5 июля, вторник | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Напуганные Соросом: кто и зачем пугает Азербайджан «новым СССР»? Напуганные Соросом
Так ли страшна интеграция?
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии Родина (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю
Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе Валерий Коровин: слово о Русском Кавказе
Кавказ и русские: спасти или потерять Россию?
Встреча президента России Владимира Путина с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Николом Пашиняном прошла на днях в Москве. Основные темы их беседы так или иначе касались армяно-российской стратегической повестки, а также развития процессов и Армения накануне революционных перемен
Армения на пути в Евразию
Международный круглый стол на тему «Российские и азербайджанские проекты – драйверы экономического развития Каспийского региона. Навстречу экономическому форуму» прошёл 7 июня 2021 года в Президент-Отеле в Москве Кто и что грозит обрушить экономики стран Каспия?
Каспий: момент истины
История принадлежит великим историческим общностям, а не бумажным лимитрофам, созданным волею руки вполне конкретных людей для вполне конкретных целей. Стоит взглянуть на карту и всё станет яснее. Какой союз внутри ЕС первым приходит на ум? Вышеградская ч Галицийский прорыв вен
Грязные бумаги, грязные дела
Владимир Путин сравнил Россию с плавильным котлом – гласят заголовки СМИ. Выступая на форме Валдай, российский лидер заявил о том, что Россия, как и США, тоже плавильный котёл, состоящий из множества общностей. Однако из сказанного далее следует, что пр “Плавильный котёл” для России?
Слово не воробей
Афганистан: США бежали. Что дальше? Афганистан: США бежали. Что дальше?
Талибан порядка или США хаоса?
Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима Муратов: Успехи Донбасса должны побудить жителей Украины к борьбе против киевского режима
Убрать таможню?
Руководитель Центрального исполкома общественного движения «Донецкая Республика» Алексей Муратов в эксклюзивном интервью порталу «Евразия» рассказал о выстраивании работы с первыми активистами борьбы за независимость Донбасса, внутренних проблемах и идеол Алексей Муратов призвал украинцев* вырвать страну из рук Запада
Донбасс и бывшая Украина?
Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами Баку, Азербайджан, Анкара, Северный Кипр, Ильхам Алиев, Гейдар Алиев, Турция, признание, Турецкая республика Северного Кипра, ТРСК Гаджиев: Алиев не будет рисковать своими интересами
Признание непризнанных
Сейчас, в судьбоносные для нашего народа дни, внимание многих, вдруг пробудившихся от повседневной дрёмы, людей приковано к смерти. С обеих сторон ведут подсчёт убитых: сочувствующие Украине заявляют о 4000 тысячах убитых русских воинах, Министерство Обор Приказа умирать не было
Солдат и смерть
20 октября – день культуры Кубы. В этот день в 1868 году впервые прозвучал гимн Байамо, который, в дальнейшем стал государственным гимном Республики Куба. Именно в честь этой знаменательной даты 20 октября 2021 года в московском ресторане «Кубанито» прошл Прикасаясь к «Острову свободы»
Куба далеко? Куба рядом!
Вышедший недавно клип «Победишь!» Виталия Аверьянова, известного философа, зампреда Изборского клуба заместителя председателя Изборского клуба затрагивает глубинную тему метаполитики. Незримый исток грядущей победы
Подполье VS Надполье
23 марта 2022 года в Центральном Доме Ученых РАН, Фонд имени Фиделя Кастро и Российское общество дружбы с Кубой провели в круглый стол, посвященный 60-летию плана операции «Нортвудс» США против Кубы. В мероприятии приняли участие и выступили с докладами р «Нортвудс», далее везде
Операции США под ложным флагом
