16 октября, вторник | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
Интервью | Аналитика | б.Украина | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
Нетривиальный взгляд на происходящие в Новороссии события всегда радует. Тем более, если это мнение неравнодушного и буквально вжившегося в ситуацию человека, который по своему духу русского, живя за тридевять земель от русского Донбасса принимает близко Коробов-Латынцев : Новороссия сейчас — самое важное место на Земле
Новороссия - самое важно место на Земле"
Интервьюировал Геннадий Дубовой Абдула: Если мы не поможем русским на Донбассе, то кто потом поможет нам?
Абдула: Афганистан и Донбасс"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Итак, свершилось очередноё «чёрное дело», совершённое либерально-капиталистическим глобалистским Западом во главе с США, которым уверенная, де-факто имперская, политика России, направленная на  формирование многополярного мира – как «кость в горле»! Ведь Международная Евразийская Спартакиада?
Без нейтральных флагов"
В редакцию портала «Евразия» поступило обращение народного движения «Олга Каракалпакстан» к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Обращение движения «Алга Каракалпакстан» к Президенту России
Что происходит в Узбекистане?!"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
На прошлой неделе в Министерстве Обороны прошла коллегия, на которой были подведены итоги выполнения майских указов Президента России. Признаться, изменения в армии и на флоте за пять лет произошли впечатляющие. Об этом можно судить даже не по тем цифрам, К вопросу о компетентности
Неразборчивая критика"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев Поэтесса Ревякина: Новым улицам – имена наших новых героев
Зачем Киеву проспект Макеейна?"
Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется Айо Бенес: Кризис на Украине углубляется
За перемогой - перемога"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
Свiдомий по-украински и свядомы по-белорусски означает сознательный. Этими терминами агрессивные этнократические меньшинства в Белоруссии и на Украине обозначают самих себя. В Интернет-блогосфере их окрестили, поэтому свядомитами и свидомитами. Чем белорусские свядомиты отличаются от украинских свидомитов
Западники и национализм"
Прибалты, особенно эстонцы, стали испытывать неприязнь к русским только лишь в позднесоветское время. После того, как территории нынешних Эстонии, Латвии и Литвы вошли в состав Российской империи, никто из русских мыслителей и литераторов не зафиксировал Почему прибалты невзлюбили русских
Мечта и утопия"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Карачаево-Черкесия - уроки противостояния ваххабитам
В большинстве случаев предлагаемые экстремистами методы оказались более доступными населению в материально-финансовом плане 6 сентября 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
В современных условиях религиозному экстремизму можно противостоять лишь совместными усилиями властей, духовного руководства и народа

На территорию современной Карачаево-Черкесии ислам проникает в ХVI-ХVII веках. Удаленность от основных исламских центров и отсутствие внешнего завоевания этих земель мусульманами способствовало устойчивому сохранению местных обычаев и привело к более широкому синтезу ислама и элементов культуры местных народов. При этом следует отметить, что социальная дифференциация среди адыгских народов была более значительна, нежели, например, в Чечне и Ингушетии. Уже в ХVIII веке на территории Карачаево-Черкесии господствовали феодальные отношения, а патриархально-общинный уклад сохранялся как пережиток. В итоге ислам выступил для адыгов не как альтернатива, а как дополнение, лишнее подтверждение правильности их народной этики и морали.

В начале 90-х годов, на волне общих трудностей в стране, проблемы в Карачаево-Черкесии обострились. Националистическое движение грозило расколоть республику на несколько этнических анклавов.

В Карачаево-Черкесии утвердилась ханифитская школа (мазхаб) суннитского богословия, который наиболее гибок и распространен в исламском мире. Это объясняется тем, что данный мазхаб больше всего лоялен по отношению к адату (обычному праву) и учитывает местные условия. Суфийские ордена на территории Карачаево-Черкесии не получили развития.

Распространение среди местных адыгских племен ислама способствовало ослаблению связей с Россией и усилению связей с Крымским ханством и Османской империей. Тем не менее, ислам распространялся достаточно долго и даже к началу XIX века у адыгов был еще крайне поверхностным явлением. Среди тюркоязычных карачаевцев и балкарцев ислам стал распространяться только в последней трети XVIII века.

Специфика местного ислама проявилась в период Кавказской войны XIX века, когда мусульманское духовенство призывало к джихаду против России, а перешедшие в ислам местные феодалы, недовольные жестоким давлением со стороны единоверцев-турок, были готовы сотрудничать с Россией. После окончания войны со стороны российской администрации наблюдалось скорее покровительство исламу, чем преследования. В частности, проводилась политика насаждения норм шариата, вместо адата.

При советской власти, после кратковременного периода сотрудничества с отдельными представителями мусульманского духовенства, стала последовательно проводиться атеистическая политика. Большая часть мечетей в Карачаево-Черкеском автономном округе была уничтожена. Атеистическая пропаганда, прекращение исламского образования и неизбежная вульгаризация ислама приводили к смешению национальных и религиозных чувств. Отказ от ислама стал расцениваться в обществе как отказ от своей национальной принадлежности, а отказ от обрядов - как отказ от национальных обычаев.

«Перестройка» привела к резкому росту количества религиозных объединений в республике. Все местные организации мусульман входят в структуру Духовного управления Мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья (ДУМКЧиС). Деятельность Духовного Управления финансируется за счет пожертвований и «фитр-садака» - ежемесячных взносов с мусульманских семей, которые собирают имам-хатыбы мечетей. В республике действует Карачаево-Черкесский Исламский институт имени имама Абу-Ханифа, открытый в Черкесске в 1992 году, который зарегистрирован в качестве религиозной организации.

В республике сформирована достаточно эффективная система взаимодействия власти с религиозными объединениями. Налажены тесные контакты между Управлением юстиции РФ по КЧР, Прокуратурой КЧР, правоохранительными органами, уполномоченным по связям с религиозными организациями, администрациями районов и городов республики. Религиозным организациям предоставлены льгот на потребление электроэнергии, оказывается и материальная помощь.

Тем не менее, между духовенством и властями республики нередко возникают трения по поводу расширения влияния ислама. Так, духовные лидеры настойчиво добиваются введения в учебных заведениях республики основ преподавания религии (прежде всего ислама) и материальной поддержки уже существующих мусульманских учебных заведений. Но власти крайне осторожно относятся к исламизации республики, подозревая, что она может стать катализатором межэтнической напряженности. ДУМКЧиС выражает обеспокоенность тем, что исламская литература, продающаяся в книжных магазинах республики, не проходит экспертизу мусульманских религиозных деятелей, поэтому в республику может проникать литература, пропагандирующая экстремизм.

Повышение религиозной активности населения привело в свое время и к появлению в республике радикального реформистского течения, настроенного оппозиционно по отношению к властям и традиционному духовенству.

Трудности, с которыми столкнулась республика, особенно рельефно проявились в межнациональных отношениях. Карачаево-Черкесия имеет самый сложный после Дагестана национальный состав на Северном Кавказе. В республике пять народов с наибольшей численностью населения считаются основными: русские, карачаевцы, черкесы, ногайцы и абазины. Национальный вопрос в республике крайне болезнен и имеет исторические корни: это и образование «тюрко-адыгской» автономии, «казачий вопрос» в КЧР, депортация карачаевского народа в 40-е годы XX века. и т. п.

В начале 90-х годов, на волне общих трудностей в стране, проблемы в Карачаево-Черкесии обострились. Националистическое движение грозило расколоть республику на несколько этнических анклавов, велика была угроза межэтнических столкновений. Появились силы, стремившиеся использовать религию в политических и экстремистских целях. На фоне усилившегося в обществе критического отношения к властям, повысилась восприимчивость к различным панацеям. Одной из них оказалась идея исламского государства, в котором господство шариата должно устранить все недостатки светских форм правления (коррупцию, преступность и т. п.).

Наибольшая активность исламских экстремистов была отмечена осенью 1991 года в связи с деятельностью Исламской партии возрождения. Попытка создания нового духовного центра Мусульман - «Имамата Карачая», независимого от ДУМСК, совпала с борьбой за выделение из состава КЧССР «Карачаевской Республики». Деятельность Исламской партии возрождения была тщательно продумана, организована и хорошо обеспечена материально из-за рубежа. Издавалась газета «Ислам-Нюрю» тиражом в 20000 экземпляров.

Публикации в этом издании наглядно свидетельствовали об истинных целях ревнителей ислама. Здесь открытым текстом звучал призыв к расколу республики, авторы открыто противопоставляли себя властям и официально действующему Духовному управлению. Часть экстремистов приняла участие в вооруженных столкновениях с федеральными силами в составе чеченских бандформирований. В период политического противостояния абазино-черкеской и карачаевской националистических группировок экстремисты активно склоняли их к развязыванию вооруженного конфликта ради достижения своих целей силовыми методами.

Несмотря на принятые меры, проблема религиозного экстремизма остается актуальной. Вероятность укрепления позиций ваххабизма в республике, как и в целом по Северному Кавказу, существует.

В этот период во многих районах республики: Малокарачаевском, Карачаевском, Усть-Джегутинском, Адыге-Хабльском, Прикубанском, Зеленчукском и в городе Карачаевске отчетливо прослеживается распространение идей радикального ислама (ваххабизма). Несмотря на то, что среди членов этого движения были лица большинства национальностей Карачаево-Черкесии, в основном это были карачаевцы. В деятельность экстремистских групп активно вовлекалась, прежде всего, молодежь из малообеспеченных семей. Около 70% членов ваххабитских групп составляли лица без определенного рода занятий, около 11% членов джамаатов имели судимость.

Необходимо отметить, что местные приверженцы радикального ислама формально заявляли о своей принадлежности к традиционному исламу, что не мешало им занимать гиперкритическую позицию по отношению к Духовному Управлению мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Радикальные группы действовали независимо от ДУМКЧиС, получая средства и литературу от различных зарубежных мусульманских благотворительных организаций.

На вооружение была взята идеология «пути спасшейся группы», в основе которой лежат представления о том, что современный мир - это аналог доисламского мира - «джахилиии», мира греха. При этом неверными признаются не только немусульманские режимы, но и практически все существующие мусульманские правительства, отступившие, по их мнению, от основ истинного ислама, а потому подлежащие уничтожению для обретения конечной цели - создания исламского государства.

В рамках этой идеологической схемы практиковалось нетерпимое отношение к лицам, не разделяющим убеждения этой группы, вплоть до силового воздействий на неверных, распространение информации, дискредитирующей государственные структуры и традиционный ислам. В проповедях акцентировалось внимание на единстве мусульман, необходимости введения шариатских законов в республике, подчеркивался неисламский характер Духовного Управления КЧР, как «прогнившей и коррумпированной структуры, которая дружит с властью и не заботится о бедных».

Активно был использован фактор «возрождения чистого ислама», который бытовал среди населения в это время. Для большинства простых мусульман, не разбирающихся в тонкостях религиозных вопросов, отличие заключалось лишь в способе реализации указанных принципов. Причем в большинстве случаев предлагаемые методы оказались более доступными населению в материально-финансовом плане, поскольку Духовное Управление брало плату за исполнение обрядов, в то время как «ваххабиты» открывали мечети на собственные деньги, а порой и просто обходились без них, одновременно занимаясь вопросами религиозного просвещения.

Поступление и распространение литературы, часть которой поступала из Саудовской Аравии и радикальных исламистских организаций, приводило к возникновению споров вокруг вопросов исламского культа (например, совершения намаза, чтения Корана по покойнику, маулюду и т. п.). Учитывая, что поведение членов этих групп зачастую отличала безаппеляционность, самоуверенность и несдержанность, эти споры часто приводили к конфликтам с другими мусульманами, часто - пожилого возраста.

Об основных направлениях деятельности членов джамаатов говорит документ, попавший в руки правоохранительных органов, в котором в частности упоминается о необходимости «поставить ультиматум преступным группировкам, взять под охрану коммерсантов, тех, которые ведут бизнес незаконно, и побудить к исламу и закяту (налогу) в пользу бедных, также к работе на пути Аллаха», похищение членов семей «у людей, которые едят народное имущество на должностях неверного государства, у людей, ненавидящих религию Аллаха в делах» и т. д.

В середине 90-х годов радикальные джамааты существовали практически во всех населенных пунктах Карачаево-Черкесии. Все члены джамаатов давали клятву верности. Смысл ее заключался в том, что в назначенный день и час они возьмут в руки оружие и подчинятся любому приказу, который поступит от амира. На судебном процессе весной 2002 года, на котором предстали религиозные экстремисты, вынашивавшие планы переворота в Карачаево-Черкесии, прозвучало обвинение в том, что «члены этих организаций ставили своей целью создание т. н. исламского государства на Северном Кавказе». По данным прокуратуры, большинство обвиняемых, пройдя обучение в лагерях в Чечне, затем были направлены домой для «ведения религиозной пропаганды и подготовки к участию в террористических действиях на Северном Кавказе».

25 апреля 2000 года Народным собранием КЧР был принят Закон КЧР «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР». Настоящий закон определяет правовые и организационные основы противодействия политическому и религиозному экстремизму в Карачаево-Черкесской республике, устанавливает систему государственных органов КЧР, осуществляющих борьбу с политическим и религиозным экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия экстремизму.

На совещаниях руководства республики посвященных исполнению данного закона подчеркивалось, что по данным правоохранительных органов в республике действуют около 300 активистов крайних религиозных течений. Среди них - представители разных национальностей. Они вовлекают в свои ряды молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, осуществляется финансовая поддержка из-за рубежа.

Несмотря на принятые меры, проблема религиозного экстремизма остается актуальной. Вероятность укрепления позиций ваххабизма в республике, как и в целом по Северному Кавказу, существует - она связана с целым комплексом взаимозависимых факторов.

Низкая эффективность противодействия религиозному экстремизму в прошлом во многом объясняется противоречивостью, а порой и противоположностью позиций: с одной стороны, тревога по поводу усиления ваххабизма в Карачаево-Черкесии, а с другой - стремление официальных властей республики уменьшить значение проблемы, - это порождает разрозненность усилий по борьбе с экстремизмом. Упор же на силовые действия против религиозных экстремистов создает нездоровый ореол вокруг ислама в целом.

Власти Карачаево-Черкесии с осторожностью подходят к усилению влияния ислама и мусульманского духовенства. Принимается во внимание и сложная этно-конфессиональная картина в республике (около половины населения не являются мусульманами), и сложные отношения между «исламскими» этносами республики, где в недавнем прошлом имели место попытки разыграть «исламскую карту» в решении межнациональных противоречий.


С. Е. Бережной  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru