21 октября, понедельник | evrazia.org |  Добавить в закладки |  Сделать стартовой
б.Украина | Интервью | Аналитика | Политика | Регионы | Тексты | Обзор СМИ | Геополитика | Кавказ | Сетевые войны
Абубакаров - воспитанник традиционного для Дагестана и Чечни ислама, последовательно и смело выступал против ваххабизма, изобличая его идеологию, практику Военные столкновения между ваххабитами и последователями суфизма
Российские власти прозевали ваххабизм"
Начавшийся в Чечне процесс шариатизации показал полную неподготовленность граждан и духовенства к этой ситуации - республике практически не было глубоко подготовленных шариатских судей Шариатское правление в Чечне и его последствия
Кавказ не готов к обустройству исламского государства"
Практические деяния ваххабитов, во всяком случае, тех, кто маскировался под ними, сопряжены многочисленными преступлениями против личности Исламский радикализм как фактор общественной угрозы
Ваххабизм был привит Кавказу мондиалистами"
Операция ВС Турции в сирийском Африне против курдских вооруженных формирований направлена на ослабление позиций США в Сирии, что в интересах как Москвы, так и Дамаска, заявил РИА Новости председатель турецкой партии "Родина" (Vatan) Догу Перинчек. Он расц Перинчек: Операция в Африне ослабляет позиции США в Сирии
Турция vs США или... ?"
Несмотря на чудовищно подрывную миссию так называемых «национал-демократов», наша русская, евразийская империя свободных народов найдёт место и для них Евразийство vs национал-демократия: кому действительно нужна Великая Россия?
«Нацдемы» не смогут остановить Империю"
Запад - внутри нас во всех смыслах, включая сознание, анализ, систему отношений, значений и ценностей. Нынешняя цивилизация еще не вполне русская, это не русский мир, это то, что еще только может стать русским миром Шестая колонна - главный экзистенциальный враг России
У России есть враг и пострашнее «пятой колонны»"
Поправки в Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи вступили в силу с 1 июня 2018 года. Об этом рассказывает Федеральное агентство новостей в статье «Связь по паспорту: с 1 июня анонимн Поправки ФЗ «О связи»: что кому грозит
Конец эпохи анонимных «симок»"
Цифровая платформа, позволяющая мелкому и среднему бизнесу Евразийского Экономического Союза быстро и с минимальными издержками продать свою продукцию за рубеж разрабатывается сегодня специалистами Пермского государственного университета (ПГНИУ). Группа р Цифровая платформа на базе Блокчейн
Многополярная альтернатива VeXA"
Америка на пути к распаду Америка на пути к распаду
СШа трещат по швам"
Сто лет расстрела: уврачевать раскол Сто лет расстрела: уврачевать раскол
Сверхидея: пространство и судьба"
Размышления о том, почему мы и дальше будем наслаждаться привычными кадровыми решениями президента Новое правительство б/у чиновников
Почему мы и дальше будем наслаждаться кадровыми решениями"
Перед грядущими президентскими выборами сторонники Владимира Путина вспоминают самые разные его заслуги. Политическая стабильность, экономический рост, международный авторитет и суверенная внешняя политика, возвращение Крыма и строительство Керченского мо Вертикаль власти – главная стройка Владимира Путина
Главная стройка Путина"
К глубокому сожалению, Греция захвачена глобалистами. В самом начале была надежда на то, что Ципрас и его правительство начнут действовать в интересах греческого большинства. Однако греческий экономический кризис оказался настолько глубок, что не сложными Европейские реалии: Греция захвачена глобалистами
Афины на пороге позора"
«Мы показали, что в мире больше нет одного хозяина, который вправе распоряжаться судьбами народов только по собственному произволу» Признание, окончательно и бесповоротно
Россия спасла от геноцида осетин и абхазов"
Неоевразийство — политическая философия, наследующая классическому евразийству и русской консервативной мысли. Классическое евразийство возникло в среде русской эмиграции, размышлявшей о причинах краха русской культуры и гибели государства. Неоевразийство Неоевразийство как ценностная система
И снова об идеях..."
Евразийский меридиан должен быть не столько границей между Европой и Азией, сколько границей между Западом и Востоком, между западными и восточными культурами и цивилизациями Время Евразийского меридиана
Россия в праве ввести очень перспективный бренд"
Мифы, мечта и постмодерн Мифы, мечта и постмодерн
Архетипы и Голливуд"
«Пулемёт Максим» - это словосочетание для человека неискушенного давно стало устойчивым. Ну не РПК же, ПКМ, Печенег и тд или хотя бы ППШ вспоминает обыватель, когда слышит слово «пулемёт»! Только «Максим» - эта ассоциация железобетонная и обжалованию не п «Максим» - человек и пулемет: 130 лет в России
8 марта и пулемёт Максим"
Если Франция не хочет хранить свою традицию, она получит чужую, выстроенную на обломках христианской цивилизации Пожар умирающей Европы
По ком струится чёрный дым?"
Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот! Россия, Комсомол, Профсоюз, Традиция… и нету других забот!
Ради будущего"
Три «В» российской системы воспитания Три «В» российской системы воспитания
Без идеи мы потеряем всё"
...Прежде всего в себе нужно разбудить Мефистофеля, язычество, стихии - огонь, землю, воду, ветер... Бред здорового воображения
Интервью с Ником Рок-н-Роллом (Николаем"
Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси Грузия с Россией: новая молодежная сила готовится менять вектор Тбилиси
Куда повернет Грузия?"
«К сожалению, Сербия находилась многие годы в режиме либеральной глобалистской оккупации и внешнего управления и там, несмотря на присутствие братского, самого близкого нам народа – сербов, - православного народа, который выходит с нами из единых культурн Коровин: Сербы заявляют свою волю
Сербы и постчеловечество"
На арене Беня На арене Беня
Встречайте нового президента бывшей Украины!"
Как украинский криминал сращивается с властью, влияет на политику и управляет государством Украина криминальная: кровавый экспорт за пределы и схватка за власть
Украниский криминал во власти"
Разделяй и властвуй принцип управления и поглощения весьма известный еще в дремучем средневековье, и такой подход применяют по отношении к Православной Церкви. Но кто заказчик? Откуда растут ноги украинской «автокефалии»? Откуда растут ноги украинской автокефалии?
При Ватиканском обкоме..."
Новый путь России Новый путь России
Исторические возможности за пределами Путина"
Палестина: современность Палестина: современность
Решение - 50/50"
Победа над спарринг-партнёром вскружила голову мечтателям о господстве над миром и серьёзно притупила бдительность. Они всерьёз решили, что «враг» повержен, и можно более не напрягаться. Была даже популярна мысль о «Конце истории». Как результат – ряд рок Глобальные косяки глобального Запада
Запад и Беларусь"
 АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ

Андрей Езеров: Консерватизм для старообрядцев свойственен по определению
«Сейчас нас снова пытаются превратить в «голландцев». Мы просто не смогли бы самореализоваться в таких условиях, в такой огромной, абсурдной и нелепой «Голландии» 15 августа 2011, 09:00
Версия для печати
Добавить в закладки
Духовное присутствие Русской Православной Старообрядческой Церкви в России и в остальном мире не всегда зримо, тем не менее оно есть и очень на многом сказывается

Подавляющее большинство русских и остальных граждан России мало что знает о старообрядцах, причем нередко их сведения о старообрядчестве ограничиваются почерпанными из книг Дмитрия Мережковского и Алексея Толстого. В лучшем случае для обыкновенного человека старообрядчество - таинственная и закрытая общность людей с совершенно отдельной исторической памятью, чрезвычайно твердой убежденностью и своим укладом жизни. В худшем старообрядцы представляются заурядными «сектантами» - в негативном смысле этого термина. В предлагаемом интервью старообрядец Андрей Езеров разъясняет если не все, то по крайней мере основные вопросы, связанные со старообрядческой верой.

«Мир все больше впадает в апостасию - отступление от Церкви, и Церковь все более сжимается».

От редакции портала «Евразия»: Езеров (Озеров) Андрей Викторович родился 14 февраля 1966 года в Москве (Фили). С 1 по 10 класс учился в одной из средних школ города Москвы. В 1983-84 годах работал типографским рабочим. С 1984 по 1986 служил в войсках ПВО. С 1986 по 1989 учился в МГПИ им. Ленина (ныне – МГПУ) на факультете «Русский язык - литература». В 1989 некоторое время работал сторожем в храме св. Бориса и Глеба (Зюзино), а затем около полугода проработал разнорабочим в монастыре Оптина Пустынь (Калужская область).

На рубеже 88-89 годов стал молиться «по-старому». На введение (декабрь 1988) впервые побывал на Рогожском кладбище. Осенью 1989 года – окончательный переход на Старый обряд и в единоверие в с. Михайловкая слобода (Подмосковье). На Покров (1989) там же был трехпогружательно крещен в пруду. С тех пор проживал в разных местах, в основном в Подмосковье и Нижнем Новгороде, ставшем для него «второй Родиной». На протяжении 1995 года уже фактически не состоял в молитвенном общении с Московской Патриархией. Осенью того же года после возвращения в Москву – фактически прихожанин Покровского кафедрального собора (Рогожский пос.) без, однако, официального перехода в Русскую Православную Старообрядческую Церковь (РПСЦ).

В 1996-97 годах почти постоянно проживал в г. Ржеве (Тверская обл.) при общине местного Покровского старообрядческого прихода. В разное время работал сторожем, на пилораме, преподавал в ПТУ и т. д. Летом 1996 в Ржеве отрекся от никонианства, Успенским постом принят в общение с РПСЦ. С осени 1998 - письмоводитель (секретарь) Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. Участник Освященных соборов 1998 и 1999 годов. Ведущий программы «Посолонь».

- Андрей Викторович, если такое возможно, расскажите коротко, что представляет собой Старообрядческая Церковь и чем она отличается, от других христианских конфессий?

- Прямо скажу, что мы считаем себя единственной православной и христианской Церковью на земле. То есть, все остальные семь тысяч христианских конфессий мы считаем, мягко говоря, не вполне христианскими.

Конечно, сейчас, после гонений и всего того, что было в XVII веке, наша Церковь сжалась, умалилась. Причина этому – апостасия, или, есть такой русский эквивалент этого понятия – замирщение, процесс всемерного и всеобщего отступления от Церкви. Мир все больше впадает в апостасию, в это отступление, и Церковь все более сжимается. Сейчас у нас действует не более трехсот приходов. Есть еще не зарегистрированные приходы, молельные дома, куда 20-30 человек ходит. Помолятся в праздник большой, да и разойдутся.

- Почему Церковь разделилась на старообрядцев и новообоядцев, так называемых никониян? [1] Что стало причиной церковного раскола?

- Церковный раскол стал последствием реформ патриарха Никона в XVII веке, который ввел новый обряд вместо существовавшего до тех пор. Это-то и стало фатальной ошибкой, повлекшей за собой раскол русской Церкви на сторонников патриарха Никона с его нововведениями, и на его противников, приверженцев старого, изначального обряда. Борьба патриарха Никона со сторонниками старого обряда носила жестокий, несдержанный и грубо насильственный характер. Но реформы Никона стали лишь прелюдией к действительно страшному событию – собору 1666 года, который стал первым шагом к переходу Руси от православной модели к светской империи, православие которой стало лишь номинальным.

Дальнейшие события были совершенно ужасными. Греческие патриархи, окружавшие Никона и почувствовавшие себя хозяевами после его реформ, подвергли проклятию весь период Святой Руси, отвергнув статус Москвы как Третьего Рима, поставив вне церковного общения всех сторонников «древлей веры». Вместо старых обрядов был канонизирован квазиангликанский суррогат, агрессивно отвергающий все то, что составляло уникальность и высшую чистоту религиозных основ Святой Руси. Сам Никон, допустивший эту страшную роковую ошибку и впоследствии раскаявшийся за свои необдуманные деяния, в итоге пострадал не меньше других. Однако все это несравнимо с теми страданиями, которые пришлось пережить всему русскому народу на протяжении последующих столетий гонений и истребления старой, изначальной русской Веры.

- Где сейчас действуют старообрядческие епархии?

- Практически по всему миру. У нас есть даже приходы в Австралии, но основная епархия, естественно, Московская, глава которой владыка Митрополит Корнилий. Он одновременно и церковный первоиерарх – первый среди епископов, – и глава Московской епархии. Помимо этого есть Донская и Кавказская, Киевская и всея Украины, Кишиневская и всея Молдавии и Приднестровья, Казанско-Вятская, Костромская и Ярославская, Новосибирская и всея Сибири, Дальневосточная, Уральская и Санкт-Петербурская и Тверская.

Митрополия Московская и всея Руси находится в Рогожском поселке в Москве, где наиболее значительный приход. Но и во многих других местах есть большой потенциал – где до недавнего времени было всего несколько старообрядцев – теперь уже десятки людей. Хотя есть и постепенно угасающие приходы.

- Каковы отношения у старообрядцев с властями?

- Мы не пытаемся задобрить мирскую власть, но и не ищем с ней конфронтации Мы также не пытаемся быть полугосударственной Церковью, полугосударственным исповеданием, и не ищем нарочитой оппозиции, не противопоставляем себя властным структурам. Естественно, мы патриоты своей Родины, и с этой точки зрения, конечно, тяжело переживаем все, что с ней происходит, но понимаем, что внешних сил Церкви недостаточно, чтобы серьезно повлиять на обстановку. Но духовное присутствие нашей Церкви в мире, и в России особенно может быть и не всегда зримо, заметно, но, тем не менее, оно есть, и очень на многом сказывается.

- Есть ли у никониян что-то положительное, что можно было бы взять за основу поиска компромиссов, умиротворения, или все так однозначно непримиримо?

- Во-первых, среди никониан всегда были люди, симпатизирующие старообрядчеству, и в прошлом веке, и в нынешнее время. Даже среди никониянского духовенства есть такие люди. Например, знаменитый архиепископ Андрей, князь Ухтомский, один из самых ярких никониянских архиереев начала века. Кстати, он был национал-революционером, сочувствовал эсерам, даже был с ними связан. Так вот, он, в конце концов, сначала пришел к «беглым» [2], в 1924 году, а затем, в 1932 году, как он считал, формально присоединился к нашей Церкви. Но вскоре после присоединения был арестован, и в нашей Церкви как архиерей фактически не действовал. Расстрелян он был в1937 году в Ярославском политизоляторе. Он был настоящим христианским социалистом, очень убежденным, последовательным, даже считал, что Ленин, якобы, весь социализм вычитал у Аксакова. Это наш, русский, Шарль Пеги или, если угодно, Ламенне.

Среди никониян присутствует некоторый процент людей, которые на интуитивном уровне приближаются если и не к истинному православию, то, по крайней мере, к исконному православию. Но есть такое понятие – христиане без Христа. Точно таким образом можно выразиться в отношении никониан – древлеправославные без древлеправославия.

- Можно несколько слов о патриархе Никоне, малоизвестных широкому кругу новшествах, которые он ввел? И каковы у него были для этого предпосылки?

- В основном нововведения вылились в книжную справу, но каковы предпосылки… Патриарх Никон – это яркий пример «православного» папизма. Он сравнивал архиерея с солнцем, а царя с луной, считал, что первенство даже в мирских делах решительно должно принадлежать патриархам. По крайней мере, он это идеологически обосновывал, что патриарх должен вмешиваться во все вообще. С другой стороны, тот кромешный цезарепапизм, подавление всякой церковности, которое мы видели в романовской России, даже в рамках господствующего исповедания, ее вытеснение на периферию общественной жизни – эти тенденции нашли свое воплощение в тех силах, которые и спровоцировали раскол.

То есть для никониянцев книжная справа была не столь важна. Важен был повод. Поводы были найдены. И все это лишь для того, чтобы решить несколько задач, одна из которых – Россия становится геополитическим союзником Австрийской империи, которая победила в тридцатилетней войне, главной войне XVII века, и Запада вообще, это во-первых. Во-вторых, развитие России переходит с оригинальных и самобытный путей на западный путь, то есть она становится западной державой, хотя и немного своеобразной. В-третьих, произошло порабощение русского народа, ведь окончательно русский народ был закрепощен только при Алексее Михайловиче, это практически совпало с соборным уложением 1649 года.

«Старообрядчество ни разу не помышляло о тотальной, глобальной революции. Либо это были какие-то стихийные волнения, вроде "хованщины", либо региональные, пусть, порой и значительные восстания»

И вот что интересно: когда в западной Европе процветало крепостное право, русский крестьянин был свободен, то есть его закрепощение – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», – началось в конце правления Ивана Грозного, а закончилось только в XVIII веке. Ну а основной переломный момент – это как раз середина XVII века, период церковного раскола.

Конечно, революция была безбожным, тотальным уничтожением новообрядцев и старообрядцев, и это была борьба против всякой церковности, которая успешно продолжалась во времена воинствующего атеизма, и конечно, это никак нельзя оправдать. Но вот другая сторона медали – это было расплатой, это было закономерным крушением той самой антитрадиционной светской империи, которая была воздвигнута на руинах Святой Руси.

- А как вы оцениваете роль русских сект, таких, как хлысты, скопцы, бегуны?

- Естественно, для нас они – еретики. Бегуны – это старообрядческое согласие [3], основанное знаменитым иноком-изографом Ефимием, очень, конечно, своеобразное, самобытное согласие, в каких-то смыслах нетрадиционное, хотя некоторые глубинные пласты русского национального характера были им затронуты тоньше. Согласие очень интересное хотя бы потому, что его даже нельзя назвать беспоповским – они, точнее, часть из них, как протестанты, учинили свою иерархию: у них был «патриарх», так называемый «преимущий», «епископы» и «пастыри» – это у статейников, иерархитов. Бегуны делились на статейников и безстатейников. Так вот, безстатейники были беспоповцами, а статейники – поповцами.

Что касается христововеров (хлыстов), харизматических русских сект конца XIX века, то у нас к ним отношение однозначно отрицательное, потому что это разрушение православной догматики, это восстание на Христа, духовное, догматическое и каноническое. И, естественно, мы не можем положительно относиться ко всему этому, тем более, что хлысты очень часто относились крайне враждебно к старообрядцам.

Например, знаменитый гонитель старообрядцев архиепископ Нижегородский Питирим, который разгромил Керженец при Петре I в начале XVIII века, и при котором был казнен новомученик дьякон Александр Керженский, – так вот этот Питирим, лютый гонитель старообрядчества, был тайным хлыстом. И это не случайность. Почему? Потому что хлысты, как правило, были лояльны к никонианству, они были внутри него, они скрывали свои убеждения и внешне якобы являлись никонианами. Но на самом деле у них были тайные радения, свои корабли, но это было тщательно законспирировано.

В роли гонимых нередко оказывались и сектанты и старообрядцы, и, может быть, это на психологическом уровне их сближало. Но не с хлыстами, хлысты довольно редко были гонимы, гонения на них, как правило, носили локальный характер. Кто-то там засыпался, ну и пошли аресты, а если же этого не было, они прекрасно жили внутри никонианства, многие их них были настоятелями монастырей, архиереями, являясь при этом тайными хлыстами.

- Откуда вообще возникло русское сектанство?

- Сектантство, как, кстати, и революционное движение конца XIX начала XX веков – возникло как раз в рамках официальной церкви. И это тоже не случайно. Ведь Николай Чернышевский и родственные ему авторы были просто поповичи, я уж не говорю про семинаристов. И это естественно, это ответ, понятно, что люди не могут жить в системе тотальной лжи, и рано или поздно начинают против этого протестовать. Но протест имеет лишь отдельную ценность, а не абсолютную, это никак не самоцель.

- Какой Вы видите роль Пугачева, его движение как-нибудь повлияло на Старую Веру?

- Пугачев к старообрядцам относился лучше, чем к никонианам, так что там история более сложная. Хотя бывали случаи, что и старообрядцы от него страдали – в основном это были разоренные купцы, – но в принципе никонинианин (в отличие от Игната Некрасова) Емельян Пугачев к нашей Церкви был лоялен. Как, кстати, и Павел I. Так что если взять каких-то выдающихся людей, бросивших вызов системе, то, конечно, в первую очередь это консервативные революционеры, в том числе и такой государственный деятель, как Павел I, и такой как Пугачев, деятель, на первый взгляд, антигосударственный. Не случайно такой видный теоретик монархизма как Иван Солонович считал пугачевщину народно-монархическим явлением.

В русской истории все не так однозначно, как представляется, но, тем не менее, все-таки старообрядчество в конечном итоге проиграло, не смотря даже на таких симпатизантов, как Павел I. Он даже выдал грамоту Иргизским монастырям, в которой молил своих преемников не закрывать их, но Николай Павлович, его сын, разгромил эти самые монастыри и попрал эту грамоту собственноножно.

Однако, не смотря на все это, старообрядчество ни разу не помышляло о тотальной, глобальной революции. Либо это были какие-то стихийные волнения, вроде «хованщины», либо региональные, пусть, порой и значительные восстания, вроде Булавинского. Сугубо старообрядческих выступлений не было. Пугачевский бунт отнюдь нельзя считать старообрядческим.

- Каковы Ваши личные взгляды на то, что сейчас происходит вокруг Церкви, в политике?

- Традиция - это не нечто косное, омертвелое. Наоборот, традиция – это народное бытие, абсолютно живое, животворящее. Можно сказать, это и есть просто жизнь. А вот если попытаться нас сделать большой Голландией, превратить русских в голландцев, – как об этом мечтал Петр I, и даже по этому поводу целый год пропьянствовал с голландскими матросами, научаясь, так сказать, уму-разуму - то понятно, что ничего путного из такой инициативы не выйдет.

И вот сейчас нас снова пытаются превратить в «голландцев». Естественно, я считаю, что это не имеет отношения к жизни, может быть для голландцев это и жизнь – хотя даже и в этом я сомневаюсь – но для нас это точно не жизнь. Это просто небытие для нас, в самом буквальном смысле – и в общегосударственном, и в общенациональном смысле и даже в личном для многих людей. Мы просто не смогли бы самореализоваться в таких условиях, в такой огромной, абсурдной и нелепой «Голландии».

Что же касается нас, то я надеюсь, что старообрядчество само по себе консервативно, само по себе традиционно. Чем старообрядчество отличается от никонианства, так это тем, что оно более традиционно, аутентично. Так что традиционализм, консерватизм для старообрядцев свойственен по определению, и даже если они считают, что они и не таковы, то в действительности где-то там, по ту сторону добра и зла они все равно являются таковыми.

* * *

[1] Никониянами старообрядцы называют сторонников реформ Патриарха Никона середины XVII века, преемницей которых является нынешняя РПЦ МП.

[2] Беглыми в старообрядчестве называют сторонников Беглопоповской (Новозыбковской) иерархии.

[3] Сами старообрядцы согласие называют часто упованием. Например, спрашивают: – Ты какого упования? – Я, значит, старопоморского, то есть, федосеевского, а ты какого? – А я, дескать, лужковского, а ты какого? – А я, мол, Белокриницкой иерархии.


Беседовала Наталья Макеева  
Комментарии:
Оставить комментарий (2)
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать? (Осталось символов: )
система комментирования CACKLE
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Валерий Коровин Геополитика и предчувствие войны Удар по России издательство Питер

Валерий Коровин. Имперский разговор

Александр Дугин. Русская война

Валерий Коровин. Россия на пути к Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Валерий Коровин. Накануне Империи

Александр Дугин. Новая формула Путина

Валерий Коровин. Конец проекта "Украина"

Александр Дугин. Украина. Моя война

Валерий Коровин третья мировая сетевая война

Информационное агентство Новороссия

А. Дугин. Четвёртый путь

А. Дугин. Ноомахия. Войны ума

Валерий Коровин. Удар по России

Неистовый гуманизм барона Унгерна

А. Дугин. Теория многополярного мира


Свидетельство о регистрации СМИ "Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org"
Эл № ФС 77-32518 от 18 июля 2008 года. Свидетельство выдано "Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций".
 


Рейтинг@Mail.ru