Американские военные требуют от Россия отказаться от системы ответного ядерного удара под названием «Периметр», которую на западе прозвали «Мертвая рука». В Вашингтоне хотят запретить нашей стране использование этого уникального комплекса, который в случа Кого пугает «мёртвая рука»?
Будет вам ответка!
8 октября 2021 года в Доме общественных организаций состоялся круглый стол на тему «Сетевые войны на постсоветском пространстве. Вмешательство и разрушение государств со стороны Запада». В мероприятии приняли участие эксперты из стран, ощутивших на себе и Сетевые войны: осознать и действовать
Война сетей
Мы не сможем выиграть у Запада, играя по его правилам. Почему МВФ управляет нашим ЦБ, почему там Набиулина до сих пор, а не Глазьев или Геращенко? Сейчас наши предприятия готовы расширять производство, набирать новых рабочих, им как воздух нужен кредит, н Хватит мямлить! Вырабатывайте командный голос!*
Полумерами отделаемся
Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?
Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России
На Украине принято иронизировать, когда происходящее в этой стране сравниваешь с событиями Великой Отечественной войны, а действия украинских «патриотов» с действиями немецких нацистов. При этом они, не стесняясь, используют нацистскую эстетику, символику Трибунал за геноцид: как открыть миру глаза на происходящее в Донбассе
Накануне прозрения
Война в Донбассе намного серьёзнее, масштабнее, кровопролитнее, кровожаднее. Если, в Абхазии, допустим, какие-то запрещённые вещи применялись – игольчатые или нервно-паралитического действия, лишь бы человека обездвижить, то здесь применялся фосфор. Я уже Боец «Пятнашки»: «В Абхазии и Донбассе – один и тот же сценарий, только разные масштабы»
Добить врага
21 апреля 2022 года в Общественной палате РФ состоялась Международная конференция «Доказательства массовых военных преступлений вооруженных сил и нацподразделений Украины». Мероприятие прошло по инициативе российских и зарубежных правозащитников. На конфе Военные преступления Киева: грядёт трибунал
Трибунал для Киева
14 июня 2022 года, в день рождения знаменитого кубинского команданте в Москве в Доме учёных состоялся круглый стол на тему «Че Гевара: идея справедливости и её перспективы», который провели которых Фонд имени Фиделя Кастро, Российское общество дружбы с Ку Че Гевара: его боялись США
Жизнь и смерть ради справедливости
В конце 2021 года в Москве прошел благотворительный вечер в честь презентации Фонда содействия развитию русско-кубинских отношений имени Фиделя Кастро.  Организация была создана полгода назад общественными деятелями и экспертами, чья жизнь и работа связан Россия-Куба: вместе мы создаем многополярный мир
Москва-Гавана: новое измерение
Акция, посвящённая памяти лидера Кубинской революции Фиделя Кастро (Fidel Alejandro Castro Ruz) прошла 25 ноября 2021 года в Москве. Об этом сообщает официальный сайт Фонда им.Фиделя Кастро, главной задачей которого является увековечивание его памяти. Как Пять лет без Фиделя
Россия – с Кубой!
Проблема свободы слова является актуальной многие годы, и в наше время ничего не изменилось. Достижение Российской Федерацией своих национальных интересов дает нам возможность взглянуть на эту проблему под другим углом в режиме реального времени. Данную п Свобода слова теперь в прошлом
Где демократия?
Международная выставка рисунков «Дети рисуют Мир. Дети Донбасса – детям Карабаха» и международного круглого стола «Проблемы обеспечения безопасности детей в зонах боевых действий» прошли 11 ноября в штаб-квартире «Россотрудничества». Мероприятие организов Дети: право на жизнь и идентичность
Дети Донбасса и Арцаха в опасности
Евразийство, геополитика, идеи, идеология, Евразийский союз, конференция, «Евразийский союз: перспективы, вызовы, идеологемы». Евразийский союз: не только экономика
Идеи для Евразии
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Евразийство как модернизация и развитие при сохранении идентичности


Современное евразийство ставит под вопрос универсальность и единственность глобализационной западной парадигмы 21 июня 2012, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Интеграционный проект для Евразии должен опираться не только на экономический прагматизм, но и на полноценную идейную концепцию, приемлемую для всех народов бывшего СССР

18 лет прошло с момента объявления Нурсултаном Назарбаевым идеи «Евразийского Союза» и обозначения в целом евразийского вектора. Мы живем сегодня в ином мире, и в этом мире евразийство - это уже не только блистательный замысел, но реальный, действующий фактор, с котором не считаться больше нельзя. 18 лет назад произошло поворотное событие в ткани евразийской идеологии. Эта ткань - очень тонкое явление, мировоззрение рождается, зреет, развивается и воплощается в реальность по замысловатым законам, как происходит становление живого существа. Организации, структуры, даже государства создаются и разрушаются, подчас исчезают, а становление мировоззренческой ткани продолжается не зависимо ни от чего. Это тайные законы жизни духа.

Евразийство на современном этапе предполагает именно «третий путь» - сочетание открытости и динамизма с традицией и консерватизмом. Чтобы осуществить этот евразийский проект, надо пройти между Сциллой и Харибдой.

В конце 2011 года вышла знаменательная статья Владимир Путина «Новый интеграционный проект для Евразии: будущее рождается сегодня». Те шаги, которые Владимир Путин и президенты Казахстана и Белоруссии Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко предприняли после публикации своих программных статей о Евразийском союзе в «Известиях», показывают, что это не просто отдельные заявления. Ведь об интеграции постсоветского пространства говорилось много, и о том, что отношения со странами СНГ являются приоритетными, писалось достаточно тем же Путиным и другими политическими деятелями. Но тот факт, что он не просто эту тему назвал, а начал последовательные шаги по реализации проектов Таможенного союза, создания в СНГ свободной экономической зоны, другие действия, которые он предпринял, - всё это показывает, что за дело строительства Евразийского союза Путин взялся всерьёз. Речь идёт о долгосрочной стратегии, мы имеем дело с программой.

Очень важно то, что именно три вышеупомянутых лидера: Путин, Назарбаев и Лукашенко сделали свои страны локомотивами евразийской интеграции. Этого не произошло с Украиной, хотя без Украины трудно представить будущий Евразийский Союз, и с экономической точки зрения Украина выигрывает от интеграционного проекта как никто другой. Следовательно, дело не в экономике, или точнее, не только в экономике, но в политической воле. Кроме того, существует как раз ряд особенностей в политическом устройстве, политических системах, сложившихся в России, Казахстане и Белоруссии, которые делают интеграцию желательным императивом для руководства этих стран.

Демократия и стабильность: русский фактор евразийства

Проблемы, которые сегодня стоят перед Россией, Белоруссией и Казахстаном, принадлежат к общему «семейству вызовов». И Россия, и Белоруссия, и Казахстан строят демократию, но этот процесс вписан в конкретный географический, исторический и культурный контекст. Демократия и в России, и Белоруссии, и в Казахстане находится в процессе становления, поэтому периодически возникает опасность искажения этого процесса как в сторону рецидива авторитарных тенденций, так и, наоборот, - в сторону впадения в хаос и неуправляемость. И у Путина, и у Назарбаева, и у Лукашенко в каком-то смысле, сходная ситуация: и тот, и другой, и третий - популярные у себя на родине демократические правители, которые озабочены приоритетно долгосрочной стабильностью в своих странах, а также сближением между всеми государствами постсоветского пространства. Подобные сходства между Казахстаном, Белоруссией и Россией значительно способствуют приближению того момента, когда можно будет говорить о реальном создании «Евразийского Союза». И в первую очередь это касается сближения между Москвой и Астаной, ведь ключ к интеграции всего постсоветского пространства лежит именно в оси Москва-Астана, а также в успешности привлечения к этому процессу Киева. Приоритетное подключение к Евразийскому Союзу на правах одного из основоположников интеграционного проекта Белоруссии - проявление государственной мудрости президента Лукашенко, понимающего безальтернативность евразийской интеграции и озабоченного максимально продуктивным встраиванием своего народа в этот проект.

Иными словами, всё больше и больше становится очевидным, что и Путин, и Назарбаев, и Лукашенко стоят на евразийских позициях и следуют евразийским курсом. Этим курсом невозможно следовать в одиночку, поскольку речь идёт о сближении между собой разных стран, народов, культур, экономик, социальных систем. Эти процессы у нас идут по-разному, но общий ритм и общий характер их очень схож.

Россия обладает тем экономическим, политическим, стратегическим, дипломатическим, социальным и культурным потенциалом, который способен поддержать президента Назарбаева во внутриполитическом плане. Этот фактор важен и применительно к ситуации в Белоруссии. Сближение Казахстана с Россией превращает фактор русского населения, который в других обстоятельствах мог бы стать дестабилизирующей силой, учитывая его значение и объём в Казахстане, в фактор, который будет служить укреплению позиции Назарбаева во внутриполитической сфере.

Для Минска эта проблема не стоит так остро, ввиду русофильской политики белорусских властей и языковой, этнической, культурной и религиозной близости белорусского и русского народов. Кроме того, если будут реализованы общие экономические проекты России, если российская элита до конца и полностью осознает необходимость стратегического партнерства с Казахстаном и Белоруссией даже ценой некоторых уступок по тарифной политике, по таможенным вопросам, о чём говорят экономические руководители наших стран, то взамен Россия приобретёт в лице обоих этих государств надёжных стратегических партнеров, что не менее, а в некоторых аспектах, даже более значимо.

Евразийский союз - это не только экономическая инициатива, хотя Путин настаивает на экономике. Но если бы речь шла только об экономике, почему не ограничиться форматом ЕврАзЭС, форматом ЕЭП (единого экономического пространства), либо Таможенным союзом? Нет, Путин говорит о Евразийском союзе, а это нечто другое. Это больше чем экономический проект: это настоящая политическая стратегия. Важно, что Путин принялся её осуществлять в преддверии возвращения на пост президента страны. Если Медведев начал своё президентство с проекта модернизации, то Путин начинает своё возвращение в президентское кресло с евразийского проекта, с создания Евразийского союза. Важно и то, что идея была незамедлительно поддержана лидерами Белоруссии и Казахстана, давно продвигавшими идеи интеграции на постсоветском пространстве.

Интеграционный проект для Евразии должен опираться не только на экономический прагматизм, но и на полноценную идейную концепцию, приемлемую для всех народов бывшего СССР, исторической России. Такой идейной платформой является евразийство. Евразийство не просто дань историографии, не просто ретроспективный анализ идей русских философов-белоэмигрантов, разработавших основы этого мировоззрения в 20-е годы прошлого столетия, и не только интерес и любовь к наследию великого историка Льва Гумилева. Евразийство - гораздо шире, это современное и актуальное явление, имеющую уже на новом этапе свою собственную историю. И вместе с тем и первые евразийцы и сегодняшние последователи этого учения представляют собой единое целое, единую цепь - у этого мировоззрения почти столетняя история, и это необходимо учитывать. Как же определить сущность евразийства в нескольких словах и наиболее общим образом? Можно предложить следующую формулировку: евразийство - это социальная модернизация, экономическое развитие при сохранении культурной и национальной идентичности.

Вызов глобализации: евразийский ответ

Современное евразийство приобретает особую актуальность в ситуации глобализации. Глобализация - явление комплексное. С одной стороны, этот процесс способствует технологическому развитию, экономической модернизации, открывает пути динамичному развитию. Но с другой стороны, это развитие осуществляется ценой утраты идентичности, подвергает эрозии культуру, историческую самобытность, конфессиональную и этническую уникальность.

Те общества, которые некритически и полномерно втягиваются в глобализацию, теряют своё лицо, становятся стандартизированными и безликими. Традиции исчезают, возникают теневые процессы - терроризм, наркомания, демографический спад. Копятся издержки, которые в определённый момент могут стать критическими и привести к исчезновению целых народов, государств, национальных культур. Страны становятся объектами манипуляции, утрачивают геополитическую субъектность. В пределе глобализация - однополярная глобализация - означает, по сути, новую форму колониализма. В этой однополярной глобализации есть только один центр - Запад, ещё точнее, США - и периферия, куда, увы, попадают наши страны и Казахстан, и Белоруссия, и Россия, а также другие страны СНГ.

Есть страны, которые отвергают глобализацию, настаивая на «закрытом обществе». Так они стараются спасти свою идентичность. Это удается им лишь наполовину - в них начинается стагнация, исчезает социальный динамизм, всё постепенно разлагается. «Закрытое общество» не выход. Евразийство на современном этапе предполагает именно «третий путь» - сочетание открытости и динамизма с традицией и консерватизмом. Чтобы осуществить этот евразийский проект, надо пройти между Сциллой и Харибдой.

Необходимо подчеркнуть, что современное евразийство - это в целом новое явление. Оно творчески развивает идеи предшественников и основателей (Трубецкого, Савицкого, Алексеева, Гумилева), по-новому расставляет акценты. Современное евразийство - демократическое, просвещённое, открытое, прагматичное, ставящее особый акцент на экономическом развитии резонирует напрямую как с предложениям Владимира Путина, так и более ранним проектам Нурсултана Назарбаева. Философия евразийства исходит из приоритета ценности традиционного общества, признаёт императив технической и социальной модернизации (но без отрыва от культурных корней) и стремится адаптировать свою идейную программу к ситуации постиндустриального общества, называемого постмодерном.

В постмодерне снимается формальное противопоставление между традицией и современностью. Евразийство видит, в отличие от постмодернизма атлантистского типа, возможность альянса традиций с современностью как созидательный оптимистический энергичный импульс, побуждающий к творчеству и развитию. В евразийской теории легитимизируются реальности, казалось бы вытесненные эпохой Просвещения, но заявляющие о себе всё громче именно сейчас. Речь идёт о ценностях религии, этноса, империи, культа, предания. Модерн преодолевается не путём простого отвержения, но диалектического снятия, то есть именно преодоления. Из модерна берётся технологический рывок, экономическое развитие, социальная справедливость. Так в преодолении противоположностей рождается единая, гармоничная и оригинальная теория.

Важно отметить, что философия евразийства не является набором догматических концептов, но является открытой. Она развивается в тесном сопряжении с конкретными научными дисциплинами, стараясь опереться на максимально широкий объективный базис. В качестве таких дисциплин можно назвать историю религий, социологические и этнологические исследования, геополитику, экономику, страноведение, культурологию.

Современное евразийство ставит под вопрос универсальность и единственность глобализационной западной парадигмы. Евразийство напоминает, что планету населяет множество народов с совершенно иным историческим и культурным опытом, отличным от западного, и диалог этих национальных культур, их сближение - вопрос очень тонкий и деликатный, неодномерный, требующий внимательного учёта разных позиций. У каждого есть свои особенности и традиции, и люди земли смогут понять друг друга только если внимательно прислушаются к духовным особенностям своих соседей. Только так можно действительно сблизить между собой народы и государства.

Региональная глобализация евразийского проекта

Современное евразийство готово к интеграции и объединению близких культур и цивилизаций. Это «теория автаркии больших пространств» или «региональной глобализации», примером которого является Евросоюз. Когда мы говорим о европейской интеграции, о том, как эти страны шли к Евросоюзу, мы часто упускаем из виду, что за несколько десятилетий до того, как это стало экономической, и почти политической реальностью, подвижники европейской идеи, такие как Жан Моне или граф Куденов-Каллерги провозгласили это как императив, и отдали все силы на реализацию этого грандиозного плана. Экономика чрезвычайно важна, но «вначале было Слово».

Из концепции многополярного мира вытекает ядро евразийской политической философии - интеграция постсоветского пространства, потому что Россия одна не может быть самостоятельным и законченным полюсом многополярного мира.

На каких мировоззренческих принципах должен строиться интеграционный проект на евразийском пространстве?

1. Сочетание императива стремительной модернизации общества с сохранением исторических констант, модернизация и традиция, прогрессизм и консерватизм. Это очень плодотворный синтез, он будит воображение.

2. Евразийская интеграция должна проходить на новых идейных основаниях - на принципах сохранения и укрепления суверенитета, демократии, руководствуясь императивом экономического развития. Не стоит опасаться: это не возврат к «колониализму» или «советизму». Мировоззренческая, идейная основа интеграции в нашем случае совершенно иная.

3. Утверждение дифференциализма, плюрализма ценностных систем против общеобязательной доминации какой-то одной идеологии. В настоящее время такой идеологией-противником выступает американская либеральная демократия.

4. Традиционализм, опора на традиционные, консервативные ценности, бережное отношение к традициям религиозным и культурным всех этносов и народов Евразии. Их сохранение, борьба против уничижения культур, догматов и обрядов традиционных обществ. Императив межконфессионального диалога и активного взаимодействия традиционных религиозных организаций на пространстве Евразии.

5. Представление об интеграционном проекте как о «государстве-мире», «государстве-континенте», «государстве-материке», если использовать терминологию ранних евразийцев. Интеграция в рамках культурно и стратегически объединенных «больших пространств» как альтернатива стремительно теряющим суверенитет национальным государствам и глобалистским планам по созданию «мирового правительства».

6. Развитие концепции «прав народов», начало разработке которой положил великий немецкий геополитик, политолог, политический философ, социолог, юрист Карл Шмитт. «Права народов» как органических социальных объединений должны стать концептуальной основой сопротивления всемогуществу «золотого миллиарда» и неоколониальной гегемонии «богатого Севера».

7. Этнос как ценность и субъект истории, против обезличивания народов и отчуждения в искусственных социально-политических конструкциях.

8. Ценности социальной справедливости и солидарности людей труда, традиционно поддерживаемые народами будущего Евразийского Союза, против эксплуатации и культа грубой наживы.

Многополярная альтернатива

Что тогда, с учётом этих тезисов, есть Евразийский союз? Развивая и суммируя их мы можем сказать, что это, по сути дела, политическая философия, которая имеет три главных принципа, три главных ядра. Первое ядро - это строительство многополярного мира. Не однополярного мира, то есть не американской гегемонии, которую тот же Путин критиковал в Мюнхенской речи, и не бесполярного мира, некоего глобального с несуществующим центром, который на самом деле прикрывает доминацию транснациональных корпораций и власть мировых элит. Ни бесполярный, ни однополярный мир. Путин и евразийцы говорят о многополярном мире, где существует несколько конкретных региональных полюсов влияния. Из баланса их складывается справедливая система распределения сил и зон влияния. Только многополярный мир. А один из полюсов такого справедливого мира - это Евразийский союз.

Из концепции многополярного мира вытекает второе ядро евразийской политической философии - это интеграция постсоветского пространства. Это сейчас более всего и подчеркивается, потому что Россия одна не может быть полюсом многополярного мира самостоятельным и законченным. Для того чтобы выстроить этот полюс, России нужны союзники, нужны интеграционные процессы на постсоветском пространстве, нужны Казахстан, Беларусь, Украина, Молдова, нужны Армения, желательно и Азербайджан, нужны и выход в глубину Центральной Азии в лице Киргизии, Таджикистана, желательно в перспективе Узбекистана и даже Туркмении. Это всё очень далёкая перспектива, но работать в этом направлении надо, потому что надо создавать полюс многополярного мира. Объединив энергетические, экономические, военно-стратегические потенциалы бывших советских республик, пространственные зоны извлечения природных ископаемых, их маршрутов по доставке, блок этих государств превращается в настоящую мировую силу, в настоящего глобального игрока, посредством появления которого мы возвращаемся на историческую арену. Это вытекает напрямую из идеи необходимости построения многополярного мира. Сегодня евразийство в институциональном отношении воплощено в трёх важнейших структурах, объединяющих постоветское пространство:

- ЕврАзЭС как модуль экономической интеграции и та структура, на основе которой вырастет будущий политический Евразийский Союз;

- ОДКБ как военно-политический союз;

- Международное Евразийское движение как структура, призванная способствовать интеграции гражданских обществ стран Евразии, как пространство активного диалога интеллигенции наших стран, экспертного сообщества, интеллектуальной, научной элиты, и шире, простых людей.

Третье ядро евразийской политической философии - это переход России от той либерально-демократической модели, которая в 1990-е годы была скопирована с Запада, на совершенно особый русский путь развития. Специфика нашего общества состоит в том, что у нас не сложилось полноценной буржуазной нации, не оформилось единого гражданского общества, основанного на принципах индивидуализма, либерализма, как, например, общество американское или европейское. Система ценностей России радикально иная. И эта система имеет как одно стратегическое единство вокруг ядра русских, так и полифонию этносов, не наций, а именно этносов, которые живут на территории России, на территории постсоветского пространства, образуя цивилизационное единство. Это - евразийство во внутренней политике - единое стратегическое управление, единое государство и множество этнических групп, каждая из которых не представляет собой национального или какого-то политического образования, но представляет собой части духовного сокровища нашего общего государства.

Не так давно Владимир Путин уже высказывался о необходимости проведения различия между нацией и этносом. «Нация» в классическом понимании этого термина означает граждан, объединённых политически в единое государство. Поэтому во французском языке есть устойчивый политологический термин «Etat-Nation», «государство-нация», показывающий, что нация неразрывно связана с политической системой государства, объединяет в особое образование граждан этого государства.

Не всякое государство есть «государство-нация». Государствами-нациями (или национальными государствами) являются современные государства европейского типа, чаще всего светские и основанные на политической доминации буржуазии. Только к гражданам такого современного светского (секулярного, не религиозного) буржуазного государства мы можем с полным основанием применить определение «нация». В других случаях это будет неправомочным перенесением одного смыслового комплекса на совершенно другой. Нация - одна, как единое государство, а этносы различны, и здесь очень важно не допускать ни национализм сепаратистский, малый национализм, ни национализм большого народа. Эти националистические модели не совместимы с евразийской природой нашего общества и вступают в противоречие с его многовековыми традициями. Если мы хотим сохранить, укрепить и расширить зону нашего влияния, мы должны быть евразийцами и основывать нашу политику на этой евразийской политической философии.

Последние заявления Путина свидетельствуют о том, что евразийский проект начал получать воплощение, пускай медленно и поступательно, и во внутренней политике России. Этот процесс займёт какое-то время и уже через несколько лет потребует серьёзной переделки нашей политической системы, изменения определённого баланса сил между центром и регионами, причём в две стороны. С одной стороны, речь пойдёт о ликвидации такого понятия, как национальная республика внутри России. Но одновременно произойдёт расширение полномочий этносов, проведение сознательной политики на укрепление и культурное возрождение языковых, религиозных, культурных общностей на территории России. То есть двоякий баланс не только в одну сторону, в сторону централизации, но ещё и в сторону децентрализации, только по другому евразийскому сценарию, противоположному идее создания единого гражданского общества, основанного на индивидуалистическом представлении о человеке. Мы входим в эпоху совершенно новой политической реальности, это не либеральная модернизация, это строительство евразийской державы - интегральной, мощной, мировой, с социальными особенностями, со специфическими принципами и ценностями, которые составляют особенность всей нашей евразийской общности.


Комментарии:
Иван Топорышкин (23 июня 2012, 13:47)
Статья, что и говорить, фундаментальная.Соглашусь с Третьим Римом. Только вопрос к Дугину - а собственно что это за русский путь как альтернатива либерально-демократической модели? Ведь социализм в СССР как раз и был такой альтернативой. Так что "Back to USSR"? Что может стать идеей, способной вытеснить из наших голов идею накопления богатств и свободы личности?Насчет свободы личности немного понятно - по Дугину это государственность - жертвовать личным ради государственного, общественного. И в СССР это неплохо получалось, но с сильным перекосом. А что в результате? А как человеку, которому нужно родить и вырастить здоровое, сильное и способное к дальнейшему воспроизводству потомство, принять идеи самоограничения, скромности, тем более, если отовсюду его призывают богатеть, отдыхать, приобретать современные дорогие вещи, развлекаться?

az (23 июня 2012, 12:23)
Объективная реальность - это просто собственная неспособность справиться с чем-либо.
Например:
перед вами довольно большое количество воды, которое придется обходить - это объективная реальность, а если вы в сапогах - это просто лужа.
Третий Рим (22 июня 2012, 17:30)
Вообще то Дугин пишет о геополитических (и цивилизационных) полюсах. И, если с точки зрения классической теории геополитики их, действительно, два - но не "рыночный" и "плановый"(:)), а "Суша" и "Море" (см. того же Дугина), - то с точки зрения текущей геополитической ситуации их количество меняется в зависимости от конкретной ситуации. Так в конце XIX века насчитывалось до 10 таких "полюсов"; между I и II Мировыми войнами можно было насчитать, как минимум, четыре самостоятельных полюса - Германия, Япония, англо-франко-американский союз и СССР. После 1945 года установилась двух-полярная, т.н. "ялтинская" система. После 1991 г., вследствие самоликвидации СССР, мы живём в однополярном мире, единственный глобальный полюс которого представляют США. Однако положение Штатов, как мирового политического гегемона, остаётся достаточно непрочным, более того, оказывается всё более шатким, в американском обществе и экономике нарастают кризисные тенденции и становится всё более ясно, что долго подобная ситуация продолжаться не может - либо американцы всё-таки окончательно установят свой "новый мировой порядок" (они к этому стремятся, как стремились, в своё время, Гитлер, Наполеон и прочие деятели... но, думаю, кишка у них для этого слишком тонка), либо установится некий "бесполярный" мир, о котором грезит Фукуяма, Негри и Хардт и о котором упомянул выше Дугин, либо установится многополярная геополитическая альтернатива, за которую ратуют евразийцы... возможен и вариант новой биполярности - вторым геополитическим полюсом в ближайшей перспективе может стать Китай.
Если говорить о таком понятии, как локальные цивилизации, под которым понимается некая социокультурная общность, объединяющая ряд отдельных народов и государственных образований, то на этот счёт существует огромное количество концепций и теорий и здесь говорить можно долго. Но всё это - т.е. геополитические полюса, а также отдельные цивилизации - не имеет
Третий Рим (22 июня 2012, 16:55)
Статья фундаментальная, актуальная, ясная, насыщенная мыслью и энергией... Порою у А.Г. Дугина получаются более импульсивные, патетически и полемически заострённые тексты. Другой раз - более отвлечённые, наполненные художественными образами и философскими реминисценциями. Наконец, присутствуют и такие тексты, как этот, - более спокойные, академически сдержанные, где всё "разложено по полочкам". И те, и другие, и третьи представляют "фирменный стиль" Дугина.

Для Евгения из СССР - Я тоже Евгений и тоже из СССР. Однако должен сказать Вам, тёзка, что Вы глубоко не правы, пытаясь оперировать идеологическими догматами советского периода, насчёт двух систем - с плановой и рыночной экономикой. А вот Дугин как раз прав. И, не в последнюю очередь, именно благодаря тому, что читал не только классиков марксизма-ленинизма (а он их читал, надо полагать, гораздо внимательней Вас), но и многое что другое из категории философской, политической и политэкономической классики, и притом на нескольких европейских языках. А главное, надо понимать, что мир, общество не стоит на месте и человеческая мысль тоже не стоит на месте. И поэтому не может быть какой-то одной, истинной на все времена, политэкономической или какой иной теории... Я думаю, по своему, прав и "Аз" - "В зависимости от силы и способности воображения, каждый грезит себе, устраивающую его, картину мира"... Однако я считаю, что существует и объективная реальность!..))
Вася Куралесов (22 июня 2012, 16:40)
ЕвгенийСССР, у вас прямо какое-то экономикоцентричное мышление. А что делать тем, кто живёт вообще без экономики?
az (22 июня 2012, 09:38)
В зависимости от силы и способности воображения, каждый грезит себе, устраивающую его, картину мира. Кому то под силу вообразить мир многополярным, а кто то и дихотомию осиливает с трудом. Иные же просто делают мир для себя, оставляя дефиниции, того что получилость, другим.
ЕвгенийСССР (22 июня 2012, 09:14)
'Первое ядро - это строительство многополярного мира.'
Это очередная ошибка. - Мир биполярный.
Есть государства с плановой ориентацией экономики.
Есть государства с рыночной ориентацией экономики.
Пока мир не достиг демократии, существуют ещё государства с неустановившимся типом экономики!
ЕвгенийСССР (22 июня 2012, 09:08)
'Система ценностей России радикально иная.'
Россия создана только для плановой экономики! И пора кончать её насиловать! Другого пути для России не существует!
admiral700 (21 июня 2012, 22:53)
Yv. Aleksandr Gel6evi4!vse 4to vi was piwete(kak i vsegda),prakti4eski vsegda istina!ia vaw,i vawego saite glybolii po4itatel6!No,sei4as bilo bi vajnee napisat6 stat6u o fil6me SLYJY SOVETSKOMY SOUZY i vistypit6 edinim frontom kak eto sdelali saiti ODNAKO i KM.RU!Ia ponimau 4to eto geostrategi4eskii sait,no was NIODNOGO soobweniia daje v svodke novostei nebilo!Nado bi Medinskogo potderjat6!Kogda je yje bydet edinstvo v deistviiax!!!!!!!!!!!!
Оставить комментарий (9)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Возрастное ограничение: 18+ Валерий Коровин Кавказ без русских удар с юга издательство Родина

Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Александр Дугин. Ноомахия. Логос Европы

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru