27 февраля, суббота | Аналитика | б.Украина | Политика | Интервью | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Сетевые войны | Кавказ
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм

Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства

Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами

Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?

Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю

Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»

Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»

Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA

Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам

Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина

Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50

Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь

Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ? Зачем «Чёрному Ленину» гражданство РФ?
Пассионариев много не бывает

Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба

Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями

Посмертные маски и лунная медиумичность Посмертные маски и лунная медиумичность
А Есенин хотел жить...

Наука молодых и коронавирус Наука молодых и коронавирус
Лучшие из лучших

Вся правда о масках #НошуМаску Вся правда о масках
Маски: новая реальность

Структуры «Сороса», радио «Свобода» и грузинские спецслужбы уже не скрывают своей причастности к политкризису в республике Южной Осетии угрожает прозападный «майдан»
«Майдан» в Цхинвале?

Азербайджан: мечты о Российской Империи Азербайджан: мечты о Российской Империи
Азербайджан стремится в состав России

К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора

Заболеваемость COVID-19 на Украине растет. «Спутник V» как шанс для Украины. Какой вакциной привьют украинцев? «Спутник V» как шанс для Украины
Какой вакциной привьют украинцев?

Детский смех Победы Детский смех Победы
Войну способна бояться

На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!

Беларусь, Белоруссия, Минск, Алексей Дзермант, Пётр Шапко, политика, партия, движение Родина Дзермант: Движение «Родина» нуждается в политконсалтинге
Есть ли будущее у «Родины»?

История одного фестиваля История одного фестиваля
Над Донбассом загорятся новый звезды

...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем

Пётр Шапко: семья, Союзное государство, история. Движение «Родина» стремится к влиянию на власть. К чему стремиться «Родина»? Пётр Шапко: Семья, Союзное государство, история
К чему стремиться «Родина»?

Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё

Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?

 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Дух Утопии и революционная практика


В своей основе дух Утопии есть не что иное, как отрицание мира, как опыт Другого, «Родины», как стремление превратить мир в то, чем он не является, привести его в соответствие с полнотой и избытком, рвущимся из человека 18 ноября 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Революционная практика должна быть не выстраиванием еще одной химеры, калечащей Дух Утопии, но непосредственным обращением к нему самому

В своем анализе наследия Мартина Хайдеггера, говоря о поражении доктрин «третьего пути», Александр Дугин обращается к понятию «метафизикой задержки». В двух словах, это проблема вечного «все еще нет» - проблема откладывающегося конца, за которым в виду вечного откладывания никогда не может прийти новое Начало. Можно сказать, что это вопрос о возможности подхода к точке Великой Полночи и, одновременно, проблема исчисления бесконечно малых, о которой писал Рене Генон.

Стремление преодолеть «еще не бытие» создает образ утопии, места «нигде». Это провоцирует движение к тому, что Блох называет «Родиной» - местом, где никто никогда не был, но которое каждому грезилось в детстве.

Но кроме невозможности окончательного подхода к последнему пределу, невозможности преодоления зазора, как бы бесконечно мал он ни был, невозможности приравнивания этой бесконечно малой к нулю, есть еще нечто. Что-то, коренящееся внутри человека. «Быть может, это "все еще нет" является конституирующей стороной человеческого начала?» - вопрошает Дугин. Может, сущность человека состоит в том, чтобы вечно откладывать? В качестве решения проблемы русский философ выдвигает фигуру «человека Начала» - того, «кто способен сделать почти полночь полночью», противопоставленного «вечно откладывающему» «человеку Конца».

Для разгадки смысла этого «все еще нет» следует обратить внимание и на поиски немецкого мыслителя XX века, поставившего проблему задержки, «еще не бытия», в центр своей философии. Речь идет об Эрнсте Блохе - неортодоксальном марксисте, испытавшем серьезное влияние гностицизма и называвшем разработанную им доктрину «политической мистикой». Его еще называют «ведущим теоретиком утопии XX столетия».

Блох считал понятие «еще не бытия» - Noch-Nicht-Sein - одним из основополагающих в своей философии. «Еще не бытие» – это антропологическая, но и одновременно общественная, социальная категория, описывающая свойственное человеку состояние нехватки, ощущение неполноты, ущербности окружающего мира. Ощущение «еще не бытия», проклятие этого «все еще нет» является по Блоху неотъемлемой чертой человеческого существования в обозримый исторический период.

Нехватка же возникает не потому, что человек сам содержит в себе какой-то изъян, неполон и недостаточен - наоборот, ее появление связано с тем, что человек несет в себе избыток. Сталкиваясь с накладывающим на него оковы миром, миром природы или социальных фактов, человек ощущает несовершенство этого мира, его несоответствие тому избытку и богатству, который заложен в него самом. Внешняя форма всегда стремится втиснуть в рамки функциональности избыток экспрессии, свободно изливающийся из человека. Мир начинает рассматриваться как то, что нужно преодолеть, как недостаточное состояние. Внутренний мир человека, являя что-то совершенно иное, совершенно отличное от этого мира, тоскует и скорбит, надеется и стремится его преобразовать.

Здесь гностические параллели были бы вполне уместны. Однако, это тема отдельного исследования. Человек ощущает себя пленником в мире и понимает его как «еще не бытие», в то время как настоящее бытие лежит где-то вовне, за его пределами. Так и появляется Утопия - стремление преобразовать, преодолеть мир, выйти за его пределы. Дух Утопии – осознание человеком «еще не бытия».

Noch-Nicht-Sein содержит в себе импульс к самопреодолению - именно этим импульсом подталкиваются революционные движения, им грезят духоискатели и утописты, стремящиеся вырваться в царство Духа, приблизить тысячелетнее Царствие или «вырваться в царство свободы из царства необходимости». В своем труде «Принцип надежды» Эрнст Блох убедительно показывает как принцип утопии, принцип надежды, пронизывает всю человеческую жизнь. Это конституирующий принцип человеческой социальности. Все, что нас окружает – а это все общественные явления, - все пронизано духом утопии, все появляется как надстройка над ошеломительным и гнетущим опытом столкновения с неполнотой мира.

От первого тома, в котором рассматриваются проявления принципа надежды в повседневной жизни, в моде, кино, неустанной «вере в прогресс», обыденном оптимизме, Блох переходит ко второму, где описывает социальные и политические утопии. Однако, не они высшее проявление Духа Утопии. Восходя от абстрактного к конкретному как неортодоксальный, но все же марксист, Блох обнаруживает наиболее кристально чистое его проявление в морали, музыке, представлении о смерти, религии и понятии высшего блага.

Религия наиболее конкретна, а всеобщая вера в прогресс – абстрактна. Религия и музыка ближе к Духу Утопии, чем порожденные им же, но более приземленные утопии политические и социальные. Не вера и желание верить в лучшее будущее порождают религиозные представления, но оба этих феномена порождены одним принципом, имеющим отношение к глубинным основам нашего «Я».

Noch-Nicht-Sein никогда не сменяется Sein, в то же время оставляя человеку пространство надежды, которой наполняется этот зазор. Стремление преодолеть «еще не бытие» создает образ утопии, места «нигде». Это провоцирует движение к тому, что Блох называет «Родиной» - местом, где никто никогда не был, но которое каждому грезилось в детстве.

«...В мире возникнет то, что является всем в детстве, но где еще никто не был: Родина», - так заканчивается труд Блоха «Дух Утопии», что, по мнению некоторых исследователей, является отсылкой к еретическому автору II века Маркиону. «Через нас возникает нечто радикально новое, которое вместе с тем исходит из сокровеннейших глубин нашей личности», - характеризует главный постулат философии Блоха историк философии Иван Болдырев.

Уже надежда как таковая отнимает жизнь у дающего ей существование принципа, ибо в основе надежды лежит опыт иного, столкновение, греза о том, что Блох зовет «Родиной».

«Только внутри нас горит этот огонь, и мы начинаем фантастическое путешествие к нему», - пишет Эрнст Блох, обращаясь к духу Утопии.

Таким образом, зазор, «все еще не», можно считать действительно присущим человеку, однако, откладывание – только одна его сторона, другая – стремление преодолеть, воплощающаяся в утопии. И стремление преодолеть преобладает. Дух Утопии питает все – и высшие порывы человеческой души (он лежит в основе религиозного чувства), и глупый позитивизм науки, и банальное мышление обывателя. Однако, мы видим лишь формы и не замечаем самой основы, того, что дает им жизнь самого Духа Утопии. Заслуга Блоха в том, что он открывает этот принцип, хотя и сам остается приверженцем одной из форм его проявлений. Блох, делящий утопии на абстрактные и конкретные, предлагает в рамках коммунистического проекта строить конкретную утопию, вооруженную марксисткой методологией и социальной теорией.

Здесь мы непосредственно подходим к проблеме политического проекта. Парадокс утопии заключается в том, что, с одной стороны, Дух Утопии отрицает окружающий его мир - так рождается стремление к преобразованию мира, в своей основе Дух Утопии есть не что иное, как отрицание мира, как опыт Другого, «Родины», как стремление превратить мир в то, чем он не является, привести его в соответствие с полнотой и избытком, рвущимся из человека.

С другой стороны, вся социальность, а значит, и мир как таковой, поскольку все, что нас окружает, есть социальные конструкты, порожден самим духом Утопии, есть надстройка над ним. Дух Утопии подобен Урборосу, кусающему себя за хвост: отрицая мир, он его продлевает, создавая проект нового, но все же мира, буквально отбрасывает вперед точку конца, достижение чаемой полноты, заполняя зазор между состоянием «еще не бытия» и будущим «все же бытием» надеждой. Это бесконечное продление и проекция и создает задержку - «еще не бытие» становится вечным «все еще не».

Вывод, который может быть сделан из концепции Блоха, заключается в следующем: что, если действительно проблема нерешенного вопроса о «все еще нет» связана именно с самой формой, с оформлением, с выстраиванием утопии как проекта, с заключением духа утопии в оболочку косной материи, которой он чужд. Он ее стремится преодолеть, однако, прорываясь в мир, вынужден иметь дело с нею, и вместо преодоления строит один за другим образы светлого будущего.

Выстраивая утопию, давая проявиться ей в нашей повседневной жизни, или в форме политического проекта, мы предаем Дух Утопии как таковой. Мы всегда имеем дело лишь с проектом - выводящее его наружу движение Духа Утопии для нас непостижимо, но мы никогда и не обращаемся к нему самому, точнее самим себе. Что, если поражения предыдущих утопий, тех, кто в сфере политики стремился преодолеть «еще не бытие», завершить тягостное «все еще нет», связаны именно с этим? Уже надежда как таковая отнимает жизнь у дающего ей существование принципа, ибо в основе надежды лежит опыт иного, столкновение, греза о том, что Блох зовет «Родиной». Но, надеясь, мы отталкиваемся от принципа и надеемся на что-то иное, ориентируемся на некий конструкт, возникший под влиянием опыта в нашем сознании, но не на сам опыт.

Значит, надежда должна быть отвергнута, а ее принцип - нет. Утопия должна быть отвергнута, а ее принцип - нет. Бесконечной проекции должен быть положен конец. Только так можно обратиться к тому, что лежит в их основе. Революционная практика должна быть не выстраиванием еще одной химеры, калечащей Дух Утопии, но непосредственным обращением к нему самому, с отказом от обращающего его в рабство проекта. Не вперед, но вглубь, не вовне, но внутрь. Не длительный проект, но миг. Пока как такового Духа Утопии мы и не знаем. Мы даже называем его «Дух Утопии», хотя Утопия уже есть его поражение и гарантия несбыточности.

Ахиллес никогда не догонит черепаху, выстраивание утопий не решит проблемы «все еще нет» - лишь опыт соприкосновения с «уже да», с «Родиной» имеет значение. Именно в нем и сбывается то, что человечество пытается воплотить во всех своих утопиях. Это точка настоящего конца, потому что обретение ее лишает все остальное смысла, весь мир вокруг нас – конструкт по ее якобы «достижению». Революционной практикой должно стать именно обращение к этому корневому опыту - там мы найдем самих себя, там мы найдем Родину.

Бойтесь ошибки и не надейтесь!


Александр Бовдунов  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 
Рейтинг@Mail.ru
Экскаваторы; Печи