановлена царская власть.

Сасанидские правители придавали особое значение укреплению кавказских проходов. При царе сасанидской династии Каваде (488-531) было начато строительство Дербентского оборонительного комплекса. Его сын Хосров Ануширван (531-579) завершил строительство Дербентского оборонительного комплекса.

Ануширван построил в областях (навахи) Дербента много крепостей, переселил сюда из Персии много народу и построил много городов в этом вилайате. Из внутренних районов Ирана сасанидские власти переселили в Дербент 3 тыс. семейств. Таким образом, к середине VI века Дербент вошел в состав Ирана.

В Дагестане Сасаниды применяли комплексные мероприятия - построили Дербентскую оборонительную системы, ввели в город персидских воинов, привлекли местные силы для охраны дербентских стен, укрепили отношения с местными правителями через систему инвеституры. Кроме этого, несмотря на то, что Дербент был в V-VI веках одним из христианских центров Албании, Сасаниды проявляли по отношению к местному населению определенную веротерпимость.

По свидетельству местной исторической хроники «Ахты-наме», «эмир Шахбани из рода Сасанидов, прийдя, по приказу Нуширвана, с шестидесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи), в местность Ахты, поселился там, подчинив крепость... Он построил баню над тёплым ахтынским источником и наложил на неё харадж». Власть сасанидского Ирана в Дербенте и близлежащих землях была прочной. Она подкреплялась силой многочисленного военного гарнизона и сохранялась до прихода войск Арабского халифата.

Государственной религией огромной средневековой империи Сасанидов, в состав которой входила и территория Дагестана, являлся зороастризм, характернейшей чертой которого является ярко выраженный дуализм.

В зороастризме особое место среди праздников занимает Ноуруз (новый день). Этот праздник приурочен к весеннему равноденствию и посвящен праведности и огню.

Последовательное распространение имперской религии зороастризма в Кавказской Албании связано с именем сасанидского царя Шапура I. Необходима была имперская религия, которая бы обладала наднациональными чертами и предлагала устойчивые и концептуально разработанные идеи дуальности мира и возможности спасения индивидуального человека через совершенство, а также идею социального конформизма и священной царской власти. Такой религиозной системой оказался зороастризм. Существенным моментом принятия зороастризма было то, что он легко вписывался в древние местные верования, в основу которых было положено поклонение силам природы - солнцу, огню, воде и земле, без которых не мыслил себя человек-земледелец и скотовод.

В 40-х годах V века вслед за возвращавшимися из персидского плена албанскими, армянскими и иберийскими князьями на территории Закавказья и Албании появились зороастрийские вероучители и маги, которые начали строить свои храмы и требовать от албанов поклонения огню и отречения от Христа. Многие знатные албанцы, в том числе правители Албании, - сын сасанидской царевны, дочери Иездегерда II - Ваче и царь Вачеган приняли зороастризм. Археологические исследования, проведенные в Приморском Дагестане, также подтверждают факт широкого распространения обрядов и культов Солнца и Огня.

Наряду с зороастризмом в раннесредневековом Дагестане начала распространятся и другая религия - иудаизм, связанная с ираноязычным народом - татами.

Культ зороастризма на протяжении веков претерпел достаточно заметные изменения. Как и всякая другая религия, зороастризм в Дагестане приобретал местные особенности и определял мышление, в том числе и художественное. Получившее всемирное признание благодаря прекрасным произведениям торевтики, чеканным металлическим сосудам, - сасанидское искусство имело глубокие корни в Дагестане. Сцены охоты, восседания царя, фантастические птицы украшают чаши, блюда, кувшины, найденные в Дагестане. Они привлекают внимание не только изяществом и совершенством форм, но и прекрасным композиционным размещением фигур, смелым и четким рисунком.

В Дагестане сохранилось множество средневековых резных камней, прообразами которых были каменные барельефы, когда-то украшавшие зороастрийские храмы огня; таковы всемирно известные кубачинские барельефы, а их, по некоторым подсчетам, более 500 экземпляров. По преданию, многие из них украшали древний языческий храм. На этих рельефах мы встречаем изображения львов, оленей, коней, птиц, грифонов.

Зороастрийские образы божеств - язат воды Апам и Суры фигурируют в дагестанской мифологии как Ал пан и Суваннсы. Божество солнца в Авесте - Хвар, в мифологии народов Страны гор - Гъуцар.

Народная память бережно хранит древние мифологические представления культа Солнца и Огня. Так, лезгинский богатырь Шарвили, победив в единоборстве аждаху (авест. Ажи Дахака), который завладел божественным огнем, возвращает его людям. Кстати, празднества, посвященные Шарвили, стали активно возрождаться в последнее время в Ахты.

Лезгины при обращении к солнцу делали чучело Ала-пехъ, образ которого возводят к одному из главных божеств лезгин - богу солнца, называемому Алпан. В зороастризме же апам - это один из язатов (божеств, созданных Ахура Маздой).

Многие торжественные ритуалы горцев (свадебные, заселение нового дома и др.) связывались с огнем. Так, выдавая замуж девушку, перед ней несут священный огонь. Священный огонь присутствовал и при зороастрийских праздниках, отмечавшихся в Дагестане. Наиболее торжественный из них - это праздник огня - «Ноуруз», отмечавшийся в день весеннего равноденствия. Празднование ноуруза в Дагестане также возродилось в последние годы. В селах и городах Дагестана и сейчас разжигаются священные огни.

Наряду с зороастризмом в раннесредневековом Дагестане начала распространятся и другая религия - иудаизм, связанная с ираноязычным народом - татами. Некоторые ученые считают также, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI веке до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее на Кавказе. По четвертой версии в начале III века н.э. из Ирана династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии (Иран) в Азербайджан и Южный Дагестан. Это было сделано с целью закрытия Албанских ворот (Дербентского прохода), чтобы обезопасить свои владения с севера. Иудеи, поселенные в горах Кавказа как пленники, во времена персидского владычества усвоили древнеперсидский татский язык и обычаи местных племен.

Большая община иудеев проживала в прикаспийских городах - Дербенте и хазарском городе Семендер, расположенном в равнинной части Северного Дагестана. В 1869 году в Южном Дагестане и Терской области проживало 1493 семьи, исповедовавших иудаизм, действовало 30 синагог и 39 синагогальных училищ, в которых служило 30 раввинов. Так, по данным обзора Дагестанской области, в 1892 году в Дагестане насчитывалось 15 школ при еврейских синагогах, в которых обучалось 252 человека. В последующие годы число религиозных школ в области изменилось незначительно и составило в 1899 году - 26 школах при еврейских синагогах - 469 учащихся. В 1905 году - в 23 горско-еврейских школах обучалось 567 учащихся; в 1913 году сеть школ несколько сократилась: их стало уже 21, а учащихся 493. Подавляющее большинство учащихся религиозных школ при синагогах составляли мальчики. Накануне Октябрьской революции в Дагестанской области насчитывалось 20 горско-еврейских религиозных школ.

Все синагоги и синодальные училища были закрыты в 30-х годах ХХ века.

Еще одним из существенных факторов дагестано-иранских религиозных и культурных связей является распространение в Дагестане шиизма - одного из основных направлений ислама, широко распространенного в Иране. Иранцы принимали участие в распространении ислама в Дагестане. Так, в 989 году гилянский проповедник Муса ат-Туси выступал с проповедями о необходимости строго соблюдать мусульманские традиции в Дербенте. Шейх Хасан Сухраварди обратил в 1304 году в ислам жителей Кубачи.

Сефевидский шейх Джунейд из Ардебиля под предлогом насаждения шиитского ислама организовал походы на Ширван и Дагестан. В 1461 году возле лезгинского селения Гапцах войско Джунейда наголову была разбито. Сам Джунейд также был убит. Его сын Хайдар в 1487 году разграбил Дербент и его окрестности. Захватив здесь 6000 пленных, он вернулся в Ардебиль. В следующем, 1488 году, он опять вторгся в Южный Дагестан. Возле табасаранского села Тинит объединенные силы табасаранцев, лезгин и туркмен разбили сефевидов. Хайдар сам также погиб в этом бою.

С начала XVI века Дербент переходит под контроль Ирана. Для охраны границы шахи Исмаил и Тахмасп переселяют сюда 900 семей из азербайджанских племен «румлу» и «курчи», затем часть племени «баят»; началось и насаждение шиитской разновидности ислама. Недовольные этим дербентцы, воспользовавшись ирано-турецкой войной, поднимают в 1579 году восстание. Когда шаху Аббасу I удалось вернуть Дербент в начале XVII века, он в отместку выселяет дербентцев-суннитов, добавив к населению города еще 400 семей «баят», а в 1638 году путешественник Олеарий сообщает и о гарнизоне в 500 воинов из азербайджанских племен «айрумлу» и «койдурша».

Сын шейха Хайдара Исмаил, основатель Сефевидского государства, в 1507 году захватывает Дербент и переселяет туда пятьсот семей из Тавриза. Шах Тахмасп I в 1540 году переселил 400 семей племени гурчиан (курчи), шах Аббас I в 1579 году, выселив суннитов из Дербента, переселил 400 семей полукочевых племен баят и устаджлу. Эту политику продолжили правители Ирана XVII-XVIII веков Сефи I, Аббас II, Надир-шах, которые осуществляли военную колонизацию равнинной части Южного Дагестана.

В 1734-1745 годах иранский шах Надир совершил несколько походов в Дагестан. Дагестанцы оказали ему мужественное сопротивление. Шах Надир в 1741 году поселил в Дербенте несколько сот семей азербайджанского племени микри, также исповедовавшего шиизм.

В начале ХХ века в Дагестане насчитывалось более 20 шиитских мечетей.

Итак, дагестано-иранские социально-экономические, политические и культурные связи насчитывают несколько тысячелетий. Многие письменные, археологические, эпиграфические, лексические, этнографические источники и памятники, найденные на территории Дагестана, свидетельствуют о широком распространении среди дагестанских народов иранской культуры. Особенно интенсивными были культурные и религиозные связи дагестанских народов и Ирана до середины XVIII века. Достаточно сказать, что именно через Иран начали распространяться на территории Дагестана такие религии, как зороастризм, иудаизм и шиитское течение ислама. Дагестанцы всегда поддерживали с Ираном активные торгово-экономические связи.

В наше время происходит возрождение дагестано-иранских экономических, культурных и религиозных связей.


Кафлан Ханбабаев  
Комментарии:
Shah (20 июля 2012, 14:34)
Поражение Надиршаху - "грозе вселенной" было нанесено в Аварии при Чохе и Согратле аварцами и другими дагестанскими ополчениями.
Shah (20 июля 2012, 14:12)
Опечатка или ошибка в тексте: не Аравайское поле, а Аварайрское, отсюда Аварайрская битва, после которой планы армян на господство в регионе были разрушены.

---
Образование Лпиния - предшественник государства Сарир с центром в Хунзахе, сердца современной Аварии.
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru